Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка качества подготовки выпускников основной школыДля того чтобы можно было объективно оценить степень сформированное™ технологической культуры школьников, следует исходить из положений, изложенных в двух отправных документах: обязательный минимум содержания основного общего образования по образовательной области «Технология»; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области «Технология». Эти программно-нормативные документы утверждены Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и приведены ниже. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» Образовательная область «Технология» (технология, трудовое обучение, черчение) Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся V—IX классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Целями обучения по образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличност-
ных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социапьно-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения. Основные понятия и виды деятельности Технология преобразования и использования материалов, энергии и информации; свойства материалов, применение и хранение; инструменты и приспособления; обслуживание и управление техникой (станки, машины, механизмы); изделие или продукт труда; дизайн; проект или конструкции; техническая документация; выбор или разработка технологии; организация производства; механизация и автоматизация технологических процессов; компьютерные технологии в производстве; перспективные технологии; сбыт и продажа продукции, ее себестоимость, экономия сырья, энергии, труда, анализ и экономическое проектирование эффективной организации производства, основы предпринимательской деятельности; экологические проблемы производства; утилизация и использование отходов производства; социальные последствия применения технологий; организация рабочего места, обеспечение безопасности труда; культура труда и общения на производстве; требования, предъявляемые профессией к человеку; соотнесение приобретенных знаний о профессиональной деятельности с интересами и склонностями, личностными качествами учащихся. Технология ручной и станочной обработки конструкционных материалов (варианты определяются по видам материалов) Резание; механическое и термическое пластическое формование; сварка; склейка; пайка; термообработка; шлифование и полирование; окраска и лакирование; утилизация отходов. Техника (элементы машиноведения) Классификация технологических машин, приборов, аппаратов и инструментов, их виды, устройство, принцип действия, функциональные и кинематические схемы; подготовка к работе и техническое обслуживание машин, приборов, аппаратов, агрегатов, орудий и инструментов. Электротехника и электроника Передача и использование электрической энергии. Обслуживание и эксплуатационные работы с электротехническими и радиоэлектронными устройствами и устройствами автоматики. Чтение и составление простых электрических схем; электрические измерения; монтаж деталей и проводов; сборка цепей; соединение проводов; испытания электрических устройств; поиск и устранение простейших неисправностей. Информационные технологии Способы и средства поиска, переработки, хранения и систематизации информации. Компьютерная обработка техн и ко-технологической информации. Работы с прикладными программами. Строительные, ремонтно-отделочныв и санитарно-технические работы Основы технологий: шпаклевки бетонных, каменных и деревянных поверхностей; оклейки стен обоями, штукатурных, плиточных и малярных работ; простой ремонт санитарно-водопроводной сети. Технология обработки ткани и пищевых продуктов Моделирование, конструирование, раскрой, шитье, украшение и ремонт изделий из ткани. Первичная и тепловая обработка пищевых продуктов, приготовление и оформление блюд и напитков. Заготовка и хранение продуктов, сервировка стола. Утилизация и вторичное использование отходов. Культура дома Декоративное оформление жилых помещений; культура человеческих отношений, распредепение обязанностей в семье, семейная экономика. Первая медицинская помощь при заболеваниях и травмах; уход за больными и детьми. Технологии сельскохозяйственного производства (для сельских школ) Выращивание растений. Обработка почвы, посев и посадка, внесение удобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений; опытническая работа; сбор урожая и его хранение. Животноводство и птицеводство (по выбору). Выращивание молодняка животных и птиц; заготовка и хранение кормов; составление рационов и кормление животных и птиц; ветеринарно-профилактические мероприятия. Художественная обработка материалов Технологии прикладной художественной обработки материалов и изготовления декоративно-прикладных изделий (по выбору). Дизайн, декоративное ткачество, художественное плетение, вязание, макраме, фриволите, художественная вышивка; резьба по дереву, бересте и кости; фасонное точение и фрезерование; гравирование; мозаика, инкрустация, роспись, выжигание; тиснение; художественная чеканка; художественно-прикладные работы с кожей, камнем, глиной и другими природными материалами; изготовление мягкой игрушки, искусственных цветов; фитодизайн. Черчение и графика Объекты графических изображений и их пространственные характеристики, Графическое отображение геометрической и технической информации об изделиях. Графические изображения и документация, применяемые в различных сферах производства. Использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской документации. Элементы конструирования и моделирования изделий. Элементы геометрических построений на чертежах. Основы предпринимательства Предпринимательство. Создание предприятий. Бизнес-план. Правовое обеспечение предпринимательства. Маркетинг. Менеджмент. Налоги. Этика
и психология предпринимательства. Оценка производственной деятельности. Основы проектирования Обоснование выбора и вида будущего изделия или продукта труда. Разработка проекта (или конструкции) и его документальное оформление. Макетирование и моделирование. Дизайнерское оформление. Экономическая и экологическая оценки проекта и технологии. Защита проекта. Профессиональное самоопределение Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека. Ориентирование в мире профессий. Требования, предъявляемые профессией к человеку. Самооценка профессиональных интересов, склонностей и способностей. Выбор социально-экономических ориентиров в труде. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» Выпускники должны знать (письменно или устно охарактеризовать, объяснять на примерах): ■ роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; • принципы работы, назначение и устройство основных технологических • свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных
■традиционные и новейшие технологии обработки различных материа ■значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов
• способы передачи, использования и экономии электрической энергии; • возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания; • роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные ■ основные понятия, термины, графики, правила выполнения чертежей • основные элементы предпринимательской деятельности (бизнес-план, • требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей. Дополнительно для выпускников сельских школ: • основные биологические и продуктивные характеристики изученных способы сбора урожая, предварительной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Выпускники должны уметь: · рационально организовывать свое рабочее место, соблюдать правила · выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые · читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц; · составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий; · выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда; · собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество; · изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным способами; · определять доброкачественность пищевых продуктов, их правильный · находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ; · выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций; · управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность; · выполнять простые строительно-отделочные и санитарно-технические работы; · осуществлять анализ экономической деятельности (производственной Дополнительно для выпускников сельских школ: выращивать растения, молодняк и ухаживать по выбору за отдельными Резюмируем: в какой бы школе ни учился ребенок, какой бы базой не пользовался при его обучении учитель — общий уровень подготовки (в его минимальном обязательном содержании) должен достигаться. Понятно, что вся ответственность за неукоснительное соблюдение указанных требований лежит на учителе технологии. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Как могут быть учтены региональные и местные традиции в трудовом обучении школьников?
2. На основании анализа действующей программы укажите занятия, 3. Выявите, где и на каких конкретных объектах труда (в V—VII классах) может быть применена художественная отделка древесины или металла, художественная обработка ткани в национальном стиле. 4. Расскажите о требованиях к авторским программам по технологии, 5. Каков порядок корректировки принятой программы трудового обучения? 6. Какие требования предъявляются к оценке качества подготовки выпускников основной школы? Глава 19 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Метод проектов — это такой способ организации обучения, 'при котором реализуются интеллектуальные и физические возможности школьников по созданию новых товаров и услуг, имеющих субъективную новизну и практическую значимость. В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что эта гибкая модель организации учебного процесса, начиная со II класса и по XI, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.
|