Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок выполнения работы. 1.Для избранной (на лабораторно-практической работе № 4) темы своего урока уточнить место и значение планируемого заня­тия в общей системе уроков конкретной





1. Для избранной (на лабораторно-практической работе № 4)
темы своего урока уточнить место и значение планируемого заня­тия в общей системе уроков конкретной программной темы.

2. Выбрать из комплекса учебно-воспитательных задач те, кото­рые должны и могут быть решены на данном занятии.

3. Сформулировать цели урока:

а) для сообщения ученикам;

б) для записи в план-конспект.

4. Наметить пути решения отобранных задач.

5. Использовать материалы настоящей лабораторно-практиче­ской работы для подготовки плана-конспекта по лабораторно-прак­тической работе № 8.

Литература: [117, 21, 22, 35, 48].

 

ЛАБОРАТОРИО-ПРЛКТИЧЕСКЛЯ РАБОТА № 6 РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО, ТЕКУЩЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ

Цели работы:

• научить будущих преподавателей технологии разрабатывать и
проводить вводный, текущий и заключительный инструктажи;

• прививать будущим преподавателям умения психологически
настраивать учащихся на сознательное, активное выполнение ус­тановок преподавателя.

Справочно-информационный блок

Инструктажи проводятся учителем технологии перед началом, во время выполнения и после окончания практической работы учащихся. Каждый из них характеризуется специфическими осо­бенностями, хотя в целом они создают стройную канву урока, достигающего поставленную цель.

Наиболее распространенной ошибкой молодого учителя явля­ется включение в вводный инструктаж нового теоретического ма­териала.

Разъясняем: вводный инструктаж — это конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного из­делия или содержание конкретных действий, которые будут вы­полняться учащимися при самостоятельной работе. Конечно, учи­тель справе проверять, в том числе и в ходе вводного инструкта­жа, как ученики готовы реализовать теоретические знания на практике, но у вводного инструктажа строго конкретная направ­ленность.

При проведении вводного инструктажа перед учащимися ста­вится отчетливо, ясно цель предстоящей работы и пути ее дости­жения. Здесь важно соблюсти несколько условий.

1. Зная индивидуальные свойства личности каждого своего уче­ника, так построить объяснение технологических (или иных ас­пектов) приемов работы, чтобы каждый учащийся проникся уве­ренностью в посильности задания и четким представлением о по­следовательности своих действий при его выполнении. Если так провести объяснение, то учащиеся психологически будут настрое­ны на активную реализацию установок учителя.

2. Непременное условие вводного инструктажа — предупреж­дение о типичных ошибках, которые могут быть допущены в про­цессе самостоятельной работы. Ведь все работы по программе — типовые, а следовательно, из года в год ученики испытывают при­мерно одни и те же трудности и допускают одинаковые ошибки, которые учитель способен предвидеть. Предупреждение о них сти-


мулирует мотивацию качественного выполнения приемов, стрем­ления к технологической дисциплине.

3. Обязательным элементом вводного инструктажа должно быть обращение к безопасному выполнению приемов, сознательному соблюдению правил безопасности труда. Предупреждая детский травматизм, следует подробно рассказать, какие последствия вле­чет за собой небрежность, невнимательность, шалость во время работы и т.п.

На вводном инструктаже закладывается фундамент успеха (или неудачи) вашего урока.

Вводный инструктаж учащихся на занятиях технологии являет­ся обязательным и может включать следующие вопросы:

• назначение изделия и значение деятельности по его выпол-нению;

• технология изделия и ее особенности в данном случае;

• правила пользования оборудованием и инструментами (де­монстрация, показ);

- показ наиболее рациональных приемов и способов выполне­ния учебно-производственного задания;

■ правила техники безопасности при выполнении данного из­делия;

• организация рабочего места для данного случая работы;

• основные критерии оценки качества (годности) данного изде-лия и др.

Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время работы. Он может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и имеет свои осо­бенности.

1. Его содержание исходит из условий необходимости. Это зна­чит, что корректируются те действия учащихся, ошибочное вы­полнение которых было обнаружено при целевых обходах. Напри­мер, обнаружены типовые ошибки у многих учащихся. Вывод — необходимо провести дополнительный инструктаж для группы (или

ее части).

2. Это часть урока, где учитель при обходе рабочих мест ставит
перед собой конкретную цель и не отвлекается от нее (кроме слу­чаев, когда действия учащихся грубо нарушают правила безопас­ности труда).

3. Это часть урока, на которой индивидуальный подход учителя
к каждому ученику вызывает сильную мотивацию интереса, ак­тивности, создает психологический фон для уверенности ребят в
своих знаниях и способностях.

4. В холе целевых обходов учитель уясняет степень овладения
учащимися полученных знаний, умения претворять их на практи­ке и такая обратная связь помогает дифференцированному подхо­ду к каждому ученику.

 

Заключительный инструктаж проводится после выполнения практической работы. Традиционно он включает в себя:

• подведение итогов занятия;

• разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших;

• разъяснение возможностей применения полученных знаний,
умений и навыков в общественно полезном труде.

Вместе с тем имеется ряд моментов этого этапа урока, на которые молодой учитель должен обратить внимание.

1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требу­ют от учителя глубокого психологического проникновения в ин­дивидуальность, так как от умения (даже при допущенных ошиб­ках) вселить в ученика уверенность в том, что он не хуже других
справится с заданием, зависит мотивация учения и труда.

2. Выделив при подведении итогов и анализе работы умения
собственно творческого характера, учитель формирует творческую
активность учащихся, создает нравственную атмосферу, побуждаю­
щую ребят проявлять творческое использование накопленного опы­та в разнообразных технических ситуациях (в том числе и новых).

3. Наконец, есть очень важный для учителя психологический
аспект «синдрома справедливости». Если класс видит, что учитель
справедлив в оценках, его авторитет всегда будет высок в глазах
ребят, а в отношениях создаются доверие и здоровый психологи­ческий климат.

Задание

Для своего выбранного занятия (на лабораторно-практической работе № 4) разработать ход проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.

Порядок выполнения работы

1. Продумать, как ознакомить учащихся:

а) с содержанием работы и средствами, с помощью которых ее
можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления
и т.п.);

б) с технической документацией и требованиями к изделию;

в) с последовательностью выполнения отдельных элементов и
работы в целом, способами контроля;

г) с возможными затруднениями, ошибками;

д) с предупреждением возможных нарушений правил безопас­ности труда.

2. Представить, как лучше провести показ приемов работы.

3. Продумать, возможна ли активизация познавательной дея­тельности учащихся в ходе вводного инструктажа и как ее обеспечить. Записать вводный инструктаж в план-конспект.

4. Продумать, как обеспечить целенаправленное, дифференци­рованное наблюдение за работой каждого учащегося и всей груп­пы в целом.


С этой целью:

а) записать целевые обходы, их содержание;

б) предусмотреть формирование навыков самоконтроля за вы­полняемой работой;

в) учесть, какие из выполняемых операций активизируют зна­ния учащихся по основам наук, наполняют физический труд ин­теллектуальным смыслом, могут стимулировать творческий поиск.

5. Продумать возможность письменного инструктирования.

6. Записать текущий инструктаж в план-конспект.

7. Выделить для себя, какие дидактические и воспитательные цели
должны быть достигнуты на заключительном инструктаже. С этой

целью:

а) продумать критерии объективной оценки результатов труда;

б) установить, какие из возможных ошибок могут быть исправ­лены на следующем занятии;

в) наметить, какие стороны анализа могут касаться формиро­вания ответственности за качество труда; экономического мышле­ния; чувства удовлетворения от выполняемой работы;

г) предложить литературу для внеклассного чтения по теме (про­
граммы, раздела, урока).

8. Записать заключительный инструктаж в план-конспект.

Литература: [3, 15, 22, 28, 35, 45, 46, 50, 53].

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКЛЯ РАБОТА №7

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Цели работы:

- получение начальных умений выбора методов для проведения

занятий;

- углубление знаний по особенностям использования методов

обучения.

Справочно-информационный блок

Одной из сторон, характеризующей профессионализм и педа­гогическое мастерство учителя технологии, является знание им методов обучения и умение отбора этих методов для проведения

конкретных занятий.

Метолы обучения — это характер взаимодействия педагога и обучаемых. Поэтому правомерно рассмотреть их с двух сторон: и как методы преподавания — со стороны педагога, и как методы учения — со стороны обучаемых.

Деятельность ученика в процессе обучения в основном и пла­нируется как отражение деятельности учителя. Она может носить репродуктивный или продуктивный характер, причем в первом

случае самостоятельность ученика незначительна. Во втором слу­чае от учащегося требуется самостоятельное приобретение, добы­вание знаний и умений. Такой подход к обучению часто называют проблемным. При проблемном обучении воспитывается творче­ская активность учащихся, прививается умение самостоятельной подготовки и решения жизненно важных практических и теорети­ческих задач.

Единой классификации методов обучения в педагогике нет. При выборе методов обучения необходимо помнить, что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны и может быть приме­ним в определенных конкретных условиях. Нет универсальных ме­тодов. Речь может идти о правильном и умелом сочетании методов обучения в зависимости от поставленных учебных задач. Варианты записи методов обучения в планах-конспектах уро­ков технологии приведены в разделе 8.2.

Выбор методов в общем случае определяется:

• принципами обучения;

• целями и задачами обучения;

•содержанием предмета вообще и конкретной темы, раздела — в частности;

• учебными возможностями школьников (возраст, степень раз­вития и т.п.);

• возможностями учебно-материальной базы, применяемой си­стемы трудового (производственного) обучения;

• возможностями самого учителя, его личностными качества­ми, опытностью и т.п.

Умение подобрать оптимальный (для данного случая) метод (или их сочетание) значительно повышает качество учебно-вос­питательного процесса, позволяет учителю гарантированно до­стигать поставленной цели.

Задание

Для избранного занятия (см. лабораторно-практическую работу № 4) подобрать и продумать целесообразность методов решения основных задач, намеченных к реализации на уроке.

Порядок выполнения работы

Предварительно (исходя из опыта и здравого смысла) опреде­лите методы, которые будут применены на уроке. Проверьте пра­вильность выбора, используя приведенную ниже «Примерную ал­горитм-схему проверки целесообразности выбираемого метода».

1. Какой путь к решению данной задачи целесообразнее: ин­дуктивный или дедуктивный?

2. Обеспечивает ли выбранный метод проблемную постановку
задачи и соответствующее ее решение?

3. Каков возможный уровень проблемы? Соответствует ли он
уровню развития, подготовленности учащихся?


 

4. Имеются ли в наличии средства, необходимые для достиже­ния решения данным способом?

5. Насколько деятельность учащихся будет самостоятельной?
Какая помощь учителя им потребуется?

6. Насколько характер деятельности учащихся будет продук­тивным?

7. Согласуется ли с данным методом выбранная форма органи­зации труда учащихся для успешного решения задачи?

8. Будет ли обеспечен само- и взаимоконтроль учащихся?

9. Возможны ли другие сочетания видов деятельности учеников и
средств обучения, контроля? Оптимально ли выбранное сочетание?

10. Будет ли стимулироваться творческая активность учащихся
в процессе решения задачи данным методом?

11.Достаточно ли учебного времени при использовании данно­го метода? Рационально ли оно используется?

12. Какие вспомогательные методы могут быть применены для повышения продуктивности познавательно-практической деятель­ности учащихся?

После выполнения проверки записать обоснованные методы для проведения занятий в план своего урока. Сдать полностью оформ­ленный план-конспект после занятия по лабораторно-практиче-ской работе № 8.

Литература: [21, 22, 26, 35, 50].

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ. ТЕКУЩЕЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

Цели работы:

• получение первоначальных умений определения структуры за­нятия;

• ознакомление с порядком составления плана-конспекта урока.

Справочно-информационный блок

Успешность обучения зависит не только от методов обуче­ния, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учите­лем. В значительной степени на достижение результата влияет функ­ционирование различных форм деятельности учителя и учащих­ся на уроке. А все формы взаимодействия на занятиях технологии отражены в структуре комбинированного урока — наиболее рас­пространенного типа урока, лежащего в основе конструкции всех остальных типов уроков. Все чаще в научной и методической лите­ратуре упоминают о разновидности комбинированного урока, на­званного синтетическим. В учебнике «Педагогика школы» под ре-

 

 

дакцией профессора И.Т.Огородникова ему дается следующее описание: «Под синтетическим подразумевается такой урок, на котором решаются различные дидактические задачи: ознакомле­ние учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, их за­крепление и повторение ранее пройденного. В отличие от так назы­ваемого комбинированного урока синтетический урок в зависи­мости от дидактической цели и специфики учебного материала строится по-разному. На этих уроках нередко изучение нового ма­териала органически объединяется с его закреплением, повторе­ние ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится не только в форме изложения и объяснения учите­лем, но и в разнообразной самостоятельной работе учащихся».

Академик М. И. Махмутов выделил главную сущностную черту синтетического урока — в его основе лежит чаще всего самостоя­тельная поисковая деятельность учащихся. Это обстоятельство в полной мере характерно для занятий по технологии с использова­нием проектно-творческого метода обучения, а поэтому должно быть отражено в составлении планов уроков, т.е. при текущем пла­нировании своей работы.

Вместе с тем ряд ученых (Ю. А, Конаржевский, И. Ф. Харламов и др.), рассматривая все типы уроков, полагают, что все они ни что иное, как различные структурные сочетания этапов комбини­рованного урока.

Естественно, у каждого типа урока имеются различия по его построению, поэтому ниже приведена структура занятия по тру­довому обучению для общего случая.

1. Организационно-подготовительная часть:

а) контроль посещаемости и подготовки к уроку;

б) раздача инструментов и заготовок или (при необходимости)
распределение по рабочим местам;

в) здесь же могут быть доведены до школьников порядок рабо­ты, ход урока и т.п.

2. Теоретическая часть:

а) подготовка учащихся к самостоятельному усвоению новых
знаний (повторение пройденного материала, постановка задачи,
проблемы и т.п.);

б) обобщение изученного материала, разъяснение нового мате­
риала;

в) контроль теоретического усвоения учащимися нового мате­
риала.

3. Практическая часть:

а) вводное инструктирование учащихся, выдача заданий;

б) обобщение и анализ ошибок, допущенных на прошлых заня­тиях, установление причин и путей их устранения;

в) формирование умений и навыков учащихся в процессе само­стоятельной работы под контролем и наблюдением преподавателя:
280


г) текущее инструктирование (целевые обходы), контроль по­нимания учащимися нового материала.

4. Организационно-заключительная часть:

а) опенка результатов работы учащихся, заключительный ин­структаж, подведение итогов урока;

б) установка на следующее занятие;

в) уборка рабочих мест и мастерской.

План урока удобнее составлять на отдельных листах. На первом — тема, цели (обучающая, воспитательная, развивающая, проф-ориентационная), методы проведения, материальное обеспече­ние и т.д. На втором — ход урока с указанием этапов, решаемых вопросов, проблемных и поисковых ситуаций и т. п. Третий лист — только для краткого конспекта, который дается учащимся для запи­си на уроке.

Времени на длительное конспектирование не выделяется, по­этому сжатости и продуманности таких записей учитель должен уделять достаточно внимания. При этом может оставляться место для рисунков, схем и др., что может быть перенесено на домашнее задание.

В зависимости от опыта запись этапов и элементов урока может быть более или менее подробной. Канонизированной формы пла­нов урока нет, но при разнообразии форм план-конспект урока обязательно должен отражать тему, цель, оснащение, ход.

Наличие плана перед началом занятия — обязательное и не­пременное условие работы учителя технологии.

Задание

1. Определить структуру одного из уроков по материалам, по­
лученным на предыдущих лабораторно-практических работах.

2. Получить представление о составлении плана-конспекта урока.

Порядок выполнения работы

1. Установить дату проведения, класс, номер урока.

2. Уточнить тему, цели и основные задачи занятия.

3. Уточнить тип и структуру урока.

4. Определить основные этапы, наметить методы их проведения.

5. Произвести предварительное распределение времени по эта­пам (время, необходимое для выполнения изделия учащимися,
определяется заранее).

6. Уточнить материально-техническое и дидактическое оснаще­ние урока.

7. Продумать и кратко записать содержание каждого этапа за­нятия и провести проверку нормирования этапов урока. Если же­лаемая план-структура не может быть реализована за 80 мин, то,
при небольшом расхождении, использовать следующие приемы:

а) пересмотреть содержание каждого этапа с целью изыскания резервов времени — возможно, этапы можно уплотнить;

 

б) провести перегруппировку или разбивку отдельных этапов на
блоки. Например, сообщение нового материала можно дать не в
один прием, а дозированными, в течение урока, частями;

в) подобрать для проведения того или иного этапа более эф­фективный метод или технологический прием.

8. Расписывается ход урока с указанием всех конкретных мо­ментов (вопросы для повторения, краткое содержание плана-объяс­нения, целевые обходы, предупреждение типичных ошибок и т.п.).

9. Окончательно оформленный план-конспект должен быть го­тов до начала выполнения лабораторно-практической работы № 9.

Литература: [IS, 22, 23, 26, 35, 45, 50].

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА N9 9

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

И ИНСТРУКЦИОННЫХ КАРТ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ

ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

РАЗРАБОТКА КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ

Цели работы:

• получение практических навыков составления учебной техно­логической документации;

• формирование системы инженерных знаний у будущего учи­
теля технологии.

Date: 2016-05-24; view: 1119; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию