Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ





Считаем полезным дать следующие рекомендации по оформле­нию лабораторно-практических работ.

1. Конспект лабораторно-практических работ желательно состав­лять в общей тетради. Эту тетрадь рекомендуется сохранить и ис­
пользовать на работе в школе. Она поможет вам.

2. Рекомендуем следующий порядок оформления лабораторно-
практических работ.

 

2.1. Записать дату проведения.

2.2. «Лабораторно-практическая работа №...» (записать но­мер).

2.3. «Название работы...».

2.4. «Цель...» (сформулировать цель работы).

2.5. Записать вопросы, на которые необходимо ответить, или
задание преподавателя.

2.6. Подготовить отпеты на вопросы или отчет по заданию.

2.7. Составить перечень использованной литературы (оформ­ляется по установленным правилам).

2.8. Сформулировать вывод.

К выводу предъявляются особые требования. Он должен отра­жать результаты самостоятельной работы студента. Ценно отразить в выводе возникшие предложения и замечания к методике препо-давания отдельных тем, разделов, к учебным школьным материа­лам, к методической и учебной литературе и т.д.

3. При оформлении лабораторно-практических работ необхо­димо выполнять в конспекте рисунки, схемы, чертежи, таблицы,
графики по существу изучаемых вопросов. Лучше всего их исполь­зовать в цвете. Тогда у будущего учителя выработается привычка к
выразительной манере работы цветными мелками у школьной доски
или при изготовлении цветных кодограмм и т.п., а это дополни­
тельно стимулирует интерес учащихся к материалу и способствует
лучшему его усвоению.

4. Для будущего учителя умение аккуратно, качественно оформ­лять документацию является профессионально важным. Поэтому
лабораторно-практические работы должны оформляться с исполь­зованием чертежных инструментов в соответствии с рекомендаци­ями, приведенными выше.

Будущему учителю полезно делать заметки «для себя». Напри­мер: «Для успешного закрепления с учащимися материала по ме­ханическим свойствам металлов очень полезен просмотренный

мной кинофильм "Прочность открывает мир". Может быть полу­чен в областной конторе кинопроката». Такие записи пригодятся при самостоятельной работе в школе, когда возникнут проблемы: как свои знания и умения передать учащимся при обучении осно­вам наук и технологии.

Предлагаемые далее лабораторно-практические работы подго­товлены в соответствии с вузовской программой курса «Методика преподавания технологии». Они посвящены тому, что представля­ет главную сложность в работе начинающего учителя (студента), требует его особой подготовки. Каждой лабораторной предшеству­ет краткое пояснение поставленных целей и задач, путей их реа­лизации.

В необходимых случаях даны альтернативные варианты, расши­ряющие блоки учебной информации. В каждой лабораторно-прак-тической работе даются соответствующие цифровые отсылки к разделу «Рекомендуемая литература» (в конце этой книги).

20.3. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИМ ОСНОВАМ

ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (№ 1-10)

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПО ТЕХНОЛОГИИ В V-VII КЛАССАХ

Цели работы:

• формирование у будущих учителей технологии начальных уме­ний и навыков анализа школьных программ;

• изучение структуры и содержания программы по базовому ин­
вариантному и вариативным курсам;

• выявление возможных межпредметных связей при трудовом
обучении школьников.

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, под лежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда и т.д. Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать ее содер­жание, представлять ее в целом и четко просматривать дидакти­ческие связи между разделами. Учебная программа не является чем-то застывшим — ее содержание из года в год может корректиро­ваться. Учитель должен активно участвовать в совершенствовании программы. Любая программа требует от учителя творчества и ос­тавляет ряд вопросов для самостоятельного решения, с учетом состояния учебно-материальной базы школы и ее производствен­ного окружения.

 

Ознакомиться с построением и содержанием программы по технологии в V-VH классах (35. -С. 11; 45 — 71; 72 — 73; 120-131;

138-141].

По указанию преподавателя письменно ответить на некоторые из нижеприведенных вопросов и заданий.

1. Укажите основные задачи и сформулируйте цели трудового
воспитания и обучения учащихся в V —VII классах.

2. Определите трудовые операции, с которыми ученики знако-мятся в процессе изготовления изделий из древесины, металла, и
выявите сходные (разметка, строгание-опиливание и т.д.).

3. Выявите, соблюдается ли принцип от простого к сложному в
последовательности изучения операций при обработке материалов.

4. С какими графическими понятиями на уроках технологии зна­комятся ученики в V—VII классах?

5. Рассмотрите последовательность изучения по классам и раз­
делам программы сведений о материалах, их свойствах и промыш­ленном применении.

6. Оцените, имеет ли место системный подход при овладе­нии учащимися (по классам) сведениями по машиноведению.

7. В каких темах школьной программы (по классам) учащиеся
знакомятся с современными процессами формообразования дета-
лей (литье, штамповка, обработка резанием и т.д.)?

8. Какого сортамента материалы обрабатывают ученики:

а) древесные;

б) металлические?

9. С какими электротехническими понятиями знакомятся уче­ники (по классам)?

10.Определите содержание (по классам) разделов: «Культура
дома», «Строительные ремонтно-отделочные работы», «Художе­ственная обработка материалов».

11.Подберите возможные объекты труда при обработке;

а) древесины
в V классе,
в VI классе,
в VII классе;

б) металлов

в V классе, в VI классе, в VII классе.

12.Выявите, в каких разделах предусмотрено ознакомление уча­щихся с вопросами научной организации труда (НОТ) и безопас­ных приемов труда (класс, тема).

13.Выявите рациональность проведения экскурсий в системе
занятий по технологии. Предложите основные пели экскурсий по
годам обучения.

14.Определите возможности межпредметных связей и покажите
на примерах использование в трудовом обучении знаний, которые
получают учащиеся на занятиях, посвященных изучению основ наук.

15.Выясните, сколько времени (по классам) отводится на про­ект. Предложите вариант распределения и планирования этапов
работы.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с содержанием пояснительной записки и при­
мерными тематическими планами трудового обучения. Сравнить и
уяснить различия для городских и сельских школ, для мальчиков и
девочек.

2. Провести детальное изучение и анализ по разделам програм­мы в V—VII классах.

3. По разделам «Технические сведения» определить ответы на
вопросы-задания по классам обучения.

4. По разделам «Практические работы» и учебным пособиям (см. список литературы) наметить возможные объекты труда (по классам).

5. Изучив разделы программы, выявить, по каким из них могут
быть проведены лабораторно-практические работы.

6. Письменно ответить на поставленные вопросы.

Литература: [15, 22, 26, 28, 30, 35, 36].

Задание (вариант для обслуживающего труда)

Ознакомиться с построением и содержанием программы по технологии в V— VII классах [33, 5. -С. 11,71 — 119; 131 — 1371.

1. Укажите основные задачи и сформулируйте цели трудового
воспитания и обучения учащихся в V—VII классах.

2. Определите трудовые операции, с которыми учащиеся зна­комятся в процессе изучения разделов:

а) «Кулинария»
в V классе,

в VI классе, в VII классе;

б) «Технология обработки тканей»
в V классе,

в VI классе, в VII классе.

3. Выявите, соблюдается ли принцип от простого к сложному
при последовательном изучении разделов «Гигиена девушки. Кос­метика» в V—VII классах.

4. С какими графическими понятиями на уроках технологии зна­комятся ученики в V, VI, VII классах?

5. Какова последовательность изучения по классам и разделам
программы:


а) сведений о материалах, их свойствах и применении?

б) сведений по элементам машиноведения?

Дать оценку, имеет ли место системный подход в формировании знаний и умений по указанным разделам.

6. Как согласуются занятия по рукоделию в V—VII классах? Какова возможность их гармоничного объединения с темами раз­дела «Художественная обработка материалов»?

7. Какие сведения по физиологии питания (по классам) долж­ны сообщаться школьникам?

8. Определите последовательность изучения раздела «Интерьер жилища» (по классам). Какие знания из общеобразовательного цикла
школьных дисциплин могут быть востребованы при изучении это­го раздела?

9. Выберите наиболее приемлемые (путем сопоставления вре­мени прохождения темы программы с временем года) практичес­кие работы по разделу «Кулинария».

 

10.Выявите, в каких разделах программы предусмотрено озна­комление учащихся с вопросами научной организации труда (НОТ)
и безопасных приемов работы (класс, тема).

11.Определите возможность (целесообразность) проведения экс­курсий при изучении тем программы.

12.Определите межпредметные связи, которые могут быть ис­пользованы на занятиях по технологии.

13.Выявите, в каких темах учебной программы могут быть за­ложены часы на выполнение проекта. Предложите вариант распре­деления и планирования этапов работы.

14. Какие объекты (изделия) могут быть выбраны (по классам)
для творческих проектов?

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с содержанием пояснительной записки и при­
мерными тематическими планами трудового обучения. Сравнить и
уяснить различия для городских и сельских школ, для мальчиков и

девочек.

2. Провести детальное изучение и анализ по разделам програм­мы в V—VII классах.

3. По разделам «Технические сведения» определить ответы на

вопросы задания по классам обучения.

4. По разделам «Практические работы» и учебным пособиям
(см. рекомендуемую литературу) наметить возможные объекты труда

(по классам).

5. Изучив разделы программы, выявить, по каким разделам
программы могут быть проведены лабораторно-практические ра­боты.

6. Письменно ответить на поставленные вопросы.

Литература: [22, 26, 30, 35, 36, 46, 53]. 265

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Цели работы:

• научиться анализировать методическую, учебную и научно-
популярную литературу;

• изучить основную учеб но-методическую литературу по трудо­вому обучению в V— VII классах.

Справочно-информационныи блок

Школа должна идти в ногу со временем, с развитием общества. Для того чтобы возглавить этот процесс, учитель должен быть в курсе всех новшеств в развитии педагогической науки и методики технологии, в первую очередь постоянно изучать и анализировать новую учебно-методическую литературу.

К методической литературе принято относить пособия, предна­значенные для учителя, к учебной — адресованные ученикам.

В учебно-методических пособиях по технологии содержится оп­ределенный опыт работы самого автора или обобщенный им. Но материальная база школы, местные условия, уровень подготовки учащихся различны, а в трудовом обучении многое определяется этими факторами. Поэтому учитель, изучив учебно-методическую литературу, должен проанализировать ее, к рекомендациям отнес­тись критически, оценивая их с точки зрения возможностей, а полученными знаниями пользоваться творчески.

Учебная литература требует критического подхода. Но ее приме­нение на уроках труда не просто желательно, а необходимо.

Есть несколько доводов в пользу этого.

• Формируемая на уроках технологии наряду с системой прак­тических умений и навыков система знаний, относящихся к обла­сти машиноведения, материаловедения, технологии обработки кон­струкционных материалов, тканей и пищевых продуктов, включа­ет целый ряд понятий. При отсутствии учебных пособий на их кон­спектирование теряется много времени.

• Учебное пособие позволяет более глубоко ознакомить учащихся
с техническими сведениями, о которых учитель, в связи с дефи­цитом времени, на уроке упоминает мимоходом.

• Технологическая дисциплина и высокий уровень качества про­дукции достигаются при выполнении производственных заданий
по учебно-технической документации, прежде всего чертежу из­делия и технологической карте его изготовления. В ряде школ ко­пирование таких документов проблематично. Если учебно-техни­ческая документация содержится в учебном пособии, эти трудно­
сти исчезают.


- При высоком качестве иллюстраций учебного пособия их ди-дактическая ценность способствует уяснению технологических и Технических особенностей производственных процессов.

Таким образом, от будущего учителя требуется вдумчивое отношениек отбору и использованию литературы в своей работе, и этим в основном определяются указанные выше цели настоящей работы.

Задание

Ознакомиться с рекомендуемым для конкретного класса (оп­ределяет преподаватель) списком методической и учебной лите­ратуры по трудовому обучению. Выбрать и обосновать выбор учеб­ного пособия, которое будет использовано на занятиях по техно-логии.

План изучения каждого пособия

1. Определите назначение пособия.

2. Отметьте соответствие (или несоответствие) содержанию учеб­
ной программы. Удовлетворяет ли оно в целом своему назначению

(обосновать)?

3. Какие методические разработки отдельных тем программы
«Технология» и отдельных занятий имеются в пособии? Какова
полнота этих разработок?

4. Каким темам программы соответствует содержание фактиче­ского учебного материала пособия? Определите доступность его
изложения для учащихся, учет возрастных особенностей, нагляд­ность; полноту изложения учебного материала согласно требова­ниям действующей программы по технологии.

5. Какие объекты труда, техническая документация на изготов­ление изделия указаны в пособии? Дайте анализ объектов труда с
точки зрения посильности для учащихся и возможностей изготов­ления в условиях учебной мастерской школы, Каким темам соответствуют данные изделия?

6. Какое оборудование учебных мастерских, какие инструмен­ты и приспособления описаны в пособии. Дайте их краткую харак-теристику. Оцените возможность изготовления изделий, указанных в программе, на данном оборудовании.

7. Какие другие вопросы освещены в пособии? Полезны ли они для практической деятельности учителя технологии?

8. В справочно-библиографическом отделе библиотеки универ­ситета осуществите подбор учебно-методической литературы по
конкретному разделу программы (определяет преподаватель). Под­берите литературу для внеклассного чтения учащимися.

9. Ваши замечания по пособию.

10. Письменно ответить на поставленные вопросы.

Литература: [7, 8, 22, 35, 36]. 267

 

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА М 3

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ОБОРУДОВАНИЕМ ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

Цели работы:

• научить будущих учителей анализировать состояние матери­альной базы трудового обучения в школе;

•ознакомить с требованиями к оборудованию школьных мас­терских.

Материальная база — один из основных факторов, определяю­щих уровень трудового воспитания и обучения в школе. Первые самостоятельные шаги молодого специалиста чаще всего состоят и критическом анализе материальной базы трудового обучения и оценки ее соответствия нормативам.

Студенты ТЭФ (ИПФ) должны знать, что к материальной базе трудового обучения предъявляются следующие требования:

• соответствие площади мастерских Типовым положениям по
количеству учащихся в школе;

■ оснащенность оборудованием, инвентарем и материалами по
Перечням;

• соблюдение санитарно-гигиенических норм;

• наличие условий безопасного труда учащихся;
•обеспечение пожарной безопасности.

Со всеми требованиями к организации учебно-материальном базы следует ознакомиться по специальной литературе.

Date: 2016-05-24; view: 722; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию