Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невроз понятие природа возникновения





Невроз по современным воззрениям - это группа заболеваний, обусловленных психотравмирующим воздействием, характеризующихся, как правило, обратимыми нервно-психическими нарушениями, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением. Современные психологи и психиатры различают три основных формы неврозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Для каждого из них характерна своя картина болезни со своими симптомами и проявлениями.

Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах. По существу это патологическая, чаще всего избирательная, реакция личности на нарушения в микросоциально-психологических отношениях с окружающими людьми.

При неврозах больные правильно критически оценивают происходящие события и своё состояние. Неврозы проявляются в основном вегетативными, соматическими и аффективными нарушениями.

В. Н. Мясищев считает, что невроз имеет психогенную природу. Психогении характеризуются следующими чертами:

Связь с личностью больного, психотравмой; неспособность больного самостоятельно адекватно разрешить психотравмирующую ситуацию.

Неврастения (лат. – "нервная слабость")— нервное истощение, переутомление - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях.

Истерический невроз

Истерия (греч. hysthera — матка) — более сложный невроз, основу которого составляют особенности поведения, зависящие от повышенной эмоциональности и внушаемости.

Истерия чаще возникает у лиц с истерическим складом характера, преимущественно у женщин с повышенной впечатлительностью, внушаемостью, неустойчивостью настроения и стремлением быть в центре внимания. Избалованность, капризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес – такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии.

По О. В. Кебрикову, страдающие истерией выросли в условиях чрезмерного внимания близких (кумир семьи) и т. д.

Истерический невроз, по мнению А.Е. Личко, возникает на фоне истероидной акцентуации или реже при некоторых смешанных с истероидным типах – лабильно-истероидном, истероидно-эпилептоидном, реже шизоидно-эпилептоидном.

Истерический невроз по частоте встречаемости занимает второе место после неврастении. Истерия представляет собой ряд состояний, возникающих вслед за психической травмой (обида, оскорбление, ссора, др.) и характеризующихся разнообразными и меняющимися проявлениями. К психическим нарушениям при истерии относятся следующие:

истерическое сумеречное помрачение сознания – внезапно возникающее и быстро прекращающееся состояние, когда больной не реагирует на окружающее, не осознает время и свое местонахождение с продолжительностью в несколько часов, после чего не может вспомнить, что с ним было;

истерические депрессии – когда настроение подавленное, но больной всем своим видом, мимикой, позой стремится привлечь внимание окружающих, продемонстрировать им, как он переживает и страдает.

Истерический конфликт отличается чрезмерно завышенными претензиями личности, отсутствием критического отношения к себе и своему поведению. Симптомы истерии чаще всего напоминают проявление самых различных заболеваний, которых на самом деле нет. Эмоции как бы распространяются не только на область психических, но и соматических функций. Истерии чаще всего возникают у лиц демонстративных, с большой внушаемостью и самовнушаемостью.

Невроз навязчивых состояний – это наиболее редко встречающийся вид неврозов. Этот невроз проявляется в виде навязчивых страхов, опасений, сомнений, мыслей, воспоминаний, представлений и действий. Чаще всего наблюдается у людей мыслительного типа или с тревожно-мнительными чертами характера, также при психопатиях.

Фобии – это навязчивые страхи (например, клаустрафобия – боязнь закрытых пространств, агарофобия – наоборот, боязнь открытых пространств, кардиофобия – страх получить неизлечимое заболевание сердца, оксифобия – страх перед острыми предметами и др.). Впервые страх появляются в определенных ситуациях, закрепляется при повторении схожих обстоятельств, а затем возникает уже при одном воспоминании о пережитом страхе. Обычно у больного бывает один вид фобии.

«Личность и невроз»

Личность, сознание и самосознание неразрывно связаны друг с другом и являются специфической для человека особенностью его психики.

Невроз, являясь болезнью личности, представляет сложный продукт социального развития человека, т.е. продукт индивидуального развития в условиях этой среды.

Личность – это человек, сознательно относящийся к совей действительности.

Болезнь личность-это болезнь вытекающая из его взаимоотношений с этой действительностью, из нарушений этого взаимоотношения.

 

«Личность ребенка-невротика»

В ранней стадии у ребенка нет отношений, его реакции обусловлены импульсами непосредственного удовлетворения своих органических влечений. В дальнейшем развитии они крайне неустойчивы, импульсивны, непосредственно обусловлены аффективным состоянием или аффективной реакцией, вызываемой предметами и лицами окружающей действительности. Еще дальше завязываются определенные отношения с действительностью, имеющие еще непосредственно – эмоциональный, конкретно-личный характер, определяется привязанностью или враждой, интересом. Параллельно с формирующимся сознанием объективной действительности у ребенка возникает объективная мотивировка отношений, и он начинает действовать в силу сознания необходимости и подчинять непосредственные побуждения, желания, эмоции опосредованным мотивам.

Там где невроз развивается, как острая реакция, в связи с переживаниями, вызванными обстановкой, в которой растет ребенок, характер этих патогенных поводов связан с возрастом ребенка.

В самом раннем возрасте это перераздражение в связи с неудовлетворением органических потребностей ребенка, в дальнейшем это – элементарные аффективные потрясения, вызванные например, гневом перевозбуждением ребенка или эмоцией страха. Возникновение конкретно-личных связей в дальнейшем может создавать тяжелые конфликты на почве личных привязанностей. В каждом последующем периоде развития сказываются особенности личности характера предыдущего периода. Переходящий в фазу конкретно-личных отношений периода дошкольного возраста ребенок может иметь уже от предыдущего периода явления аффективной раздражительности или боязливости. Здесь ребенок уже может предъявлять к действительности повышенные претензии, обнаруживать повышенно острую реакцию на ряд неудач и травм в личных отношениях. Возможно, поэтому в дошкольном периоде отмечается возникновение невроза. Источником невроза находится в узко - семейной ситуации. Формирование характера в этом возрасте. В этой ситуации выступает капризно-астенический тип и с реактивно-лабильным, астенически - раздражительным и упрямым, с боязливо заторможенным, изнеженно – привязчивым. Невроз сопровождается аффективным заострением черт характера. Дальнейшее развитие. В школьном возрасте роль этих различий, сказывающихся и ранее, выступает особенно ярко. Пролетарский ребенок в буржуазном обществе рано встречается с суровой необходимостью втягиваться в труд, рано преступает узкие рамки семейного общения. Для него нет кризиса поступления в школу. Ребенок буржуазной семьи в других условиях. Он может быть неплохо воспитанным, приученным к занятиям, может подчиняться требованиям, не быть изолированным от детского общества – в этом случае нет ни кризиса, ни трудностей. ни опасности невроза. Но избалованный, распущенный и заласканный ребенок – одиночка попадает в условия, для него явно трудные; конфликт, тяжелые переживания и невроз при этом возникают не случайно, но вытекают из внутренних особенностей личности сформированных внешними условиями.

 

«Генетическое понимание невроза»

Если ближайшие причины заболевания заключаются в личности, в ее взаимоотношениях с условиями, в неправильной переработке ею последних, в ее, наконец, соматических качествах, то отдаленной причиной невроза являются условия истории развития личности. Структура индивидуального симптомокомплекса может быть правильно объяснена лишь на основе изучения истории развития личности и болезни больного. Структурный анализ болезни, таким образом есть анализ патогенетический. Патогенетическое понимание должно осветить нам несколько сторон в развитии психоневроза. Во-первых сама болезнь возникает, развивается, проходя через ряд этапов; во-вторых, психоневроз является болезнью личности, а сама личность в каждый момент представляет результат ее индивидуальной истории развития; в – третьих и болезнь и личность возникают и протекают в известных развивающихся общественно-исторических культурных. экономических, политических условиях, определяющих характер личности и причины возникновения психоневроза. И психоневроз и личность обусловлены конкретными историческими условиями того периода, к которому относится заболевание и его носитель.

Генетическое понимание невроза представляет собой конкретно – историческое понимание его, включающее в себя единство истории невроза, истории заболевшей личности в определенных исторических условиях развития это личности и ее заболевания. Тяжелые условия детства, острые повторные потрясения, длительные безвыходные ситуации неразрешенные внешние и внутренние конфликты, неудовлетворенные потребности, несправедливые обиды, раздражающие и угнетающие неудачи все это накопляясь создает болезненные изменения характера –»невротическую личность»,болезненные черты которой в дальнейшем сами становятся источником конфликтов и патогенных переживаний. Таким образом, источники заболевания психоневрозов в связи с социально-психологическими различиями больных различны. В каждом случае конкретная картина заболевания может быть построена только не основе анализа истории, болезни истории личности в определенных социальных условиях ее развития. Знание этой истории, знание качеств личности и условий переживания позволяет расшифровать часто невероятно запутанный комплекс болезненных проявлений и наметить на основе такого структурно-генетического понимания рациональный план лечения.

Date: 2016-05-24; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию