Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность межпредметных связей





И ИХ ФУНКЦИИ В РЕШЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАЧ

ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Как только промышленность стала предъявлять спрос на тех­нически образованного, инициативного, интеллигентного рабо­чего, проявились недочеты обучения в школе. Они крылись в сло­жившихся подходах к преподаванию. Дело в том, что не каждый учитель, ставящий своей целью дать глубокие знания детям по своему предмету, скажет, как тот или иной научный вывод или физический эффект отражается при трудовом обучении. И даже если в своем предмете достигался успех, такой подход давал по существу общий проигрыш, если смотреть на ситуацию с точки зрения подготовки школьников к будущей трудовой деятельности.

 

Вот почему учитель технологии, стоящий в наиболее выгодной ситуации, когда для творческой деятельности учащихся требуется совместная работа ума и рук, не может идти путем узкого практи­цизма. Цель очевидна — развить в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную и осо­бым образом упорядоченную систему деятельности по осмыслен­ному применению учащимися полученных знаний.

В этом случае межпредметные связи не только повышают поли­техническую направленность обучения, раскрывая общие научные основы современного производства. Одновременно происходит развитие рационального мышления учащихся, повышение их ин­тереса к знаниям и труду, к работе с техникой.

В самом деле, можно просто сказать, что при точении на токар­ном станке температура в зоне резания высокая и поэтому резец надо охлаждать. Но если в рассказе учителя будет поставлена про­блема — как мастера древности закаливали знаменитую булатную сталь, как они угадывали точный тепловой режим, — то разговор невольно подойдет к тепловым явлениям из курса физики. Ста­рые мастера безошибочно угадывали температуру нагрева, потому что знали: ярко-белому цвету раскаленного клинка соответствуют 1300 градусов, темно-вишневая окраска — 750; темно-коричне­вая, практически без свечения — 550. Меняясь от солнечно-желто­го до светло-серого (около 350 градусов), цвет окраски проходит через золотистый, пурпурный, фиолетовый, синий. Не важно, от кого впервые, от учителя физики или учителя технологии, услы­шит школьник слова «цвета побежалости». Важно другое — он бу­дет осмысленно понимать, через какие температурные диапазоны прошла стружка, сходящая с резца, и как это связывается с теп­ловыми явлениями физики.

Знаменитый опыт выдающегося популяризатора физики Якова Исидоровича Перельмана «Можно ли вскипятить воду снегом?» («Занимательная физика», т. 2) напрямую подводит рассказ учи­теля технологии к объяснению рациональных способов использо­вания смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) в металлообра­ботке. Этот пример показывает высокие возможности учителя тех­нологии связывать объясняемый материал с заложенными и «не востребованными» до этого знаниями.

Система взглядов учащихся на природу, общество и труд фор­мируется на основе систематических и многосторонних межпред­метных связей в процессе обучения.

Межпредметные связи повышают научный уровень образова­ния, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений ок­ружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.


Без этих интеллектуальных способностей невозможны ни твор­ческое отношение человека к труду, ни решение на практике важных задач, требующих синтеза знаний из разных предмет­ных областей.

Реализация межпредметных связей в учебном процессе способ­ствует формированию у школьников системы политехнических знаний, способностей самостоятельного мышления, подводит их к умению осмысленно оценивать явления, ситуации или техни­ческие знания, с тем чтобы использовать полученные навыки в практической деятельности.

Решение этой задачи во многом возложено на учителя техноло­гии и от его подходов к использованию межпредметных связей на каждом занятии зависит многое.

Если сформулировать предельно просто, то межпредметные связи
осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил ин­струментом для решения задач, стоящих перед другим учебным пред­
метом.

В трудовом обучении органически сплавлены и могут быть ис­пользованы математические знания и знания по физике, экологи­ческие понятия, получаемые на уроках по естествен но-научным дисциплинам, и умение логически мыслить, сформированное на занятиях по предметам гуманитарного цикла.

Наши лучшие педагоги всегда указывали, что формирование познавательных интересов ускоряется, если используется информация, которая вызывает повышенный интерес, затрагивает воображение школьников. Такое возможно при межпредметных свя­зях, когда процесс добывания знаний становится творческим, ув­лекательным, потому что требует необычного взгляда под неожи­данным ракурсом на знакомые из школьного курса сведения. Ясно, что связь трудового обучения с изучением основ

наук является важной педагогической задачей, успешное решение

которой имеет большое практическое значение.

Н.И.Калугин и С.Ю.Тулинцев (Волгоградский педуниверситет) предлагают свой вариант межпредметных связей технологии учебными предметами школьного курса (см. табл. 10). Из приведенного сопоставления, далеко не полного, очевидно: практически любая тема курса «Технология» позволяет выявить и реализовать межпредметные связи.

Date: 2016-05-24; view: 1101; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию