Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справочно-информационный блок. Для правильной и эффективной организации учебно-воспита­тельного процесса учителю необходимо умение планировать и ана-





Для правильной и эффективной организации учебно-воспита­тельного процесса учителю необходимо умение планировать и ана-


лизировать собственную деятельность и работу своих коллег. Это касается уже проведенных (проводимых в данный момент) заня­тий и тех, которые разрабатываются. Постоянный анализ необхо­дим для совершенствования педагогического мастерства, возмож­ности увидеть ошибки и предвидеть результаты своих действий. Потребность в самосовершенствовании — одно из основных усло­вий эффективности работы учителя. Выработав у себя привычку к постоянному, каждодневному психологическому осмыслению соб­ственного педагогического труда, молодой учитель сформирует фун­дамент для достижения необходимого уровня профессионализма.

Ученые и практики системы образования разработали и пред­ложили несколько схем, характеризующих урок с различных сто­рон, с разных точек зрения. Мы считаем, что, при определенном различии, анализ урока по ним включает общие моменты: форму­лировка и обоснование целей и задач урока, предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока, описание и анализ хода самого урока, подведение итогов. Для анализа уроков технологии нам представляется приемлемой схема Г. Ю. Пенкновича и В. П.Тигрова (Школа и производство. — 1987. — № 1). Очень полно охватывает анализ урока последовательность вопросов-заданий, предложенная А. Д.Тхоржевским [50. — С. 312 — 313]. Наиболее полно освещены вопросы системного подхода к анализу урока, Ю. А. Конаржевским (Анализ урока. — М., 2000).

Для оценки психолого-педагогической деятельности мы реко­мендуем схему, разработанную в Ярославском госпедуниверсите-те им. К.Д.Ушинского Н. П.Анисимовой (табл. 11). Начинающему учителю может оказать определенную помощь и предложенная В.Д. Златоустовым «Ключ-схема наблюдения и анализа занятий (план-конспекта)» [14]. Она сравнительно проста и достаточно уни­версальна. Выполняемая на отдельном листе, она позволяет сде­лать достаточно подробную запись урока при минимуме времени.

Таблица 11 Анализ психолого-педагогической деятельности учителя технологии

Школа ___________ Класс___________ Дата____________

Ф. И. О. учителя____________________________________

Тема урока ____________________________________________

Цели урока ____________________________________________

 

Этапы занятия. Наименование За чем следует наблюдать Запись наблюдении
1. Организационно-подготовительная часть 1. Как проведен организационный момент? Готовность учителя к занятиям, рабочее место,  

 

Продолжение табл.

Этапы занятия. Наименование За чем следует наблюдать Запись наблюдений
Подготовка к нача- лу работы. Проверка пройден- ного материала (контроль выполне- ния домашнего задания) пособия, заготовки и инструмен- ты, план-конспект. 2. Проверка подготовки учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, конспектов, настроение; охват вопросами по пройденно- му материалу; характеристика ответов учащихся  
2. Теоретическая часть Объяснение нового материала Как осуществлен переход к этому этапу урока (плавно, логично, незаметно или резко, без связи с предыдущим); названы ли тема и цели урока; какое участие отводится ауди- тории; методика изложения нового материала: использование наглядных посо- бий и ТСО (техника показа, качество пособий и уместность их применения); межпредметные связи; уровень технической грамотно- сти изложения (доступность, логика, убедительность, науч- ность); проблемность обучения; профориентационная направлен- ность изложения; восприятие материала учащи- мися, их психологический на- строй (доброжелательность, спокойствие, живой интерес. нервозность, напряженность); поведение учителя при изло- жении нового материала (внеш- ний вид, манера держаться, жесты, темп речи, знание мате- риала и т.п.); время, затраченное на этот этап  

Продолжение табл.

 

Этапы занятия. Наименование За чем следует наблюдать Запись наблюдений
3. Практическая часть Вводный инструк­таж Характеристика задания; вызван ли интерес учащихся к выполнению задания; соответствие задания изучаемой теме по программе; технологичность инструктажа (следование логике при объясне­нии приемов работы, технических устройств и т.п.); наглядность и доступность инструктажа (практический показ приемов и операций); уделено ли внимание соблюдению правил техники безопас­ности; время, затраченное на этот этап  
Са мостоятел ьная работа учащихся   Организация работы учащихся (формы); производственная культура учащихся и роль учителя в ее формировании (дисциплина, состояние рабочих мест, располо­жение инструментов и т.д.); соблюдение технологической дисциплины, правил техники безопасности; основные затруднения в работе и их решение; проведение текущего инструкта­жа, его своевременность; организация контроля за прак­тической работой учеников, обучение их само- и взаимоконт­ролю; дополнительные задания для сильных учеников; время, затраченное на этот этап  
4. Организационно-заключительная часть Полнота и глубина подведения итогов занятия, дана ли общая оценка;  

 



Окончание табл.

 

Этапы занятия. Наименование За чем следует наблюдать Запись наблюдений
  Заключительный инструктаж обсуждались ли типичные ошиб­ки учащихся; проявлен ли педагогический такт при оценке работ (особенно — слабых); время, затраченное на заключи­тельный инструктаж  
  Уборка рабочих мест Кто убирает, что и чем; степень самоуправления; сложился ли порядок уборки; есть ли элемент соревнования за чистоту рабочего места; время, затраченное на уборку  
  5. Общие замечания по уроку и оценка Достигнута ли цель урока; из каких этапов состоял урок; переход от этапа к этапу; целесообразность затраченного времени на каждый этап; выполнение плана урока; оценка урока; другие замечания, рекомендации  

2. Четко представить себе, что требуется от учащихся для усво­ения предлагаемого материала.

3. Уяснить для себя, соответствуют ли индивидуально-психоло­гические особенности учащихся класса, где будет дан урок, этим требованиям.

4. Определить, чего больше при усвоении материала от учени­ков потребуется: зрительной образной памяти или абстрактного
мышления. Как запланированные методы трудового обучения со­гласуются с выводами?

5. Выяснить по расписанию, с какого занятия на урок техноло­гии придут дети. Решить для себя, достаточно ли времени заплани­ровано на этапы урока. На чем основан вывод?

6. Будут ли активизироваться учащиеся на уроке? Как это спла­нировано?

7. Что сделано для предупреждения возможных ошибок учащих­ся? Учтены ли учителем все опасные зоны и приемы?

8. Какие критерии для оценки деятельности и проведения уча­щихся могут быть положены для суждения о степени достижения
нолей урока?

9. После уяснения для самого себя ответов на эти вопросы, пись­менно ответить по всем пунктам примерной схемы анализа урока.

Литература: [10, 14, 23, 50].


Будущий учитель технологии и предпринимательства, изучаю­щий большой блок психолого-педагогических дисциплин, должен будет во время педагогической практики выполнять схему психо­логического анализа урока. Она во многом перекликается с приве­денной выше. Считаем полезным использовать вариант такого ана­лиза (см. Приложение 2).

Задание

1. Изучить методические рекомендации и схему анализа уроков
технологии.

2. По заданию преподавателя:

• выполнить анализ собственного план-конспекта;

■ выполнить анализ план-конспекта товарища по учебной группе;

• посетить урок технологии в одной из школ и проанализиро­вать его.

Порядок выполнения работы

1. Выбрать вариант схемы анализа (если нет указания препода­вателя).

 

 

Глава 21

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ВЕДЕНИЮ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

Date: 2016-05-24; view: 431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию