Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации





В процессе обучения школьников ручным операциям по обра­ботке металла перед учителями технологии встает проблема форми­рования начальных понятий производственного характера. К сожа­лению, при объяснении учебной темы учитель нередко забывает, что многие слова, термины, названия и выражения школьникам встречаются впервые и могут быть совершенно непонятны. Вместе с тем политехническая направленность трудового обучения требу­ет ознакомления школьников с основными терминами и поняти­ями производственной технологии уже с V класса, чтобы с каж­дым годом обучения они углублялись, расширялись и уточнялись, постепенно приближаясь к стандартным. Причем учитель техноло­гии в своей работе оперирует целым комплексом понятий: обще­производственными, конструкторско-графическими, организаци­онно-экономическими. Естественно, что для каждого возраста и объем и содержание материала выбирается педагогом с учетом именно этого фактора.

Работа по формированию у школьников технических и техно­логических понятий при ручных операциях проводится с исполь­зованием двух методических приемов. Первый — когда технологи­ческий процесс не допускает отклонений, исключает варианты, ведущие к неправильному результату. Такой «жесткий» путь при­учает к строгому выполнению технологической дисциплины, по­казывает значение технологии как науки и формирует убеждение в необходимости выполнить свою работу «как следует». На пер­вом этапе, когда занятия проходят в основном в репродуктивном ключе, такой прием оправдан. По мере накопления знаний необ­ходимо развивать творческую активность школьников. С этой целью используется второй прием — выбор оптимального варианта из нескольких. Здесь важно, что выбор производится самими ис­полнителями (при сохранении, особенно на первых порах, на­правляющей роли учителя). Несмотря на несколько больший рас­ход времени, очевидна возможность активизации учащихся, а сле-


довательно, и повышение достигаемых результатов. Развитие у школьников способностей выбора оптимальной последовательно­сти обработки особенно проявится, когда учащиеся перейдут к изготовлению много-детальных изделий, объектов с использова­нием разнообразных материалов. Анализ структуры занятий по руч­ным операциям в металлообработке показывает, что, независимо от специфических отличий в содержании теоретических сведений, сообщаемых на уроке, существует общее в методике их проведе­ния. И хотя речь не идет о каком-либо шаблонном стереотипном подходе, представляется, что учитель технологии не может обойти на занятиях ряд основных моментов.

1. На любом уроке, связанном с ручными операциями метал­лообработки, должно проходить ознакомление школьников со свой­ствами обрабатываемых материалов. Этот рассказ неизбежно увя­зывается с изложением способов их производства, что естествен­ным путем подводит к фактам из истории техники.

2. Вторым обязательным моментом является ознакомление уча­щихся с устройством, наладкой и способами применения инстру­ментов и приспособлений (по изучаемой теме). И хотя на разных
уроках это могут быть различные виды, при объяснении неизбеж­но присутствует сопоставление конструкций, развивающее техни­ческое мышление школьников, подводящее их к осмысленному,
рациональному выбору инструментов для работы.

 

3. Следующим, возможно важнейшим, этапом урока является
правильное проведение демонстрации (показа) приемов работы
по изучаемым операциям. Методически оправдано и многократно
подтверждено экспериментами, что наилучшие результаты дости­гаются при сочетании объяснения с показом. Это обстоятельство
обязательно должно учитываться учителем технологии.

4. Наконец, очень существенным фактором, влияющим на ус­пех усвоения ручных операций школьниками, является создание
атмосферы психологического комфорта. Если во время целевых об­
ходов учитель ровно, терпеливо, с одинаковой степенью добро­
желательности поправляет неверные движения, устраняет ошиб­ки в работе школьников, это формирует правильные взаимоотно­шения, порождает интерес и любовь к работе на занятиях. Если на
заключительном инструктаже допущенные школьниками ошибки
не «выпячиваются», результаты труда, даже при неверном испол­нении, не драматизируются, у учащихся не подрывается вера в
свои силы и возможности — в этом залог будущих обязательных
успехов. Гуманизм, если он не наигран, а является стержнем меж­
личностных отношений, не может не дать положительных итогов.

5. Еще раз повторим, что важнейшим аспектом методики изло­жения нового материала является терпеливое, доводимое до каж­дого ученика, поэтапное формирование технических и технологи­ческих понятий, которые будут нужны в дальнейшей работе.

 

Учитель технологии должен осваивать методику формирования понятий с учетом того, что в условиях приближения к рынку тру­да такой подход будет закладывать прочный фундамент функцио­нальной грамотности выпускников. На базе этих знаний сформи­руются политехнические умения, которые помогут в будущем бы­стро ориентироваться в конкретном процессе производства и уп­равлять им.

6. При решении этих непростых задач у учителя должна быть обратная связь, дающая четкую картину степени уяснения изуча­емого материала. Вот почему такое значение приобретает широкое повседневное использование карточек-заданий, достаточно пол­но разработанных в методической литературе по трудовому обу­чению.

В зависимости от целевого назначения предлагаются задания трех видов:

- для индивидуальной проверки и закрепления знаний;

- для коллективного обсуждения конструкции объекта труда и планирования процесса его изготовления;

- для обучения анализу конструкции по графическому изобра­жению объекта труда.

Отвечать на конкретные вопросы учащиеся могут (по усмотре­нию педагога) устно или письменно, В целом дидактический мате­риал такого характера предназначен для закрепления основных технологических понятий, формирования умений применять зна­ния на уроке, развития технического мышления школьников и руководства их самостоятельной работой по изготовлению различ­ных изделий.

7. Практические работы по ручным операциям металлообработки всегда оставляют ученика один на один с инструментами, неуме­лое обращение с которыми может привести к травме. Поэтому обя­зательным методическим правилом на всех занятиях, связанных с ручной обработкой, должно являться инструктирование учащихся по соблюдению безопасных приемов труда, выбору правильной рабочей позы, рациональной организации на своем рабочем месте. Умение в этих вопросах не возникает само собой. Этому нужно учить.

Все, сказанное выше, позволяет подвести будущего учителя к выводу о важности знания методики проведения занятий по руч­ной обработке металлов.

Задание

1. Разработать вводный инструктаж по заданной теме (назнача­ется преподавателем или выбирается студентом).

2. Подобрать карточки-задания по теме и определить время их
использования.

3. Оформить план-конспект вводного инструктажа.
336


Порядок выполнения работы

1. Выбрать объект труда по теме занятия.

2. Уточнить содержание и объем материала, подлежащего объяс­нению на вводном инструктаже.

3. Продумать, как, на каких примерах из бытового опыта уча-щихся лучше сформировать четкое представление о сути, назначе­нии и области применения новых знаний.

4. Определить, какие из терминов, названий и выражений не
встречались учащимся ранее.

5. Подобрать средства наглядности для иллюстрации объяснения.

6. Определить, к какой группе понятий относятся рассматрива­емые определения (общепроизводственные, технологические, тех­нические и т.д.) и как они могут быть увязаны с уже имеющими­ся знаниями.

7. Подобрать (разработать) карточки-задания по теме; опреде­лить вариант их использования на уроке (для повторения или за­
крепления материала их рациональнее применять).

8. Составить конкретные вопросы с пропущенными терминами
для оценки степени понимания учащимися изложенного материа­
ла (при закреплении в ходе урока).

9. Оформить разработанный в полном объеме материал в виде
план-конспекта проведения вводного инструктажа.

Литература: [18, 20, 22, 27, 28, 35, 39, 50].

ЛАБОРАТОРНО-ПРЛКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «РАБОТА НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ* В VII КЛАССЕ

Цели занятия:

• получение практических навыков подготовки и проведения за­нятий по сложной теме;

• закрепление навыков составления учебных технологических до­кументов.

Общие методические рекомендации

Вся предыдущая работа на деревообрабатывающих станках, пер­воначальное изучение элементов машиноведения и основ произ­водства является прелюдией к обучению школьников машинной обработке металлов.

В VII классе работа на металлорежущих станках, относящаяся к станочным операциям, охватывает не только четко обозначен­ные темы программы, но и предшествующие им и последующие. Действительно, изучение разделов «Элементы машиноведения» (4 ч), «Технология обработки металла» (14 ч), а также время, от-

 

 

водимое в программе на выполнение проекта (16 ч), может быть непосредственно связано с работой на токарно-винторезных и фрезерных станках. В машиностроении это самые распространен­ные группы металлорежущего оборудования, поэтому трудно пе­реоценить значение приобретаемых школьниками знаний, умений и навыков для будущей трудовой деятельности.

Преподавание технологии в VII классе характеризуется обяза­тельным учетом особенностей технических понятий, с которыми знакомятся учащиеся, — их большей широтой, значительной слож­ностью и динамичностью. В VII классе вводится представление о делении производств на типы (единичное, серийное, массовое), происходит знакомство с современными инструментальными ма­териалами и т. п. Основой изучения многих определений и понятий в разделе «Технология обработки металла» учебной программы VII класса являются темы «Технология токарных и фрезерных работ по металлу».

Обобщение опыта работы педагогов и специальные психолого-педагогические исследования показали, что для формирования тру­довых практических умений решающее значение имеют структура учебного материала, методы обучения, сознательная деятельность учащихся. Поэтому при подготовке и проведении урока молодой педагог обязательно должен учитывать следующие методические тенденции.

1. Овладеть сложным комплексом приемов, представляющих
операцию, ученику бывает непросто. Обучение в таком случае должно
начинаться с разделения на элементы и последовательного овладения
наиболее сложными из них.

2. При работе на станках особую важность приобретает непре­рывный самоконтроль, его активный и сознательный характер. Сле­
довательно, учащийся должен иметь четкие инструкции по своим
действиям
(техническую документацию).

3. При обучении технологии производственные процессы и яв­ления изучаются всесторонне, и связь каждого из них с основами
наук проявляется комплексно. Поэтому предметного принципа здесь
придерживаться не обязательно. Так, при изучении оборудования
надо одновременно рассматривать, как используются при конст­руировании и эксплуатации законы физики, химии и т.д. При этом
важно сформировать у учащихся целостное представление об изуча­емой технике.

4. Необходимо компенсировать отставание трудового обучения
в школе от современного производства, для чего методическими
средствами нужно постепенно приближать представления понятий
у учащихся к определениям, существующим на производстве.

5. Основополагающим принципом обучения должна быть сознатель­ная деятельность учащихся. Главной цели трудового обучения в
школе — подготовке к будущей трудовой деятельности должна быть


подчинена вся совместная работа педагога и учащихся. Поэтому изучение школьного оборудования может рассматриваться лишь как первая ступенька к современному оборудованию — станкам с числовым программным управлением, робототехническим комп­лексам и т.п.

Учитывая сказанное выше, при подготовке и изучении темы учителем технологии должен заблаговременно решаться целый ряд вопросов:

1) определение места темы в учебном предмете;

2) методический анализ ее содержания;

3) тщательный отбор форм и методов учебной работы, особен­но формы организации практической работы учеников;

4) выбор посильных объектов труда и обеспечение их соответ­ствующей технологической документацией; создание условий для активной сознательной деятельности
учащихся;

5) обеспечение правил безопасности труда.

Мы не ставим целью предложить всеобъемлющую методику обучения конкретным операциям на токарных или фрезерных стан­ках. Это невозможно сделать в краткой форме. Отсылаем желающих к прекрасным апробированным учебным пособиям: Слепинин В. А. Руководство для обучения токарей по металлу. — М., 1987; Тище-пина Т. И., Федоров Б. В. Токарные станки и работа на них. — М., 1990; Барбашов Ф.А. Фрезерное дело. — М., 1980.

Вместе с тем будущему учителю будет полезно использовать в своей работе несколько рекомендаций.

1. История развития токарного и фрезерного дела изобилует ин­тереснейшими фактами. Достаточно сказать, что фрезеровщиков
правильно следует называть «клубничками», так как от француз­
ского «ля фрез» (клубника) и происходит название. О токарном
деле много увлекательного можно узнать из истории [9]. О пути,
пройденном от знаменитого ДИПа (токарного станка «Догнать и
перегнать») до современных обрабатывающих центров (один та­
кой центр заменяет целый цех из токарных, фрезерных и свер­лильно-расточных станков) может простираться рассказ учителя
технологии. Такие факты вызывают у школьников огромный инте­рес к токарным и фрезерным работам.

2. Металлорежущий станок — машина повышенной опасности
для тех, кто на ней работает. Известны случаи, когда захваченная
вращающейся деталью прядь волос или намотавшаяся на ходовой
винт станка пола халата становились причиной страшных травм.
Чтобы остановить биение человеческого сердца, иногда достаточ­но прикосновения к незаземленному станку.

Вместе с тем рассказ о правилах безопасности при работе тра­диционно скучен. Попробуйте начать знакомство ребят с правила­ми безопасности, применив метод «от противного». Например,

 

 
 

 

учитель начинает урок фразой: «Вы все можете погибнуть, но сде­лаете это неграмотно, непрофессионально. Я научу вас, как этого достичь квалифицированно». Поверьте, смех, раздающийся при та­ком рассказе, помогает накрепко «врезать» в память учеников все нюансы правильного поведения при работе.

3. Учителю нужно научиться находить способы объяснения слож­ных операций на предельно простых примерах. Как трудно бывает достичь понимания школьниками понятия «скорость резания» и объяснить зависимость ее значения Кот величины диаметра обра­батываемой детали D.

Попробуйте нарисовать две концентрических окружности, ска­зав, что это — две ступени обрабатываемого вала. Шпиндель стан­ка вращается с установленной частотой вращения п (об/мин). Че­рез мгновение станок остановили. Какой путь больше: АВ или At В,'? По упрощенной формуле

если п — одинаково, а число 300 — постоянно, то наглядно видна зависимость скорости резания от D детали.

Опыт показывает, что школьники усваивают осмысленный выбор скорости резания для работы.

4. Не проходите мимо ни одного момента урока, не понятого
школьником. Все поняли, а Петя (по глазам видно!) — нет. Повто­рите еще раз, по-другому. И не жалейте времени! Оно не пропада­ет даром в этом случае: укрепляются знания от повтора у всех, а
главное, не потерял интерес от непонимания ученик.

5. Особое значение должно уделяться показу. Его сопровождает
объяснение с обязательными остановками во всех местах, где не­
обходима концентрация внимания учеников. Овладение методи­кой рационального сочетания наглядных и словесных методов —
одно из условий успеха при изучении станочных операций со
школьниками.

6. Но всем мире прекращается выпуск универсальных станков,
к которым относится и школьное оборудование. Их сменяют со­
временные станки с оперативными системами числового програм­много управления или обрабатывающие
центры.

Учителю технологии полезно самому иметь широкое представление о подоб­ном оборудовании и рассказывать о нем своим ученикам.

В ближайшее время появление таких станков в школе маловероятно, но сле­дует иметь в виду, что на производстве они составляют основу станочного пар-


ка. Это следует учитывать при подготовке школьников к их буду­щей самостоятельной трудовой деятельности.

Такими подходами учитель технологии может уверенно достичь
успехов при изучении со школьниками станочных операций по
обработке металлов. Содержание этого раздела ясно выражает не­обходимость комплексной подачи материала, глубокой увязки его
со школьной программой.

Задание

1. Разработать методику проведения занятий по указанной теме.

2. Для избранного объекта труда подготовить учебную техноло­гическую документацию.

Порядок выполнения работы

1. Изучить программу технологии для 7 класса с целью опреде­ления места темы в ней, объема материала и его содержания.

2. Проработать методические рекомендации по теме [51. —
С. 353-361].

3. Выбрать объект труда [18].

4. Разработать учебную технологическую документацию для про­
ведения занятия.

5. Из приведенных ниже основных понятий, связанных с при­
обретением школьниками в VII классе производственных умений,
выбрать приемлемые для запланированного занятия:

 

общепроизводственные понятия — отечественная наука и тех­
ника, научно-технический прогресс (НТП), основные направле­ния НТП;

технологические понятия — термообработка, ее виды и пара­
метры, режимы резания и их элементы, технология токарных ра­бот, технология фрезерных работ, нарезание резьбы;

технические понятия — аппарат, прибор, токарно-винторез-ный станок, фрезерный станок, механизм подачи (станка), резь­
ба, резьбонарезные инструменты;

конструкторско-графические понятия — углеродистые стали, легированные стали; обозначение разрезов, сечений и резьб на чер­тежах; параметры резьбы, винтовая линия, угол подъема резьбы;

организационно-экономические понятия — предприятие, техни­ческое нормирование труда, основное и вспомогательное время при обработке, токарь по металлу, фрезеровщик по металлу, ра­бочее место станочника-металлиста, повышение квалификации,
резервы повышения производительности труда.

6. Составить план-конспект проведения занятия, используя по­следовательность действий, установленную на предыдущих лабо-
раторно-практических занятиях.

Литература: [18, 33, 50, 51], паспорта учебного школьного обо­рудования.

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА М 23

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ V-VII КЛАССОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Цели работы:

• закрепить навыки составления план-конспекта практического
занятия по технологии;

• научиться формировать практические навыки учащихся на базе
слияния бытового опыта и основ физических знаний.

Date: 2016-05-24; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию