Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные параметры оценки при интерпрета­ции рисунков





В рисуночных методиках, в частности, можно предполо­жить сниженное настроение, отрицательный эмоциональ­ный фон, если:

рисунок начинается с изображения ног и ступней;

• фигура человека на рисунке очень маленькая;

• в рисунке присутствуют облака;

• у нарисованного человека покатые плечи;

• в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, ко­ричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).

О положительном эмоциональном фоне свидетельству­ет выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.

Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответ­ственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показате­ля - скорее всего, он достоверен только для правшей, т.е. для детей с ведущим левым полушарием.

Об эмоциональной напряженности могут свидетель­ствовать:

• штриховка отдельных частей тела (в таком случае зашт­рихованные части являются источником негативных пе­реживаний);

• штриховка, выходящая за контуры фигуры;

• стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут сви­детельствовать об эмоциональной напряженности ребен­ка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая де­таль);

• предпочтение красных тонов.

Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры - показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними.

Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:

• выполнение изображения короткими штрихами;

• наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навы­ками рисования;

• изменчивый нажим карандаша;

• отсутствие изображения шеи.

Анализируя выполнение заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне само­оценки ребенка.

О высокой самооценке свидетельствуют:

• крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);

• сильный, уверенный нажим;

• длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.

На уровень низкой самооценки указывают:

• расположение рисунка в нижней части листа;

• частые стирания;

• слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);

• изображение несоразмерно маленького туловища;

• отсутствие изображения ног.

Показатели противоречивой самооценки (высокий уро­вень сочетается с неуверенностью в своих силах):

• расположение человека в верхней части листа;

• изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция при­дать себе значимость, превозносить себя в воображении);

• уход от выполнения задания - ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;

• штриховка ног, преувеличенный размер обуви.

Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.

Тест «Рисунок семьи»

Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам сво­ей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.

Ситуация в семье, которую родители оценивают положи­тельно, может быть воспринята ребенком совершенно проти­воположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Материалы: традиционные для рисуночных тестов.

Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

• чья семья изображена им на рисунке - его самого, какого-нибудь друга или вымышленного героя;

• где находятся изображенные персонажи, чем они заняты в данный момент;

• какого пола каждый персонаж, и какова его роль в семье;

• кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;

• кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;

• если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;

• если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

 

Мы представляем один из подходов в интерпретации теста «Рисунок семьи» - метод Кормана.

Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали».

Интерпретация

Структура рисунка: характеризуя основную структуру рисунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой, например, занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

Наиболее привлекательный персонаж: если такой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам:

• наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;

• он выше и крупнее остальных персонажей;

• выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;

• остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него;

• наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно уз­нать по одежде, которая отличает его от других членов се­мьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.

Наименее привлекательный персонаж: противополож­ный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми. С этим пер­сонажем в конце работы могут обойтись типичным образом: его обычно перечеркивают несколькими штрихами каранда­ша или стирают ластиком.

Отношения между персонажами: следует обратить внимание на следующее - существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальности ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это должно быть понято как восприятие ребенком их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности.

Какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на ри­сунке от других фигур. Это может говорить о дистанции, ко­торую ребенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим — как к менее суще­ственным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему.

Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем.

Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребен­ком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер и братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большей любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.

Родители: обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл, в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает таким образом свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуа­ции, к которой ребенок более или менее адаптировался, поскольку явление отдельного проживания родителей в на­шем обществе широко распространено, и дети к этому привыкают.

Посредством изолированного расположения фигур родителей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная Э диповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незначительное, проявлений нормальных чувств и желаний, выраженное в отказе от предпочтительных отношений именно с родителем другого пола.

Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их реальных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и наоборот: слабый, не принимающийся всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них.

Идентификация: ребенок способен отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно персонаж, в котором он себя признает, - его возраста и пола и расположен согласно возрастному порядку в семье.

Кроме того, он может отождествлять себя и с другим пер­сонажем - отцом, матерью, старшим или младшим братом. Идентификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Следует помнить, что ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи.

Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психологи, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с теми, которые как бы находятся в тени. Если внимательно наблюдать за рисунками ребенка, послушать его объяснения, то можно увидеть, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами.

Именно здесь кроется проблема: ребенок, идентифицирующий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изображенным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

Наличие или отсутствие того или иного члена семьи.

Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома - символа семьи, на которую ребенок смотрит со скрытым ностальгическим желанием, солнца - символа материнской любви и заботы. Так выражается значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые суще­ствовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказыва­ется, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинуто­сти, брошенности, «нелюбимость»), и ребенок избегает этой темы.

Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, име­ется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсутствует на рисунке, то вот наиболее вероятная интерпре­тация: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подвергают его сильным мучениям и лишениям.

Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общно­сти. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнение с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют снижению самоуважения и подавлению в ребенке инициативности и воли к достижениям.

Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, когда ребенок рисует себя последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус, что особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом по­рядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим.

Эти наблюдения подводят к проблеме тревожного состояния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка так же, как у взрослого - как следствие страха перед воображае­мой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую тяжело вынести, поскольку она является причиной сильных страданий.

Рассмотрим несколько примеров.

Одна из распространенных ситуаций, когда ребенок ревнует к младшему брату (тому достается большая часть любви и внимания родителей), но сдерживает проявления агрессивности, так как чувствует, что родителям это может не нравиться. Поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена, и он будет наказан последующим лишением любви со стороны родителей.

На рисунке у такого ребенка будет отсутствовать младший брат. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив источник. Он может изобразить на рисунке толь­ко младшего брата, исключив себя из состава семьи, иденти­фицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифицируя себя с младшим братом, ребенок одновремен­но отрицает существование проблемы и связанного с ней чув­ства тревожности.

Итак, если ребенок:

• с удовольствием взялся рисовать семью - благоприятный микроклимат в доме, в котором он живет;

• отказывается рисовать - с семьей связаны неприятные воспоминания;

• тот, кого нарисовал первым, представляет наибольшую значимость для ребенка;

• изобразил себя большим - ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;

• изобразил себя маленьким - показатель малозначимости в семье;

• гигантская мама и маленький папа - нарушена психоло­гическая гармония в семье, мама значима;

• все фигуры очень маленькие - у ребенка депрессия, тре­вога, подавленность;

• рисует без полового различия - задержка полового вос­питания;

• ноги большие - признак значимого места в семье, ноги маленькие - неустойчивая позиция в семье;

• голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) - ушел в себя;

• закрытое лицо - ребенок не любит быть в семье;

• рот, губы большие, яркие - признак агрессии;

• девочка рисует себе глаза с ресницами - хочет нравить­ся, в ней заложена большая сексуальная энергия;

• пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нари­сованный образ - возможно, этот человек вызывает у ре­бенка неприятные воспоминания или страх;

• все члены семьи в ячейках - семья не дружная, многие отчуждены;

• наличие телевизора, ковра - отдельным прорисованным предметам отдается предпочтение ребенка;

• нарисует осветительные приборы, солнце - значит, ис­пытывает отсутствие тепла в семье;

• просто дом вместо семьи - источник угроз, нежелание идти туда;

• присутствие в рисунках куклы или собаки - не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками;

• много мелких деталей - не хватает общения с близкими;

• много черных штрихов - испытывает тревогу;

• отказывается использовать цветные карандаши - тре­вожность и низкая самооценка;

• если ребенок рисует себя в центре - чувствует себя самым значимым, внизу листка - самым зависимым.

 

Ниже мы приведем дополнительные моменты, рекомендованные Дж. Буком, на которые следует обратить внимание при интерпретации детского рисунка.

 

Характерное качество Проявление в рисунке
Незащищенность Ребенок помещает весь рисунок в центре листа; непропорциональны части тела человека; длин­ные руки, широко расставленные ноги; много второстепенных деталей.  
Тревожность Большое количество облаков, сильное выделе­ние отдельных деталей, ограничение простран­ства рамкой, штриховка, линии с сильным на­жимом, многими стираниями, толстая линия фундамента дома, интенсивное закрашивание волос.
Недоверие Слабая линия рисунка, расположение дома на краю листа, слабая линия ствола дерева, очень маленькая дверь дома, прикрывание рисунка рукой в самом процессе.
Чувство неполноценности Очень маленький размер рисунка, отсутствие рук и ног, очень маленькие руки человека, узкие плечи.
Враждебность Отсутствие окон дома, пустые глазницы, острые пальцы, очень большие деревья, агрессивная позиция человека.
Конфликтность Прорисовывание другого объекта, отказ рисовать заданные объекты, отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома.
Трудность общения Отсутствие дверей (или очень маленькая), из­лишне закрытые окна, отсутствие основных де­талей лица; человек нарисован схематично - палочками, оборонительная позиция рук, дверь без ручки.
Депрессивность Помещение рисунка в самом низу листа, распо­ложение дерева и дома сверху, присутствие ли­нии основания, идущей вниз, очень маленький размер рисунка.

 

Графическая методика «Кактус»

Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для ра­боты с детьми старше трех лет.

При проведении диагностики ребенку выдается лист бу­маги стандартного размера и простой карандаш. Возможно и использование восьмицветных карандашей «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополни­тельные объяснения не допускаются. При обработке резуль­татов во внимание принимаются указанные выше данные, которые свойственны всем графическим методам. В этой методике также учитываются специфические показатели - такие, как характеристики иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества ребенка:

Агрессия - наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзага по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные кактусы».

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интравертированность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.

 

Date: 2016-05-24; view: 1815; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию