Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Организация безопасного выполнения работ





Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Общие положения............................................................................................ 4

II. Организация безопасного выполнения работ............................................. 13

III. Меры электробезопасности при производстве путевых работ................. 19

IV. Обеспечение электробезопасности при сплошной смене рельсов на участках переменного тока с усиливающим и экранирующим (обратным) проводами в месте установки дроссель-трансформатора, к которому подключено рабочее заземление............................................................................................................................ 31

V. Смена стрелочных переводов с применением дрезин................................ 33

VI. Смена стрелочных переводов с применением путеукладочного или стрелового крана со снятием напряжения с контактной сети............................................. 36

VII. Меры электробезопасности при работе специального подвижного состава 39

VIII. Меры электробезопасности при производстве работ с подъемными сооружениями.................................................................................................. 44

IX. Особенности приема и отправления поездов и следования негабаритных грузов на электрифицированных линиях.................................................................... 48

X. Работы на подвижном составе на электрифицированных линиях и в местах пересечения железнодорожных путей с воздушными линиями электропередачи 49

XI. Пересечение воздушных линий электропередачи с железнодорожными путями ОАО «РЖД»...................................................................................................... 50

XII. Электробезопасность при ремонте обделки двухпутного тоннеля на электрифицированных железнодорожных путях с закрытием одного из путей............................................................................................................................ 51

XIII. Меры электробезопасности при работе на участке кабелеукладчика на железнодорожном ходу............................................................................... 52

XIV. Порядок обеспечения электробезопасности при восстановительных работах на электрифицированных железнодорожных путях............................................ 53

XV. Порядок взаимодействия между работниками дистанции электроснабжения, электромонтажных поездов, строительно-монтажных поездов при производстве работ на контактной сети и воздушных линиях электропередачи, тяговых и трансформаторных подстанциях..................................................................... 57

XVI. Организация работ на контактной сети, ВЛ, КЛ.................................... 61

XVII. Организация работ командированным персоналом ЭМП на тяговых и трансформаторных подстанциях..................................................................... 68

XVIII. Меры электробезопасности при тушении пожара............................... 70

Приложение № 1. Перечень работников ОАО «РЖД», которые обязаны знать Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи............. 72

Приложение № 2. Меры оказания помощи пострадавшим в аварийной ситуации............................................................................................................................ 74

Приложение № 3. Форма бланков «Разрешение на производство работ» и «Уведомление об окончании работ»................................................................ 83

Приложение № 4. Перечень путевых работ, производство которых необходимо согласовывать с руководством дистанции электроснабжения или района контактной сети..................................................................................................................... 84

Приложение № 5. Перечень путевых машин, при работе которых требуется снятие напряжения с контактной сети и других проводов и их заземление.............. 85

Приложение № 6. Перечень путевых машин, при работе которых не требуется снятия напряжения с контактной сети.......................................................................... 86

Приложение № 7. Допускаемая высота подъема фермы укладочного крана в зависимости от фактической высоты подвески контактного провода......... 87

Приложение № 8. Акт-допуск для производства работ по реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению в электроустановках на территории структурных подразделений ОАО «РЖД»................................. 88


I. Общие положения

1.1. Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи (далее – Правила) устанавливают порядок взаимодействия между работниками подразделений ОАО «РЖД», технические требования к устройствам с целью обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и обязательны для выполнения всеми работниками ОАО «РЖД» при производстве работ на устройствах и сооружениях контактной сети и линий электропередачи, воздушных линий связи, проводов линии «два провода – рельс», волноводов, усиливающих, питающих и отсасывающих линий тяговой сети и связанных с ними устройств (далее – контактная сеть, воздушные линии (ВЛ) и связанные с ними устройства).

Правила разработаны в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н (далее – ПОТЭУ), Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки электрифицированных железных дорог ОАО «РЖД», утвержденными ОАО «РЖД» 16 декабря 2010 г. № 103 (далее – Правила 103), Инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети, утвержденной ОАО «РЖД» 16 декабря 2010 г. № 104 (далее – Инструкция 104); равилами устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, утвержденными МПС России 11 декабря 2001 г. № ЦЭ-868 (далее – Правила ЦЭ 868); Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по ремонту устройств контактной сети и воздушных линий на железных дорогах, утвержденной МПС России 28 августа 2001 г. № ЦЭ-852 (далее – Инструкция ЦЭ 852), Инструкцией по ограждению изолирующих съемных вышек при производстве работ на контактной сети железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной ОАО «РЖД» 18 марта 2010 г. № 4579 (далее – Инструкция 4579).

Каждый работник ОАО «РЖД» в случае обнаружения нарушений Правил или неисправностей устройств контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств, представляющих опасность для людей или движения поездов, обязан принять все возможные, указанные в Правилах меры, и немедленно сообщить об этом непосредственному начальнику или энергодиспетчеру.

1.2. В Правилах применяются следующие основные термины и сокращения:

АТП – автотрансформаторный пункт питания контактной сети на участках 2×25 кВ.

Воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) – сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел). Изолирующее сопряжение выполняется так, что при проходе токоприемника электроподвижного состава сопрягаемые участки электрически соединяются.

ВЛ (КЛ) воздушная (кабельная) линия электропередачи, включая отпайки.

Волновод – провод, подвешенный по опорам контактной сети или по самостоятельным опорам для обеспечения двусторонней радиосвязи машинистов локомотивов, водителей дрезин, машинистов самоходных путевых машин, мотовозов, автомотрис с дежурными по железнодорожным станциям и диспетчерами поездными.

ДПР – воздушная линия продольного электроснабжения (два провода – рельс) на участках контактной сети переменного тока.

Дроссель-трансформатор (ДТ) – индуктивная катушка из двух полуобмоток значительного реактивного и малого активного сопротивлений, включаемая в тяговую рельсовую сеть на электрифицированных участках для пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков; одновременно является трансформатором рельсовой цепи (питающим или релейным).

ЕДЦУ – единый дорожный центр управления.

Заземляющий проводник (заземление опоры) – проводник, осуществляющий металлическую связь между заземляемой конструкцией и контуром заземления (рельсом).

Защитное заземление – заземление частей электроустановки с целью обеспечения электробезопасности.

Знаки безопасности труда – знаки, предназначенные для пре­дупреждения работающих о возможной опасности, о необходимости применения соответствующих средств защиты, а также разрешающие или запрещающие определенные действия работающих.

Изолирующий стык (ИС) – стыковое соединение рельсов железнодорожного пути, электрически изолирующее их друг от друга.

Контактная сеть – совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава. Контактная сеть над одним путем – контактная подвеска.

КТП комплектная трансформаторная подстанция.

Наведенное напряжение – напряжение выше 25 В, возникающее вследствие электромагнитного влияния на отключенных проводах и оборудовании, расположенных в зоне наведенного напряжения.

Нейтральная вставка – участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими сопряжениями) или секционными изоляторами специального изготовления, на котором нормально отсутствует напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что при прохождении токоприемников электроподвижного состава обеспечивается электрическая изоляция сопрягаемых участков.

Отсасывающая линия (один из видов рабочего заземления) – провода, присоединяемые к средним точкам дроссель-трансформаторов, обеспечивающие возвращение тягового тока из рельсов на тяговую подстанцию.

ПГП пункт группировки переключателей контактной сети.

Первая помощь – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего.

Персонал неэлектротехнический – производственный персонал, не попадающий под определение «электротехнического», «электротехнологического» персонала.

Персонал электротехнический – административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок.

Персонал электротехнологический – персонал, у которого в управляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия, например, электросварка, персонал, использующий в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники, машинисты автомотрис, мотовозов, дрезин и другие работники, для которых должностной инструкцией установлено знание Правил.

ППП – пункт подготовки к рейсу пассажирских поездов.

ППР – проект производства работ.

ППС – пункт параллельного соединения контактных подвесок.

ПС пост секционирования контактной сети.

ПУЭ – Правила устройства электроустановок.

ПЭ – продольное электроснабжение (ВЛ ПЭ).

Рабочее заземление – заземление какой-либо точки токоведущих частей электроустановки, необходимое для обеспечения работы электроустановки.

К рабочим заземлениям относятся: отсасывающие линии тяговых подстанций постоянного и переменного тока и заземление (отсос) АТП на участках 2×25 кВ; на участках переменного тока – заземляющие провода ПС, ППС, ПГП, ППП, а также КТП, питаемые от системы ДПР; соединения с рельсами групповых заземлений опор и обратных проводов. На участках постоянного тока – заземляющие провода защитного заземления ПС, ППС, ППП, подключаемые к рельсовой цепи, относятся также к рабочему заземлению.

Производитель (руководитель) работ – ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах.

СМО – строительно-монтажная организация.

Специальный заземлитель – забитая в грунт на глубину не менее 1,0 м стальная труба диаметром не менее 50 мм или угловая сталь размером не менее 50×50 мм длиной не менее 1,0 м с болтовым зажимом диаметром не менее 10 мм для присоединения заземляющего проводника.

Специальный железнодорожный подвижной состав – железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также транспортные несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожные строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, в том числе специальные вагоны грузового и пассажирского типа.

Специальный самоходный подвижной состав (ССПС) – мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме.

Специальный несамоходный подвижной состав – железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта, включаемый в хозяйственные поезда.

СЦБ –сигнализация, централизация и блокировка.

Тяговая рельсовая сеть – электрическая непрерывная цепь обратных токов тягового электроснабжения, представляющая собой систему электрически объединенных (последовательно и параллельно) ходовых рельсов электрифицированных путей.

Электрическая безопасность – система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (контактная сеть, подвешенные по опорам контактной сети провода ВЛ 6, 10, 35 кВ, провода системы ДПР, ВЛ напряжением до 1 кВ; ВЛ 6, 10 кВ, подвешенные на самостоятельных опорах, тяговые и трансформаторные подстанции, ПС, ППС, АТП, ППП, ПГП, КТП).

Фронт путевых работ – участок отключенной контактной сети, длина которого состоит из ремонтируемого участка пути и длины путеразборочного и путеукладочного поездов с учетом места их установки для приведения в рабочее положение.

ЭПС –электроподвижной состав.

1.3. На вновь электрифицируемых железнодорожных путях ОАО «РЖД» контактная сеть, ВЛ на опорах контактной сети и на самостоятельных опорах и связанные с ними устройства считаются находящимися под напряжением с момента, указанного в письменном извещении, рассылаемом за 10 дней до подачи напряжения заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению) руководителям подразделений железных дорог ОАО «РЖД», которые организуют проведение внепланового инструктажа подчиненным работникам с оформлением в журнале инструктажа.

1.4. Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению), а при его отсутствии первый заместитель начальника железной дороги до подачи напряжения в контактную сеть и ВЛ обязаны в границах электрифицированного участка обеспечить:

а) изучение Правил и проверку знаний их всеми причастными работниками ОАО «РЖД», а также проведение необходимого инструктажа в объеме согласно приложению № 1;

б) подготовку диспетчеров поездных и других работников, связанных с обслуживанием устройств электрической тяги, к работе в условиях электрифицированных железнодорожных путей ОАО «РЖД»;

в) оповещение населения по имеющейся громкоговорящей связи о сроке подачи напряжения в контактную сеть, а также вывешивание в населенных пунктах в общедоступных местах (перронах, посадочных площадках, переездах) и производственных помещениях плакатов и объявлений, предупреждающих об опасности приближения к устройствам контактной сети и ВЛ, находящимся под напряжением;

г) уведомление работников причастных подразделений ОАО «РЖД» о сроке подачи напряжения в контактную сеть.

1.5. Организация обучения работников и проверка знаний Правил возлагаются на руководителей подразделений ОАО «РЖД» и производятся в соответствии со стандартом ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения», утверждённым распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2015 г. № 3081р.

Проверка знаний Правил производится при назначении на должность, а также периодически при сдаче экзаменов по охране труда. Перечень работников подразделений с указанием должностей, которые обязаны знать Правила, дан в приложении № 1. Руководители подразделений ОАО «РЖД» обеспечивают постоянный контроль за обучением и проверкой знаний Правил работниками подразделений.

1.6. Работники подразделений ОАО «РЖД», которые по роду своей деятельности могут временно находиться на электрифицированных железнодорожных путях ОАО «РЖД» (в порядке разового поручения), например, лица, сопровождающие в недействующем (холодном) состоянии локомотивы, путевые и другие машины на железнодорожном ходу, а также перевозимые на железнодорожном подвижном составе и т. п., должны пройти целевой инструктаж с оформлением в журнале инструктажа по месту постоянной работы о соблюдении требований электробезопасности и Правил по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2012 г. № 2665р.

Работники ОАО «РЖД», командируемые для временной работы, например, для выполнения путевых, строительных и других работ, по прибытии в подразделение проходят целевой инструктаж по электробезопасности с оформлением в журнале инструктажа с учетом особенностей выполнения работ в месте командировки. Содержание инструктажа определяется инструктирующим лицом в зависимости от характера и сложности работы.

1.7. На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицированными железнодорожными путями, должны быть установлены предохранительные щиты для ограждения частей контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением. Щиты могут устанавливаться вертикально и горизонтально. Щиты должны иметь высоту 2 м и выступать по ширине не менее чем на 1 м в каждую сторону от находящихся под напряжением частей. Щиты должны быть металлическими с сеткой в верхней части с размером ячеек не более 2×2 см.

Предохранительные щиты на лестницах пешеходных мостов устанавливаются, когда расстояние от лестницы до находящихся под напряжением частей контактной сети менее 2 м.

В местах прохода над пешеходными мостами питающих и отсасывающих линий контактной сети и воздушных линий сверху на мостах устанавливаются сплошные ограждения, верхняя часть которых должна быть полностью или частично металлической. На каждом предохранительном щите дистанцией электроснабжения должен быть укреплен предупреждающий знак безопасности «Осторожно электрическое напряжение» (рисунок 1) в соответствии с Инструкцией по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 261. Работниками подразделений ОАО «РЖД» этот знак безопасности устанавливается или наносится несмываемой черной краской трафаретом также на опорах контактной сети и ВЛ в общедоступных местах, на верхних частях путевых машин, дрезин, автомотрис и локомотивов.

Осмотр и необходимый ремонт предохранительных щитов во время эксплуатации производится дистанциями электроснабжения.

1.8. Демонтаж и восстановление заземлений при смене рельсов и других работах выполняются специально проинструктированными представителем дистанции электроснабжения и под его наблюдением работниками дистанции пути (путевой машинной станции), а заземлений напольных устройств СЦБ – под наблюдением электромеханика дистанции СЦБ.


Рисунок 1 – Знак безопасности труда «Осторожно электрическое напряжение»
(фон желтый, кайма и стрела черные)

Представитель дистанции электроснабжения при проведении инструктажа исполнителя на месте работ должен указать, что заземление опоры контактной сети разрешается отсоединять от рельса только по его команде после снятия напряжения с контактной подвески, с воздушной линии и их заземления установленным порядком. Отключенное от рельса заземление опоры следует завести за опору. В таком же порядке следует отключать от рельсов или от средних точек дроссель-трансформаторов заземления напольных устройств сигнализации, централизации и блокировки.

1.9. Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации контактной сети, воздушных линий и связанных с ними устройств и предотвращения несчастных случаев в соответствии с ПОТЭУ устанавливаются охранные зоны в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии:

Для воздушных линий напряжением, кВ:

до 1 2 м;

свыше 1 до 20[*] 10 м;

для ВЛ с самонесущими или изолированными
проводами, размещенных в границах
населенных пунктов 5 м;

35 15 м;

110 20 м.

Вдоль подземных кабельных линий электропередачи охранная зона представляет собой часть поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки КЛ), ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линий от крайних кабелей на расстоянии 1 м.

Охрана электрических сетей осуществляется подразделениями ОАО «РЖД», в ведении которых находятся эти электрические сети. Пересечение воздушных линий с электрифицированными железнодорожными путями ОАО «РЖД» должно удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. № 204 (далее – ПУЭ). Допуск персонала строительно-монтажных организаций к работам в охранной зоне ВЛ должен осуществлять допускающий из числа персонала организации, эксплуатирующего воздушную линию.

1.10. В охранных зонах контактной сети, воздушных и кабельных линий ОАО «РЖД» юридическим и физическим лицам без письменного разрешения дистанции электроснабжения запрещается:

а) производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

б) осуществлять погрузочно-разгрузочные, мелиоративные и другие работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать загоны для скота и т.п.;

в) совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом и без груза от поверхности дороги более 4,5 м;

г) производить в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи земляные работы на глубине более 0,3 м, а также планировку грунта.

После получения письменного разрешения работу в охранной зоне необходимо выполнять с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность электрических сетей.

1.11. В охранных зонах контактной сети, воздушных и кабельных линий ОАО «РЖД» запрещается:

а) размещать автозаправочные станции и иные хранилища горюче-смазочных материалов;

б) загромождать подъезды и подходы к объектам электрических сетей;

в) набрасывать на провода, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также подниматься на опоры;

г) устраивать свалки;

д) складировать корма, удобрения, солому, торф, дрова и другие материалы, разводить огонь;

е) устраивать спортивные площадки для игр, стадионы, рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением работ, разрешенных в установленном порядке;

ж) производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов.

1.12. В аварийных ситуациях помощь пострадавшим и устранение последствий аварии должны производиться в соответствии с требованиями Правил.

Работники подразделений ОАО «РЖД» (кроме персонала хозяйства дирекции управления движением), перечисленные в приложении № 1, должны периодически один раз в год проходить теоретическое и практическое обучение приемам освобождения от действия электрического тока и оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока (приложение № 2). Занятия с работниками подразделений ОАО «РЖД» должны проводить работники из числа соответствующего медицинского персонала совместно с инженерно-техническими работниками подразделения ОАО «РЖД». Ответственность за организацию обучения несут руководители подразделений.

Первуюпомощьдолжен оказывать тот, кто находится рядом с пострадавшим (взаимопомощь), или сам пострадавший (самопомощь) до прибытия медицинского работника.

II. Организация безопасного выполнения работ

2.1. Работы вблизи неотключенных и незаземленных контактной сети и воздушных линий должны быть организованы так, чтобы исключалось приближение работающих, имеющихся у них предметов, приспособлений и инструмента на расстояние менее 2 м к проводам этих линий.

В отключенных проводах контактной сети переменного тока и ВЛ возникает опасное для жизни наведенное напряжение.

Во избежание попадания работающих в опасную зону токоведущих частей контактной сети и ВЛ, т.е. ближе 2 м при наличии на них напряжения, запрещается подниматься:

а) на верхние площадки и крыши подвижного состава;

б) на фермы и стрелы путевых машин и дрезин, мотовозов, автомотрис, стрелы и крыши кабин кранов, экскаваторов, других машин и на грузы, установленные на открытом подвижном составе;

в) на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами;

г) на другие объекты, с которых возможно приближение к токоведущим частям ближе 2 м.

Опасная зона для работ на мостах электрифицированных железнодорожных путей (2 м от токоведущих частей контактной сети) должна быть обозначена красной полосой на элементах пролетных строений или конструкций подвески ВЛ. Обозначение наносится работниками дистанции пути.

2.2. Запрещается подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и ВЛ всем работникам ОАО «РЖД», не имеющим на то разрешения. К работе с опор и специальных конструкций контактной сети, на которых расположены сигналы автоблокировки и другие устройства, допускаются только специально обученные работники дистанций СЦБ, работники дирекций связи и их структурных подразделений, имеющие группу по электробезопасности не ниже III.

2.3. Запрещается прикасаться к оборванным или провисшим до земли проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Работники подразделений ОАО «РЖД», обнаружившие обрыв проводов контактной сети или ВЛ, а также свисающие с них посторонние предметы, обязаны немедленно сообщить об этом на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру или диспетчеру поездному. До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и ВЛ выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить как место препятствия сигналами остановки согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение № 7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286).

2.4. Напряжение с контактной сети и ВЛ должно быть снято и контактная сеть, ВЛ и связанные с ними устройства заземлены на весь период работы в следующих случаях:

а) при возможности приближения персонала по условиям производства работ (строительные, путевые работы, осмотр, ремонт или покраска искусственных сооружений, коммерческий осмотр крыш вагонов, верха перевозимых контейнеров, тушение пожаров на подвижном составе, проведение восстановительных работ, проверка габарита приближения строений (без применения и с применением габаритной рамы) к находящимся под напряжением и не огражденным частям контактной сети и ВЛ на расстояние менее 2 м;

б) при одновременном разрыве обеих рельсовых нитей пути (сплошная смена рельсов, капитальный ремонт пути и другие работы), когда временная продольная перемычка не установлена и нарушается цепь протекания по рельсам обратного тягового тока;

в) при необходимости отключения от рельсов заземлений опор контактной сети и других устройств (релейных шкафов, светофоров и т.п.) на длине фронта работ более 200 м при подъемке пути, очистке балластного слоя, срезке обочины и других подобных работ, выполняемых путевыми машинами.

В указанных случаях руководитель работ (путевых, на мостах, на волоконно-оптических кабелях, в устройствах СЦБ и т.п.) обязан дать письменную заявку в адрес начальника дистанции электроснабжения, начальников соответствующих районов контактной сети и районов электроснабжения о необходимости обеспечения безопасности производства работ вблизи устройств контактной сети или ВЛ с указанием точного места (км, пикет, № пути железнодорожной станции, № опор контактной сети фронта работы), даты и времени начала, продолжительности и характера работ. Для выполнения плановых работ такая заявка подается не менее чем за одни сутки. В необходимых случаях, в том числе для коммерческого осмотра верха вагонов на электрифицированном железнодорожном пути, сроки заявки на снятие напряжения и заземление контактной сети устанавливаются Правилами 103. Начальник района контактной сети или района электроснабжения по схемам питания и секционирования, исполненным планам контактной сети и ВЛ с учетом перечней опасных мест обязан определить границы зоны снятия напряжения, производство необходимых отключений или включений секционных разъединителей контактной сети и ВЛ, установку заземляющих штанг и дать заявку энергодиспетчеру на производство работ.

При работах со сплошной сменой рельсов в зоне изолирующих сопряжений (стык контактной сети железнодорожной станции и перегона, место установки поста секционирования, отсасывающего трансформатора, железнодорожной станции стыкования) или нейтральной вставки (стык железнодорожной станции с тяговой подстанцией переменного тока и перегона) должны быть включены секционные разъединители, шунтирующие изолирующее сопряжение или нейтральную вставку.

При работах со сплошной сменой рельсов на стыке железнодорожной станции и перегона должно быть предусмотрено снятие напряжения с того станционного пути, контактная подвеска которого анкеруется на опоре ремонтируемого пути.

Снятие напряжения с контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств при восстановительных работах, тушении пожара осуществляется в порядке, предусмотренном разделами XIV и XVI Правил.

2.5. Начальник района контактной сети (района электроснабжения) на основании заявки руководителя путевых работ назначает ответственного за электробезопасность в части контактной сети и ВЛ (далее – представитель дистанции электроснабжения), фамилию которого заблаговременно сообщает энергодиспетчеру и руководителю работ. Обеспечение места работ, выполнение организационно-технических мероприятий во время работ и после их окончания производятся в соответствии с Правилами 103. Подготовка рабочего места длявыполнения путевых работ производится по наряду, выданному на представителя дистанции электроснабжения, являющегося работником района контактной сети, не ниже IV группы по электробезопасности. Вторым лицом в наряде для установки или снятия заземляющих штанг может быть представитель дистанции пути или представитель путевой машинной станции (не ниже III группы по электробезопасности в электроустановках до и выше 1 000 В).

Представитель дистанции электроснабжения осуществляет наблюдение за выполнением работающими требований электробезопасности (исключая надзор за электроустановками путевых машин и механизмов). Его указания по вопросам электробезопасности являются обязательными для руководителя работ.

В работах, связанных с устройствами СЦБ, должен принимать участие электромеханик СЦБ, указания которого в части этих устройств обязательны для руководителя работ.

При работах в «окно» работникам дистанции электроснабжения в телеграмме должно быть предоставлено необходимое время для оперативных переключений, для выполнения мероприятий по обеспечению электробезопасности при допуске персонала к производству путевых или других работ, а также для выполнения мероприятий по окончании работ работниками дистанции пути, путевой машинной станции по подключению заземлений опор контактной сети. Кроме того, работникам дистанции электроснабжения в случае необходимости должно быть предоставлено время на регулировку контактной подвески.

2.6. Представитель дистанции электроснабжения по прибытии на место работ связывается с энергодиспетчером, получает от него приказ, разрешающий производство работ и заземление контактной сети (ВЛ), в соответствии с настоящими Правилами,а также Правилами 103.

Не допускается производить работы при отсутствии или перерыве связи между местом работы и энергодиспетчером, диспетчером поездным.

2.7. После установки заземления представитель дистанции электроснабжения дает руководителю работ письменное разрешение (приложение № 3) приступить к работе с указанием номера приказа энергодиспетчера, даты и времени начала и окончания работ. Копию разрешения с подписью руководителя работ представитель дистанции электроснабжения оставляет у себя.

2.8. Приступать к работам разрешается только по указанию руководителя работ после получения им письменного разрешения от представителя дистанции электроснабжения.

2.9. По окончании работ руководитель работ обязан лично или по докладам подчиненных ему работников убедиться в том, что люди удалены от частей контактной сети на расстояние более 2 м, рельсовый путь исправен и обеспечена целостность рельсовой цепи для пропуска тягового тока, заземления опор контактной сети восстановлены, дроссель-трансформаторы подключены, путевые машины приведены в транспортное положение, механизмы сняты, после чего он должен отметить время окончания работ на письменном уведомлении (приложение № 3), находящемся у представителя дистанции электроснабжения.

При этом по окончании работ представитель дистанции электроснабжения, убедившись у руководителя работ и получив письменное уведомление от него о том,что люди находятся на безопасном расстоянии, снимает заземляющие штанги и дает уведомление энергодиспетчеру об окончании работ. После снятия заземляющих штанг контактная сеть (ВЛ) считается находящейся под напряжением и приближаться к ней ближе 2 м запрещается.

2.10. Запрещаются работы по замене проводов, кабелей, пересекающих контактную сеть, без снятия напряжения с контактной сети и ее заземления, кроме случаев применения в электроустановках напряжением 220 кВ и выше технологий ремонта, исключающих приближение заменяемого провода (троса) к проводам пересекаемых ВЛ (контактной сети), находящимся под напряжением на расстояние менее допустимых (п. 38.42 ПОТЭУ).

2.11. Работы на опорах, крышах, подвижном составе и других устройствах и сооружениях, расположенных на расстоянии от 2 до 4 м от частей контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением, могут производиться электротехническим персоналом с группой по электробезопасности не ниже II без снятия напряжения и заземления контактной сети и ВЛ.

Работы, выполняемые неэлектротехническим персоналом на расстоянии от 2 до 4 м, должны производиться под непрерывным надзором специально выделенного и проинструктированного руководителем работ лица. К таким работам относятся монтажные, малярные, штукатурные, каменные, кровельные и другие строительные работы. При этом у работающих должна быть 1 группа по электробезопасности, у наблюдающего – не ниже III.

2.12. Работники подразделений ОАО «РЖД» неэлектротехнических профессий, работающие на грузоподъемной технике в охранной зоне контактной сети и ВЛ, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II (водители автокранов, кранов на гусеничном ходу, машинисты кранов на рельсовом ходу и их помощники, краноператоры, машинисты путевых машин и их помощники, машинистыпутеукладочных кранов, бурильщики, помощники водителей дрезин, помощники машинистов мотовозов, автомотрис).

Водители дрезин, машинисты мотовозов, автомотрис должны иметь группу по электробезопасности III.

2.13. Разъединители контактной сети электродепо, экипировочных устройств, путей осмотра крышевого оборудования ЭПС переключает персонал служб локомотивного хозяйства без приказа энергодиспетчера в установленном заместителем начальника железной дороги по региону порядке. Проверка знаний по электробезопасности и предоставление права оперативных переключений проводится в комиссии локомотивного депо.

Дежурным по железнодорожной станции право переключения дистанционно управляемых разъединителей контактной сети, ВЛ выше 1 000 В основного и резервного питания сигналов автоблокировки по приказу энергодиспетчера может быть предоставлено комиссией соответствующего подразделения дирекции управления движением после обучения порядку и мерам безопасности при переключении разъединителей. Обучение и дублирование проводит руководитель подразделения (старший электромеханик) района контактной сети, района электроснабжения, ремонтно-ревизионного участка дистанции электроснабжения, в обслуживании которых находится привод разъединителя. Этот же руководитель подразделения (старший электромеханик) должен быть и в составе комиссии по проверке знаний по электробезопасности. Члены комиссии по проверке знаний должны быть аттестованы и иметь соответствующую группу по электробезопасности в соответствии со стандартом ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность Общие положения», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3182р.

Состав комиссии по проверке знаний по электробезопасности у дежурных по железнодорожной станции:

а) руководитель подразделения (центра организации работы железнодорожных станций, железнодорожной станции) дирекции управления движением, где работает работник (председатель);

б) специалист по охране труда структурного подразделения дирекции управления движением;

в) уполномоченный по охране труда или профгруппорг подразделения дирекции управления движением, где работает дежурный по железнодорожной станции;

г) руководитель (старший электромеханик) линейного подразделения дистанции электроснабжения (района контактной сети, района электроснабжения, ремонтно-ревизионного участка), в обслуживании которых находятся приводы разъединителей.

Проверка знаний в объеме дистанционного переключения разъединителей и присвоение группы по электробезопасности оформляются ежегодно записью в журнале формы ЭУ-39, который ведет специалист по охране труда подразделения дирекции управления движением, персонал которого будет выполнять переключения. Дежурные по железнодорожной станции, которым предоставляется право переключения дистанционно управляемых разъединителей, должны иметь 3 группу по электробезопасности.

Список работников, имеющих право переключения разъединителей, составляется ответственным за электрохозяйство подразделения дирекции управления движением в двух экземплярах и направляется ежегодно в январе на утверждение ответственному за электрохозяйство дирекции инфраструктуры. После проверки знаний вновь назначенных дежурных по железнодорожной станции или при увольнении указанного персонала, дирекция управления движением должна вносить изменения и дополнения в список в установленном порядке. После утверждения списка дежурных по железнодорожной станции, имеющих право переключения разъединителей, дирекция инфраструктуры направляет списки в службу электрификации и электроснабжения и в дирекцию управления движением. Списки должны находиться у энергодиспетчера, в районе контактной сети и в каждом подразделении дирекции управления движением, персонал которого получил право на производство переключений.

Date: 2016-05-24; view: 1531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию