Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация педагогических исследований





 

1. Педагогическое исследование имеет сложную структуру. Ее компонентами являются:

проблема как сущность противоречий в педагогических явлениях или разрыв между теорией и практикой;

область — некоторая сравнительно однородная часть науки, например, области обучения, воспитания, педагогики семьи, профессиональной подготовки, непрерывного образования и др.;

аспект— фундаментальный, теоретический и прикладной, методический. Например, изучение философских основ теории воспитания представляет теоретический аспект, то же — разработка концепции непрерывного образования; изучение методики трудового воспитания — прикладной, то же — подготовка сборника задач, упражнений.

На их основе формулируется тема исследования — конкретное диалектическое противоречие, которое уже осознано как противоречие, но еще не разрешено, например: индивидуализация и дифференциация обучения; технология целостного обучения в начальных классах и др.

Затем определяют цель и конкретные задачи исследования; объект и предмет, т.е. специфические стороны, свойства и качества объекта, педагогических явлений.

Важно определить исходную концепцию как научные принципы исследования. Например: общество определяет развитие школы, а не наоборот; воспитание и обучение ведут за собой развитие личности и др.

Выдвигается рабочая гипотеза — научное исследование, которое еще не подтверждено достаточным количеством фактов и доказательствами. Гипотез может быть несколько. Все они проверяются и либо подтверждаются, либо отвергаются как ошибочные.

 

2. Основные этапы педагогического исследования сводятся к следующему:

-осознание незнания о чем-то как противоречия и возникновения потребности в новых знаниях;

- определение предмета исследования;

- изучение литературы и прошлого опыта;

- выдвижение рабочей гипотезы;

-накопление эмпирической информации, фактов педагогического содержания;

- первичный анализ фактов;

- коррекции в исследовательской работе;

- заключительный анализ, выводы, обобщения;

- оформление материала в виде, удобном для восприятия другими — доклад, статья, брошюра, методические рекомендации, монография, диссертация и т.п.

Результаты исследования распространяются, пропагандируются, чтобы сделать их достоянием других педагогов.

После того как мы рассмотрели источники и методы педагогического исследования, имеет смысл хотя бы кратко охарактеризовать особенности предмета воспитания и особенности исследования теории, а также истории педагогики.

В.И.Загвязинский, Р.Атаханов выделяют три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно-исследовательский, оформительско-внедренческий.

- Постановочный этап – это этап от выбора темы до определения задач и гипотезы исследования, осуществляется по общей для всех этапов исследований логической схеме (проблема – тема – объект – предмет – научные факты – идея, замысел исследования – гипотеза - задачи).

- Собственно-исследовательский этап представляет собой этап, логическая схема выполнения которого дана лишь общем, неоднозначном виде (отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение – построение заключительного вывода).

- Оформительско-внедренческий – это заключительный этап, предполагающий апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги. Диссертации, рекомендации, проекты) и внедрение результатов в практику.

Необходимо отметить, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Поэтому в каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования и других факторов, а также определить логику и характер изложения.

В исследовании выделяются методологическая и процедурная части. Методологическая часть (методологический аппарат) включает в себя определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнение терминологии, формулировку цели, задач, гипотез; процедурная — составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, описание экспериментальной работы.

 

3. В настоящее время научные работы разделяются на фундаментальные, прикладные и на разработки. Фундаментальные работы освещают теоретические закономерности педагогики, ее методологию. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, они связывают теорию с практикой. Разработки непосредственно обслуживают практику, сюда относятся учебные программы, методические пособия, учебники, дидактические материалы. В любой психолого-педагогической дисциплине могут быть и фундаментальные, и прикладные исследования, и разработки.

К фундаментальным относятся исследования, нацеленные на поиск новых идей, путей и методов познания и объяснения. Фундаментальные исследования характеризуются следующими отличительными признаками: исторический подход к изучению объективной действительности; критический анализ существующих научных концепций, выявление перспектив движения, противоречий, ведущих тенденций; богатство фактического материала, использованного для иллюстрации исследования.

К целенаправленным теоретическим исследованиям относятся такие, в которых ученый имеет дело с уже сформулированными теоретическими проблемами, а работа нацелена на критическое изучение ранее предложенных решений, на модификацию, уточнение или эмпирическую проверку принятых в науке законов, теорий, гипотез. Цель этого вида исследований в том, чтобы разграничить проверенные и гипотетические знания, осознать новые проблемы.

Прикладные исследования и разработки направлены на практическое использование сформулированных законов и теорий. При оценке прикладных исследований в первую очередь учитывается практическая значимость работы. Актуальность работы характеризуется ее практической необходимостью, значимость - широтой и направленностью исследования. Прикладные исследования и разработки имеют большое общественное значение, так как именно от их использования учителями-практиками зависит появление социальных и экономических результатов от научно-педагогических исследований.

Работы разделяют также на теоретические и экспериментальные в соответствии с основным методом исследования. Например, в истории педагогики основной метод – теоретический, опытная работа здесь подчас невозможна.

Важнейшей характеристикой психолого-педагогического исследования является его результат – совокупность новых идей, практических и теоретических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Ценность любого исследования определяется именно полученным результатом. Результат исследования должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и практики, нести общественно новые знания.

Результатом завершенных психолого-педагогических исследований может быть разработка новых концепций обучения, воспитания, методов, форм и средств обучения; выявление закономерностей учебного процесса; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания и т.д.

Можно выделить следующие основные результаты психолого-педагогических исследований.

Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики. Их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение.

Практические рекомендации – новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам. Их уточнение, дополнение, разработка, проверка. Все эти материалы в результате оформляются в научные публикации. Причем материалы одного и того же исследования могут быть опубликованы в разных формах, так как многие исследования длятся годами и десятилетиями, над ними начинают работать коллективы целых лабораторий и научно-исследовательских коллективов.

Научные публикации могут быть различных жанров и видов: реферат (автореферат), диссертация, инструктивно-методический материал, монография, научно-популярное издание, программа, учебное пособие, методические указания, словарь, справочное издание, энциклопедия. Студенты педагогического вуза могут ориентироваться на такие формы научной продукции, как доклад, тезисы доклада, научный отчет, реферат, курсовой проект (курсовая работа), дипломный проект (дипломная работа).

 

Date: 2016-05-24; view: 3145; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию