Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доверие к себе как субъективное образование личностиДоверие к себе есть экзистенциальный феномен субъектности, который реально существует в субъективном мире человеческой личности. Более того, он относится к числу тех явлений, которые составляют ядро активности человека как личности, ибо является ее условием. Доверие себе — это доверие своей интроспекции, своим ощущениям, восприятию, памяти, своим интерпретациям. Это вера, убежденность человека в своем собственном совершенстве, это безусловная вера в свои силы, собственную значимость, ценность, нужность. На эмоциональном уровне доверие самому себе переживается как самопринятие, которое, создавая ощущение защищенности, раскрепощает человека, позволяет открыто выражать свои чувства и мысли, действовать и быть уверенным при этом в понимании, поддержке, прощении. Согласно представлениям В. И. Слободчикова[2], субъективная реальность — исходная категория психологии человека, так как именно она выражает сущность его внутреннего мира и именно реальность существования субъективности принципиально отличает человеческий способ. В отечественной психологии единственным конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человека, явилось изучение самосознания личности (В. В. Столин, И. И. Чеснокова, В. С. Мухина, Е. Т. Соколова и др.). Под «образом Я», или «самосознанием», понимается относительно устойчивое, более или менее осознанное представление индивида о себе, сопряженное с оценкой. Все компоненты образа «Я» тесно связаны с жизнедеятельностью человека и проявляются в его поведении. [5] Проблема доверия к себе относится к числу экзистенциальных проблем человека и, без сомнения, имеет отношение к проблеме выбора в экзистенциальном смысле. Поступая тем или иным способом, человек может менять свою внутреннюю «разрешительную систему». Если совершаемый поступок противоречит внутреннему «Я» человека или системе его внутренних смыслов, человек вступает в эмоциональное внутреннее противоречие с самим собой, находиться в котором сколько-нибудь долго невозможно и разрушительно для личности. У человека есть лишь три возможности внутренне выйти из этого противоречия: отказ от поступка, т. е. игнорирование побуждения со всеми вытекающими последствиями. В таблице представлены феноменологические проявления низкого и высокого уровня доверия к себе, выделенные Н. Б. Астаниной на основе анализа описания феномена доверия себе Т. П. Скрипкиной.
Доверие к миру сопряжено с доверием к себе как части этого мира, однако эти пропорции, или «количество» доверия, делегируемого себе и миру, могут быть различными. Нельзя думать, что в одних случаях человек полностью полагается на мир, а в других — доверяет только себе как автономному субъекту деятельности. Такая дихотомия ведет к упрощенной онтологической картине. Доверие к миру и доверие к себе стремятся к гармоничному сочетанию, иначе наблюдается либо безрассудный риск, либо полное отчуждение индивидуальности от самой себя. Другими словами, во взаимодействии человека с миром человек всегда стремится к тому, чтобы оставаться имманентным одновременно и себе, и миру. Но это соответствие, эта имманентность постоянно нарушается, и тогда возникает проблема выбора — отдать предпочтение условиям, предоставляемым миром, или реализовать собственные возможности, увеличив уровень доверия к себе. Итак, понять специфику доверия человека к миру можно, лишь рассматривая человека и мир в единой системе, единой онтологии. Человек и мир, вступая во взаимодействие, образуют другую онтологическую реальность, нежели существуя по отдельности. Строго говоря, человек и мир по отдельности существовать не могут, ибо человек «продлен в мир», он наделяет объекты этого мира различными смыслами, делает их ценностными, значимыми. Эта другая онтологическая реальность и есть субъективный мир человека. [2] Повышение меры доверия к себе может происходить за счет снижения меры доверия к миру, что ведет к изменению личностных характеристик в негативную сторону, а может и гармонично увеличивать меру доверия к миру, способствуя развитию личности. Человек никогда до конца не знает мир, его свойства и качества, и он никогда до конца не знает себя, но он при этом, как известно, остается самостоятельным суверенным субъектом активности. Именно доверие позволяет человеку не только не бояться вступать во взаимодействие с миром, но и самостоятельно выбирать цели собственной деятельности и реализовывать их, соотносясь с собой, своими интересами и потребностями, т. е. с собственными переживаниями, одним словом, со своей субъектностью как ценностью. Это обстоятельство дает основание говорить о существовании феномена доверия к себе, который связан с выбором целей и в конечном счете с активностью человека, проявляемой в разных сферах жизни. [5] В работе «Бунтующий человек» А. Камю показывает борьбу человека за целостность своей личности, протестующей против посягательства на уже состоявшуюся личностную идентичность. Преображение с целью установления «порядка среди хаоса», стремление к «цельности в самой сердцевине» – так говорит о бунте философ-экзистенциалист. В реальности бунт весьма позитивен, так как «открывает в человеке то, за что всегда стоит бороться». Основная характеристика человеческого существования – это переживание абсурдности человеческой жизни. Абсурд – это противоречие в самом себе, экзистенциальный эквивалент философского сомнения, единственной очевидностью которого выступает бунт, порождаемый осознанием бессмысленности жизни и несправедливостью человеческого удела. «Непрерывная конфронтация человека с таящимся в нем мраком, постоянная данность человека самому себе» вот в чем заключается, по мнению философа, цель бунта. Бунт должен искать основания только в самом себе, должен познать самого себя, что послужит ключом к последующим действиям. Таким образом, человек приобретает и сохраняет свою идентичность. [7] Именно доверяющий себе человек способен на бунт, так как, осознав себя ценностью, он не захочет уже быть рабом, он будет искать выход для себя. Дремавшие творческие силы человека выливаются в бунт, в восстание против изъянов окружающего мира. Цель философии, по мнению Камю, – сделать человека верным самому себе, человек должен вести постоянную борьбу за себя, за свою свободу, за свой внутренний мир. В человеке заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью адаптации личности к обществу и степенью обособления в нем. Данная позиция весьма характерна для экзистенциализма. Внутренний мир человека настолько сложен и глубоко самоорганизован, что он просто отвергается обществом и становится «посторонним» для него. Теоретический анализ позволяет выстроить теоретическую модель изучаемого явления. Доверие к себе является сложным образованием, которое включает в себя психологические образования разного порядка: 1) в структуру доверия к себе входит побудительная переменная, т. е. потребности, интересы, стремления, все, что инициирует активность человека (или переживание «я хочу»); 2) структура доверия к себе включает прогностическую переменную, т. е. все связанное с возможностями человека, позволяющими ему удовлетворять возникшие устремления (или переживание «я могу»); 3) составной частью структуры феномена доверия к себе является ценностно-смысловая переменная, актуализирующая имеющиеся у человека смысловые образования, связанные с оценкой ситуации и выполняющие функцию контроля (или переживание «я должен»). [3] Познание людьми друг друга – сложный многоступенчатый процесс. Однако это познание не будет продуктивным, если человек изначально искаженно видит самого себя. Именно поэтому первостепенным является открытие своего внутреннего Я. Понимая себя, легче понять других. Понимание себя способствует межличностному взаимопониманию. Доверие к себе – это, прежде всего, понимание себя через познание, а следовательно и способность к самоорганизации и владению собой. Независимо от того, на что направлено понимание, это всегда процесс самопонимания. Даже если мы стремимся понять какую-либо объективную реальность, мы выражаем самих себя.
|