Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания





По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида: индивидуальное, коллективное (групповое) и общественное.

Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека.

Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы определяется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. В этом плане можно говорить о правосознании молодежи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.

Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Вместе с тем общественное правосознание непосредственно воздействует на правосознание индивидуальное и групповое. Таким образом, они соотносятся как единичное, особенное и общее.

В зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения правовой действительности, различают обыденное (эмпирическое) и теоретическое (научное) правосознание.

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом лица, в частности его информацией о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, образцами поведения, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Обыденное правосознание складывается стихийно, при этом эмоциональное восприятие превалирует над рациональным, а правовая психология занимает доминирующее положение. Обыденное правосознание, поскольку оно возникает и формируется под воздействием повседневного опыта человека, устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, оно не способно проникнуть в сущность права, в его глубинные пласты. Но обыденное правосознание определяет поведение множества людей, т.е. всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.

Научное (теоретическое) правосознание формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно-правовой действительности.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы - адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др., имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе. Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям. Иначе говоря, профессиональному правосознанию присущ высокий уровень развития, что предполагает максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение.

Но профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые прежде всего юридической практикой, в том числе обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии с "буквой", а не "духом" закона и др.

Рассматривая вопрос о связи права и правосознания, следует отметить, что она носит сложный характер, обусловленный встречной зависимостью одного от другого. Так, правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование позитивного или негативного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосознания предопределяет характер правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

Важно подчеркнуть, что правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды, представления, служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика. Законодатель, выявляя потребности в правовом урегулировании определенных общественных отношений, опирается прежде всего на сложившиеся в обществе правовые идеи и представления. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкретный период или тех групп, которым предполагается адресовать данные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большими его группами и окажется неисполненным.

В последние годы возросла роль юридической науки в процессе правообразования и, в частности, правотворчества. Ученые-юристы участвуют в подготовке новых законов, в юридической экспертизе законопроектов, в работе комиссий, рабочих групп, депутатских комитетов, привнося в эту работу передовые идеи, демократические и общегуманистические принципы, основываясь на изучении общественного мнения и выявлении ожиданий общества.

Правосознание влияет и на правореализацию. Здесь доминирующее значение имеет профессиональное правосознание субъектов правоприменения. Законодательство нередко обращается к правосознанию судей, прокуроров, следователей при оценке доказательств по делу, использовании института аналогии закона и права и др.

Правосознание определяет поведение субъектов, поскольку они в своих действиях руководствуются правовой ориентацией.

В целом от уровня и направленности правосознания общества, социальных групп и слоев, каждого человека зависит эффективность правового регулирования, механизма действия права.

К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической литературе, правовая культура присутствует практически во всех явлениях правовой жизни общества, но не имеет самостоятельной предметности (проф. Н.Н. Вопленко).

В литературе приводятся различные определения понятия "правовая культура". Так, проф. В.И. Каминская и проф. А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавшие данную проблему, определяли правовую культуру как "систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей".

Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям. По мнению проф. А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению канд. юрид. наук Е.В. Аграновской, правовая культура - это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.

Существуют и другие позиции в отношении понятия "правовая культура". Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев);

4) составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;

5) во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6) служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества.

Среди юристов нет единодушия и относительно структуры правовой культуры. Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя: а) деятельность непосредственно в правовой сфере; б) деятельность неправового характера, но связанную с действием права (журналистика, кино, литература и т.д., отражающие правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правопорядок, правосознание, а уровень их развития.

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей); 3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты.

Выделение данных трех элементов правовой культуры условно, так как все они тесно взаимосвязаны и каждый из элементов проявляется в двух других. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях - правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об туровневых состояниях, т.е. степени прогрессивного развития.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом - правовой менталитет общества.

Понятие "правовой менталитет" сравнительно новое для отечественной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, особым правовым духом общества или народа, нормативно-ценностными ориентациями, обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенностями развития. Национальный правовой менталитет должен обязательно учитываться при разработке новых актов, иначе они не будут восприняты обществом и, следовательно, не будут эффективно использоваться в повседневной жизни.

Состояние национальной правовой ментальности может сказаться на правовых реформах, иных кардинальных изменениях в общественной жизни.

Таким образом, правовая культура и правовой менталитет общества тесно связанные явления, но правовой менталитет - более широкое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности.

Правовая культура проявляется главным образом в трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Профессиональный уровень правовой культуры свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и т.д.

Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профессиональная правовая культура, так как она определяет работу всех государственных учреждений, всего государственного аппарата, его звеньев, политических объединений и др. Не менее важна роль и теоретической правовой культуры: она раскрывает уровень развития юридической науки в целом, без чего невозможна правильная правовая политика государства, определяющая стратегию и тактику развития юридической жизни страны.

В литературе иногда выделяют формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, позитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, поведением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что правовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения.

Источником правовых знаний личности обычно служат практический опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения, если личность заинтересована в таком знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам, в первую очередь профессионалам-юристам, зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентации отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой правовой культуры составляет правовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах тоже, например в неформальных объединениях. Исследователи данной формы правовой культуры отмечают ее маргинальный характер по отношению к обществу, элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Наконец, правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.

Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя в этих целях правовое просвещение. Последнее включает в себя: а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.); б) правовую пропаганду через средства массовой информации, выпуск разнообразной юридической литературы, создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс", распространение правовой информации через Интернет).

4. Функции правовой культуры

В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализатор-скую; коммуникативную; прогностическую.

Содержание познавательно-преобразовательной функции правовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, - формирование правового государства. В связи с этим данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей - обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

Антикоррупционное правосознание. Повышение качества правового просвещения возможно лишь при поддержке со стороны государства широкого участия общественных и религиозных организаций в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции. Требуется повышение правовой культуры общества в целом и осуществление ряда других мер. При этом, крайне важно, чтобы антикоррупционная работа строилась на использовании мер упреждения. Формирование антикоррупционного правосознания у будущих управленцев, государственных и муниципальных служащих должно базироваться на ряде принципиальных, последовательных подходов и действий учебных заведений.

59. Сформулируйте понятие законности, назовите и раскройте содержание принципов и гарантий законности, приведите примеры.

В юридической литературе даются различные определения понятия "законность". Чаще всего подчеркивается, что законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства. В этом определении акцент делается на исполнении законов и других актов и игнорируется содержание последних. Между тем законы и другие акты могут быть неправовыми, в то время как они должны воплощать важнейшие человеческие ценности - идеи справедливости, свободы человека, равноправия людей. Следовательно, законность предполагает оценку содержания закона и других актов. Иначе говоря, не должно быть слепого следования закону независимо от его содержания (проф. Н.В. Витрук).

Поскольку приведенное определение законности не отражает ее природы и сущности, был предложен комплексный подход к этому понятию.

В настоящее время законность трактуется в трех аспектах как:

1. Принцип государственно-правовой жизни, что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового общения - населению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам.

2. Метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство осуществляет свои функции прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

3. Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью.

Режим законности означает также распространение ее требований на все сферы жизни.

В юридической литературе к числу дискуссионных относится вопрос о законности требования исполнения и соблюдения абсолютно всех нормативных правовых актов или речь может идти только о законах.

По мнению ряда ученых, понимание законности как исполнение всех нормативных правовых актов, всех норм права объективно принижает значение и престиж закона в системе законодательства государства. Закон обладает такими свойствами, которые присущи только ему и сообщают закону высшую юридическую силу и высшую ступень в иерархии актов. Поэтому и проф. М.С. Строгович, и проф. Н.В.. Витрук полагают, что законность - это требование исполнения закона и только закона.

Дискуссионен в науке вопрос и об определении субъектов законности, т.е. являются ли субъектами законности все субъекты права или только должностные лица.

В свое время известный отечественный юрист Н.Г. Александров полагал, что нельзя ставить в один ряд нарушение обязанности соблюдать закон гражданами и должностными лицами. Требование соблюдения законности относится в первую очередь к должностным лицам. Несоблюдение же норм права гражданами означает совершение ими правонарушения (за что они несут юридическую ответственность), а не нарушение законности. Аналогичной позиции придерживался теоретик права проф. В.М. Горшенев, а ныне - проф. Н.В. Витрук. По мнению последнего, нельзя по общественной опасности сравнивать несоблюдение законов со стороны граждан и должностного лица.

Против этой позиции возражал в свое время проф. М.С. Строгович, а ныне - проф. В.В. Лазарев, считая, что принцип законности является всеобщим и распространяет свое действие и свои требования на всех.

С этой позицией можно согласиться, однако следует иметь в виду, что должностные лица являются представителями государства, работают в государственном аппарате на профессиональной основе, поэтому на них лежит в первую очередь обязанность следить за соблюдением законности и самим исполнять закон. Но исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, видимо, было бы неправильным считать неисполнение закона гражданином правонарушением, а должностным лицом - нарушением законности.

Итак, в общей теории права сложилось узкое и широкое понимание законности. Узкое понятие законности означает требование соблюдать и исполнять только законы государства, а широкое - любые действующие нормативные правовые акты. Существуют и определения законности, которые раскрывают более подробно данное понятие. Например, проф. В.И. Гойман определяет законность как такое состояние общественной жизни, которое характеризуется верховенством правового закона, безусловным исполнением его требований всеми субъектами права, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление ею своих прав и свобод.

Автор главы о законности в учебнике "Теория государства и права" под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько определяет законность как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Структура законности характеризуется в юридической литературе по-разному. Чаще всего выделяют:

нормативную основу законности, которая определяется содержанием действующего законодательства: каково содержание законодательства, таково и содержание законности. Иногда говорят, что нормы права служат базой и предпосылкой законности;

теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее составляют правовые взгляды, принципы;

средства, приемы и условия осуществления законности;

систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и системы защиты прав и свобод граждан и их объединений.

Принципами принято называть систему основополагающих начал, глубинных характеристик законности, выражающих ее природу и назначение.

В литературе называют как разные принципы, так и их число. Тем не менее чаще всего среди принципов, на которых строится законность, указывают на: единство; всеобщность; реальность; целесообразность; гарантированность; неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение; взаимосвязь законности и культуры.

Рассмотрим содержание каждого из этих принципов.

Принцип единства законности предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны. При этом предполагаются единое понимание и применение законов на всей территории государства, единство правового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений.

Принцип всеобщности законности означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов.

Принцип реальности выражается в цели законности - достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых норм.

Принцип целесообразности вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка. В сфере правореализации данный принцип означает, что участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона. Такую возможность предоставляют нормы права диспозитивного характера. Целесообразность используется при назначении мер взыскания, воздействия на правонарушителя и др.

Принцип гарантированности означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

Принцип неотвратимости юридической ответственности характеризует юридическую сторону законности. Ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия. При этом меры воздействия на правонарушителя должны быть строго индивидуализированными: соответствовать тяжести правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам правонарушения, тяжести последствий и другим обстоятельствам.

Принцип взаимосвязи законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.

Под гарантиями законности понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности.

Принято выделять общие и специальные гарантии.

К общим гарантиям относятся, как правило, объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства). При этом обычно учитываются условия и средства, которые способствуют благоприятному развитию законности, например степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения и трудоустройство или сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества, обеспечивающая стабильное развитие последнего, и др.

К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:

а) состояние законодательства, в том числе полнота его, стабильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;

б) средства обнаружения правонарушений;

в) средства предупреждения и пресечения правонарушений;

г) эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод граждан;

д) качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;

е) высокий уровень контроля и надзора за реализацией нормативных правовых актов;

ж) развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом.

К специальным гарантиям также можно отнести:

систему организационных гарантий, обеспечивающих укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав личности, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов;

средства, обеспечивающие контроль за законностью, например, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судами (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;

исковое производство рассмотрения судами гражданских, трудовых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гражданина, то он вправе отменить незаконное решение или иной индивидуальный юридический акт;

судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и др.;

конституционный контроль, который способствует укреплению законности, в том числе конституционной.

Под конституционной законностью понимается система юридических средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями.

Конституционность законности предполагает следующие признаки:

1) правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержанием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы на уровне международных стандартов и гарантировать их реально. При этом человек признается высшей ценностью общества;

2) верховенство Конституции в правовой системе государства;

3) прямое действие принципов и норм Конституции. Иначе говоря, если судебные или иные правоприменительные органы обнаружат, что закон или его отдельные положения не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на конкретные нормы Конституции;

4) действие Конституции на всей территории государства, а в условиях федеративного государства - на территории всех ее субъектов. Иначе говоря, не существует регионов, выведенных из-под действия Конституции.

Режим конституционной законности не действует автоматически, поэтому существует специфический институт конституционного контроля.

В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, осуществляемый:

во-первых, главой государства, парламентом, правительством, который принято называть общеполитическим конституционным контролем;

во-вторых, специализированными органами (квазисудебными органами) на постоянной основе, но их решения не являются окончательными. Этот контроль носит предварительный, консультативный характер. Таким органом был Комитет конституционного контроля СССР, Конституционный Совет - во Франции, аналогичный орган существует в Казахстане;

в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными - Конституционные суды).

Особенность конституционного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции, состоит в том, что они его осуществляют в процессе рассмотрения конкретных дел в соответствии с обычной процедурой судебного процесса (так называемый децентрализованный контроль) или верховными (высшими) судами по особой процедуре (так называемый централизованный контроль).

В ряде стран, например США, Норвегии, Аргентине, любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным, решение же верховного суда о неконституционности закона обязательно для всех судов. Но в большинстве стран конституционность закона вправе проверять лишь верховный суд страны после того, как к нему поступит соответствующее дело, нижестоящие же суды не могут проверять конституционность законов.

Что касается специализированных судов - конституционных, то они обладают особой юрисдикцией и осуществляют конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства - конституционного правосудия. В отечественной юридической литературе конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля, а сам Конституционный Суд Российской Федерации определяется как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом.

Зарубежные юристы также высоко оценивают роль конституционных судов в современном демократическом государстве, подчеркивая, что конституционные суды выступают гарантом политического мира в обществе.

В последние годы, после распада системы мирового социализма, активизировался процесс создания конституционных судов, они появились в Венгерской Республике, в Чешской и Словацкой республиках, в Болгарии, Румынии, во многих бывших союзных республиках СССР - в Беларуссии, Грузии, Киргизии, Молдавии, Украине, Узбекистане, Литве и др.

Конституционное правосудие изучается в курсе конституционного права.

 

 

60. Раскройте особенности типологии как метода познания, сравните типологию и классификацию, охарактеризуйте различные подходы к типологии современных правовых систем, правовых семей.

 

Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели. Классификация, как общенаучный метод познания человека и общества, основана на группировке людей по тем или иным относительно устойчивым критериям.

В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т.д. В современном мире насчитывается около 200 государств, следовательно, около 200 национальных правовых систем.

Понятие "правовая система" не тождественно понятию "система права". Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм права. Правовая же система - более широкое понятие и наряду с институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству.

Одновременно с понятием "правовая система" используется понятие "правовая семья". Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития, а нередко и г) понимания нормы права. Названные критерии позволяют выделить те или иные правовые семьи.

В юридической литературе были предложены и иные критерии для классификации правовых семей. Например, известный исследователь правовых систем мира, современный французский ученый Р. Давид в свое время предложил для такой классификации два главных критерия: 1) идеологический, к которому он относил религию, философию, факторы экономической и социальной структуры; 2) особенности юридической техники. Исходя из указанных критериев Р. Давид выделял три правовые семьи: романо-германскую, англо-саксонскую и социалистическую, полагая, что все остальные семьи, которые можно вычленить, представляют собой модификацию этих трех семей.

Другие критерии для классификации были предложены немецким ученым К. Цвайгертом. Главным критерием он выдвинул так называемый правовой стиль, или стиль права, охватывая данным понятием пять факторов: происхождение и развитие правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфику правовых институтов; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы.

На данной основе К. Цвайгерт выделял восемь правовых семей, или, как он называл, "правовых кругов": романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

Таким образом, своеобразие источников права и идеологические факторы признаются главными критериями для объединения национальных правовых систем в правовые семьи.

Некоторые современные зарубежные ученые выделяют всего три главных источника социальных норм - политику, право и религиозные традиции и на этом основании называют три типа правовых систем (правовых семей): правление профессионального права; правление политизированного права; правление религиозного права. Критерием данной типологии служит реализация принципов "разделение властей" и "независимость судей".

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем; источники права; структура права. Соответственно выделяются десять правовых семей: романс-германская; семья общего права (англосаксонская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусульманская; индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая.

Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп семей.

В связи с этим в юридической литературе иногда выделяют внутри правовых семей группы родственных правовых систем, например, в семье романо-германского права различают группу романского права (Франция, Испания, Бельгия, Швейцария, Италия и др.) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия и др.). В семье общего права различают группу английского права и американскую правовую систему.

 

61. Охарактеризуйте англо-американскую правовую семью, выявите особенности исторического развития и источников (форм) права, приведите примеры.

 

Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система (англ. anglo-american legal system) — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Среди отличительных черт англо-американской правовой семьи — доминирование прецедента среди всех других источников права, преобладание вопросов процессуального права над вопросами материального права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым). Содержание права отличается сложностью и казуистичностью.

В странах англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основным источником права (см. Общее право), хотя возрастает роль актов статутного права и англ. regulations. Весомое место среди источников права занимает также правовая доктрина. Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих.

В географической структуре англо-американского (общего) права выделяют две группы: английскую (Великобритания и страны Содружества) и американскую (США — федеральная правовая система и правовые системы штатов). Каждой из них присущи характерные особенности. Правовые системы североамериканских колоний Британии после провозглашения независимости стали развиваться путём, отличным от пути развития правовой системы Великобритании и других её колоний; правовая общность последних с бывшей метрополией сохраняется и после обретения ими независимости. Говорят, что Великобритания и США — страны, разделенные общим правом. Некоторые правовые системы, входящие в семью общего права, являются смешанными. К ним относятся правовые системы Таиланда, Филиппин, канадской провинции Квебек, штата Луизиана и ассоциированного с США государства Пуэрто-Рико (все пять — преимущественно романо-германского характера); Индии и её штатов (где сохраняются остатки влияния традиционного индусского права, при доминировании англо-американского права); Пакистана (основу правовой системы составляют мусульманское и общее право); Израиля (правовая система которого объединяет все три основные правовые семьи современности, при сохранении влияния традиционного иудейского права); Шри-Ланки, ЮАР, британского региона Шотландия (объединяют черты общего права и архаичного римско-голландского права).

Родоначальником этой правовой семьи является Англия, в которой в силу настороженного отношения к высшей власти в противовес ей поддерживался высокий престиж судебной системы. При признании судебного прецедента основным источником права суд при решении того или иного вопроса связан решением по аналогичному вопросу, принятому судом такой же инстанции или вышестоящим судом. Однако фактически при подборе прецедента, его толкования, принятии или непринятии под предлогом значительного отличия обстоятельств рассматриваемого дела от уже рассмотренного, суды обладают значительным усмотрением, т. е. фактически творят свое право.

При наличии парламента, принявшего за сотни лет десятки тысяч актов, в Англии существуют сотни тысяч судебных прецедентов, что, конечно, с каждым годом все более затрудняет их использование и делает право очень казуистичным. В принципе закон может отменить прецедент, а при противоречии закона и прецедента должен применяться закон. Однако правоприменитель, в том числе судья, руководствуется не только текстом закона, но и его толкованием, которое содержится в судебных решениях.

Другое отличие англо-американской правовой семьи от романо-германской состоит в том, что в английской правовой системе нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обусловлено тем, что судебная деятельность ориентирована прежде всего на решение конкретных дел, а не на формулирование общих правил поведения.

В англо-американской правовой семье особо выделяется правовая система США.

Она начала складываться в условиях колониализма и до настоящего времени сохранила обусловленные им особенности. Одна из них состоит в том, что формирование правовой системы практически не испытало влияние обычаев и традиций коренных жителей, которые рассматривались колонистами как люди низшего порядка. Кроме того, в правовой системе США не выражены и собственные национальные традиции, поскольку она формировалась выходцами из Европы различных национальностей. Среди них нередко встречались преступники, различные отщепенцы, не нашедшие себе место в Европе, что оказало и оказывает существенное влияние на правоприменительную практику США, обусловливает агрессивность их государственной политики.

На территории Северной Америки было 13 английских колоний, но существовали также испанские, французские, голландские колонии. Все они отличались не только политическими и социально-бытовыми, но и различными правовыми особенностями. После обретения США в XIX в. независимости отдельные штаты сохранили особенности правовой системы государства — бывшей метрополии. Однако в правовой системе США элементы правовых систем европейских государств не доминируют.

Борясь со своим «английским прошлым», США в 1787 г. приняли свою Конституцию, заложившую основы единой для всего государства правовой системы. Тем не менее каждый из 50 штатов США, являющихся федеративным государством, имеет значительную самостоятельность в построении собственной правовой системы, отличающейся от правовой системы других штатов. Каждый штат США имеет законодательные органы, поэтому законы имеют в США большую, а судебные решения — меньшую значимость, чем в Англии. Тем не менее развитие так называемого прецедентного права в США, имеющего различные правовые системы, очень велико. Там ежегодно публикуется 300 томов судебной практики, и, несмотря на использование компьютерных баз данных и поисковых систем, выявление нужных судебных прецедентов является сложным делом. Таким образом, правовая система США является очень запутанной.

 

 

62. Охарактеризуйте романо-германскую (континентальную) правовую семью, выявите особенности исторического развития и источников (форм) права, приведите примеры.

 

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодицифированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и система кодексов, например гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным, и следование решению кассационной инстанции не обязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для решения аналогичных дел.

Правовая доктрина играет основную роль в процессе правотворчества. При правоприменении она используется лишь при толковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений.

Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом (Германия, Россия). Рассматриваемой семье присущ и конституционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичных органов.

Что касается обычая, то он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:

  • группу романского права (правовые системы Франции, Бельгии, Испании, Италии, Люксембурга, Монако, Нидерландов, Румынии, Филиппин, латиноамериканских государств, африканских стран — бывших французских колоний, а также некоторых стран Ближнего и Среднего Востока и др.);
  • группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Армении, Бразилии, Венгрии, Греции, Индонезии, Казахстана, Латвии, Португалии, России, Словакии, Таиланда, Турции, Украины, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи, Японии и др.);
  • группу скандинавского права (правовые системы Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции).

 

63. Охарактеризуйте семью религиозно-традиционного права на примере мусульманского права, выявите особенности исторического развития и источников (форм) права, приведите примеры.

Мусульманское право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

Особенности мусульманского права состоят в следующем.

1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет мотивы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник - Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий.

В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник - Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник - Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мусульманские государства не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько судебных инстанций.

Семейное право представлено "правом личного статуса" и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены заимствованным романо-германским правом.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе - индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении.

Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней. Для этой правовой семьи характерны:

1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы - касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них - отлучение от касты.

2. Источником права и религии считаются веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

3. Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось главным образом обычаями.

4. Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых, представлявших собой описание обычного права.

5. После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении, конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содержит "вызов национальному правосудию".

 

64.Сформулируйте понятия законности и правопорядка, раскройте их содержание, соотнесите законность и правопорядок, выявите сходства и отличия.

 

 

В юридической литературе отмечается, что в правовой жизни общества нет более тесно связанных явлений, чем законность и правопорядок. Действительно, нельзя добиться укрепления законности иначе, как путем обеспечения твердого и стабильного правопорядка. Более того, укрепление законности закономерно ведет к укреплению правопорядка. Вместе с тем правопорядок - это самостоятельная правовая категория, которая имеет свое содержание, структуру, функции и свои особенности.

В литературе чаще всего правопорядок определяют как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Есть и другое, более раскрытое определение: правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Наиболее известный исследователь проблем правопорядка проф. В.В. Борисов определяет понятие "правопорядок" как объективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов.

Правопорядок принято характеризовать как:

1) объективную необходимость, т.е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;

2) государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств;

3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, так как правопорядок получает свои юридические качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике;

4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами - нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения;

5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;

6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами;

7) форму организации общественной жизни - динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера - преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др.

Различают материальное, государственно-волевое и юридическое содержание правопорядка.

Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание правопорядка включает в себя:

а) реализованность права и законности;

б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализованное™;

в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.

Правопорядок - сложная система со множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними. В структуре правопорядка выделяют три элемента:

1) правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др. Таким образом, правовая структура оформляет и закрепляет фактическое строение общества, которая получает организационное правовое оформление. Например, в правовой структуре современного российского общества выделяют следующие элементы: Россия как целое; субъекты Федерации; законодательные, исполнительные и судебные органы Российской Федерации и ее субъектов; государственные организации, учреждения, предприятия; общественные объединения и движения, религиозные и иные объединения; граждане; иностранцы; лица без гражданства и с двойным гражданством;

2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и вертикали;

3) атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.

Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм.

Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений.

В.В. Борисов называет три группы функций.

Первую группу образуют функции, связанные с взаимодействием с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения.

Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д. От этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного механизма правопорядка, его элементов и в конечном итоге - качественная определенность правопорядка.

Третью группу функций составляют сохранение и совершенствование правопорядка. Эта деятельность направлена на "себя" и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздействуют на него, и средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной деятельности и т.д.

Что касается принципов правопорядка, то они в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (например, законности, конституционности, справедливости, гарантированное), так и специальные (например, принцип целостности, субординации корреляционных связей в структуре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу в целом, так и специальным государственным органам и гражданам, которые имеют право на жалобу в административные инстанции, право судебной защиты своих прав и свобод, в том числе в международных органах).

Итак, правопорядок является конечным результатом реализации правовых требований и вместе с тем целью правового регулирования, так как именно для формирования правопорядка издаются законы, иные нормативные правовые акты, функционируют различные юридические учреждения, государственные органы и, прежде всего, система правосудия, система контрольной власти, различные правозащитные организации и общественные движения.

Надо также отметить, что законность и правопоря

Date: 2016-05-24; view: 2450; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию