Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия





Управление - совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе

общие законы управления специфические законы управления
· закон специализации управления; · закон интеграции управления; · закон экономии времени;   · закон единства и целостности системы управления; · закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления; · закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации; · закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления; · закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

 

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов управления был А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.


СУЛЯГИНА ОТ ЭТОГО КОНЧИТ ЕСЛИ НАЗОВЕТЕ!

Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю
Принцип Содержание принципа
1 Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2 Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3 Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4 Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5 Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6 Подчиненность личных интересов Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами
7 Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8 Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9 Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")
10 Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11 Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12 Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13 Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14 Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила")

 

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову /8/ основывается на следующих принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

Модель управления

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

  • по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
  • по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
  • по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;
  • по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;
  • по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;
  • по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;
  • по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;
  • по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.


1.1.5 Виды менеджмента

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)

В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента определяются объектами управления в компании (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Объекты менеджмента

 

Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.

Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:

а) внедрения новых технологий;

б) анализа деятельности всех структурных подразделений;

в) обновление основного капитала предприятия

Перечень факторов внешней среды организации приведен в предыдущем характере. Здесь уместно дать их классификацию и краткую характеристику каждого фактора.

К факторам прямого воздействия относятся:

Обеспеченность ресурсами. Фактически под этим фактором понимаются, как правило, три вида обеспеченности ресурсами - трудовыми, материальными и финансовыми.

Сельскохозяйственное производство располагается в районах, традиционно испытывающих дефицит трудовых ресурсов - как по количественным, так и по качественным параметрам. Разумеется, это обстоятельство существенно сдерживает развитие и расширение сельскохозяйственных предприятий. Само предприятие может влиять на этот фактор весьма слабо - наиболее эффективно работающие хозяйства могут привлекать дополнительных работников на условиях, более выгодных, чем в среднем по региону или отрасли.

В условиях сворачивания производства в различных отраслях (в том числе и в аграрном секторе), обусловленном неудачными рыночными реформами последних лет, в ряде регионов наблюдается избыток рабочей силы.

Обеспеченность материальными ресурсами также безусловно непосредственно влияет на управляемую и управляющую системы предприятий. Если избыток материально-производственных запасов, приводящий к иммобилизации оборотных средств, можно каким-то образом урегулировать, то недостаток материальных ресурсов, возникающий в процессе текущей деятельности или мероприятий по расширению производства может создать весьма серьезные проблемы. Решение этих проблем может быть связано с существенными финансовыми расходами (вследствие резкого увеличения транспортно-заготовительных расходов), которые в свою очередь, могут поставить под сомнение выполнение принятых управленческих решений.

Обеспеченность финансовыми ресурсами является наиболее сложной проблемой, возникающей в деятельности предприятий любых отраслей и организационно-правовых форм. При расширении деятельности или выполнении иных управленческих решений, требующих дополнительных расходов, самой актуальной становится проблема поиска источников дополнительных финансовых ресурсов. В связи с тем, что в сельской местности банковская сеть распространена слабо, рассчитывать на банковский кредит можно далеко не всегда.

Привлечение займов предполагает наличие других предприятий (промышленных или торговых), которые располагают временно свободными денежными средствами. В большинстве населенных пунктов, расположенных в сельской местности, градообразующим является сельскохозяйственное производство. Следовательно, и этот источник доступен далеко не всегда.

С другой стороны, может возникнуть проблема использования временно свободных денежных средств, которыми располагает сельскохозяйственное предприятие. Расширение производства может быть ограничено дефицитом других видов ресурсов (в первую очередь, земли и трудовых ресурсов).

Деятельность государства, территориальных и отраслевых органов управления. На практике действие этого фактора на состояние предприятия как системы заключается в налоговое политике государства и иных органов управления, участвующих в формировании налоговых законов. Кроме того, в даже самых развитых странах широко используется государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий - посредством выделения трансфертов, установления льготной для аграрного сектора, ценовой политики и т.п..

Предоставление налоговых льгот отдельным хозяйствующим субъектам запрещено законодательством, а меры государственной поддержки разрабатываются в разрезе территорий и отраслей, но не отдельных предприятий. Эти обстоятельства практически исключают обратную связь между предприятием и данным фактором. Но состояние законодательной и нормативной базы необходимо постоянно отслеживать, а при выработке и принятии управленческих решений учитывать их изменения и перспективы развития.

Деятельность профессиональных союзов. В современных условиях действие данного фактора в сельском хозяйстве почти не ощущается. Это связано прежде всего с недостаточной организацией деятельности профсоюзов (как на уровне предприятий, так и в государственном масштабе). Весьма ограничены возможности воздействия профсоюзов на состояние взаимоотношений между работниками и работодателями.

Действия конкурентов. Несмотря на то, что данный фактор относится к внешним факторам прямого воздействия, именно он наиболее подвержен изменениям в ответ на действия предприятия. Действия конкурентов могут обуславливать как позитивные, так и негативные тенденции. В первом случае предполагается, что конкуренты работают хуже, чем данное предприятие - выпускают продукции более низкого качества, устанавливают на нее более высокие цены, устанавливают уровень оплаты труда работников ниже общеотраслевого и т.п. При этом действия менеджера должны быть направлены на изучение чужих ошибок с целью предотвращения их допущения на своем предприятии, и усиления действия позитивных тенденций, которые выгодно отличают предприятие от конкурентов.

Поведение потребителей (соотношение между спросом и предложением на продукцию предприятия). Данный фактор в большой степени обуславливается рядом других факторов - эластичностью спроса на продукцию сельскохозяйственного предприятия, наличием аналогичных товаров на данном сегменте рынка, платежеспособностью населения. Поведение потребителей непосредственно влияет на состояние предприятия.

К факторам косвенного воздействия относятся:

Достижения научно-технического прогресса. Наличие достижений в научно-технической сфере (появление новых, более производительных видов сельскохозяйственной техники и оборудования, элитных видов семян, более качественных удобрений и т.п.) еще не означает улучшение финансового состояния предприятия. Для этого необходим комплекс мероприятий по обоснованию внедрения этих достижений. В данном случае должен максимально использоваться инновационный потенциал менеджмента.

Политическая обстановка и состояние экономики в стране и в мире. Эти два фактора, как правило, являются взаимосвязанными. Каждый из них (вместе или обособленно) может существенно влиять на результаты деятельности сельскохозяйственного предприятия (например, обострение обстановки на Ближнем Востоке ведет к росту цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках; в свою очередь это обстоятельство приводит к росту экспорта нефти из страны и, как следствие, рост цен на нефтепродукты на внутренних рынках; высокие цены на горюче-смазочные материалы отрицательно воздействуют на уровень издержек предприятия и на рентабельность производства). Нивелирование влияния этих факторов на уровне предприятия практически невозможно. Поэтому усилия менеджера в данном случае должны быть направлены на поиск других факторов (прежде всего прямого воздействия), которые могли бы положительно повлиять на финансовое состояние предприятия.

 

 

11.​ Место категории «функции управления» в управленческом процессе

Возникновение функций управления - результат кооперации и разделения у правленческого труда, позволивший существенно увеличить его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, - писал в свое время А. Смит, - явились. следствием разделения труда». Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперированное звено специализируется, что создает условия и предпосылки для выделения специализированных видов управленческой деятельности - функций управления. Такая специализация создает условия для осуществления управленческой деятельности более квалифицированно и более эффективно.

Один из первых исследователей функций управления, не дал четкого определения функции управления - Файоль А. выделил следующие из них: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль. В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений

Основные функции управления и средства воздействия

Функции управления Средства воздействия
Целеполагание Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация
Стратегополагание Информация
Планирование Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план
Организация Процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод
Координация Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость
Мотивация Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль
Контроль Нормы, правила, инструкции, технология, анализ
Регулирование Регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензия, информация
Оценка принятие решений Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

Date: 2016-05-14; view: 629; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию