Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный характер, национальный характер и характер индивидуальности. Проблема индивидуального стиля в психологии





В психологии понятие хар-ер означает совокуп. устойчивых индивидуальных особ. личности, складывающихся и проявляющихся в деят-ти и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Национальный хар-ер – совокуп. наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности особенностей восприятия окр. мира и форм реакций на него. Нац. хар-ер предст. собой определен. совокуп. эмоционально-чувственных проявл., выражаясь в эмоциях, чувствах и настроениях - в предсознательных, во многом ирроциональных способах эмоционально-чувственного освоения мира, в скорости и интенсивности реакций на происходящие события.

Существуют сильные стереотипы в отнош. нац. хар-ра, т.е. у представителей одних наций есть стойкие убежд. в существовании у других наций определённых комплексов черт, эти убеждения меняются в завис. от историч. ситуации. Реальные различия между нациями есть, но по малому кол-ву черт, и различия между людьми внутри одной нации гораздо больше, чем устойч. различия между нациями.

Социальный хар-ер - инвариантные особенности хар-ра, присущие определённым соц. группам. Хар-ер форм-ся в реальной жизни чела, и в меру общности условий, в кот. попадают люди, у них формир. некоторые общие черты хар-ра. Хар-ер выполняет роль буфера между личностью и средой, поэтому этой средой и определяется, но всё же осн. роль в формир. хар-ра принадлежит личности.

Проблема индивидуального стиля в психологии. Понятие «стиль» фигурирует в житейском созн. для отображ. Индивидуал. своеобразия процесса и результатов деят-ти данного чела в отличие от др. людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понятие имеет статус междисциплинарной категории, кот. используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (нац. стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль). В психологии стиль имеет отнош. глав. обр. к проявлениям индивидуальности. Понятие «стиль» впервые введено в псих. Адлером для объяснения своеобразия жизненного пути личности. Существование индивидуальных дефектов, физических ограничений в организме, психике, дефекты соц. взаимоотн. в семье создавали почву для угрозы пониженной или отрицательной соц. оценки личности. Защищая свое Я от сознания неполноценности, личность вырабатывает, согласно Адлеру, сист. целей, кот. она ставит перед собой, защищая свою соц. полноценность, при этом складывается определенный стиль жизни. Т.о., жизненный стиль формируется вынужденно, и его возникновение детерминируется объективными особенностями организма, соц. условиями жизни, а не является чем-то случайным, произвольно выбранным.

Традиция рассмотрения стиля жизни как личностно обусловленной формы поведения сохранила свою актуальность и в настоящее время.

Оллпорт использовал понятие стиля для обозначения некот. единого личностного источника многообразных функциональных психич. проявлений - черт личности. Речь шла о таких чертах, кот. носили инструментальный хар-ер, с их помощью личность добивалась поставленных целей (вежливость, постоянство, разговорчивость).

В рамках когнитивной экспериментальной психологии второй половины XX в. понятие «стиль» стали применять для обозначения особенностей восприятия стимулов и реагирования, обусловл. индивидуально-личностными кач-вами чела. В работах психолога Виткина исследуются различ. параметры когнитивных стилей. Опыт исследования когнитивных стилей в рамках этой школы, собственные исследования глубоко и разносторонне обсуждаются Холодной в ее книге «Когнитивные стили: о природе индивидуального ума». Она понимает когнитив. стили как вариант проявления познават. способн., точнее, как метакогнитивные способности, кот. в отличие от вербального интеллекта (напрямую связанного с обучаемостью и продуктивностью в решении познавательных задач) отражают особенности управления субъектом процессом переработки инфы. Когнитив. стиль определяется механизмами, организационными и структур. особенностями процессов переработки инфы, формами контроля познават. процессов, мотивацией, ценностными ориентациями субъекта познания.

К хар-кам когнитивных стилей (изучаемым в современной экспериментальной когнитив. психологии) относятся: полезависимость-поленезависимость субъекта, широта-узость категорий обобщения опыта, ригидный-гибкий познават. контроль, фокусирующий-сканирующий контроль, степень открытости новому, неожиданному опыту, импульсивность-рефлективность познават. деят-ти, склонность к конкретной-абстрактной концептуализации, когнитивная простота-сложностьсубъекта познания.

В 1980-е гг. было обнаружено, что когнитивные стили специфичны в разных видах проф. деят-ти. Этот феномен может служить косвенным доказательством того, что когнитивные стили по своему генезу сродни способностям, кот. развиваются из задатков при их актуализации в деят-ти. Oказалось, что один чел может обладать разными когнитивными стилями, но в отн. разных объектов. Например, чел может проявлять когнитив. сложность в отн. марок aвтомобилей и быть когнитивно простым в восприятии людей, что подтверждает функционал. природу когнитивных стилей, детерминированность мотивацией субъекта. Как и способности, когнитивные стили выступают проявлением «функционально-подвижных органов», кот. форм-ся прижизненно и, однажды сложившись, оказываются в разной степени устойчивыми у разных людей.

Широкую популярность в 90-е получили идеи НЛП, опирающиеся на выделение типов людей, отличающихся преобладанием одной из форм кодирования инфы (визуальной, аудиальной…). НЛП можно рассматривать как развитие идей о существовании когнитивных стилей.

В целом в отечественной психологии можно выделить три разных подхода к данной проблеме:1) концептуальный - изучение стиля на базе более общих философских, социологич. и психологич. категорий;2) интегральный, в кот. понятие стиля жизни (и близкие ему по содерж.поведение, активность, отношения, саморегуляция) определяется на основе синтеза более элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние в новое качественное образование;3) эмпирический – исслед. и описание разных моделей, вариантов, стратегий повед., отнош., кот. м.б. оценены как более частные проявления стиля жизни чела в к-л опред. сфере, # в общении.

Индивидуальный стиль и его исследования в психологии личности.

Адлер писал о том, что стиль хар-ет тенденции внутр. развития индивида, особенности его восприятия окр. мира; что, являясь следствием динамики развития чувств общности и неполноценности, он сам, сформировавшись, определяет их развитие. По Адлеру, для достижения конечной «цели успеха» необходимо преодолеть чувство неполноценности. Это преодоление получило название компенсации. Стиль жизни выступает как «закон движения» чела, определяющий как его поведение, так и внутр. развитие. Он тесно связан с направленностью личности индивида (хар-ром конечной цели), его мотивацией. Как вид компенсации чувства неполноценности стиль жизни может различаться по успешности адаптации человека к требованиям общества. По этому критерию выделяются три основных стиля.1.Удачная компенсация. Стремление к успеху и конечная цель подчинены соц. чувству. Чел успешно адаптируется к жизни в обществе.2.Неудачная компенсация. Чел преодолевает чувство неполноценности способами, не одобряемыми обществом (алкоголизм, преступность), либо уходит в болезнь, служащую оправданием его неадаптированного поведения. Чувство неполноценности переходит в комплекс неполноценности, кот. часто скрыт за комплексом превосходства. В кач. причин возникн. этого стиля Адлер выделяет наличие органических недостатков и неправильное воспитание.3.Сверхкомпенсация. Стремл. к успеху переходит в стремл. добиться превосходства над ост. людьми. Адлер считал сверхкомпенсацию механизмом творчества.

Т.о., кроме стилей, осуществляющих + ф-цию адаптации к требованиям общества, выделяется -тип стиля. Стиль обладает инертностью, и это приводит к тому, что, выполняя + функцию адаптации в одних условиях, он может оказаться непригодным в других.

Date: 2016-05-24; view: 614; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию