Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности





Защи́тный механи́зм (психологи́ч. защи́та) - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психич. процесс, направленный на минимизацию отриц. переживаний. Изучение рудиментарных внеш. форм воли в истории культуры даёт возможность понять генезис различ. внутр. интериоризированных приёмов овладения собственным поведением, прежде всего различных механизмов психологич. защиты, кот. помогают осуществить бегство от выбора, "бегство от свободы" (Фромм), в безвыходных ситуациях. Эти приёмы защиты и компенсаторные механизмы, по мысли Зейгарник, не рассматриваются в отечественной психологии как проявл. антагонизма между личностью и обществом, а выступают как средства саморегуляции, овладения поведением личности. Весьма своеобразным, изобретённым в истории культуры приём преодоления конфликтных ситуаций и одновременно средством для раскрытия, актуализации личностно-смыслового отношения индивидуальности к миру является смех, используя выражение Бахтина, формы "смеховой", или "карнавальной" культуры. Смех выступает для личности как средство выходя за границы нормосообразного поведения, преобразования мира значений в мир смыслов. Ф-ция смеха - обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от всей сложной знаковой системы данного общества. Фромм грил о механизмах психологич. защиты, с пом. кот. чел стремится избежать внутриличностного конфликта. По Фромму, это садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит "укорененность" жертвы с палачом, кот. зависят друг от др. и нуждаются друг в др., хотя разность их позиций и дает им ощущение собств. индивидуальности. При конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить общество, кот. не дает челу возможности укорениться в нем. Т.о., хотя эти механизмы и помогают челу преодолеть внутр. несоответствие, они не решают глобальных проблем.

Тревога - предвосхищающая эмоция в связи с угрозой\боязнью. Защит. механизмы нейтрализуют и маскируют тревогу, связывая психич. энергию чела, т.к. на поддержание механизмов требуется эта энергия. Первым к защитным механизмффам обратился Фрейд. Виды:1. Вытеснение (подавление). Первичное осознание. Забытое проявл. в снах, ошибочных действиях, неврозах.2. Отрицание. Игнор. реальности.3. Рационализация. Нахождение приемлемых причин для неприем. действий. 4. Реактивное образование. Подмена диаметрально противополож. поведением или эмоцией. Агрессия трансформируется в любовь к животным.5. Проекция. Приписывание другим своих мыслей\ чувств\ эмоций. 6. Изоляция. Событие осознаётся, но не переживается. Отдаление вызывающей тревогу части ситуации от самой ситуации.7. Регрессия. Самый примитивный способ защиты. Говорить детским голосом, плакать, ковырять в носу. 8. Сублимация. Замена цели, которой невозможно достигнуть, на более далёкую. Фрейд рассматривал всё искусство как сублимацию психосексуальной энергии.

Невротические защитные механизмы, по Перлзу (нарушение чувства границы между “Я” и миром, но при этом подчёркивается необходимость отличать здоровую идентификацию от нездоровой): 1. Слияние. Индивид не различает себя и других. Индикатор: “мы”. Но это не относится к случаю мать-дитя.2. Ретрофлексия. Разделение я-субъекта и я-объекта. Индикатор: “я должен заставить себя”. Здесь “я”-субъект, “себя”-объект. 3. Интроекция. Присваивание без критики норм, стандартов. “Проглатывание непережёванным”. Родительские поучения- ранние интроекты: “настоящие мужчины не должны плакать”.4. Проекция. Неприемлемые аспекты Я принадлежат миру. “Мир холоден и враждебен…”.

Василюк:Эмоция - отнош. между бытием и тем, что должно быть; но она не может ничего изменить. Критические ситуации - ситуация невозможности - надо переживать. Переживание - преодоление разрыва, восстановительная работа, противоположная реализации. Возможность - осмысленность жизни; невозможность - наоборот. Ситуац. невозможности – производство смысла – переживание. Переживание - деят-ть – самостоят. процесс (решение проблем). - особое поведение (ритуально-символический хар-р), а внутр – изменение сознания субъекта. Чтобы пережить кризис нужна деят-ть (творческая, активная).

Фромм: Позитивная свобода – спонтанная активность. Труд – творчество. При спонтанности личность сливается с миром, но сохраняет индивидуальность, становится сильнее: личность сильна своею деятельностью. Важна сама деят-ть, а не ее результат. Смысл жизни – сама жизнь. Идеал недостижим, но это необходимо для развития.

Свобода – освобождение от власти, но изолированность.

Франкл: 3 экзистенции человеческого сущ-я: свобода, духовность, ответственность. Совесть – иррациональна, бессознательна. То, что должно быть (возможность) – интуиция. Любовь открывает человека. Суть болезни – страдание. Нужно сохранять установку здорового человека. Теперь (после Фрейда) человечеству нужно опять жить духовно. Свобода по отношению к: влечениям, наследственности, среде. Животное=влечение, а у человека они просто есть. Вне влечений нет свободы. Одни задатки – разно воплощение (преступник и криминалист) – свобода. Человек решает сам за себя. Свобода – не есть всемогущество – ответственность (принятие решения).

Совесть – сверхличность – “Ты” (Бог – образ отцовства).

Маслоу: Снижение человечности – невроз – снижение актуализации человеческих возможностей. Невроз –утухание внутренних сигналов. Комплекс Ионы – отсутствие стремления к самоактуализации. Нужно достигать – счастье. Контрооценивание всего – потеря ценностей, так как они заставляют ощутить нашу малую ценность. Нужна не враждебность, а благоговение. Комплекс – боязнь, нам нужна истина, ее нужно принять – восхищение.

Творческая личность здорова. Важна общая обстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (даже на танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями).

Date: 2016-05-24; view: 563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию