Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работСчитаем полезным дать следующие рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ. 1. Конспект лабораторно-практических работ желательно составлять в общей тетради. Эту тетрадь рекомендуется сохранить и ис 2. Рекомендуем следующий порядок оформления лабораторно-
2.1. Записать дату проведения. 2.2. «Лабораторно-практическая работа №...» (записать номер). 2.3. «Название работы...». 2.4. «Цель...» (сформулировать цель работы). 2.5. Записать вопросы, на которые необходимо ответить, или 2.6. Подготовить отпеты на вопросы или отчет по заданию. 2.7. Составить перечень использованной литературы (оформляется по установленным правилам). 2.8. Сформулировать вывод. К выводу предъявляются особые требования. Он должен отражать результаты самостоятельной работы студента. Ценно отразить в выводе возникшие предложения и замечания к методике препо-давания отдельных тем, разделов, к учебным школьным материалам, к методической и учебной литературе и т.д. 3. При оформлении лабораторно-практических работ необходимо выполнять в конспекте рисунки, схемы, чертежи, таблицы, 4. Для будущего учителя умение аккуратно, качественно оформлять документацию является профессионально важным. Поэтому Будущему учителю полезно делать заметки «для себя». Например: «Для успешного закрепления с учащимися материала по механическим свойствам металлов очень полезен просмотренный мной кинофильм "Прочность открывает мир". Может быть получен в областной конторе кинопроката». Такие записи пригодятся при самостоятельной работе в школе, когда возникнут проблемы: как свои знания и умения передать учащимся при обучении основам наук и технологии. Предлагаемые далее лабораторно-практические работы подготовлены в соответствии с вузовской программой курса «Методика преподавания технологии». Они посвящены тому, что представляет главную сложность в работе начинающего учителя (студента), требует его особой подготовки. Каждой лабораторной предшествует краткое пояснение поставленных целей и задач, путей их реализации. В необходимых случаях даны альтернативные варианты, расширяющие блоки учебной информации. В каждой лабораторно-прак-тической работе даются соответствующие цифровые отсылки к разделу «Рекомендуемая литература» (в конце этой книги). 20.3. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (№ 1-10) ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ТЕХНОЛОГИИ В V-VII КЛАССАХ Цели работы: • формирование у будущих учителей технологии начальных умений и навыков анализа школьных программ; • изучение структуры и содержания программы по базовому ин • выявление возможных межпредметных связей при трудовом Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, под лежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т.д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содержание, представлять ее в целом и четко просматривать дидактические связи между разделами. Учебная программа не является чем-то застывшим — ее содержание из года в год может корректироваться. Учитель должен активно участвовать в совершенствовании программы. Любая программа требует от учителя творчества и оставляет ряд вопросов для самостоятельного решения, с учетом состояния учебно-материальной базы школы и ее производственного окружения.
Ознакомиться с построением и содержанием программы по технологии в V-VH классах (35. -С. 11; 45 — 71; 72 — 73; 120-131; 138-141]. По указанию преподавателя письменно ответить на некоторые из нижеприведенных вопросов и заданий. 1. Укажите основные задачи и сформулируйте цели трудового 2. Определите трудовые операции, с которыми ученики знако-мятся в процессе изготовления изделий из древесины, металла, и 3. Выявите, соблюдается ли принцип от простого к сложному в 4. С какими графическими понятиями на уроках технологии знакомятся ученики в V—VII классах? 5. Рассмотрите последовательность изучения по классам и раз 6. Оцените, имеет ли место системный подход при овладении учащимися (по классам) сведениями по машиноведению. 7. В каких темах школьной программы (по классам) учащиеся 8. Какого сортамента материалы обрабатывают ученики: а) древесные; б) металлические? 9. С какими электротехническими понятиями знакомятся ученики (по классам)? 10.Определите содержание (по классам) разделов: «Культура 11.Подберите возможные объекты труда при обработке; а) древесины б) металлов в V классе, в VI классе, в VII классе. 12.Выявите, в каких разделах предусмотрено ознакомление учащихся с вопросами научной организации труда (НОТ) и безопасных приемов труда (класс, тема). 13.Выявите рациональность проведения экскурсий в системе 14.Определите возможности межпредметных связей и покажите 15.Выясните, сколько времени (по классам) отводится на проект. Предложите вариант распределения и планирования этапов Порядок выполнения работы 1. Ознакомиться с содержанием пояснительной записки и при 2. Провести детальное изучение и анализ по разделам программы в V—VII классах. 3. По разделам «Технические сведения» определить ответы на 4. По разделам «Практические работы» и учебным пособиям (см. список литературы) наметить возможные объекты труда (по классам). 5. Изучив разделы программы, выявить, по каким из них могут 6. Письменно ответить на поставленные вопросы. Литература: [15, 22, 26, 28, 30, 35, 36]. Задание (вариант для обслуживающего труда) Ознакомиться с построением и содержанием программы по технологии в V— VII классах [33, 5. -С. 11,71 — 119; 131 — 1371. 1. Укажите основные задачи и сформулируйте цели трудового 2. Определите трудовые операции, с которыми учащиеся знакомятся в процессе изучения разделов: а) «Кулинария» в VI классе, в VII классе; б) «Технология обработки тканей» в VI классе, в VII классе. 3. Выявите, соблюдается ли принцип от простого к сложному 4. С какими графическими понятиями на уроках технологии знакомятся ученики в V, VI, VII классах? 5. Какова последовательность изучения по классам и разделам а) сведений о материалах, их свойствах и применении? б) сведений по элементам машиноведения? Дать оценку, имеет ли место системный подход в формировании знаний и умений по указанным разделам. 6. Как согласуются занятия по рукоделию в V—VII классах? Какова возможность их гармоничного объединения с темами раздела «Художественная обработка материалов»? 7. Какие сведения по физиологии питания (по классам) должны сообщаться школьникам? 8. Определите последовательность изучения раздела «Интерьер жилища» (по классам). Какие знания из общеобразовательного цикла 9. Выберите наиболее приемлемые (путем сопоставления времени прохождения темы программы с временем года) практические работы по разделу «Кулинария».
10.Выявите, в каких разделах программы предусмотрено ознакомление учащихся с вопросами научной организации труда (НОТ) 11.Определите возможность (целесообразность) проведения экскурсий при изучении тем программы. 12.Определите межпредметные связи, которые могут быть использованы на занятиях по технологии. 13.Выявите, в каких темах учебной программы могут быть заложены часы на выполнение проекта. Предложите вариант распределения и планирования этапов работы. 14. Какие объекты (изделия) могут быть выбраны (по классам) Порядок выполнения работы 1. Ознакомиться с содержанием пояснительной записки и при девочек. 2. Провести детальное изучение и анализ по разделам программы в V—VII классах. 3. По разделам «Технические сведения» определить ответы на вопросы задания по классам обучения. 4. По разделам «Практические работы» и учебным пособиям (по классам). 5. Изучив разделы программы, выявить, по каким разделам 6. Письменно ответить на поставленные вопросы. Литература: [22, 26, 30, 35, 36, 46, 53]. 265 ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Цели работы: • научиться анализировать методическую, учебную и научно- • изучить основную учеб но-методическую литературу по трудовому обучению в V— VII классах. Справочно-информационныи блок Школа должна идти в ногу со временем, с развитием общества. Для того чтобы возглавить этот процесс, учитель должен быть в курсе всех новшеств в развитии педагогической науки и методики технологии, в первую очередь постоянно изучать и анализировать новую учебно-методическую литературу. К методической литературе принято относить пособия, предназначенные для учителя, к учебной — адресованные ученикам. В учебно-методических пособиях по технологии содержится определенный опыт работы самого автора или обобщенный им. Но материальная база школы, местные условия, уровень подготовки учащихся различны, а в трудовом обучении многое определяется этими факторами. Поэтому учитель, изучив учебно-методическую литературу, должен проанализировать ее, к рекомендациям отнестись критически, оценивая их с точки зрения возможностей, а полученными знаниями пользоваться творчески. Учебная литература требует критического подхода. Но ее применение на уроках труда не просто желательно, а необходимо. Есть несколько доводов в пользу этого. • Формируемая на уроках технологии наряду с системой практических умений и навыков система знаний, относящихся к области машиноведения, материаловедения, технологии обработки конструкционных материалов, тканей и пищевых продуктов, включает целый ряд понятий. При отсутствии учебных пособий на их конспектирование теряется много времени. • Учебное пособие позволяет более глубоко ознакомить учащихся • Технологическая дисциплина и высокий уровень качества продукции достигаются при выполнении производственных заданий - При высоком качестве иллюстраций учебного пособия их ди-дактическая ценность способствует уяснению технологических и Технических особенностей производственных процессов. Таким образом, от будущего учителя требуется вдумчивое отношениек отбору и использованию литературы в своей работе, и этим в основном определяются указанные выше цели настоящей работы. Задание Ознакомиться с рекомендуемым для конкретного класса (определяет преподаватель) списком методической и учебной литературы по трудовому обучению. Выбрать и обосновать выбор учебного пособия, которое будет использовано на занятиях по техно-логии. План изучения каждого пособия 1. Определите назначение пособия. 2. Отметьте соответствие (или несоответствие) содержанию учеб (обосновать)? 3. Какие методические разработки отдельных тем программы 4. Каким темам программы соответствует содержание фактического учебного материала пособия? Определите доступность его 5. Какие объекты труда, техническая документация на изготовление изделия указаны в пособии? Дайте анализ объектов труда с 6. Какое оборудование учебных мастерских, какие инструменты и приспособления описаны в пособии. Дайте их краткую харак-теристику. Оцените возможность изготовления изделий, указанных в программе, на данном оборудовании. 7. Какие другие вопросы освещены в пособии? Полезны ли они для практической деятельности учителя технологии? 8. В справочно-библиографическом отделе библиотеки университета осуществите подбор учебно-методической литературы по 9. Ваши замечания по пособию. 10. Письменно ответить на поставленные вопросы. Литература: [7, 8, 22, 35, 36]. 267
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА М 3 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ Цели работы: • научить будущих учителей анализировать состояние материальной базы трудового обучения в школе; •ознакомить с требованиями к оборудованию школьных мастерских. Материальная база — один из основных факторов, определяющих уровень трудового воспитания и обучения в школе. Первые самостоятельные шаги молодого специалиста чаще всего состоят и критическом анализе материальной базы трудового обучения и оценки ее соответствия нормативам. Студенты ТЭФ (ИПФ) должны знать, что к материальной базе трудового обучения предъявляются следующие требования: • соответствие площади мастерских Типовым положениям по ■ оснащенность оборудованием, инвентарем и материалами по • соблюдение санитарно-гигиенических норм; • наличие условий безопасного труда учащихся; Со всеми требованиями к организации учебно-материальном базы следует ознакомиться по специальной литературе.
|