Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство воспитательным процессом и воспитательная работа на учебно-тренировочных занятиях





Проведение воспитательной работы одновременно с учебно-тренировочным процессом является не добрым пожеланием тренеру, а его объективной потребностью на протяжении всего периода работы со спортсменами – от новичков до достижения ими высокого спортивного мастерства. Причины, вызывающие необходимость систематического проведения воспитательной работы:

1) занятие спортом носит добровольный характер, что порождает в сознании у занимающихся относительную свободу выбора своих действий. Следует воспитать добросовестное отношение и старательное выполнение всех заданий тренера, основанное на осознанной необходимости этого.

2) занятие спортом есть победа над собой, над своим физическим ограничением, над боязнью, усталостью, монотонностью тысячекратно повторяемых действий, необходимостью режимных ограничений и др. Поэтому с первых встреч приходится побуждать обучаемых к самовоспитанию волевых качеств и собранности;

3) занятие спортом есть стремление к победе над соперниками, в роли которых в этой конкурентной борьбе выступают и товарищи по спортивной группе. Перед тренером стоит труднейшая задача: воспитывая спортивное честолюбие и бойцовские качества у каждого из занимающихся, в то же время сохранить в группе дружеские отношения взанмопомощи и сотрудничества;

4) занятия спортом, особенно спортивные состязания, вызывают сильнейший всплеск эмоций, которые могут привести к потере управления своим поведением. Поэтому важно учить владению внешним проявлением своих чувств, выдержанности и этичности действий;

5) тактика спортивной борьбы связана с обманными действиями, стремлением ввести противника в заблуждение, поставить его в невыгодное положение. Важно, чтобы навыки в этих действиях ограничивались периодом спортивного состязания, не противоречили нормам спортивной этики и тем более не переносились бы на повседневную жизнь, приводя к нарушениям нравственности. А это связано с воспитанием как нравственных, так и волевых черт личности. Кстати, заметим, что нравственно ущербный человек свои отрицательные формы поведения начинает опробовать сначала на самых близких людях, где после родителей может идти тренер;

6) наконец, это ответственность тренера за будущую послеспортивную жизнь своих воспитанников, к которой он обязан их готовить, осуществляя индивидуальный подход.

Руководство учебно-воспитательном процессом можно представить следующим образом. Поставить воспитательную цель на конкретный календарный период, уточнить ее, исходя из реальных характеристик воспитуемых. Разработать последовательность воспитательных задач, составить план воспитательной деятельности. После решения каждой задачи и получения сведений об успешности ее решения, внести необходимые коррективы. По выполнении плана анализируют степень достижения поставленной цели и приступают к планированию следующего цикла. Руководство процессом воспитания учащихся включает в себя также организацию педагогом их самовоспитания. Он помогает воспитанникам провести анализ своих действий, поступков и поведения, определить задачу и средства самовоспитания, дать самооценку действиям и поведению. Педагог осуществляет координацию мер воспитательного воздействия со средствами самовоспитания, которые используют обучаемые. Данная схема руководства в определенном смысле нашла отражение в последовательности компонентов воспитательного процесса.

Постановка целей воспитания зависит от возраста, вида спорта, продолжительности занятий и спортивной квалификации занимающихся. Например, при работе с дошкольниками возникает потребность развивать у них способность к восприятию словесных указаний и показа, увеличивать продолжительность произвольного внимания, прививать начатки дисциплинированности и т.д. Новички-подростки нуждаются в приучении к сознательной дисциплине, безусловному и добросовестному выполнению всех заданий тренера, поскольку в школьной практике между ребятами нередко бытует ложное понятие своеобразной скромности: «Перед учителем не проявляй излишнего старания», «Не выслуживайся» и т.п.

В работе со спортсменами массовых разрядов важным становится: воспитание у них волевых свойств и смелости, проявление которых обеспечивает развитие двигательных качеств для конкретного вида спорта; формирование эстетического восприятия красоты своего вида спорта, что имеет большое влияние на высококачественное овладение технико-тактическими действиями; из нравственных качеств – воспитание дружелюбия, сотрудничества, порядочности, которые должны разумно сочетаться с проявлением большого честолюбия при спортивной борьбе, особенно в контактных видах единоборства.

В базовом спорте цели воспитания индивидуализируются. Воспитание приобретает частично парный характер: «тренер – воспитанник». Значительно усиливается роль самовоспитания. Ведущим направлением становится воспитание таких качеств, как трудолюбие и целеустремленность. Из интеллектуальных качеств – самостоятельность тактического мышления и творческое воображение в рамках своего вида спорта.

Начиная работу со спортивной группой, тренер на основании указанных особенностей возраста занимающихся и вида спорта сначала намечает общие, приблизительные цели. Чем меньше он знаком с группой, тем важнее для него необходимость досконально выяснить особенности каждого подопечного и группы в целом. По окончании выяснения своеобразия группы и отдельных воспитанников следует окончательно уточнить и конкретизировать содержание цели и задач воспитания. Но главным и определяющим при выборе их содержания служит уровень педагогического мастерства тренера, его способность заглянуть в будущее, определить, какими свойствами, качествами и системой отношений должны обладать воспитанники и какое время для этого потребуется. Разумеется, чем опытнее педагог, тем точнее и на более длительный период он может проектировать цели воспитательного воздействия на занимающихся.

Студент, находящийся на педагогической практике, после изучения прикрепленного класса или спортивной группы ставит такие цели, которые вполне достижимы в этот период и юзволят ему успешно работать с обучаемыми.

Содержание воспитательных задач. Воспитательные задачи можно условно сгруппировать по содержанию и направлениям, которые они решают, что облегчает их выбор для каждой конкретной цели воспитания.

­ Задачи целеориентирующего характера: формирование интереса к данному виду спорта, его значения для развития личностных свойств и качеств, жизненной ценности, создание перспективных целей ближнего и среднего уровня.

­ Задачи, связанные с формированием отношения к занятиям: внимательности к требованиям и просьбам тренера, добросовестности и старательности при выполнении заданий, трудолюбия.

­ Задачи, обеспечивающие успешность усвоения материала в конкретном виде спорта: проявление воли, настойчивости, преодоление боязни и усталости, формирование уверенности в своих силах и возможностях и др.

­ Задачи, определяющие особенности организации обучаемых при усвоении данного материала и связанные с четкостью выполнения команд, предупреждением травматизма, расположением занимающихся в месте занятий, последовательностью выполнения заданий типа круговой тренировки и т.д.

­ Задачи по формированию положительного морального климата в группе: дружбы, сотрудничества, взаимопомощи, сопереживания успехам и неудачам друг друга.

­ Задачи по воспитанию коллектива на основании ценностного ориентационного единства группы, взаимной требовательности и ответственности друг перед другом за порученные внутригрупповые задания и обязанности.

­ Задачи по воспитанию нравственных черт личности, соответствующих нормам спортивной и общечеловеческой этики: строгое подчинение правилам соревнований, уважительное отношение к соперникам, не исключающее острой состязательности, умение и способность владеть собой в сложных условиях спортивной борьбы и в трудных жизненных ситуациях с целью соблюдения необходимых нравственных норм.

­ Задачи управленческого и дисциплинарного характера, вызванные потребностью корректировать действия воспитанников. Они большей частью носят ситуативный характер и зависят от наблюдаемых отклонений в поведении.

­ Задачи эстетической направленности на понимание и переживание прекрасного, прежде всего, в своем виде спорта, в чувстве красоты при освоении спортивной техники, проявлении двигательных возможностей тела, осанки, манеры держаться, в одежде, манере общаться с товарищами и окружающими людьми.

­ Задачи общего характера, связанные с формированием компонентов мировоззрения, патриотических чувств, жизненных целевых установок на получение образования, приобретение профессии и других жизненных планов.

Составление плана воспитательной работы

Для каждой намеченной воспитательной цели определяют время, необходимое для ее достижения, и намечают цепь задач, обеспечивающих ее осуществление.

Составление плана воспитатльной работы на определенный календарный период целесообразно по следующей схеме (пример):

 

Таблица 3 – Пример оформления плана воспиательной работы

Воспитательная задача Мероприятие, средства, методы, организация Дата, время Примечание
Цель: приучить к определенному виду поведения
Последовательные задачи:
  Сообщить необходимые знания о правилах поведения; Методы: разъяснение, беседа дискуссионного типа, обсуждение целесообразности предлагаемого поведения в различных обстоятельствах. Организационная сторона: проведение встреч в помещении раздевалки по окончании занятия. 4 недели Оценка успешности решения задач
  На основе этого знания сформировать убеждение у большинства группы о соответствующем поведении;
  Упражнять в данном поведении в обычных условиях; Создание педагогических ситуаций постепенно повышающейся сложности, осуществление взаимной оценки поведения и обсуждение целесообразности поступков друг друга.
  Упражнять в условиях повышенной сложности – в процессе спортивной борьбы и вне привычных условий учебно-тренировочных занятий.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1 Обоснуйте необходимость воспитания занимающихся ФК и С.

2 Перечислите цели воспитания и раскройте их гуманную направленность.

3 Обоснуйте заинтересованность спортивного педагога в решении задач умственного, нравственного и трудового воспитания.

4 Почему эстетическое воспитание может способствовать росту спортивного мастерства?

5 Какова роль спортивной этики в спорте?

6 Дайте определение принципам воспитания и обоснуйте важность их реализации спортивной деятельности для успешного воспитания.

7 Раскройте содержание каждого принципа воспитания, приведя примеры их реализации в своем виде спорта.

8 Почему тренер должен заниматься воспитанием.

9 В чем суть руководства воспитание.

10 Перечислите возможные группы воспитательных задач по их тематическому содержанию.

11 По какой схеме составляется план воспитательной работы.


 

ТЕМА 6 МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

План: Определение понятий метод, прием и средства воспитания. Классификация методов воспитания. Методы, средства и формы воспитания личности в спорте

 

Date: 2016-05-24; view: 2226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию