Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути развития эмпатии в театрализованной деятельности детей





Данный этап эксперимента направлен на изучение эффективности развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности организованной в рамках педагогической технологии.

На контрольном этапе полученные данные соотносились с итоговыми результатами, подвергались сравнению, систематизации и качественной обработке.

Понимая процесс «развития эмпатии» как результат, характеризующийся качественными изменениями в эмпатийном поведении ребенка, приобретением новых навыков, умений и способностей в условиях педагогической технологии мы будем оценивать его эффективность в соответствии с проявлением действенной эмпатии, содействия как заключительного акта эмпатийного процесса (по Н.Н. Обозову).

Опираясь на данное понимание действенной эмпатии, в качестве основных характеристик и критериев оценки проявления содействия в поведении ребенка нами будут рассматриваться его:

- Инициаитивностъ - способность ребенка самостоятельно замечать, понимать и реагировать на изменения эмоционального состояния окружающих, требующих эмпатийных проявлений, проявляющаяся в активности и субъектной позиции эмпатийного поведения;

- Направленность - способность ребенка демонстрировать эмпатийное поведение в ситуациях различной эмоциональной модальности (направленности).

- Устойчивость - наличие внутренней потребности в проявлении
эмпатии связанной с благополучием другого человека,
независимость проявления эмпатии от внешних ситуативных
характеристик.

- Адекватность проявления - соответствие эмпатиийных реакций
эмоциогенной ситуации.

Чтобы изучить особенности проявления содействия в соответствии с проявлением представленных критериев в поведении детей используются те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Цель контрольного эксперимента - выявить динамику развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры в результате целенаправленной и планомерной работы педагога.

Таблица 9. Результаты диагностики по всем методикам после формирующего эксперимента.

Имя ребёнка Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста   Изучение у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным героям   Изучение проявления помощи у детей старшего дошкольного возраста к другому человеку Изучение умения детей старшего дошкольного возраста распозновать эмоциональные состояния по картинкам Изучение отношения детей старшего дошкольного возраста к театрализованной игре Итог
    до после до после до после до после до после после
  Илья А.                      
  Семён Щ.                      
  Вика М.                      
  Женя М.                      
  Даня П.                      
  Максим Д.                      
  Аня Ф.                      
  Сергей К.                      
  Дима Р.                      
  Лера П.                      
Средний уровень по группе М 23,3   3,6 5,3 0,7       1,8 3,6    

 

В таблице 10 представлены результаты оценки уровня эмпатии после формирующего эксперимента в процентном выражении от максимального показателя.

Таблица 10. Сводная таблица результатов оценки проявления эмпатии после формирующего эксперимента, выраженная в процентном отношении к максимально возможному значению


Имя ребёнка Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, % Изучение у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным героям, % Изучение проявления помощи у детей старшего дошкольного возраста к другому человеку, % Изучение умения детей старшего дошкольного возраста распозновать эмоциональные состояния по картинкам, % Изучение отношения детей старшего дошкольного возраста к театрализованной игре, % Итог, %
  Илья А.            
  Семён Щ.            
  Вика М.            
  Женя М.            
  Даня П.            
  Максим Д.            
  Аня Ф.            
  Сергей К.            
  Дима Р.            
  Лера П.            
Средний уровень по группе М              
Показатель max значения              

 

В таблице 11 приводятся итоговые значения констатирующего и контрольного эксперимента по результатам оценки всех методик.

Таблица 11. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Имя ребёнка Констатирующий эксперимент, % Контрольный эксперимент, %
  Илья А.    
  Семён Щ.    
  Вика М.    
  Женя М.    
  Даня П.    
  Максим Д.    
  Аня Ф.    
  Сергей К.    
  Дима Р.    
  Лера П.    
Средний уровень по группе М      

Наглядное представление сравнительных данных отображено в диаграмме 5.

 

Как видно, 9 детей из 10 после контрольного эксперимента показали средний уровень, и лишь 1 ребенок показывает низкий уровень (Вика М.), однако и её показатели существенно повысились в сравнении с констатирующим экспериментом. Анализируя количественные изменения показателей проявления эмпатии у детей старшего дошкольного можно сказать, что произошли существенные изменения у всех детей, с которыми проводились занятия по театрализованной игре. Таким образом, гипотеза исследования об эффективности театрализованной игры в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста подтвердилась экспериментально. Из наблюдений воспитателей экспериментальной группы: «Результатом участия в реализации игрового театрализованного проекта стало не только создание Театра в группе, данная работа позволила сформировать новый вид отношений между детьми и взрослыми. Детям настолько понравилось участвовать в жизни друг друга, они стали получать от этого удовольствие, делиться радостью. На сегодняшний день сорадостъ и сопереживание друг другу - это естественная потребность в нашей группе, в которой дети радуются не только своим достижениям, но и успехам друг друга, и просто хорошему настроению. Поиск причин для радости — это новая увлекательная игра в группе, в которую включается каждый».

Родители так же отметили изменения в поведении детей. Мама Ани Ф.: «В последнее время, на вопрос: «Что нового произошло в садике?»Аня, как всегда делится своими впечатлениям, но все чаще стала рассказывать об успехах или радостных событиях детей из группы, при этом радуется, как будто это произошло с ней. Я так же заметила, что, обсуждая дома впечатления о каких-либо приятных событиях из своей жизни (например, поход в парк, на детские конкурсы и др.) она добавляет: обязательно расскжу завтра «в кругу». «Круг общения» это замечательная форма воспитания у детей позитивного отношения друг к другу».

Анализ полученных результатов, так же позволяет изучить особенности проявления содействия в поведении детей с позиции их устойчивости и адекватности.

У детей экспериментальной группы отмечается внутренняя потребность в проявлении эмпатии, что выражается в содействующем поведении ребенка в различных видах деятельности и взаимодействия: на прогулке, в игре, в общении, на занятиях, при этом в основу данного поведения находится потребность в благополучии другого.

Так, например, в экспериментальной группе, по результатам наблюдения, при одобрении и положительной оценке друг друга, дети, наряду со словесными высказываниями выражают свои положительные чувства аплодисментами, что связанно с опытом взаимодействия и общения в условиях театрализованной деятельности. Данное отношение друг к другу понятно детям группы и вызывает положительные эмоции.

В ходе наблюдений было отмечено, что характер эмпатийных реакций в поведении детей экспериментальной группы не зависит от присутствия рядом взрослого, эта выделенная особенность поведения, позволяет судить о сложившейся внутренней потребности ребенка в проявлении эмпатии.

Контрольный эксперимент показал, что в результате реализации игрового театрализованного проекта уровень эмпатии (а именно действенной эмпатии, проявления содействия), качественно изменился, привел к актуализации полученного опыта, что нашло отражение в реальном эмпатийном поведении ребенка, это выразилось:

- в устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений;

- в широкой направленности эмпатийных проявлений дошкольников в ситуациях различной эмоциональной модальности;

- в адекватности эмпатийного поведения дошкольников, ситуациям, требующим проявления эмпатии;

- в стремлении демонстрировать собственные чувства и проявлять их по отношению к другим;

- в способности изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом потребностей и желаний другого человека.

Для детей экспериментальной группы опыт, полученный в ходе игрового взаимодействия в условиях игрового театрализованного проекта, позволил не только обогатить представления о различных эмоциональных состояниях, способах их изменения, выражения собственных чувств, но и дал возможность прожить, прочувствовать их, оценить их с точки зрения привлекательности или непривлекательности.

Данный опыт, явился основой для развития качественно новых отношений между детьми экспериментальной группы. Особенность построения взаимодействия в игровой театрализованной деятельности, позволила каждому ребенку обогатить опыт эмпатийного поведения, а созданные педагогические условия дали возможность перенести его в

практику реальных взаимоотношений.

По результатам проведенной работы было отмечено, что эмпатийное поведение детей экспериментальной группы качественно изменилось, что характеризуется следующими особенностями: повысилась степень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений, направленность эмпатийных проявлений дошкольников в ситуациях различной эмоциональной модальности расширилась, у детей экспериментальной группы отмечается адекватность эмпатийных проявлений реально возникающим ситуациям и поведению других людей, у детей повысилось стремление проявлять собственные чувства по отношению к другим, дети демонстрируют способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом потребностей и желаний другого человека, то есть, децентрированно.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента и общие выводы опытно-экспериментальной работы убеждают в эффективности проделанной работы.

Выводы по Главе II

В экспериментальном исследовании был выявлен начальный уровень развития эмпатии в театрализованных играх у старших дошкольников. Место проведения: МБДОУ № 56 г. Орла. Участники: дети подготовительной группы, 10 детей, возраст 6-7 лет.

Результаты констатирующего эксперимента выявили, что в основном в этой группе преобладают дети со слабо развитыми эмпатийными проявлениями, театрализованной деятельностью и словарным запасом.

Анализ предметно – развивающей среды показал ее несоответствие по отношению к осуществлению театрализованной деятельности в группе.

Для достижения цели развития эмпатии у старших дошкольников был составлен игровой театрализованный проект, пополнена предметно – развивающая среда в группе атрибутами и различными видами театрализованных игр. После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методикам констатирующего эксперимента. Результаты показали, что произошли изменения в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста - у детей повысился уровень развития эмпатии. Дети с высоким уровнем развития эмпатии замечают затруднение и готовы оказать вербальную или практическую помощь, помогают по своей инициативе, включаются в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия. Они распознают эмоциональные состояния как сверстников, так и взрослых. Дети проявляют индивидуальность, оригинальность в выражении собственного отношения к предложенной ситуации, осознают собственные эмоции и желания, способны выразить их в речевой деятельности. А дети со средним уровнем развития эмпатии проявляют периодическое внимание к партнеру и его затруднениям, оказывают помощь с целью демонстрирования своего превосходства; помогают неохотно, по просьбе взрослого или сверстника.

Полученные результаты позволили выделить некоторые особенности эмпатийного поведения современных дошкольников, а так же специфику использования воспитателями педагогических средств в ее развитии.

В проявлении эмпатии старшими дошкольниками были выделены следующие особенности:

- большинство дошкольников демонстрирует положительное отношение к эмпатийному поведению, и признают его значимость и

- необходимость, что проявляется на уровне теоретических представлений, однако не находит отражения в практике реальных взаимоотношений;

- в эмпатийном поведении, дошкольники используют усвоенные способы проявления отношения к другому, которые характеризуются стереотипностью, неустойчивостью, что обусловлено индивидуальным опытом взаимодействия ребенка с окружающими;

- в проявлении эмпатии, дети старшего дошкольного возраста ориентированы, как правило, на оказание помощи, при этом существенные трудности отмечаются при необходимости проявления эмпатии детьми в ситуациях другой эмоциональной направленности.

Выделенные особенности эмпатии старших дошкольников обусловлены спецификой организации развития данного процесса в ДОУ.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что театрализованная деятельность предпочитаема и любима дошкольниками, вызывает у них интерес, однако в самостоятельной деятельности дети используют лишь ее элементы в разнообразных видах деятельности.

Низкий уровень представлений дошкольников о способах организации, характере взаимодействия и отношениях в театрализованной деятельности, связан с отсутствием руководства и заинтересованности в ее организации со стороны воспитателей.

Педагоги признают значимость театрализованной деятельности в развитии эмпатии, однако в 80% случаев используют традиционные, реагирующие, ситуативные средства, направленные на развитие данной способности у детей.

Таким образом, в результате констатирующего эксперимента были выделены следующие противоречия:

- теоретические представления о значимости эмпатийного поведения не находят отражения в практике эмпатийного поведения детей;

- дошкольники проявляют устойчивый интерес к театрализованной деятельности, однако в представленной игровой среде и способах руководства театрализованной деятельностью педагогами, не создаются условия для его поддержания и развития, что приводит к отсутствию развития игровых умений в данном виде деятельности.

- воспитатели признают значимость театрализованной деятельности в развитии сочувствия, сопереживания и содействия у старших дошкольников, однако задачи по развитию эмпатии дошкольников в ней целенаправленно не выделяются, что не позволяет реализовать педагогические возможности данной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников. Данная закономерность приводит к тому, что работа по развитию эмпатии осуществляется воспитателями спонтанно, стихийно, эпизодически, так как ситуации сочувствия, сопереживания постоянно возникают в группе детского сада, в каждодневном взаимодействии детей.

Для разрешения сложившихся противоречий на преобразующем этапе эксперимента была реализована педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Логика реализации педагогической технологии развития эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности представлена двумя взаимосвязанными направлениями работы:

1. Подготовка воспитателей, специалистов дошкольного образования
и родителей к участию в игровом театрализованном проекте,
направленном на развитие эмпатии старших дошкольников.

2. Организация проектно-игровой театрализованной деятельности
дошкольников 6-7 лет.

На первом этапе организовывались серии консультаций с воспитателями, специалистами дошкольного образования, родителями. На втором этапе в рамках игрового театрализованного проекта охватывались все участники театрализованной деятельности экспериментальной группы.

Особенностью реализованной педагогической технологии развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности стало то, что: она проектируется и реализуется на основе результатов диагностики эмпатииного опыта детей, индивидуальных особенностей и возможностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, игровых интересов и позиций, занимаемых детьми в театрализованной деятельности; оптимальной формой организации театрализованной деятельности становится игровой театрализованный проект, который предполагает изменение позиции ребенка по отношению к театрализованной деятельности, изменение позиции воспитателей и родителей в организации данной деятельности, изменение взаимодействия ее участников. В условиях игрового театрализованного проекта активными участниками и организаторами театрализованной деятельности становятся старшие дошкольники. Активизация субъектных начал ребенка, привлекательная для детей совместная театрализованная деятельность, насыщенное взаимодействие и стремление совместно достичь значимого результата обуславливают развитие эмпатии старших дошкольников, содержание педагогической технологии направлено на обогащение представлений старших дошкольников о театре, его видах, средствах выразительности, театральных профессиях, предполагает обогащение представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах, активизацию персонального опыта чувствования ребенка, включение его в ситуации, требующие сочувствия, сопереживания, совместного действия, инициацию опыта чувствования ребенка за счет действий содействия в игровом контексте и постепенного переноса эмпатииного действия в реальный жизненный план, активизацию самостоятельности в проявлении эмпатии ребенком, на разных этапах педагогической технологии используется разнообразие методов и приемов театрализованной деятельности, последовательно развивающих эмпатию детей 6-7 лет.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы убеждают в эффективности развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности при реализации соответствующей педагогической технологии, что доказывает выдвинутую нами гипотезу исследования.

 

Date: 2016-05-24; view: 1591; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию