Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие методические рекомендацииВ процессе обучения школьников ручным операциям по обработке металла перед учителями технологии встает проблема формирования начальных понятий производственного характера. К сожалению, при объяснении учебной темы учитель нередко забывает, что многие слова, термины, названия и выражения школьникам встречаются впервые и могут быть совершенно непонятны. Вместе с тем политехническая направленность трудового обучения требует ознакомления школьников с основными терминами и понятиями производственной технологии уже с V класса, чтобы с каждым годом обучения они углублялись, расширялись и уточнялись, постепенно приближаясь к стандартным. Причем учитель технологии в своей работе оперирует целым комплексом понятий: общепроизводственными, конструкторско-графическими, организационно-экономическими. Естественно, что для каждого возраста и объем и содержание материала выбирается педагогом с учетом именно этого фактора. Работа по формированию у школьников технических и технологических понятий при ручных операциях проводится с использованием двух методических приемов. Первый — когда технологический процесс не допускает отклонений, исключает варианты, ведущие к неправильному результату. Такой «жесткий» путь приучает к строгому выполнению технологической дисциплины, показывает значение технологии как науки и формирует убеждение в необходимости выполнить свою работу «как следует». На первом этапе, когда занятия проходят в основном в репродуктивном ключе, такой прием оправдан. По мере накопления знаний необходимо развивать творческую активность школьников. С этой целью используется второй прием — выбор оптимального варианта из нескольких. Здесь важно, что выбор производится самими исполнителями (при сохранении, особенно на первых порах, направляющей роли учителя). Несмотря на несколько больший расход времени, очевидна возможность активизации учащихся, а сле- довательно, и повышение достигаемых результатов. Развитие у школьников способностей выбора оптимальной последовательности обработки особенно проявится, когда учащиеся перейдут к изготовлению много-детальных изделий, объектов с использованием разнообразных материалов. Анализ структуры занятий по ручным операциям в металлообработке показывает, что, независимо от специфических отличий в содержании теоретических сведений, сообщаемых на уроке, существует общее в методике их проведения. И хотя речь не идет о каком-либо шаблонном стереотипном подходе, представляется, что учитель технологии не может обойти на занятиях ряд основных моментов. 1. На любом уроке, связанном с ручными операциями металлообработки, должно проходить ознакомление школьников со свойствами обрабатываемых материалов. Этот рассказ неизбежно увязывается с изложением способов их производства, что естественным путем подводит к фактам из истории техники. 2. Вторым обязательным моментом является ознакомление учащихся с устройством, наладкой и способами применения инструментов и приспособлений (по изучаемой теме). И хотя на разных
3. Следующим, возможно важнейшим, этапом урока является 4. Наконец, очень существенным фактором, влияющим на успех усвоения ручных операций школьниками, является создание 5. Еще раз повторим, что важнейшим аспектом методики изложения нового материала является терпеливое, доводимое до каждого ученика, поэтапное формирование технических и технологических понятий, которые будут нужны в дальнейшей работе.
Учитель технологии должен осваивать методику формирования понятий с учетом того, что в условиях приближения к рынку труда такой подход будет закладывать прочный фундамент функциональной грамотности выпускников. На базе этих знаний сформируются политехнические умения, которые помогут в будущем быстро ориентироваться в конкретном процессе производства и управлять им. 6. При решении этих непростых задач у учителя должна быть обратная связь, дающая четкую картину степени уяснения изучаемого материала. Вот почему такое значение приобретает широкое повседневное использование карточек-заданий, достаточно полно разработанных в методической литературе по трудовому обучению. В зависимости от целевого назначения предлагаются задания трех видов: - для индивидуальной проверки и закрепления знаний; - для коллективного обсуждения конструкции объекта труда и планирования процесса его изготовления; - для обучения анализу конструкции по графическому изображению объекта труда. Отвечать на конкретные вопросы учащиеся могут (по усмотрению педагога) устно или письменно, В целом дидактический материал такого характера предназначен для закрепления основных технологических понятий, формирования умений применять знания на уроке, развития технического мышления школьников и руководства их самостоятельной работой по изготовлению различных изделий. 7. Практические работы по ручным операциям металлообработки всегда оставляют ученика один на один с инструментами, неумелое обращение с которыми может привести к травме. Поэтому обязательным методическим правилом на всех занятиях, связанных с ручной обработкой, должно являться инструктирование учащихся по соблюдению безопасных приемов труда, выбору правильной рабочей позы, рациональной организации на своем рабочем месте. Умение в этих вопросах не возникает само собой. Этому нужно учить. Все, сказанное выше, позволяет подвести будущего учителя к выводу о важности знания методики проведения занятий по ручной обработке металлов. Задание 1. Разработать вводный инструктаж по заданной теме (назначается преподавателем или выбирается студентом). 2. Подобрать карточки-задания по теме и определить время их 3. Оформить план-конспект вводного инструктажа. Порядок выполнения работы 1. Выбрать объект труда по теме занятия. 2. Уточнить содержание и объем материала, подлежащего объяснению на вводном инструктаже. 3. Продумать, как, на каких примерах из бытового опыта уча-щихся лучше сформировать четкое представление о сути, назначении и области применения новых знаний. 4. Определить, какие из терминов, названий и выражений не 5. Подобрать средства наглядности для иллюстрации объяснения. 6. Определить, к какой группе понятий относятся рассматриваемые определения (общепроизводственные, технологические, технические и т.д.) и как они могут быть увязаны с уже имеющимися знаниями. 7. Подобрать (разработать) карточки-задания по теме; определить вариант их использования на уроке (для повторения или за 8. Составить конкретные вопросы с пропущенными терминами 9. Оформить разработанный в полном объеме материал в виде Литература: [18, 20, 22, 27, 28, 35, 39, 50]. ЛАБОРАТОРНО-ПРЛКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22 ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «РАБОТА НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ* В VII КЛАССЕ Цели занятия: • получение практических навыков подготовки и проведения занятий по сложной теме; • закрепление навыков составления учебных технологических документов. Общие методические рекомендации Вся предыдущая работа на деревообрабатывающих станках, первоначальное изучение элементов машиноведения и основ производства является прелюдией к обучению школьников машинной обработке металлов. В VII классе работа на металлорежущих станках, относящаяся к станочным операциям, охватывает не только четко обозначенные темы программы, но и предшествующие им и последующие. Действительно, изучение разделов «Элементы машиноведения» (4 ч), «Технология обработки металла» (14 ч), а также время, от-
водимое в программе на выполнение проекта (16 ч), может быть непосредственно связано с работой на токарно-винторезных и фрезерных станках. В машиностроении это самые распространенные группы металлорежущего оборудования, поэтому трудно переоценить значение приобретаемых школьниками знаний, умений и навыков для будущей трудовой деятельности. Преподавание технологии в VII классе характеризуется обязательным учетом особенностей технических понятий, с которыми знакомятся учащиеся, — их большей широтой, значительной сложностью и динамичностью. В VII классе вводится представление о делении производств на типы (единичное, серийное, массовое), происходит знакомство с современными инструментальными материалами и т. п. Основой изучения многих определений и понятий в разделе «Технология обработки металла» учебной программы VII класса являются темы «Технология токарных и фрезерных работ по металлу». Обобщение опыта работы педагогов и специальные психолого-педагогические исследования показали, что для формирования трудовых практических умений решающее значение имеют структура учебного материала, методы обучения, сознательная деятельность учащихся. Поэтому при подготовке и проведении урока молодой педагог обязательно должен учитывать следующие методические тенденции. 1. Овладеть сложным комплексом приемов, представляющих 2. При работе на станках особую важность приобретает непрерывный самоконтроль, его активный и сознательный характер. Сле 3. При обучении технологии производственные процессы и явления изучаются всесторонне, и связь каждого из них с основами 4. Необходимо компенсировать отставание трудового обучения 5. Основополагающим принципом обучения должна быть сознательная деятельность учащихся. Главной цели трудового обучения в подчинена вся совместная работа педагога и учащихся. Поэтому изучение школьного оборудования может рассматриваться лишь как первая ступенька к современному оборудованию — станкам с числовым программным управлением, робототехническим комплексам и т.п. Учитывая сказанное выше, при подготовке и изучении темы учителем технологии должен заблаговременно решаться целый ряд вопросов: 1) определение места темы в учебном предмете; 2) методический анализ ее содержания; 3) тщательный отбор форм и методов учебной работы, особенно формы организации практической работы учеников; 4) выбор посильных объектов труда и обеспечение их соответствующей технологической документацией; создание условий для активной сознательной деятельности 5) обеспечение правил безопасности труда. Мы не ставим целью предложить всеобъемлющую методику обучения конкретным операциям на токарных или фрезерных станках. Это невозможно сделать в краткой форме. Отсылаем желающих к прекрасным апробированным учебным пособиям: Слепинин В. А. Руководство для обучения токарей по металлу. — М., 1987; Тище-пина Т. И., Федоров Б. В. Токарные станки и работа на них. — М., 1990; Барбашов Ф.А. Фрезерное дело. — М., 1980. Вместе с тем будущему учителю будет полезно использовать в своей работе несколько рекомендаций. 1. История развития токарного и фрезерного дела изобилует интереснейшими фактами. Достаточно сказать, что фрезеровщиков 2. Металлорежущий станок — машина повышенной опасности Вместе с тем рассказ о правилах безопасности при работе традиционно скучен. Попробуйте начать знакомство ребят с правилами безопасности, применив метод «от противного». Например,
учитель начинает урок фразой: «Вы все можете погибнуть, но сделаете это неграмотно, непрофессионально. Я научу вас, как этого достичь квалифицированно». Поверьте, смех, раздающийся при таком рассказе, помогает накрепко «врезать» в память учеников все нюансы правильного поведения при работе. 3. Учителю нужно научиться находить способы объяснения сложных операций на предельно простых примерах. Как трудно бывает достичь понимания школьниками понятия «скорость резания» и объяснить зависимость ее значения Кот величины диаметра обрабатываемой детали D. Попробуйте нарисовать две концентрических окружности, сказав, что это — две ступени обрабатываемого вала. Шпиндель станка вращается с установленной частотой вращения п (об/мин). Через мгновение станок остановили. Какой путь больше: АВ или At В,'? По упрощенной формуле если п — одинаково, а число 300 — постоянно, то наглядно видна зависимость скорости резания от D детали. Опыт показывает, что школьники усваивают осмысленный выбор скорости резания для работы. 4. Не проходите мимо ни одного момента урока, не понятого 5. Особое значение должно уделяться показу. Его сопровождает 6. Но всем мире прекращается выпуск универсальных станков, Учителю технологии полезно самому иметь широкое представление о подобном оборудовании и рассказывать о нем своим ученикам. В ближайшее время появление таких станков в школе маловероятно, но следует иметь в виду, что на производстве они составляют основу станочного пар- ка. Это следует учитывать при подготовке школьников к их будущей самостоятельной трудовой деятельности. Такими подходами учитель технологии может уверенно достичь Задание 1. Разработать методику проведения занятий по указанной теме. 2. Для избранного объекта труда подготовить учебную технологическую документацию. Порядок выполнения работы 1. Изучить программу технологии для 7 класса с целью определения места темы в ней, объема материала и его содержания. 2. Проработать методические рекомендации по теме [51. — 3. Выбрать объект труда [18]. 4. Разработать учебную технологическую документацию для про 5. Из приведенных ниже основных понятий, связанных с при
• общепроизводственные понятия — отечественная наука и тех • технологические понятия — термообработка, ее виды и пара • технические понятия — аппарат, прибор, токарно-винторез-ный станок, фрезерный станок, механизм подачи (станка), резь • конструкторско-графические понятия — углеродистые стали, легированные стали; обозначение разрезов, сечений и резьб на чертежах; параметры резьбы, винтовая линия, угол подъема резьбы; • организационно-экономические понятия — предприятие, техническое нормирование труда, основное и вспомогательное время при обработке, токарь по металлу, фрезеровщик по металлу, рабочее место станочника-металлиста, повышение квалификации, 6. Составить план-конспект проведения занятия, используя последовательность действий, установленную на предыдущих лабо- Литература: [18, 33, 50, 51], паспорта учебного школьного оборудования.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА М 23 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ V-VII КЛАССОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ Цели работы: • закрепить навыки составления план-конспекта практического • научиться формировать практические навыки учащихся на базе
|