Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 36. Организация управления в области безопасности





Президент руководит в пределах своих конституционных полномо­чий органами и силами обеспечения национальной безопасности страны; санкционирует действия по обеспечению национальной безопас­ности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет под­чиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» Президент формирует Совет Безопасности Российской Федерации.

Совет Безопасности является конституционным органом, осущест­вляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государ­ственной политики в области обеспечения безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

· определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

· разработка основных направлений стратегии обеспечения безопас­ности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

· подготовка рекомендаций Президенту для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

· подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычай­ных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным по­следствиям, и по организации их ликвидации;

· подготовка предложений Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

· разработка предложений по координации деятельности федераль­ных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в процессе реализации принятых решений в об­ласти обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

· совершенствование системы обеспечения безопасности путем раз­работки предложений по реформированию существующих либо созда­нию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общест­ва и государства.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформля­ются указами Президента, иные решения — протоколами.

Правительство обеспечивает реализацию Концепции националь­ной безопасности, выполнение целевых федеральных программ, пла­нов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности; коор­динирует деятельность Гостехкомиссии России.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной влас­ти, непосредственно реализующим основные направления деятель­ности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обес­печения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполни­тельной власти, имеющих право на ее осуществление.

Основными задачами ФСБ России являются:

· руководство органами федеральной службы безопасности и подчи­ненными предприятиями, учреждениями, организациями, подразде­лениями специального назначения, а также организация их деятель­ности;

· информирование Президента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также ор­ганов государственной власти субъектов Федерации об угрозах без­опасности Российской Федерации;

· выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба без­опасности Российской Федерации;

· обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, со­ставляющих государственную тайну;

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступле­ний, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

· выявление, предупреждение и пресечение террористической и ди­версионной деятельности;

· координация проводимых другими федеральными органами испол­нительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприя­тий по обеспечению собственной безопасности;

· организация и осуществление во взаимодействии с другими госу­дарственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпа­сов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначен­ных для негласного получения информации, с деятельностью незакон­ных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, от­дельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осу­ществление вооруженного мятежа, насильственное изменение консти­туционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

· решение других задач и функций, указанных в Положении.

В Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» подробно изложены правомочия этих органов.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) как совокупность специально создаваемых государством органов является составной частью сил обеспечения безопасности страны и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных Федераль­ным законом от 10 января 1996 г. «О внешней разведке».

Разведывательная деятельность осуществляется следующими орга­нами:

1) Службой внешней разведки Российской Федерации — в полити­ческой, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах;

2) органами внешней разведки Министерства обороны — в воен­ной, военно-политической, военно-технической, военно-экономи­ческой и экологической сферах;

3) органом внешней разведки ФАПСИ — в политической, эконо­мической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;

4) органом внешней разведки ФПС России — в сфере охраны Госу­дарственной границы РФ, исключительной эко­номической зоны, континентального шельфа, в сфере охраны биоресурсов моря в рамках рубежей страны.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Пре­зидент.

Разведывательная деятельность ведется органами внешней развед­ки посредством: добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потен­циальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностран­ных государств, организаций и лиц; содействия в реализации мер, осу­ществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Рос­сии.

Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России) является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование деятельности по обеспечению защиты информа­ции, содержащей сведения, составляющие государственную или слу­жебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкциони­рованного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодей­ствию техническим средствам разведки на территории Российской Фе­дерации, а также единую государственную научно-техническую поли­тику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих ком­плексов, систем и устройств.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). Закон определяет назначение го­сударственной охраны, ее объекты, полномочия службы, порядок кон­троля и надзора за ее деятельностью. ФСО России обеспечивает безопасность Президента, а также реша­ет в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации задачи, поставленные Президентом в пределах своих полномочий. ФСО России предоставляет государственную охрану лицам, заме­щающим государственные должности Российской Федерации, в тече­ние срока их полномочий: Председателю Правительства, Председате­лю Совета Федерации и т.д. Она обеспечивает также безопасность глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребы­вания на территории Российской Федерации.

Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС Рос­сии) — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики, безопасность страны на ее Государственной границе. ФПС России подведомственна Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, и под­чиняется Правительству.

ФПС России возглавляет единую централизованную систему по­граничной службы: органы пограничного контроля, пограничной стра­жи и морской охраны; региональные управления и оперативные груп­пы; пограничные войска; органы разведки, контрразведки, оператив­но-розыскной деятельности.

Основными задачами ФПС России являются:

· руководство пограничными войсками и органами пограничной службы и организация защиты Государственной границы, территори­ального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также обеспечение охраны мор­ских биологических ресурсов и государственный контроль в этой сфере;

· организация защиты государственных границ государств — участ­ников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений);

· организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу в пунктах пропуска;

· координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, их сил и средств в области защиты Государ­ственной границы, а также охраны морских биологических ресурсов и т.д.

В своей деятельности ФПС России руководствуется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

Вопрос 69. Совет Безопасности РФ: компетенция, структура, функции. (Лозунова)

Основными задачами Совета Безопасности являются определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

рассмотрение вопросов внутренней, внешней и, военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий;

подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;

рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности;

рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;

накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация разработки федеральных программ в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также оценка их эффективности;

организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;

организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

решение иных задач в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.

состав совета безопасности российской федерации

Совет Безопасности формируется Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «О безопасности». Постоянные члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности РФ.

В настоящее время в состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности -- Президент.

Постоянные члены Совета Безопасности:

- Председатель Правительства РФ;

- Секретарь Совета Безопасности РФ;

- Министр иностранных дел РФ;

- Директор Федеральной службы безопасности РФ;

- Министр обороны РФ.

Члены Совета безопасности РФ:

- Председатели палат парламента России;

- Руководитель Администрации Президента РФ;

- Все полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

- Директор Службы внешней разведки;

- Генеральный директор федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

- Генеральный прокурор РФ;

- Министр внутренних дел РФ;

- Директор федеральной пограничной службы России;

- Министр юстиции РФ;

- Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Совет безопасности является совещательным органом при Президенте, его решения носят рекомендательный характер.

Значительны полномочия секретаря Совета безопасности, который является должностным лицом Совета Безопасности, подчиненным непосредственно Президенту, который назначает и освобождает его от должности.

При Совете безопасности создаются постоянные и временные комиссии по функциональному или региональному принципам, которые являются основными рабочими органами Совета безопасности.

В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нем образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Все решения Совета безопасности по важнейшим государственным вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами, а все решения Совета безопасности вступают в силу только после утверждения их Председателем Совета безопасности, т.е. Президентом РФ.

В своей деятельности Президент РФ использует в качестве рабочего органа Администрацию Президента РФ, которая является государственным органом, обеспечивающим деятельность главы государства Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации.

70. Система органов, осуществляющих управление безопасностью. Общая характеристика.

Под безопасностью принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность в этом смысле обеспечивается системой мер экономического, политического и правового характера при участии государственных органов.

Общее руководство органами обеспечения безопасности осуществляет глава государства, который возглавляет Совет Безопасности. В задачи этого органа при Президенте РФ входит выявление внутренних и внешних угроз общественным интересам, разработка стратегических направлений обеспечения безопасности государства, подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным и иным последствиям130.

К числу специальных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность, в настоящее время относятся Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), Федеральная служба охраны (ФСО) и Служба внешней разведки (СВР) РФ. Все они одновременно выступают правоохранительными органами. ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

ФСБ РФ, ее территориальные органы (управления и отделы), пограничные войска образуют единую централизованную систему.

Правовую основу деятельности ФСБ РФ составляют ФЗ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в действ. ред.) «О Федеральной службе безопасности» и Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуре ее органов, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 (в действ. ред.).

Для решения своих задач ФСБ России осуществляет ряд специфических функций. В частности, она:

- вырабатывает предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации;

- организует контрразведывательную деятельность; определяет порядок осуществления органами контрразведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при их реализации;

- организует оперативно-разыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, борьба с которыми отнесена к ведению органов федеральной службы безопасности;

- организует деятельность пограничных органов и войск по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов;

- организует деятельность пограничных органов и войск по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами пограничного режима;

- организует в пределах своих полномочий деятельность по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также обеспечение безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок.

В Положении о ФСБ указаны и иные функции этой службы.

Сравнительно молодая Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Положению о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденному Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 (в действ. ред.), данная служба специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их поставщиков, а также в области противодействия их незаконному обороту. Подобно другим вневедомственным федеральным службам она разрабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в установленной сфере деятельности. Положение о ФСКН РФ наделяет ее рядом специальных полномочий. Она, в частности:

- осуществляет разработку федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, участвует в реализации этих программ;

- выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и в пределах своей компетенции организует меры, направленные на их устранение;

- осуществляет оперативно-разыскную деятельность, организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;

- производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля;

- осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

- осуществляет лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и выдачу необходимых разрешений;

- реализует иные полномочия, указанные в Положении о ФСКН РФ.

Федеральная служба охраны действует в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ (в действ. ред.) «О государственной охране» и Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 (в действ. ред.). Она осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны.

Основными задачами ФСО РФ являются:

- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

- предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

- защита охраняемых объектов;

- организация и обеспечение безопасности специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;

- участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну.

Служба внешней разведки РФ призвана обеспечивать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием специальных средств и методов. Правовая основа ее деятельности – Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке». Положение о СВР РФ в открытой печати не опубликовано.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки главным образом посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

Целями разведывательной деятельности являются:

1) обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Для достижения этих целей органам внешней разведки РФ разрешено:

- устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

- осуществлять меры по зашифровке своего кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

- создавать подразделения и организации, необходимые для осуществления разведывательной деятельности.

Органы внешней разведки обязаны обеспечивать защиту государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей, безопасность сотрудников учреждений, находящихся за пределами территории Российской Федерации, безопасность командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными органами системы СВР РФ, так и органами, входящими в структуру других федеральных ведомств, в частности, Министерства обороны РФ.

Органы СВР РФ осуществляют деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической сферах, а органы разведки Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах (ст. 11 ФЗ «О внешней разведке»).

71. Служба внешней разведки Российской Федерации: компетенция, структура, функции, полномочия – Костылева

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР) — федеральный государственный орган, осуществляющий в пределах своих полномочий организацию и обеспечение разведывательной деятельности по добыванию и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц. Внешняя разведка Российской Федерации является составной частью сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, призванной защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных российским законодательством методов и средств.

Целями разведывательной деятельности являются:

1) обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации закреплены в статье 6 ФЗ «»О внешней разведке»достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;

4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну и другие.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской Федерации может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который:

1) определяет задачи разведывательной деятельности;

2) контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

3) принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

4) назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

1) Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

72. Управление в области охраны Государственной границы РФ.

Защита Государственной границы РФ как часть системы обеспечения безопасности России и реализации ее государственной пограничной политики заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Защита Государственной Границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санитарно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством.

Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы РФ государственные органы интегрированы в Пограничную службу РФ.

Пограничная служба РФ – государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. Пограничная служба состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, войск, органов и других организаций этой службы.

Основными задачами Пограничной службы являются: защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения Государственной границы, обеспечения соблюдения, физическими и юридическими лицами режимов защиты и охраны Государственной границы; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов; осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Пограничной службы, определяет основы пограничной политики России как целенаправленной деятельности государства по обеспечению и защите национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере.

Правительство РФ обеспечивает реализацию российской пограничной политики, устанавливает правила и процедуры, реализации норм федерального законодательства по вопросам защиты и охраны Государственной границы, координирует деятельность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе с деятельностью других федеральных органов исполнительной власти.

73. Основы государственного управления в области внутренних дел (1)

 

В современных условиях в соответствии с конституционными положениями, закрепившими изменения политической системы, организации государственной власти, федеративного устройства, экономических отношений, правового регулирования, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел, милиции. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.

В общем виде к объектам управления в области внутренних дел относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Область внутренних дел государства включает в себя различные группы общественных отношений, связанные с:

защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств;

выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания;

осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

обеспечением безопасности дорожного движения;

осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России;

охраной имущества физических и юридических лиц по договорам;

обеспечением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и их транзита через территорию России;

осуществлением миграционной политики.

Возникающие в процессе названной деятельности общественные отношения по своей сути относительно близки, похожи, родственны и поэтому объединены в одну область внутренних дел.

Следовательно, сущность управления в области внутренних дел и его специфика состоит в том, что оно не только представляет собой целенаправленную организующую деятельность, но и включает непосредственную практическую охрану прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Содержание управления в области внутренних дел обусловливается характером и особенностями общественных отношений, составляющих объект управляющего воздействия, т.е. специфика объекта определяет и особенности управления в этой сфере. Его отличает: 1) динамизм функционирования; 2) значительно больший по сравнению с другими сферами управления объем государственно-властных принудительных полномочий; 3) профилактическая направленность; 4) сочетание централизма и децентрализма; 5) особенности службы в органах внутренних дел (вооруженность, строгая дисциплина, единоначалие, форма одежды, социальная защищенность личного состава).

Содержание управления раскрывают его функции:

а) общие - информационно-аналитическая, прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, оценка эффективности;

б) специальные, или основные - административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие), профилактическая;

в) обеспечивающие - кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство и др.

Субъекты управления в области внутренних дел. Основным субъектом управления внутренними делами является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Общее руководство в области внутренних дел осуществляет Президент РФ, издающий указы по вопросам, относящимся к этой сфере. Так, его указами утверждены Положения о МВД России, о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Конституционные полномочия Президента включают назначение на должность федерального министра внутренних дел и освобождение его от должности по представлению Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение Главнокомандующего внутренними войсками, других высших должностных лиц органов внутренних дел (по представлению министра).

Непосредственное выполнение функций по обеспечению общественного порядка и безопасности осуществляют органы исполнительной власти. Их можно разделить на пять групп.

1. Правительство РФ, правительства (советы министров или администрация) субъектов Федерации. Эти органы общей компетенции осуществляют общее руководство и обеспечивают координацию всей государственной системы обеспечения общественного порядка и безопасности в пределах своей компетенции.

2. Федеральные органы исполнительной власти, которые наряду со своими основными функциями выполняют большой объем работы по обеспечению общественного порядка и безопасности в пределах полномочий своих предприятий, учреждений и организаций (Министерство транспорта, Министерство здравоохранения и социального развития).

3. Государственные органы исполнительной власти России, которые называют "силовыми", например Министерство обороны.

4. Правоохранительные органы, в объеме полномочий которых обеспечение общественного порядка и безопасности занимает значительное место. К ним относятся органы прокуратуры, юстиции, Федеральной службы безопасности, таможенные органы и ряд др.

5. Государственные органы, специально созданные для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся: органы внутренних дел (милиция) и внутренние войска МВД России, органы Федеральной миграционной службы России, а также подразделения МЧС России, к полномочиям которого относится, в частности, обеспечение пожарной безопасности, органы Госнаркоконтроля России.

К государственной системе тесно примыкает и такое важнейшее низовое звено обеспечения общественного порядка и безопасности, как органы местного самоуправления, призванные выполнять в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации на территории муниципального образования функции охраны прав и свобод граждан, обеспечения соблюдения законов, актов вышестоящих органов государственной власти, осуществлять контроль за исполнением их решений организациями и гражданами.

Государственная система обеспечения общественного порядка и безопасности не может успешно функционировать без помощи и содействия общественных объединений и граждан, на добровольной основе участвующих в реализации этой важнейшей государственной функции.

Date: 2016-05-24; view: 2441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию