Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика форм власти





Форма власти   Достоинства   Недостатки (трудности)  
Власть, основанная на принуждении   Быстрое получение результата   Временный характер власти. Дорогостоящая система (так как необходима развитая система контроля). Подавление творческого начала персонала. Низкая производительность. Низкое качество. Рискованность власти. Порождает неблагоприятную обста­новку и отношения в коллективе.
Власть, основанная на вознаграждении (мотивации)   Эффективная власть. Расширение творческих возможностей, так как применяются различные формы вознаграждения (зарубежные стажировки, оплата обучения и т. д.)   Ограничения в ресурсах и возможности обеспечить вознаграждение  
Экспертная власть   При условии построения на реальном опыте и знаниях является чрезвычайно эффективной   Разумная вера не всегда устойчива (необходимо поддерживать уровень компетенции). Приобретение авторитета, знаний и опыта требует значительного времени  
Эталонная власть   Обусловлены компетент­ностью, творческими спо­собностями и положитель­ными гуманитарными характеристиками личности   Обусловлены негативными характеристиками личности по отношению к обществу  
Законная власть     Простота системы реализации власти. Предсказуемость • результатов. Простота принятия решений. Возможность влияния с помощью традиций   Недостаточное развитие культуры. Необходимость учета особенностей традиций данной страны (национальность)  

Наряду с перечисленными формами власти и влияния исполь­зуются влияние убеждением и влияние через привлечение работ­ников в управление.

По аналогии с формами власти можно выделить пять соответству­ющих типов власти:

• принуждение;

• вознаграждение;

• компетенция;

• пример;

• традиция.

Б) Характеристика лидерства

Выступая в ролях управляющего, дипломата, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах действия профессиональной деятельности руководи­теля любого ранга.

Лидерство это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным способом.

Лидер влияет на окружающих главным образом по двум социально-психологическим каналам:

• по каналу авторитета;

• по каналу харизматических свойств.

В жизни это проявляется в добровольном признании исключительности лидера, что характеризуется в неуклонном следова­нии за ним, копировании его действий и поведения.

Как только в организации появляется какая-либо группа, в ее структуре рождается свой лидер. Лидер необходим группе как сим­вол единения, как опора в сложном взаимодействии с руковод­ством и другими группами. По мере разрастания функций группы и расширения ее сфер деятельности складывается иерархия лиде­ров. Тут начинают действовать «формальные» и «неформальные» лидеры. Первые получают полномочия руководить людьми, вто­рые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлин­ным лидером, способным вести за собою людей, становится тот, кто обретает у людей всеобщее признание. Окружающие воспри­нимают такого лидера по четырем моделям:

1) «один из нас» — предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы;

2) «лучший из нас» — лидер является примером для всей груп­пы как человек и как профессионал;

3) «воплощение добродетелей» — лидер является носителем об­щечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее со­циальные ценности и готов их отстаивать;

4) «оправдание наших ожидании» — люди надеются на посто­янство поведенческих действий лидера независимо от меняющей­ся обстановки.

В деятельности лидера на первом плане должна стоять ориен­тация на человека.

Влияние лидера на психологический климат и трудовой на­строй рабочей группы может быть как положительным, так и от­рицательным. Поэтому процессом лидерства необходимо управ­лять. Процедура управления включает в себя:

• учет психологических закономерностей функционирования группы;

• учет предписанных группе целей производства;

• создание комбинации из неформальных и навязанных дей­ствий.

Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленчес­кие функции через призму неформального лидера. Лидерство ока­зывается включенным в систему управления по трем направлениям:

1) организация и коррекция деятельности работников:

• постановка ясных целей;

• координация усилий,

• очерчивание результатов;

• выполнение роли ведущего;

2) мотивирование деятельности подчиненных:

• воодушевление целенаправленного поведения;

• удовлетворение индивидуальных и групповых потребно­стей;

• вселение уверенности;

• увлечение людей своим примером;

• создание групповой синергии;

3) обеспечение представительства группы:

• представление интересов группы за ее пределами;

• поддержание равновесия между внутренними и внешними

потребностями группы;

• определение перспективы развития группы.

Для успешного лидерства необходимо наличие власти.

В) Стили управления

Содержание руководства как основы управления состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю необходимы власть и выбор эффективного стиля руководства.

Определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства.

Стиль руководства — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.

В общепринятой практике управления выделяют три основных стиля руководства:

  • авторитарный;
  • либеральный;
  • демократический.

Отличия стилей руководства по различным признакам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика стилей руководства

Авторитарный   Демократический   Либеральный  
Разделение полномочий  
Все полномочия руководитель сосредоточивает в своих руках. Устанавливает жесткий контроль   Разделение власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий   Минимальное участие в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтение отдается указаниям «сверху»  
    Ответственность  
Вся ответственность возложена на руководителя   Ответственность частично может быть разделена с подчиненными   Руководитель стремится уменьшить свою ответственность  
Принятие решения  
Руководитель принимает и отменяет решения единолично   Руководитель советуется с подчиненными   Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других  
  Отношение к самостоятельности подчиненных  
Руководитель навязывает подчиненным свое мнение   Руководитель поощряет самостоятельность подчиненных   Руководитель предо­ставляет подчиненным возможность полнейшей самостоятельности  
    Методы руководства      
Приказания и волевое давление со стороны руководства   Обращение к подчиненным за советами, убеждение, служит примером вежливости Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчиненных  
Контроль  
Руководитель вмешивается в дела подчиненных, критикует   Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует   Руководитель контролирует от случая к случаю  
 
 
авторитарный   Демократический   Либеральный  
Отношение к критике  
Относится отрицательно, отторгает ее   Прислушивается, делает надлежащие выводы   Выслушивает, но выводов не делает  
Отношение к нововведениям  
Положительно реагирует на свои нововведения   Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор   Избегает всего нового  
Контакты с подчиненными
Амбициозен, держит подчиненных на расстоянии   Регулярно общается с ними, дает и получает информацию   Испытывает трудности в общении  
Оценка себя  
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу   Не проявляет превосходства   Занимает позицию зависимого, часто идет на поводу  
Продуктивность работы в отсутствие руководителя  
Снижается   Не хуже   Даже лучше  

 

Таким образом, выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Однако в разных условиях (фазах развития), характере труда (инновации, производство, торговля), уровне образованности приоритетен разный стиль.

В начале 80-х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Р. Блейком и Дж. Моутон и представленная на рис. 1.

Управленческая решетка включает в себя две составляющие работы менеджера. Первая — внимание к решению производственных задач и вторая — внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживание покупателей и т. д.

Составляющие расположены на соответствующих осях и в зависимости от степени проявления «внимания к...» (незначительное — значительное), принимая форму решетки, которая отражает различные комбинации. Эти комбинации дают возможность определить пять характерных типов управленческого поведения.

Незначительное внимание к решению производственных задач и к людям приводит к так называемому «обедненному управлению»/«пессимист» (стиль 1.1) — приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации.

«Управление в духе загородного клуба»/«демократ» (стиль 1.9) — скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы, однако отводит на второй план эффективность труда.

«Власть-подчинение»/«диктатор» (стиль 9.1) — эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из-под давления диктатора.

Руководители совершают «колебания» между стилем 1.9 и 9.1. Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки» и, когда отношения между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9.

«Организационное управление»/«манипулятор» (стиль 5.5) — можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей. Менеджеров такого типа удовлетворяют средние достижения. Главная тактическая линия — «компромисс». Зачастую такой под­ход не ведет организацию к развитию, а лишь позволяет своевременно «латать дыры».

«Групповое управление»/«организатор» (стиль 9.9) — производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми. Взаимозависимость через общую ставку в организационные цели ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении. Это самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшая характеристика данного типа менеджера — устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Предприятия, где действуют такого типа менеджеры, обычно процветают

Рис. 12.1. Решетка Блейка-Моутона

Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявлять ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.

 

Date: 2016-05-24; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию