Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика П.М.Якобсон





1.Распознавание мимических выражений по картинкам.

Задача: Выявить умения детей распознавать эмоциональные состояния по фотографиям.

Экспериментальны материал: 6 картинок, на которых изображены основные эмоции: радость, грусть, горе, удивление, интерес, страх.

Их можно разделить на две группы:

1.Хорошо идентифицируемые (страх, грусть, радость)

2.Плохо идентифицируемые (удивление, интерес, горе).

Метод предъявления:

-картинки предъявляются одна за другой и задаются вопросы:

- Какое лицо у ребенка?

- Как догадался?

- Что могло произойти?

Протокол каждого ребенка подвергается качественному и

количественному анализу.

Качественный анализ: отдельно анализируются ответы детей на

каждую фотографию.

Количественный анализ: вычисляем количество верно и неверно

распознанных фотографий как отдельно по каждому ребенку, так и

всех вместе.

Результаты исследования фиксируются в таблице 1.

Во втором варианте констатирующей серии было проведение методики 2 “Изучение наличия у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам” (методика Воропаева И.П.).

Задача: изучить наличие у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам.

Проводится исследование индивидуально в форме беседы с ребёнком.

Описывается ситуация, а ребенок должен рассказать, как бы он поступил в данной ситуации.

Вопросы:

1. Мальчик потерял машину и не может найти…

2. Девочка играла с куклой и у нее поломалась рука…

3. Жук перевернулся на спину и не может встать…

4. Красная Шапочка заблудилась в лесу…

5. Мальчик упал в лужу, плачет…

6. Дети катаются на лыжах, а у одного ребенка сломалась лыжная палка…

Обработка результатов.

Ребенок, проявивший сочувствие, получает 1 балл.

Ребенок, оставшийся равнодушным, получает 0 баллов.

Подсчитываются баллы, и определяется уровень наличия у детей сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам.

Результаты беседы с детьми старшего дошкольного возраста анализируются по следующим критериям:

- наличие эмоционального отклика на ситуацию, желание выразить свои чувства, переживания в речи, делиться своими переживаниями с другими;

- умение выделить ситуацию, являющуюся причиной возникновения эмоций, установить внутреннюю связь, соотнести эмоцию с конкретной ситуацией;

- умение обозначить совокупность признаков, которые являются опорой при восприятии эмоций;

- умение понять и интерпретировать собственные чувства в контексте заданной ситуации;

- использование личного эмоционального опыта при восприятии, интерпретации и прогнозировании ситуаций (при сопоставлении с результатами предыдущего диагностического задания). Результаты исследования фиксируются в таблице 2.

В третьем варианте констатирующей серии опытов было проведение методики 3 “Изучение проявления помощи (сочувствия) у детей старшего дошкольного возраста к другому человеку” (авторы Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.).

Задача: изучить проявления помощи (сочувствия) у детей старшего дошкольного возраста к другому человеку.

Проводится индивидуально с ребёнком.

Реальный выбор. Готовятся неразукрашенные картинки. Ребенку объясняют, что у начинающего художника скоро состоится первая выставка его работ, а у него сломались все цветные карандаши и ему нужна помощь. Как быть? Ребенок делает выбор: помочь или нет.

Обработка данных.

Ребенок, оказавший помощь (сочувствие), получает - 1 балл.

Ребенок, который отказался помочь, получает - 0 баллов.

Обращается внимание на активное и самостоятельное выражение своих чувств и переживаний в речи (действии), формальное определение помогающего поведения (я бы помог, пожалел), использование личного опыта при прогнозировании развития проблемной ситуации.

Результаты исследования фиксируются в таблице 3.

В четвертом варианте констатирующей серии осуществлялось наблюдение за общением детей старшего дошкольного возраста в естественных условиях (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова) с целью выявления проявлений эмпатии к сверстникам в процессе повседневной жизни в детском саду.

Задача: выявить наличие у детей старшего дошкольного возраста проявлений эмпатии в процессе повседневной жизни в детском саду.

Наблюдение проводилось в естественных условиях, привычных детям, т.е. в посещаемой ими группе детского сада. Дети не знали о цели и о самом факте проведения наблюдения, поэтому вели себя естественно и раскованно. Наблюдение длилось в течение 3 недель.

В повседневной жизни в детском саду, особенно в процессе игровой деятельности у детей непроизвольно и особенно ярко проявляются разные эмоции и чувства. Длительность наблюдения позволяет сделать в эксперименте более объективные выводы. Для этого была разработана схема фиксации результатов: были использованы оценки в баллах, которые выставлялись ежедневно.

2 балла – замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь, помогает по своей инициативе; включение его в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия.

1 балл – периодическое внимание к партнёру и его затруднениям; оказание помощи с целью демонстрирования своего превосходства; помогает неохотно, по просьбе взрослого или сверстника.

0 баллов – отсутствие всякого внимания и помощи партнёру; к неудачам и успехам сверстников относится неадекватно, отказывается помочь.

Полученные результаты занесли в таблицу 4.

В пятом варианте констатирующей серии с детьми была проведена беседа, посвященная изучению отношения дошкольников к театрализованной игре (автор Т.А. Гайворонская).

Задача: изучить отношение дошкольников к театрализованной игре.

Для этого детям были заданы следующие вопросы:

1. Любишь ли ты играть? В какие игры ты любишь играть больше всего?

2. Любишь ли ты играть в “театр”, разыгрывать сценки?

3. Кем ты любишь быть в театре зрителем или актёром?

4. Какую бы роль ты хотел исполнить на сцене?

5. Вспомни, в какой театрализованной игре ты принимал(а) участие недавно, последний раз? Что тебе особенно понравилось больше всего?

6. Ты был когда-нибудь в театре? Что тебе там понравилось больше всего?

7. Если бы к нам прилетели инопланетные гости и попросили показать им спектакль, что бы ты сделал?

За каждый положительный ответ ребёнку ставился 1 балл.

Максимальное количество – 7 баллов. Полученные результаты были разделены на 3 уровня, как предлагает автор методики.

Высокий – (6-7 баллов) проявление понимания театрализованной деятельности, развитый словарный запас;

Средний – (3-5 балла) ребёнок хорошо владеет театрализованными играми, но у него слабое представление о театрализованной игре и бедный словарный запас;

Низкий – (1-2 балла) ребёнок мало знаком с театром, мало принимает участие, либо вообще не принимает участие в театрализованной деятельности.

Полученные результаты занесены в таблицу 5.

Основой выделенных критериев, позволяющих определить уровни эмпатии старших дошкольников, является структурно-динамическая модель эмпатийного процесса, выделенная Н.Н. Обозовым, в котором действенная эмпатия, является завершающей стадией эмпатийного процесса и проявляется в оказании помощи, поддержки, характеризуется устойчивостью и обусловлена внутренней потребностью в благополучии другого.

Date: 2016-05-24; view: 1574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию