Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие методические рекомендации. Впрограмме по технологии по каждой из названных тем занятий четко определены необходимые теоретические сведенияВ программе по технологии по каждой из названных тем занятий четко определены необходимые теоретические сведения. Их мож-
но найти в специальной литературе и доходчиво преподать школьникам. Есть достаточно широкий набор плакатов, существуют диафильмы. А при современной множительной и видеотехнике проблема наглядности при объяснении представляется преодолимой. Значительно больше вопросов у учителя может вызвать строка «практические работы». Почти для всех тем она записана лаконично: «Упражнения по выполнению работ, изложенных в теоретических сведениях». Между тем ясно, что фронтально тему не позволит провести материальная база, а групповая отработка даже малярных работ выглядит нереально. Мы советуем учителю технологии применить методику, предложенную в разделе 12.5, — использование шарнирно соединенных щитов. Удобство таких щитов в том, что они, складываясь, занимают мало места, а одновременно (с двух сторон) на них может работать несколько учеников. Верхняя часть щитов (или другой участок) может содержать эталоны работ, образцы работ, образцы различных видов выполнения или технические требования. Представляется, что такая форма организации работ позволит пройти все учебные темы раздела в полном объеме. Естественно, что в этом случае нужно предусмотреть график перемещения учащихся, тщательно подготовленные инструкционные карты, требования к качеству, критерии оценки каждой операции, пути устранения возможного брака. Создание учебно-материальной базы для прохождения данного раздела может быть осуществлено путем выполнения творческих проектов учащихся на предыдущих занятиях. Думается, что при-влечение школьников к такого рода работам может иметь большое воспитательное значение, направит их творческое воображение на поиск еще более интересных вариантов рабочих мест для выполнения строительных ремонтно-отделочных работ в школьных мастерских. Задание 1. Выбрать тему раздела (произвольно или по указанию преподавателя). 2. Разработать методику преподнесения теоретического материала и выбрать форму организации практических работ. Порядок выполнения работы 1. Уточнить объем и содержание материала, подлежащего объяснению на уроке. 2. Определить, какие сведения из школьной программы или бытового опыта учащихся могут быть использованы при объяснении. 3. Продумать, как будет производиться демонстрация применяемых инструментов и показ трудовых приемов. 4. Подобрать средства наглядности, которые могут быть использованы.
5. Разработать технологическую или инструкционную карты (по 6. Разработать карточки-задания либо другую форму контроля 7. Подобрать литературу по теме раздела для показа и рекомендации учащимся. 8. Составить план-конспект проведения урока. Литература: [26, 35, 40, 52].
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА М 20 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «УСТРОЙСТВО И ПРОСТЕЙШИЙ РЕМОНТ САНТЕХНИКИ» Цели работы: • сформировать навыки проведения уроков по технологии; • выработать умения организации групповой работы школьников с применением письменного инструктирования. Общие методические рекомендации С устройством и простейшим ремонтом сантехники учащиеся могут познакомиться при прохождении разных тем программы. Это может быть ознакомление с интерьером жилища (V класс), проведение занятий по одноименной теме раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы» (VI класс), изучение раздела «Технология обработки металла» (VII класс). Когда предпочтительнее познакомить школьников с такими нужными в быту знаниями по эксплуатации сантехнических приборов — решает сам учитель. Опыт проведения занятий по технологии позволяет сделать вывод о посильности для школьников работы по устранению простейших неисправностей сливных бачков, вентильных головок, смесителей и др. Более того, практика занятий по названной теме показывает, что они проходят с достаточно высокой степенью активности при большом интересе обучаемых. Этому способствует распространенность названных приборов в быту и часто встречающаяся потреб- ность устранить мелкие неисправности, досаждающие в быту. Да и для самоутверждения подростка совсем не безразлично умение отремонтировать элементы сантехники. «Наш мастер» — вполне серьезный эпитет в кругу семьи и соседей по отношению к юному умельцу, и он немало добавляет к формированию чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах. Теоретические сведения не представляют сложности для школьников, так как базовых знаний школьного курса по физике вполне хватает, а бытовой опыт имеется практически у каждого ученика. Поэтому важнее приведение в систему уже приобретенных пред-
ставлений и разъяснение тех аспектов, на которые обычно дети не обращают внимания, хотя они и на виду. Объяснение материала темы целесообразно начинать с экономической и социальной значимости нормального функционирования так называемых удобств в жизни людей и общества. Один подтекающий кран обходится в десятки рублей в месяц, журчащая из смывного бачка вода стоит сотни рублей, затраченных на ее добывание, а «пулеметные очереди» или рев, раздающийся при открывании вентильной головки, могут стоить кому-нибудь потери покоя и даже здоровья. Подростки могут проходить мимо таких фактов, так как еще не сталкиваются с оплатой коммунальных услуг и не задумываются, во сколько обходится обществу такие привычные удобства. Им будет интересен рассказ о том, что в США сливные бачки в последнее время оснащаются двумя рычагами. Один сбрасывает всю накопленную воду из бачка, второй — лишь ее небольшую часть. Богатая Америка экономит на этом целые кубокилометры воды, бесперебойно поставлять которую во многие места становится все дороже и труднее. Дальнейшее объяснение должно быть только иллюстративным, чтобы школьники наглядно уясняли принцип действия поплавкового крана или устройство вентильной головки, причины характерных неисправностей и способы их устранения. Методическое правило демонстрации во время этого показа должно соблюдаться неукоснительно. Мы еще раз напоминаем будущему учителю самую распространенную ошибку профессионала: проделывая что-либо в сотый раз, он забывает, что дети это же делают впервые, и может перескочить через «мелочи». Например, упомянутые выше резкие звуки происходят потому, что, по мере изнашивания прокладки вентильной головки и образования на ней кольцевой прорези от седла, край отчуждаемой кромки разлохматился, и началась вибрация. Достаточно срезать приблизительно под углом 45° эту кромку и вентильная головка начинает работать бесшумно. Мы не ставим целью изложить специфику изучения устройства и ремонта того или иного элемента санитарно-технических приборов — для этого издано достаточно много пособий. Весьма удачным является, например, производственное издание для широкого круга: Волков В.Л. Домашний сантехник. — М., 1993. Учитель технологии много полезного найдет в справочниках [45, 52]. В методическом плане могут быть полезны занятия, предложенные в одном из пособий [13. - С. 94-98, 203-207]. Обращаем внимание на то обстоятельство, что практические работы по теме учителю организовать непросто, а если они и могут быть осуществлены, то, скорее всего, по звеньям. Вот почему так важно, чтобы демонстрация работ на уроке была пояснена во всех деталях с особенностями специфики и разъяснением характеристик применяемых материалов. Представляется полезным, если по каждому прибору будет подготовлена инструкционная карта последовательности выполнения ремонтных работ с поэлементным показом действий. Хорошо, если учитель покажет своим ученикам, как можно устранить повреждении временно, до покупки заменяемого узла (элемента) или до привлечения сантехника. По каждому прибору таких возможностей немало. Если учащийся сам и не устранит поломку, то он хоть поймет ее суть и сможет успокоить домашних до прихода специалиста. Знания по выполнению доступных ремонтов санитарно-технических приборов, по грамотной эксплуатации водоразборной арматуры необходимы каждому школьнику и будут неоднократно востребованы в бытовых ситуациях. Справочно-информационный блок Учитель технологии должен сообщить ученикам необходимые данные, которые в учебной литературе обычно не приводятся. I. Резьба на запорной арматуре и различных деталях санитарно-технических приборов (табл. 15) отличается от привычной детям метрической резьбы с треугольным профилем 60°. Нужно объяснить, что трубная цилиндрическая резьба имеет треугольный профиль 55°, закругленные или плоскосрезанные вершины и впадины, ее размеры приводятся в дюймах, а шаг измеряют числом витков (ниток) на один дюйм. Международное обозначение этой резьбы — G; левая резьба дополняется буквами LH. Например; G 1/2LH. Наружная резьба на штоке вентильной головки обычно круглая, обозначаемая Rd с номинальным диаметром 12 мм и шагом Таблица 15 Данные резьб, наиболее распространенных в бытовой сантехнике
2,54 мм по СТ СЭВ 307—76. Для вентильных головок с возвратно-поступательным движением шестигранного шпинделя применяют левую трапецеидальную резьбу, обозначаемую Tr. 2. Для прокладок в вентильной голоске рекомендуется специальная пищевая резина повышенной твердости толщиной не менее 4 мм. Подобной по физическим свойствам является полутвердая техническая резина (ГОСТ 7338 — 90), выпускаемая в виде листов или рулонов разных размеров и толщин. Она сохраняет свою работоспособность при температуре от —40 до +80°С. Школьникам надо объяснить для сравнения, что карандашная резинка — мягкая, а резина на каблуках и подошвах ботинок — полутвердая. Ее твердость сравнима с твердостью поясного кожаного ремня.
3. Ключи, применяемые при санитарно-технических работах, бывают гаечные, гаечные разводные ключи и ключи трубные. Последние могут быть рычажными, накидными и цепными. При работе их выбирают по номерам. Ширина зева у разводного ключа распространенного типа III составляет, мм: В последние годы появилось много конструкций более современных элементов арматуры, шаровых кранов, специальных уп-лотнительных материалов (типа пленки – «фума»), герметиков разного назначения и т. п. Учитель технологии должен следить за новинками и по мере их использования в быту обновлять сведения, сообщаемые школьникам. Задание 1. Подготовить и провести теоретическую часть урока и вводный инструктаж по заданной теме. 2. Подготовить учебно-дидактическое обеспечение занятия,
|