Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хронологические и территориальные рамкиСтр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение 3 Глава I. Предпосылки и причины раскола в исламе 10 1.1. Предпосылки раскола 10 1.2. Причины раскола 16 1.3. Образование религиозно-политических течений и их влияние на политику Халифата 25 Глава II. Религиозно-политические течения в исламе 48 2.1. Шиизм 48 2.2. Суннизм 63 Заключение 81 Источники 84 Литература 85 Введение Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что сегодня ислам является одной из распространенных мировых религий. На сегодняшний день мусульманами себя считают более семисот миллионов человек, часть которых проживает и в пределах нашего государства. Все больше представителей данной религии становятся гражданами Европейских стран. Современная ближневосточная геополитическая ситуация вызывают неподдельный интерес в европейском обществе и влияет на политическую и социально-экономическую обстановку всего мирового сообщества. Данная тема исследования поможет четче представить сущность исламской религии, разнообразие ее течений, их сходство и различие. Ведь одна из ключевых методологических проблем теории и практики ислама до сих пор остается проблема единства ислама и многообразия его идеологических форм. Историографию религиозно-политических течений в исламе VII – XIII вв. можно поделить на: зарубежную и отечественную. Начать обзор работ западных историков следует с труда выдающегося немецкого ученого XIX в. А. Мюллера «История ислама», который охватывает арабскую историю с древности до XIX в. Что Религиозно-политические течения в исламе рассматриваются автором вскользь, в ходе изучения образования халифата, его системы управления, внутригосударственных противоречий. П. Оливер в книге «Мировые религиозные верования» показывает разнообразие религиозных верований, их сходство и различия. Кратко, но в достаточной мере исчерпывающе рассматривает идеологию ислама, особое внимание уделяет суфизму. Особое место занимает работа «Цивилизация классического ислама», написанная французскими востоковедами Доминик и Жанин Сурдель. Авторы выделяют в исламской цивилизации классический период с 622г. – со времени проповеди Мухаммеда – и до XIII в. – эпохи распада великой исламской империи. Часть книги посвящена проблеме возникновения и развития религиозно-политических течений в исламе. Религиозная и социальная действительность последовательно и всесторонне исследуется учеными, несмотря на запутанность и трудность проблем, которые они ставят. Освещая важные события и тенденции, авторы не упускают из виду второстепенные элементы сложной ситуации. В своей работе «Ислам» Рукайя Максуд, мусульманская исследовательница обратилась к изучению истории ислама, жизни Пророка Мухаммеда, Корана и методов его изучения. Она подробно описывает происхождение суфизма и его значимость для исламской религии. Мохаммед Насири иранский ученый, специалист в области истории ислама в своей монографии «Аналитическая история раннего ислама» рассматривает проблемы становления и развития исламского учения в период его зарождения. Что касается отечественной историографии, то здесь следует отметить прежде всего монографию Л.И. Климовича «Книга о Коране, его происхождении и мифологии». Автор с марксистско-ленинских позиций анализирует происхождение, содержание, а также историю изучения и переводов на другие языки этого религиозного древнеарабского памятника. Выявляя исторические корни догм и законов установленных в Коране, он уделяет особое внимание социальной роли предписаний этой священной для мусульман книги в прошлом и новейшим их истолкованиям. Книга С. М. Прозорова «Ислам как идеологическая система» - плод 35- летних трудов автора на ниве академического исламоведения. Исследователь выбрал два источника: Макалат ал-исламийин ва-хтилаф ал-мусаллин «Учения последователей ислама и расхождения среди молящихся» ал-Ашари и ал-Фарк байна-л-фирак «Различие между общинами» ал-Багдади в качестве самостоятельных объектов исследования потому, что они олицетворяют два этапа внутренней истории раннего ислама. Первое из них появилось в период острой идеологической борьбы в Халифате, отражавшей процесс идейного и организационного объединения религиозно-политических течений и формирования богословско-правовых школ как суннитского, так и шиитского направлений. Второе сочинение было написано в условиях жесткого размежевания, с одной стороны, между суннитами и шиитами, а с другой – между «традиционалистами» и «рационалистами». Большое внимание в книге уделено исследованию шиитского ислама - одной из важнейших, и в то же время, наименее известных в России форм бытования этой религии. Изучение памятников шиитской религиозно-исторической литературы, в том числе шиитской доксографии, позволило в наиболее полном и непредвзятом виде воссоздать историю зарождения, сложения и функционирования шиитского ислама, его идеологических форм, его понятийного аппарата. Включенные в книгу материалы - результат исследования прежде всего арабоязычных памятников мусульманской доксографии второй половины VIII-середины XII в. В книге А. В. Коротаева., В. В. Клименко., Д. Б. Прусакова «Возникновение ислама» по-новому рассматривается вопрос о причинах и условиях возникновения исламской религии. На основании данных разных дисциплин – от географии до лингвистики - авторы предпринимают попытку реконструкции этнического и религиозного самосознания первых мусульман. В книге известного российского арабиста М. Родионова рассказывается о жизни Мухаммеда, ранней мусульманской общине, становлении исламской державы, в том числе религиозно–политических течениях, которые автор рассматривает через призму споров о верховной власти в халифате. Таким образом, трудами предшественников создана теоретическая база, проанализированы отдельные аспекты проблемы. Вместе с тем, тема религиозно-политических течений в исламе VII-XIII вв. рассматривалась авторами, в основном, в контексте изучения политической структуры Халифата или идеологической системы ислама. Отдельной работы, изучающей данную тему, не обнаружено. Объектом исследования является ислам как монотеистическая религиозная система. Предметом исследования является религиозно–политические течения в исламе (VII- XIII вв.). Цель - исследовать генезис и эволюцию религиозно-политических течений в исламе, в VII - XIII вв. Задачи: 1) выявить предпосылки раскола в исламе; 2) рассмотреть причины возникновения религиозно-политических течений; 3) охарактеризовать различия в идеологии религиозно-политических течений; 4) проследить их влияние на политику исламского государства. Хронологические и территориальные рамки В данной работе рассматривается период со смерти пророка Мухаммеда 632 г. до упадка мусульманской цивилизации Запада (Эмираты в Испании и северной Африке) и дробления мусульманской цивилизации Востока (Аравия, Месопотамия, Индия, Средняя Азия, Закавказье) в результате тюркских и монгольских вторжений в ХIII в. Методы исследования Определяющее значение в исследовании принадлежит системному подходу, в рамках которого религиозно-политические течения в исламе рассматриваются как подсистема данной религиозной системы. Системный подход потребовал применения структурно-функционального анализа, что позволило выделить суннизм и шиизм как основные религиозно-политические течения ислама, выявить их характерные черты и проследить их взаимосвязь с государственной политикой и системой социальных отношений. Историко-генетический метод стал основой выявления генезиса и трансформации религиозно-политических течений под влиянием культурных, социально-экономических и других факторов. Сравнительно-исторический метод использовался для определения общих и особенных черт религиозно-политических течений ислама. В работе использовался так же идеографический метод в ходе описания основных идей исламских течений и процесса их образования. Источники, используемый в работе, принадлежат к нарративам, созданным в исследуемый период. Особо ценным источником по исследуемой теме является «Книга о религиях и сектах» («Китаб ал-милал ва-н-нихал») Мухаммеда ибн Абд ал-Карим аш - Шахрастани. Сочинение было написано в 1127 г. и посвящено вазиру при дворе Санджара Абу-л-Касиму Махмуду б. Музаффару ал - Хорезми или алидскому накибу Термеза. Анализ Китаб ал-милал ва-н-нихал показал, что аш-Шахрастани знал и использовал наиболее значительные труды, составленные предшествующими мусульманскими ересиографами в разных концах халифата. Особую ценность сведениям аш-Шахрастани о мусульманских сектах придает то обстоятельство, что он использовал материалы сочинений, авторы которых принадлежали к самым различным теологическим школам. Среди авторов, на которых он ссылался, сунниты, ашариты, шииты, мутазилиты, хариджиты, каррамиты и др. Значение сочинения аш-Шахрастани определяется тем, что оно наиболее объективно характеризует одну из важнейших сторон духовной жизни мусульманского общества раннего средневековья. Заслуга аш-Шахрастани состоит в том, что при описании внутренней истории ислама он сумел преодолеть конфессиональную ограниченность и тенденциозность, столь характерные для мусульманских апологетов. Еще одним важным источником является книга начала XI в., так называемый Арабский аноним. Взгляды автора Анонима на историю, полностью совпадают с господствовавшим среди мусульманских историков представлением об историческом процессе как последовательном осуществлении божественного промысла, а о каждом событии - как проявлении божественного соизволения. Этот провиденциализм явственно проступает в многочисленных замечаниях, суждениях и оценках. К сожалению, начало данной рукописи, где было общее предисловие автора, содержавшее изложение тех основных принципов, которыми он руководствовался при составлении своего труда и, в частности, изложение цели сочинения, утрачено. Привлекая при составлении своего труда обширный круг источников, автор приводит заимствованный там материал, комбинируя буквальные извлечения с сокращениями, а иногда и с самостоятельной обработкой текста источника. Таким образом, автор добивается большей связности повествования, чем у его предшественников, и подчас совершенно стирает следы первоначального деления рассказов на самостоятельные версии. Производя большие сокращения в текстах своих главных источников, автор вместе с тем, следуя собственному плану, внес в свой труд много дополнений. Чаще всего эти дополнения представляют небольшие рассказы-эпизоды, характеристики, сценки, исторические или историко-биографические справки, указания хронологического порядка или просто ссылки на различные сочинения, частью хорошо известные, частью же неизвестные или до нас не дошедшие. В изложении совершенно отчетливо проступает личное отношение автора к описываемым событиям. Стремясь придать назидательный характер своему труду, он систематически выделяет те моменты рассказа, которые, по его мнению, могли бы служить назиданием для читателя; более того, даже самому изложению истории он пытается дать свое освещение, прямо обращаясь к читателю со своим истолкованием событий, основывая свои поучения на обширном материале истории халифата. В. И. Беляев установил, что источник был создан между 1017 и 1031 гг. Материал Анонима был разбит на три части в соответствии с суннитской традицией деления истории халифата на три периода по религиозному и династийному принципу: 1) Период правления «праведных» халифов; 2) Период правления «нечестивых» Омейядов и 3) Период правления халифов «благословенной» Аббасидской династии.
|