Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования личности в разных направлениях психологии





Старая классификация: Интроспекция — особый способ познания челом собственного сознания, заключающийся в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Основания: Декарт (идея о непосредственном хар-ре познания собственной душевной жизни) и Локк (два типа опыта: внутр.(рефлексия), кот. дает нам знания о деят-ти нашего «разума», и внешн. - знания о внеш. мире).

- Аналитическая интроспекция (Титченер) — полное расчленение чувственного образа на «эл-ты», нельзя было допускать «ошибки стимула».

- Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа) — прослеживание осн. стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета.

- Феноменологическое самонаблюдение (гештальтпсих.) — «наивный испытуемый» непредвзято опис-ет психич. феномены в их целостности. Критика: бихевиоризм, психоан., Сеченов (только объективное внеш. наблюдение).

Современная классификация:

1. Наблюдение. Это преднамеренное и целенаправленное восприятие фиксация проявлений поведения и суждений, обусловленное задачами деятельности. Фиксация поведения и суждений.

Виды наблюдения:

- По характеру контакта с объектом наблюдения: непосредственное и опосредствованное (аудио, видео, анкеты).

- По условиям осуществления: полевое и лабораторное.

- По характеру взаимодействия с объектом наблюдения: открытое (он знает) и скрытое (не знает).

2.Эксперимент. Это науч. метод, предполагающий актив. вмешательство исследователя в деят-ть испытуемого с целью созд. условий, в кот. выявляется влияние независ. переменных (условия ситуации) на завис.(искомое явл.,).

Лабораторный/полевой эксперимент.

Констатирующий эксперимент (выявляет уже сложившиеся структ.) и формирующий эксперимент (целенаправл. воздействие на испытуемого в целях формир. у него определенных качеств; например, когда нужно проверить идеи о механизмах становления того или иного явления).

3. Проективные методы.

4. Близнецовый метод.

5. Беседы: анамнез и интервью.

6. Метод поперечных срезов: исследование, при котором выборка испытуемых одного возраста сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп с помощью наблюдения или эксперимента.

7. Лонгитюдное исслед.: изучается одна и та же группа людей в течение времени, за кот. они успевают существ. образом поменять к-л свои значимые признаки. Самостоятельная ценность лонгитюдного исслед. связывалась с возм-тью предсказать дальнейш. ход психич. разв. исследуемого и уст-вить родственные связи меж. его этапами.

1.Психологические методы исследования личности.

Методы изучения личности. Долгие годы в психологии считалось, что един. методом познания психич. явл. есть субъективный метод интроспекции – непосред. наблюдение челом за собств. Психич. процессами. Совр. развитие психологич. науки показало невозможность субъективного исследовательского приема психики. Это не означает, что при изучении психич. процессов совсем не нужно учит. высказывания чела. Мет. самонабл. можно рассматр. как вспомогательный. Самонабл., самоан. предусматривает проявление способности личности сознавать себя, свои кач-ва, действ., поступки, отнош. к общ-ву, к др. людям, к себе. Наиболее распростр. явл. метод наблюд. Значение и ценность его сост. в том, что материал для наблюд. берется из жизни при наблюд. за психич. деят-тью людей, что обнаруживается в их движениях, действ, поступках, высказ. Метод хар-ется как один из эмпирич. методов психологич. исследования, кот. обнаруживается в чувствительном познании явления или исследуемого предмета. Различается наблюдение как науч. метод и жизненное наблюд. Науч. набл. подчиняется ряду правил и требований: 1. любое исслед., кот. стремится к объективности, сост. в определении круга исследуемых фактов, дальнейшего их наблюдения; 2. отбор способа наблюдение; 3. складывание плана и программы исследования; 4. направленность набл. на важные явл., обособление важного от несущественного, главного от второстепен.; 5. объективная и точная регистрация фактов, формулир. из них определенных выводов; 6. наблюдение требует ведения журнала; наблюдений и регистр. событий, стенографических записей, протоколов, в кот. фиксируются не только факты, которые хар-ют действия, поступки, поведение, а и условия, в кот. они происходили; 7. Набл. следует проводить в естеств. условиях и не вмешиваться в ход событий; 8. проверяя надежность полученных результатов, следует выполнить повторные аналогичные наблюдения (на том же объекте, в тех же условиях); 9. Набл. необходимо при возможности повторять в разное время, в разных условиях и ситуациях.

При использовании метода наблюдения могут встречаться определенные трудности: 1) м.б. опасность получения необъективной, искривленной информации об исследуемом объекте;2) набл. не всегда дает возмож. отделять случайные факты от закономерных;3) толкование полученных данных могут иметь субъективный хар-ер, то есть на результаты наблюдения влияют личные качества исследователя, его жизненный опыт, установки, эмоц. сост. и т.п.;4) исследователь находится в пассивном сост., т.е. не может изм. ход психич. явл. и вынужден ждать, пока появятся процессы, не имея возможности повтора;5) набл. требует значит. затрат времени; 6) метод не дает возм. количественно проанализировать собранный материал. Преимущества: набл. сравнительно с другими, то он состоит в том, что психика проявляется в естественных условиях, то есть наблюдение дает инфу о действиях индивидов независимо от их установок на «желательную», «одобряемое» поведение.

Различают виды психологич. наблюдений:=включенное наблюдение (оно предусматр., что исследователь сам на опред. время становится членом группы);=невключенное наблюдение (наблюдения «со стороны»: наблюдатель не явл. участником группы). В завис. от позиций наблюдателя относ. объектов наблюдения выделяют открытое (при таком наблюдении исследуемые знают, что они явл. объектом наблюдения) и скрытое (при таких условиях исследуемые не подозревают) наблюдение.

За фактором регулярности разделяют на систематическое (при таком наблюдении исследователь посещает исследуемый объект на протяжении опред. времени) и эпизодическое. Набл. м.б. сплошным и выборочным.

Анкетный метод, не обязательный личный контакт. Речь идет об анкете (опросное письмо), кот. составляет собою совокупность упорядоченных по смыслу и форме вопросов. Есть требования, кот. придерж. при провед. анкетирования: 1. вопросы на протяжении анкетирования остаются неизменными; 2. сначала необх. провести инструктаж о порядке заполнения анкеты; 3. наличие гарантии анонимности; 4. надежность и достоверность инфы, кот. можно получить в рез. опрашивания, в значительной мере предопределяются конструированием и редакцией вопросов (они д.б. четкими, короткими, постановка сначала простых вопросов, кот. постепенно усложняются, составляют с учетом личностно-психологич. особенностей респондента: уровня образования, возраста, пола, наклонностей и преимуществ и т.п.).

Тест -метод с помощью кот. устанавливают определенные психологич. кач-ва чела, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений. Он используется с целью диагностики и есть разновидностью эксперимента, кот. при этом имеет экзаменационный, измерительный хар-ер. => тестом называют специально разраб. задачи и проблемные ситуации, использование кот. в рез. количественной и качественной оценки м.б. показателем развития определенных психологич. качеств, св-в личности. Современная психодиагностика различает и использует такие основные виды тестов: 1) тесты интеллекта (задачи на логические отнош., обобщение, сообразительность);2)тесты достижений (выявл. степени конкретных знаний);3) личност. тесты (с целью изучения) хар-тик личности, психологич. качеств);4) проектив. тесты (используют в случае, если исследуют св-ва и хар-ки, в существовании кот. чел полностью не уверен, не сознает или не хочет признавать у себя. Тестируемых вводят в неопределенную ситуацию, из кот. они должны самостоятельно выйти или принять окончат. решение);5) тесты креативности (исследуют разв. творч. способн). Тестовые методы разделяют на вербальные, невербальные и смешанные.

Метод эксперимента является осн. в психологии. Его преимущ. в том, что исследователь сам вызывает явления, кот. его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым надеж.средством получения возможной инфы. Под ним понимается организованное исследователем взаимодей. между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодей. и сменных, от кот. она зависит. Две разновидности психологич. эксперимента: естественный (базируется на управлении поведением исследуемых в естеств. условиях: создаются спец. условия, кот. не поднимают обычного хода событий); лабораторный (проведение исследования в искусств. условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого эксперимент. материала). Лабораторный эксперимент имеет ряд преимуществ, кот. сост. в получении более точных рез. благодаря исп. спец. помещений, измерит. аппаратуры, тренажеров; возможности смоделировать условия, кот. редко встречаются в повседнев. жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением. Недостат. лаб. эксперимента, что для исследуемых создаются искусственные условия, кот. существенным образом влияют на проявление их психики. Следует учитывать, что не все психич. явления можно выучить. Использование эксперимента предусматр. соблюдение опред. требований: постановки цели; планирование; выдвижение гипотезы; выбор исследуемых.

Биографический -метод синтетического описания чела как личности и субъекта деят-ти. Он исторический и одновременно генетич., ведь он разрешает проследить динамику жизненного пути чела, учитывая экономич., соц., моральные, этнопсихологич. и психофизиологич. аспекты. Его предмет - жизненный путь чела, а источник биографической инфы - сам чел и события среды, кот. его окружает. Хар-ка личности на основе биографического метода может вмещать разделы (Щокин):• данные жизненного пути;• стадии социализации (семья, школа, вуз);

• среда развития (место проживание, учебные учреждения, кружки по интересам);• интересы и любимые занятия в разные периоды жизни;• сост. здоровья (в т.ч. заболевания, кот. перенесенные человеком).

Исследование личности с пом. биографич. метода может проводиться так: подопытному предлагается анкета, в кот. учитываются вопросы: «В какой семье и вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены отн. друг к др., какие ваши первые воспом., что вам нравилось в школе, что нет, как в тот период склад. ваши отнош. с родителями, кем были ваши друзья, чем вы интересовались и что думали о будущей жизни, как вы жили и когда стали взрослым челом, как избирали профессию, каким обр. проводили досуг, что для вас наиболее интерес.и важн., какие ваши жизненные планы? Обработка рез. предусматр. складывание таблицы личностного разв., куда в хронологич. порядке запис. даты, события, кот. связаны с датами, переживание по поводу этих событий. Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предусматривает анализ:• соц. ситуации развития личности;• осн. фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

• ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;• основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Соцологические метод ы исследования личности.

Провед. любого социологич. исслед. начинается с разработки программы исслед. Прогр. предст. собой подробное изложение теоретико-методологич. подходов, методич. процедур и приемов изучения определенных соц. явлений и процессов. Программа социологич. исследования обычно сост. из методологической и процедурной частей. В методологич. части обосновывается и формулир. проблема исследования, определяется его объект и предмет, указываются осн. цели, проводится логический анализ понятий и формул. гипотезы. В процедур. части прогр. содержится обоснование и описание методов исслед., техники сбора инфы, способов их обработки и анализа.

Выборочный метод. Выборка -процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных, чтобы получить заключение обо всем мн-ве наблюдений. В терминах вышеприведенного примера выборка представляла бы отбор 1000 челов взрослого населения, но так, чтобы опрос отобранных индивидов дал бы ту же инфу, что и опрос десятков миллионов челов. Выборочное обследование по отношению к сплошному обладает рядом преимуществ: позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологич. инфы, добиться большей оперативности; имеет более широкую область применения и в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения, чем соотв. сплошные обследования.

Так же используют метод изучения документов. Под документами понимают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и сохранения инфы. В психологич. литературе условно документы разделяют на следующие типы:• по статусу: =официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы); =неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии); • по форме: =письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); =фонетические (магнитофон. записи, пластинки, лазерные дискеты); =иконографические (кино, видео, фото, произведения живописи);• по источнику инфы: =первичные (созданные на основе прямого наблюдения или непосредственного опрашивания); =вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация); • по степени персонификации: =личные (автобиография, личные карточки, хар-ки, заявления, анкеты, жалобы); =безличные (отчеты, протоколы, архивные документы). Работа с документами требует спец. подготовки: владеть знаниями по определению достовер. инфы, (установить, с какой целью сост. документ, кто его автор и инициатор; проанализировать намерения лиц, кот. сост. документ; выделить описание событий и их оценку; установить, был ли автор свидетелем зафиксированного события, пересказал ли ее со слов других, составил ли документ на осн. данных, полученных от других).

Методы опрашивания исп. чтобы выяснить, понимают ли исследуемые те или иные задачи, жизненные ситуации, а также с целью получить инфу об интересах, взглядах, чувстве, мотивы деятельности и поведение личности. Названные методы используются для собирания инфы, источником кот. есть словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Они осн. на непосредственной (беседа, интервью) или опосредствованной (анкетирование) социально-психологич. взаимодейст. исследователя и опрашиваемого (респондента). Различают опрашивание социологич. (оно направлено на получение инфы о внеш. объекте деят-ти опрашиваемых, рез. переносятся на функционирование общественных групп и общества в целом) и социально-психологич. (опрашивание, кот. проводится в социально-психологич. исследованиях, предусматривает выявление глубинных хар-ик, внутренних механизмов формирования поступков – та психологич. реальность, кот. его предопределяет).

Date: 2016-05-24; view: 875; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию