Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проявление эстетического в спорте





Спорт – сфера, в которой в различных формах выступают основные эстетические ценности. К их числу, прежде всего, относится красота (прекрасное). Чаще всего красоту (прекрасное) связывают с гармонией, под которой понимается стройное сочетание, согласованность, симметрия, пропорциональность, слаженность, взаимное соответствие разных качеств, предметов, явлений, частей целого. Красота в области спорта – это, прежде всего совершенная форма, которая наилучшим способом выражает содержание, способствует эффективному выполнению определенных функций, имеющих позитивное личностное и социальное значение. В этом плане, например, высокое техническое мастерство спортсмена является важным, но не единственным условием эстетической оценки его действий. Для того, чтобы можно было говорить с красоте этих действий, их обязательно необходимо сопоставить с теми задачами, для решения которых они предпринимались. Техническое мастерство в действиях спортсмена должно быть неразрывно связано с их целесообразностью. В противном случае нарушается важный эстетический принцип единства формы и содержания и получается не «красивая игра», а «игра на красоту».

Конкретное проявление прекрасного в спорте зависит от специфики вида спорта, целей и условий соревновательной борьбы. Еще Сократ говорил: «…на человека, прекрасного в беге, клянусь Зевсом, не похож другой, прекрасный в борьбе… часто, что прекрасно для бега безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы, безобразно для бега» Традиционно выделяемая в научной литературе форма проявления прекрасного, как тело спортсмена, его физическая красота, имеет не очень большое значение в игровых видах спорта. В истории футбола можно найти немало примеров, когда люди, не отличающиеся физической красотой и даже, напротив, имевшие значительные физические недостатки, благодаря своему мастерству доставляли зрителям эстетическое наслаждение. В научной литературе широко распространена точка зрения, согласно которой важнейшим проявлением красоты в спорте являются движения спортсмена. Еще Ф. Бэкон писал: «В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела – даже перед красотой форм». Этот взгляд, безусловно, справедлив, прежде всего, по отношению к таким видам спорта, как легкая атлетика, плавание. Применительно к игровым видам спорта он нуждается в определенной коррекции. Главным содержанием игровых видов спорта является борьба двух команд, имеющих в своем составе по несколько спортсменов. Характерной чертой этой борьбы для большинства игровых видов спорта является непосредственное физическое противоборство соперников. В связи с этим здесь можно рассматривать красоту действий отдельных спортсменов, той или другой команды, а также красоту игры в целом.

С понятием прекрасного тесно связано понятие возвышенного. В спорте, в сфере спортивных отношений, особенно ярко проявляется глубокое взаимопроникновение прекрасного и возвышенного. Прекрасные моменты спортивных событий часто носят и возвышенный характер. Это не раз отмечали многие известные спортсмены, описывая те чувства, которые они испытывали на верхней ступени пьедестала почета. Отличительная особенность возвышенных явлений состоит в том, что они связаны с определенными общественными идеалами, отражают силу характера человека, его нравственное величие, могущество духа. Такие проявления возвышенного весьма характерны для спорта высших достижений, в котором человеку необходим громадный запас духовных сил, помогающий ему преодолевать физические страдания и боль.

С прекрасным и возвышенным в спорте самым тесным образом связано и проявление героического. Героический поступок требует от человека мобилизации всех сил, напряжения воли, ума, проявления мужества и храбрости. Героическое в спортивном поединке может принять форму кратковременной вспышки всех физических и духовных способностей человека, а может потребовать и длительного напряжения, великого усилия воли, ума и сердца. Героизм всегда предполагает яркие проявления мужества, верности долгу, понятие о чести. Эти этические нормы, воплощенные в поведении человека приобретают статус эстетических явлений.

Одной из форм проявления эстетического является трагическое. Эта эстетическая категория характеризует определенный социальный конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и крушением важных для человека ценностей. Применение данной категории в таком ее понимании в спорте во многом условно. Ведь, спорт, возникает, формируется и развивается как игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни. В реальной жизни соревнования, борьба нередко заканчивается трагически, по крайней мере для одной из соперничающих сторон. «Спортивная» модель соревнования призвана по возможности обезопасить участников соревнования от негативных последствий. Именно этим, например, фехтование как вид спорта отличается от боевого сражения на шпагах, а бокс – от уличной драки. В этом смысле в спорте нет объективных оснований для трагических ситуаций. И не случайно, например, в видах спорта, для которых характерно богатое конфликтами противоборство, высокодраматичная борьба, в конце состязания предусматриваются, как правило, гуманные жесты примирения с соперником, уважения к нему.

Если трагическая ситуация в целом нетипична для спорта, то для проявления другого эстетического явления – комического здесь имеются широкие возможности. Чаще всего оно проявляется в таких формах, как юмор и ирония. Различного рода финты, обманные движения, остроумный обыгрыш нередко ставят соперника в смешное положение. Иногда высококлассные игроки специально используют эти приемы, чтобы в иронической форме подчеркнуть свое превосходство над противником и вывести его из психологического равновесия. Тем самым, комическое может содействовать достижению победы. Зрители обычно подмечают и ценят такие комические ситуации, бурно реагируют на них, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом для игроков в создании таких ситуаций. В наибольшей степени эта черта характерна, например, для южноамериканских футболистов или американских баскетболистов, которые стремятся позабавить публику различными трюками. Для спортсмена важно, однако, обладать чувством юмора, но не превращать комическое в самоцель.

Таким образом, спорт действительно предоставляет огромные возможности самим спортсменам и зрителям для созерцания разнообразных эстетических ценностей для наслаждения ими. В этом отношении спорт не только не уступает другим сферам жизнедеятельности, но порой и превосходит их. Особенно яркими и выразительными в этом плане являются спортивные праздники и парады.

Принципы воспитания

В воспитании, подобно любому процессу, имеется перечень технологических условий, невыполнение которых приводит к браку в работе – это принципы воспитания. Принципы воспитанияэто основополагающие требования и ли основные положения, которыми руководствуется педагог при организации воспитательного процесса.

 

Таблица 2 – Принципы воспитания

Принципы Содержание
  Группа принципов, характеризующая содержательную сторону воспитательного процесса
  Воспитание общественной направленности личности Воспитание долга и ответственности перед обществом (спорт учит подчинять желания интересам команды или общества, не пресекая инициативы и самостоятельности, наличие системы перспективных целей группой жизни, взаимопомощь, сотрудничество).
  Связь воспитания с жизнью Воспитание активной гражданской позиции личности, воспитывая высокую нравственность, готовит их к реально жизни.
  связь воспитания с трудом, с практической деятельностью Воспитывать умения, навыки и привычки трудиться (подготовка мест занятий, подготовка инвентаря, общественные поручения и др.).
  Группа принципов, определяющих условия, в которых следует проводить воспитание
  Воспитание в коллективе Требует включение воспитанников в систему социальных отношений
  Преемственность и единство педагогических воздействий Требует от педагога единой педагогической направленности воздействий со стороны всех, с кем контактирует воспитанник (тренер взаимодействует с родителями, учителями, классным руководителем)
  Группа принципов, содержащих требования к организации воспитательного процесса
  Комплексный подход к решению задач воспитания Осуществляя воспитательный процесс необходимо решать комплекс воспитательных задач (умственное, нравственного, трудового, физического, эстетического характера).
  Учет возрастных и индивидуальных особенностей Требует всесторонне изучение и учет в воспитательной работе уровня развития, подготовленности воспитанности, опыта учеников.
  Систематичности и непрерывности воспитательного процесса Планирование и управление воспитанием, осуществляемое со стороны всех причастный к этому процессу.
  Группа принципов, содержащих методические требования к осуществлению воспитательного воздействия
  Сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью Требует побуждения воспитанников к самостоятельности и проявлению инициативы (разработка планов проведения досуга, мероприятий, распределение обязанностей, выбор актива)
  Опора на положительные качества в личности воспитанника Требует при исправлении нравственных недостатков опираться на имеющиеся у воспитанника положительные свойства и качества. Осуждать нужно поступок, а не личность.
  Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого Формирование и сохранение у подопечных самоуважения и чувства личного достоинства.
       

 

Date: 2016-05-24; view: 1686; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию