Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пути развития эмпатии в театрализованной деятельности детей ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Данный этап эксперимента направлен на изучение эффективности развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности организованной в рамках педагогической технологии. На контрольном этапе полученные данные соотносились с итоговыми результатами, подвергались сравнению, систематизации и качественной обработке. Понимая процесс «развития эмпатии» как результат, характеризующийся качественными изменениями в эмпатийном поведении ребенка, приобретением новых навыков, умений и способностей в условиях педагогической технологии мы будем оценивать его эффективность в соответствии с проявлением действенной эмпатии, содействия как заключительного акта эмпатийного процесса (по Н.Н. Обозову). Опираясь на данное понимание действенной эмпатии, в качестве основных характеристик и критериев оценки проявления содействия в поведении ребенка нами будут рассматриваться его: - Инициаитивностъ - способность ребенка самостоятельно замечать, понимать и реагировать на изменения эмоционального состояния окружающих, требующих эмпатийных проявлений, проявляющаяся в активности и субъектной позиции эмпатийного поведения; - Направленность - способность ребенка демонстрировать эмпатийное поведение в ситуациях различной эмоциональной модальности (направленности). - Устойчивость - наличие внутренней потребности в проявлении - Адекватность проявления - соответствие эмпатиийных реакций Чтобы изучить особенности проявления содействия в соответствии с проявлением представленных критериев в поведении детей используются те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Цель контрольного эксперимента - выявить динамику развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры в результате целенаправленной и планомерной работы педагога. Таблица 9. Результаты диагностики по всем методикам после формирующего эксперимента.
В таблице 10 представлены результаты оценки уровня эмпатии после формирующего эксперимента в процентном выражении от максимального показателя. Таблица 10. Сводная таблица результатов оценки проявления эмпатии после формирующего эксперимента, выраженная в процентном отношении к максимально возможному значению
В таблице 11 приводятся итоговые значения констатирующего и контрольного эксперимента по результатам оценки всех методик. Таблица 11. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Наглядное представление сравнительных данных отображено в диаграмме 5.
Как видно, 9 детей из 10 после контрольного эксперимента показали средний уровень, и лишь 1 ребенок показывает низкий уровень (Вика М.), однако и её показатели существенно повысились в сравнении с констатирующим экспериментом. Анализируя количественные изменения показателей проявления эмпатии у детей старшего дошкольного можно сказать, что произошли существенные изменения у всех детей, с которыми проводились занятия по театрализованной игре. Таким образом, гипотеза исследования об эффективности театрализованной игры в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста подтвердилась экспериментально. Из наблюдений воспитателей экспериментальной группы: «Результатом участия в реализации игрового театрализованного проекта стало не только создание Театра в группе, данная работа позволила сформировать новый вид отношений между детьми и взрослыми. Детям настолько понравилось участвовать в жизни друг друга, они стали получать от этого удовольствие, делиться радостью. На сегодняшний день сорадостъ и сопереживание друг другу - это естественная потребность в нашей группе, в которой дети радуются не только своим достижениям, но и успехам друг друга, и просто хорошему настроению. Поиск причин для радости — это новая увлекательная игра в группе, в которую включается каждый». Родители так же отметили изменения в поведении детей. Мама Ани Ф.: «В последнее время, на вопрос: «Что нового произошло в садике?»Аня, как всегда делится своими впечатлениям, но все чаще стала рассказывать об успехах или радостных событиях детей из группы, при этом радуется, как будто это произошло с ней. Я так же заметила, что, обсуждая дома впечатления о каких-либо приятных событиях из своей жизни (например, поход в парк, на детские конкурсы и др.) она добавляет: обязательно расскжу завтра «в кругу». «Круг общения» это замечательная форма воспитания у детей позитивного отношения друг к другу». Анализ полученных результатов, так же позволяет изучить особенности проявления содействия в поведении детей с позиции их устойчивости и адекватности. У детей экспериментальной группы отмечается внутренняя потребность в проявлении эмпатии, что выражается в содействующем поведении ребенка в различных видах деятельности и взаимодействия: на прогулке, в игре, в общении, на занятиях, при этом в основу данного поведения находится потребность в благополучии другого. Так, например, в экспериментальной группе, по результатам наблюдения, при одобрении и положительной оценке друг друга, дети, наряду со словесными высказываниями выражают свои положительные чувства аплодисментами, что связанно с опытом взаимодействия и общения в условиях театрализованной деятельности. Данное отношение друг к другу понятно детям группы и вызывает положительные эмоции. В ходе наблюдений было отмечено, что характер эмпатийных реакций в поведении детей экспериментальной группы не зависит от присутствия рядом взрослого, эта выделенная особенность поведения, позволяет судить о сложившейся внутренней потребности ребенка в проявлении эмпатии. Контрольный эксперимент показал, что в результате реализации игрового театрализованного проекта уровень эмпатии (а именно действенной эмпатии, проявления содействия), качественно изменился, привел к актуализации полученного опыта, что нашло отражение в реальном эмпатийном поведении ребенка, это выразилось: - в устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений; - в широкой направленности эмпатийных проявлений дошкольников в ситуациях различной эмоциональной модальности; - в адекватности эмпатийного поведения дошкольников, ситуациям, требующим проявления эмпатии; - в стремлении демонстрировать собственные чувства и проявлять их по отношению к другим; - в способности изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом потребностей и желаний другого человека. Для детей экспериментальной группы опыт, полученный в ходе игрового взаимодействия в условиях игрового театрализованного проекта, позволил не только обогатить представления о различных эмоциональных состояниях, способах их изменения, выражения собственных чувств, но и дал возможность прожить, прочувствовать их, оценить их с точки зрения привлекательности или непривлекательности. Данный опыт, явился основой для развития качественно новых отношений между детьми экспериментальной группы. Особенность построения взаимодействия в игровой театрализованной деятельности, позволила каждому ребенку обогатить опыт эмпатийного поведения, а созданные педагогические условия дали возможность перенести его в практику реальных взаимоотношений. По результатам проведенной работы было отмечено, что эмпатийное поведение детей экспериментальной группы качественно изменилось, что характеризуется следующими особенностями: повысилась степень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений, направленность эмпатийных проявлений дошкольников в ситуациях различной эмоциональной модальности расширилась, у детей экспериментальной группы отмечается адекватность эмпатийных проявлений реально возникающим ситуациям и поведению других людей, у детей повысилось стремление проявлять собственные чувства по отношению к другим, дети демонстрируют способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом потребностей и желаний другого человека, то есть, децентрированно. Таким образом, результаты контрольного эксперимента и общие выводы опытно-экспериментальной работы убеждают в эффективности проделанной работы. Выводы по Главе II В экспериментальном исследовании был выявлен начальный уровень развития эмпатии в театрализованных играх у старших дошкольников. Место проведения: МБДОУ № 56 г. Орла. Участники: дети подготовительной группы, 10 детей, возраст 6-7 лет. Результаты констатирующего эксперимента выявили, что в основном в этой группе преобладают дети со слабо развитыми эмпатийными проявлениями, театрализованной деятельностью и словарным запасом. Анализ предметно – развивающей среды показал ее несоответствие по отношению к осуществлению театрализованной деятельности в группе. Для достижения цели развития эмпатии у старших дошкольников был составлен игровой театрализованный проект, пополнена предметно – развивающая среда в группе атрибутами и различными видами театрализованных игр. После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методикам констатирующего эксперимента. Результаты показали, что произошли изменения в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста - у детей повысился уровень развития эмпатии. Дети с высоким уровнем развития эмпатии замечают затруднение и готовы оказать вербальную или практическую помощь, помогают по своей инициативе, включаются в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия. Они распознают эмоциональные состояния как сверстников, так и взрослых. Дети проявляют индивидуальность, оригинальность в выражении собственного отношения к предложенной ситуации, осознают собственные эмоции и желания, способны выразить их в речевой деятельности. А дети со средним уровнем развития эмпатии проявляют периодическое внимание к партнеру и его затруднениям, оказывают помощь с целью демонстрирования своего превосходства; помогают неохотно, по просьбе взрослого или сверстника. Полученные результаты позволили выделить некоторые особенности эмпатийного поведения современных дошкольников, а так же специфику использования воспитателями педагогических средств в ее развитии. В проявлении эмпатии старшими дошкольниками были выделены следующие особенности: - большинство дошкольников демонстрирует положительное отношение к эмпатийному поведению, и признают его значимость и - необходимость, что проявляется на уровне теоретических представлений, однако не находит отражения в практике реальных взаимоотношений; - в эмпатийном поведении, дошкольники используют усвоенные способы проявления отношения к другому, которые характеризуются стереотипностью, неустойчивостью, что обусловлено индивидуальным опытом взаимодействия ребенка с окружающими; - в проявлении эмпатии, дети старшего дошкольного возраста ориентированы, как правило, на оказание помощи, при этом существенные трудности отмечаются при необходимости проявления эмпатии детьми в ситуациях другой эмоциональной направленности. Выделенные особенности эмпатии старших дошкольников обусловлены спецификой организации развития данного процесса в ДОУ. Результаты констатирующего эксперимента показали, что театрализованная деятельность предпочитаема и любима дошкольниками, вызывает у них интерес, однако в самостоятельной деятельности дети используют лишь ее элементы в разнообразных видах деятельности. Низкий уровень представлений дошкольников о способах организации, характере взаимодействия и отношениях в театрализованной деятельности, связан с отсутствием руководства и заинтересованности в ее организации со стороны воспитателей. Педагоги признают значимость театрализованной деятельности в развитии эмпатии, однако в 80% случаев используют традиционные, реагирующие, ситуативные средства, направленные на развитие данной способности у детей. Таким образом, в результате констатирующего эксперимента были выделены следующие противоречия: - теоретические представления о значимости эмпатийного поведения не находят отражения в практике эмпатийного поведения детей; - дошкольники проявляют устойчивый интерес к театрализованной деятельности, однако в представленной игровой среде и способах руководства театрализованной деятельностью педагогами, не создаются условия для его поддержания и развития, что приводит к отсутствию развития игровых умений в данном виде деятельности. - воспитатели признают значимость театрализованной деятельности в развитии сочувствия, сопереживания и содействия у старших дошкольников, однако задачи по развитию эмпатии дошкольников в ней целенаправленно не выделяются, что не позволяет реализовать педагогические возможности данной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников. Данная закономерность приводит к тому, что работа по развитию эмпатии осуществляется воспитателями спонтанно, стихийно, эпизодически, так как ситуации сочувствия, сопереживания постоянно возникают в группе детского сада, в каждодневном взаимодействии детей. Для разрешения сложившихся противоречий на преобразующем этапе эксперимента была реализована педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности. Логика реализации педагогической технологии развития эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности представлена двумя взаимосвязанными направлениями работы: 1. Подготовка воспитателей, специалистов дошкольного образования 2. Организация проектно-игровой театрализованной деятельности На первом этапе организовывались серии консультаций с воспитателями, специалистами дошкольного образования, родителями. На втором этапе в рамках игрового театрализованного проекта охватывались все участники театрализованной деятельности экспериментальной группы. Особенностью реализованной педагогической технологии развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности стало то, что: она проектируется и реализуется на основе результатов диагностики эмпатииного опыта детей, индивидуальных особенностей и возможностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, игровых интересов и позиций, занимаемых детьми в театрализованной деятельности; оптимальной формой организации театрализованной деятельности становится игровой театрализованный проект, который предполагает изменение позиции ребенка по отношению к театрализованной деятельности, изменение позиции воспитателей и родителей в организации данной деятельности, изменение взаимодействия ее участников. В условиях игрового театрализованного проекта активными участниками и организаторами театрализованной деятельности становятся старшие дошкольники. Активизация субъектных начал ребенка, привлекательная для детей совместная театрализованная деятельность, насыщенное взаимодействие и стремление совместно достичь значимого результата обуславливают развитие эмпатии старших дошкольников, содержание педагогической технологии направлено на обогащение представлений старших дошкольников о театре, его видах, средствах выразительности, театральных профессиях, предполагает обогащение представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах, активизацию персонального опыта чувствования ребенка, включение его в ситуации, требующие сочувствия, сопереживания, совместного действия, инициацию опыта чувствования ребенка за счет действий содействия в игровом контексте и постепенного переноса эмпатииного действия в реальный жизненный план, активизацию самостоятельности в проявлении эмпатии ребенком, на разных этапах педагогической технологии используется разнообразие методов и приемов театрализованной деятельности, последовательно развивающих эмпатию детей 6-7 лет. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы убеждают в эффективности развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности при реализации соответствующей педагогической технологии, что доказывает выдвинутую нами гипотезу исследования.
|