Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор темы курсовой работы и ее структура





Содержанием курсовой работы может быть методическая раз-работка системы уроков по конкретной теме программы трудового обучения (применительно к определенному классу), либо методи­ческая разработка по реализации конкретных задач учебно-воспи­тательного характера.

В любом случае курсовая работа состоит из двух частей. Первая — методическая часть работы (с освещением вопросов в последова­тельности, приведенной ниже), вторая — анализ материальной базы (необходимой и имеющейся), с помощью которой могут быть достигнуты поставленные цели.

Наиболее подходящими темами — в плане разработки системы уроков — являются такие, которые рассчитаны на прохождение в течение минимум 6 ч. Темы, для изучения которых запланировано 3 — 5 занятий, позволяют раскрыть способность будущего учителя уйти от шаблонного, стереотипного построения форм и методов


 


 

 

 

урока, более полно показать межпредметные связи и степень дос­тижения учебно-воспитательных целей.

При разработке системы уроков представляется целесообраз­ной такая последовательность.

1. Определение места темы в учебной программе и календар­ных сроков ее изучения, так как без этого невозможно установить
дидактическую связь с другими предметами.

2. Составление выписки из перспективно-календарного плана
по ниже приведенной схеме.

 

№ заня­тия Тема заня­тия Цели заня­тия Теоретические сведения, сообщаемые учащимся Содержа­ние прак­тических работ Межпредмет­ные и вну­три предметные связи Наглядные по­собия и дидак­тические материалы
             

3. Выполнение методического анализа содержания темы, конк­ретизирование методических задач, а также предупреждение ха­рактерных ошибок, которые могут быть допущены учащимися при
изучении темы. Учитель должен предвидеть трудности, которые
могут возникнуть у школьников, опираясь на данные из литерату­ры, а также на опыт, полученный при практической деятельности.
Очень важно, анализируя тему, особенно с большим насыщением
учебного материала, выделить основные, наиболее значимые с
точки зрения взаимосвязи теории и практики моменты. Необходи­мо наметить понятия, технические элементы и техническую тер­минологию, которые помогут учащимся глубоко усвоить матери­
ал, грамотно и осознанно использовать его в трудовом процессе.

4. Обязательным этапом в методической разработке является
правильный, обоснованный с точки зрения физических возмож­ностей учащихся и уровня навыков, полученных ими ранее, соот­ветствующий содержанию темы выбор объекта работы школьни­
ков. Так как в курсовой работе выполняется развернутый план-
конспект лишь одного занятия, то представляется целесообраз­ным, если на всю тему составляется перечень изделий, которые
могут быть изготовлены в ходе учебного процесса, а для разраба­тываемого урока выполняется:

• чертеж детали (изделия);

•технологическая или инструкционная карта изготовления;

• контрольные вопросы или карточки-задания для оценки сте­пени усвоения материала.

5. Следующим этапом первой части курсовой работы является выбор и обоснование применяемых форм и методов организации учебных занятий по теме.

Здесь очень важно уяснение будущим учителем вывода: обуче­ние тем успешнее, чем больше оно приближается к принципу


«Учение — это акт открытия». Это означает, что если будущий педагог побуждает своих учеников к самостоятельным выводам, открытию определенных закономерностей рассматриваемых явле­ний и процессов, — он вовлекает их в интеллектуальную деятель­ность по разрешению этих учебных проблем. Осуществление про­блемного обучения всегда давало лучшие результаты по сравне­нию с другими формами организации учебной работы, но следует признать, что проблемное обучение — сложный процесс. Для его организации необходимо хорошо усвоить психолого-педагогичес­кие особенности такого обучения, приобрести навыки подготовки учебного материала. Будущий учитель должен твердо уяснить, что выработка педагогического мастерства ведения проблемного обу­чения тем реальнее, чем с более ранних этапов своей работы об­ращается к этому методу педагог.

Поэтому, не отказываясь от традиционных форм и методов орга­низации учебной работы по теме, руководитель курсовой работы и студент должны стремиться к более широкому использованию проблемных и поисковых ситуаций при трудовом обучении школь­ников.

6. Немаловажной в оценке значимости избранной темы являет­ся дидактическая связь изучения данной темы с другими учебны­ми дисциплинами. Причем таковая является важной не только как
самоцель, но и как критерий выявления умения будущего педаго­
га соединить в органическом единстве все изученные до этого пред­
меты: общетехнический цикл, педагогические дисциплины, прак­тикумы в учебных мастерских. Вероятнее всего, для специалиста,
который еще формируется, такое умение трудно достижимо лишь
на основе своего персонального опыта. Тем необходимее требова­ние отражения дидактических связей в курсовой работе, так как
это побудит студентов обращаться к психолого-педагогической,
методической, программ но-инструктивной и специальной лите­ратуре, глубже изучать школьную документацию при прохожде­нии практики. Вдумчивый студент, серьезно готовящийся к само­стоятельной работе, будет вынужден обращаться к передовому
опыту, отраженному в публикациях журналов «Школа и произ­водство», «Школьные технологии», «Народное образование» и др.
Это несомненно обогатит студентов и заставит более глубоко изу­чать и анализировать педагогический опыт работы учителей техно­логии с позиций требований к современному уроку.

7. В методической части курсовой работы должны быть описаны
вопросы обеспечения безопасных условий труда учащихся. Пре­дупреждение травматизма для учителя технологии — первостепен­ная задача. Естественно, кроме общих правил техники безопасно­
сти в учебных мастерских, требований к организации рабочих мест,
к рабочей одежде, существует целый ряд специфических приемов,
связанных с прохождением каждой конкретной темы.


 



 

Важно, чтобы в этом разделе нашли отражение вопросы науч­ной организации труда, эргономики, требования к охране окру­жающей среды Хорошо, если будущий учитель сможет предло­жить для изучения конкретной темы безопасные инструменты и приспособления, привести примеры блокировок (там, где они необходимы), использовать материалы научно-технической инфор­мации и передовой педагогический опыт

8. Одним из актуальных аспектов подготовки молодежи к учас­тию в общественно полезном труде является воспитание творче­ского, сознательного отношения к последнему Это — воспитуемое качество. Формирование у учащихся творческого, сознательного отношения к труду — задача, которую педагог должен осуществ­лять на протяжении всей своей учебно-воспитательной деятельно­сти. Следовательно, в методическом разделе следует отразить пути развития требуемых качеств личности на занятиях по технологии

9. Учитель технологии должен осознавать, что вне зависимости от того, акцентирует ли он специально внимание на профориен-тационной работе или просто честно и добросовестно старается раскрыть перед учащимися «тайны профессии», — он занимается профориентацией. Только результат здесь, как и в любом деле, может быть с различными знаками. Вот почему так важно, чтобы, вовлекая учащихся в трудовую деятельность, педагог старался как можно ярче, интереснее и полнее дать представление о той или иной профессии

В методической части курсовой работы должна быть выражена мысль, что профориентационная работа — не кампания, а по­вседневная, целенаправленная деятельность педагога по пропаганде трудовой деятельности человека

Таким образом, одним из вариантов структуры методического раздела курсовой работы может быть следующий:

1 Оценка места темы в программе технологии, ее значения для
подготовки школьников к трудовой деятельности.

2 Разработка календарно-тематического плана изучения темы.

3 Методический анализ темы; определение круга технических
и технологических сведений, подлежащих изучению.

4 Выбор объектов труда и его обоснование. Определение прак­тических навыков, подлежащих усвоению.

5 Определение форм и методов организации работы по теме
(с составлением, при необходимости, графиков перемещения).

6 Разработка развернутого плана-конспекта на одно занятие (по
выбору)

7. Разработка учебно-дидактического обеспечения, чертежей на объекты труда, технологической документации к ним, заданий для контроля знаний к этому занятию

8 Разработка (при необходимости) чертежей приспособлений для оснащения учебного процесса.


Задание по второму варианту методической части курсовой работы

Как уже упоминалось, методическая разработка может быть направлена на реализацию конкретных учебно-воспитательных за­дач обучения Она может выбираться по приверженности студентов к той или иной задаче в процессе работы (для заочников) или прохождении практики (для студентов дневного отделения).

Возможной тематикой этой части курсовой работы могут быть

• разработка методики формирования технических понятий при
изучении...,

• методика формирования практических умений и навыков по…;

• методика формирования графических умений и навыков,

• методика развития технического творчества с учащимися …
класса;

• опыт установления дидактической связи трудового обучения
с другими учебными предметами;

• методика ознакомления с основами производства,
- опыт трудового воспитания учащихся,

•опыт проведения внеклассной работы в... (указать форму орга­низации),

• методика проведения профориентационной работы и др.
Последовательность этапов при работе над такой ме­тодической разработкой может быть рекомендована следующая

1 Дать характеристику задачи, которая решается в курсовой
работе, и оценить ее роль и значимость, определить место в ряду
других учебных задач, реализуемых в учебно-воспитательном про­цессе трудового обучения.

2 Определить систему мероприятий, которые должны определить достижение поставленной цели; дать характеристику каждо­му мероприятию

3 Составить план-конспект одного занятия, на котором бы наи­более полно реализовалась поставленная цель Если речь идет о
внеклассном мероприятии — план-конспект урока заменяется пла­ном-конспектом кружкового занятия

Из сказанного ясно, что выданное в общем виде задание самим исполнителем конкретизируется, выливаясь в соответствующий план Приводим в качестве возможного варианта один из таких планов методической части курсовой работы

Тема «Разработка методики развития технического мышления учащихся VII класса в процессе трудового обучения».

План Введение

1 Содержание и виды технических задач как средства развития само­стоятельности учащихся.

 

1.1. Технические задачи познавательного и практического характера. Пути преодоления психологических барьеров.

1 2. Уровни сложности задач и их дифференциация с учетом индиви­дуальных особенностей учащихся.

1.3. Межпредметные комплексные задания как средство умственного
развития детей

2. Работа над терминами на уроках технологии как один из путей форми­рования технических понятий

2.1. Сущность проблемы технического лексикона для школьника.

2.2. Методика работы над общепринятой терминологией.

2. 3. Этапы усвоения терминов учащимися.

2.4. Использование кроссвордов и задач с неполными данными.

3. Разработка системы постоянного целенаправленного воздействия на
развитие самостоятельности и творческой активности

3.1. Использование поисковых ситуаций

3.2. Диалоговый метод проблемного обучения и его использование
на вводных инструктажах

3.3. Система проблемных домашних заданий

4 План-конспект урока по теме «Выполнение межпредметных комплекс­ных заданий при станочных работах».

Подобным образом составляются планы и для других конкрет­ных заданий.

22.2.2. Анализ материальной базы трудового обучения

Вторая часть курсовой работы предусматривает анализ матери­альной базы трудового обучения, необходимой для успешного изу­чения темы. При этом имеется в виду не материальная база вообще, а связанная с первой частью курсовой работы: мастерская по обработке древесины или металлов, кабинет соответствующего направления трудовой подготовки и т.п.

Расположение материала и его содержание должно как можно полнее раскрыть такие вопросы.

1. Общая характеристика помещения, его соответствие по пло­щади существующим нормам; наличие при нем вспомогательных
помещений.

2. Соответствие санитарно-гигиенических характеристик совре­менным требованиям (расчет освещенности, оценка эстетическо­го оформления и др.).

3. Сравнительный анализ соответствия оборудования, инстру­ментов и принадлежностей нормативам и оценка правильности
его размещения.

4. Оценка уровня обеспечения общих правил безопасности тру­
да и элементов НОТ на рабочих местах учащихся.

В качестве иллюстрации к характеристике мастерской или ка­бинета прилагаются:


а) план учебно-производственного помещения в масштабе, на котором указываются габаритные размеры, оборудование с поло­жением относительно него рабочей зоны учащегося, расстояния в миллиметрах (проходы между станками и т. п.); к плану прилага­ется спецификация;

б) по возможности — фотографии или эскизы интерьера, обо­рудования рабочих мест учителя и учащегося, элементов оргтехники и т. п.

Отдельным пунктом следует отметить недостатки (с точки зрения автора курсовой работы) существующей материально-технической базы трудовой подготовки, если задание касается конкрет­ного учреждения образования.

Завершающей частью раздела становится разработка предложе­ний по наиболее рациональному использованию материально-тех­нической базы. Предложения должны иллюстрироваться, чтобы можно было лучше уяснить их суть и содержащееся в них рацио­нальное начало.

Если студентом (учителем технологии — заочником) разработа­ны и используются прогрессивные приспособления или инструмен­ты, следует приложить их описания и чертежи (эскизы). Интерес могут представить электрические схемы с дистанционным управле­нием включения и выключения оборудования, описания средств ТСО, приводов затемнения и других элементов оргтехники.

Оригинальные табло, демонстрационные стенды, контрольно-Обучающие устройства, способствующие лучшему формированию технических понятий, практических умений и навыков, конечно же, могут придать курсовой работе практическую направленность и существенную ценность.

Следует считать целесообразным включение в раздел о матери­ально-технической базе трудовой подготовки перечня всего комп­лекса средств наглядности, приемлемой для данной темы (серии таблиц, диапозитивы, кодограммы, диафильмы, видеофильмы, компьютерные программы и др.).

Если заданием будет предусмотрено, следует описать методику ее применения в учебном процессе.

22.3. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена в папке, написана четким почерком одним цветом на одной сторо­не листа бумаги формата 210 x 297 мм. При заполнении листа сле­дует оставить поля: слева — 30 — 35 мм, вверху и внизу — 20 мм, справа — 15 мм.

Предваряет пояснительную записку титульный лист, который может быть отпечатан или аккуратно подписан от руки.

Вторым вставляется выданный лист задания на курсовую рабо­ту. Затем следует лист содержания курсовой работы. В нем исполь­зован стандартный штамп. Образец заполнения штампа приведен ниже. Далее следует текст записки. Допускается записку выполнять машинописным способом через два интервала.

Разделы пояснительной записки нумеруются порядковыми но­мерами арабскими цифрами с точкой. Каждый раздел следует на­чинать с новой страницы, причем наименования разделов запи­сываются в виде заголовков прописными буквами. Переносы слои в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разде­ляют точкой.

Иллюстрации в виде рисунков, фотоснимков, диаграмм и т.п. могут располагаться органично в тексте (возможно, ближе к ил­люстрируемой части) либо на отдельных листах. Можно располо­жить их в конце текста или всей записки в качестве приложений. В любом случае выполняется нумерация (сквозная для всех разде­лов), которая вместе с подрисуночной надписью располагается внизу.

Например: «Рис. 7. Демонстрационное табло».

В тексте делаются ссылки на прилагаемые иллюстрации (на­пример, «см. рис. 3»), Цифровой материал оформляют в виде таб­лиц или диаграмм. При сравнении нескольких компонентов (допу­стим, оценка знаний разных возрастных групп) разрешается вы­делять их цветом. В основном же доминирует строгий черно-бе­лый цвет.

Если в курсовой работе выделяются приложения, то в тексте на них делается ссылка, а над каждым из них вверху справа делается надпись. Например, «Приложение 1» и т, п.

Курсовая работа имеет сквозную нумерацию, общее количе­ство страниц указывают на листе оглавления. Номер страницы про­ставляется вверху, в середине поля. Титульный лист не нумеруется

Заканчивается пояснительная записка библиографическим спис­ком источников, к которым обращался студент во время работы над разрабатываемой проблемой.

Список литературы оформляется в соответствии с требования­ми стандарта.

Если это предусмотрено заданием, курсовая работа должна иметь графическую часть. Объем технической или технологической до­кументации не регламентируется — он диктуется здравым смыс­лом и достаточностью для практического применения. Чертеж де­тали (изделия) можно выполнить на формате А4. В этом случае он будет совпадать по размерам с запиской. Документация, выполня­емая на листах формата A3 (297x420 мм), подшивается с левой стороны и сгибается по размеру папки. Карточки-задания вклады­ваются в прозрачные файлы.


Date: 2016-05-24; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию