Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инструкционная картаТема__________________ _______ ____________________ Упражнение ________________________________________ Цель упражнения____________________________________ Учебно-технические требования_______________________ Инструменты и Планировка рабочего
Технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса несет значительную нагрузку в деле формирования системы технологической грамотности у школьников. ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКОВ Выдающийся психолог П.П.Блонский считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая о том, что годы, проведенные в школе, — это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Вдумавшись, трудно не согласиться с этой мыслью. В самом деле, каждый урок должен вносить в воспитание школьников понимание жизни вообще и умение ценить ее каждое мгновение, рождает пробуждение подростка в личном самоопределении. На практике же это достигается, увы, не на каждом занятии, а только на тех, которые интересны, увлекательны, захватывают в обоюдной работе и учителя, и его учеников. 188
Следовательно, правильное дидактическое обеспечение уроков во многом определяет успех того, что мы называем трудовым воспитанием, формированием личности и другими, так легко употребляемыми привычными словосочетаниями. Обеспечить дидактическую сторону занятия сегодня совсем не просто — слитком много аспектов затрагивается при этой повседневной работе. В. А.Сухомлинский говорил: «...В выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя». В самом деле, можно показать затертый плакат, объясняя по нему какой-то момент, а можно показать приспособление, сделанное старшеклассником, и подвинуть школьников к мысли, что они могут придумать что-то еще более эффективное. Подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий. В реализацию этого должно быть направлено все учебно-дидактическое обеспечение занятий. Если на доске выполняется чертеж — он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований в отношении толщины основных линий. Если стрелки на размерных линиях у учителя напоминают китобойный гарпун, они с точностью перекочуют в конспекты школьников. Если раздаваемый для работы чертеж детали упакован в полиэтиленовый футляр и вследствие этого не пачкается, служит долго — можно быть уверенным, что хозяйское, бережное отношение к вещам ненавязчиво сложится и у ребят. Эталонное изделие, показанное классу, будет протиражировано чаще всего в том же виде, которое имеет само. И здесь эстетика, чувство вкуса, соразмерности проявляются как бы незаметно, исподволь, или отсутствуют напрочь. И еще. Чтобы успешнее, увереннее и быстрее школьники понимали и усваивали учебный материал, арсенал средств учителя должен быть максимально расширен. Только педагог в состоянии определить целесообразность подготовки технологической карты или заменяющей ее последовательно накладываемой кодограммы. Только учитель может адекватно определить, как процесс самой подачи материала соотносится с его усвоением учащимися. Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для молодого учителя выработать у себя привычку возможно полного и всестороннего дидактического обеспечения проведения занятий по технологии. Эффективное обучение учащихся включает не только закрепление наиболее существенной информации (или понятий) в рассматриваемом новом материале. Сюда входит и обучение умениям изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схеме, рисунке, обращение ребят к дополнительным источникам и справочной литературе, короче, привлечение их к дидактическому оснащению уроков. Когда эта педагогическая проблема становится предметом обоюдного интереса сторон, успех занятий обеспечен. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие цели преследует перспективное планирование работы учите- 2. Перечислите наиболее важные задачи, решаемые при перспектив 3. Как соотносятся перспективное и текущее планирование? 4. Какие элементы плана урока (вне зависимости от его формы) обязательны? 5. Что включает в себя понятие «технологическая подготовка»? 6. В чем заключается особенность ознакомления детей в разных классах 7. Как, но каким линиям влияет на учеников дидактическое обеспечение занятий по технологии?
Глава 15 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Технология как производственная наука стала реальной материальной силой и составной органической частью любого производственного процесса. Поэтому не менее важно, чем сообщение школьникам системы общетехнических понятий, знакомство уча-щихся с основными понятиями производственной технологии. Эти понятия, как и общетехнические, образуют свою самостоятельную систему, входящую в орбиту производственных понятий. Экономическое воспитание учащихся общеобразовательных школ в настоящее время также является актуальной проблемой. Однако осуществить полноценное экономическое воспитание школьников затруднительно до тех пор, пока у них не сформировано понимание основных экономических понятий. Вопросы охраны окружающей среды стали важнейшим фактором экологического воспитания школьников. С природой связывается и эстетическое, и нравственное, и экономическое воспитание. Охрану природы сегодня надо понимать как неотъемлемую часть глобального производственного процесса. Производство, техника, технология, машина... Как часто, оперируя производственными терминами на занятиях со школьниками, учитель не дает учащимся разъяснения соответствующих понятий. Причины кроются и в недооценке роли упомянутых понятий r формировании системы политехнического мышления, и в недостаточном знании учителем путей формирования ориентиров в мире производства. Одной из причин является также и то обстоятельство, что техника, производство постоянно развиваются, совершенствуются, в обиходе появляются новые термины, и учитель подчас просто обходит вопросы о производственных понятиях, не имея четкого представления, где и как необходимо знакомить с ними школьников. Влияет на ситуацию и то обстоятельство, что многие определения имеют сложившуюся, иногда даже утвержденную стандартом формулировку, часто весьма непростую для восприятия и запоминания. Для школьников младшего возраста, когда уже с первых занятий в мастерских понятия «технологический процесс», «технология» входят в учебный материал, такие сложные определения неприемлемы. Учителю следует при объяснении терминов учитывать и возраст, и уровень развития обучаемых. Вот почему формирование у школьников общетехнических понятий при преподавании технологии — важная, но непростая (в методическом плане) задача. Вместе с тем есть один аспект преподавания, который позволяет делать эту сторону дидактического процесса интересной, увлекательной и значительно расширяющей интеллектуальные горизонты обучаемых. Это — органическая связь излагаемого, иногда сугубо технического, материала с историей развития науки и техники, которая сама по себе представляет целый пласт интереснейших обстоятельств. Таким образом, умение ориентироваться в мире производств, иметь представление о разнообразных технических устройствах, с которыми человек постоянно сталкивается в жизни и с которыми ему придется иметь дело в своей практической деятельности, понимание терминологии — все это должно формироваться в школе, на занятиях по технологии. И это входит в одну из обязательных задач, решение которой полностью возлагается на учителя технологии.
|