Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический процесс как система





Лекция 4. Педагогический процесс.

 

План

1. Определение, основные характеристики и структура педагогического процесса. Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.

2. Закономерности и принципы построения педагогического процесса.

3. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.

Основная литература

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 314 с. - Сер. Бакалавр. Базовый курс.

2. Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 332 с. - Сер. Бакалавр. Базовый курс.

 

Определение, основные характеристики и структура педагогического процесса. Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.

Педагогический процесс (образовательный процесс) - это целостная динамическая система, направленная на реализацию цели педагогической деятельности — образование человека.

Педагогический процесс как система

Процесс формирования
Процесс развития
Процесс воспитания
Процесс обучения
Сотрудничество учителей и учеников
Система условий
Система форм и методов
Педагогический процесс  
Протекание процесса (в системе образования в целом, школе, классе, на учеб. занятии и др.)

 

 


Педагогический процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентации и отношений;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ — формирование определенных качеств, свойств и отношений человека;

РАЗВИВАЮЩАЯ — формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л. С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Также педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (учащихся, студентов) в целях присвоения содержания образования, имеющее свои стадии развития и динамику, приводящее к изменениям в поведении, деятельности и отношениях субъектов (педагогов, воспитанников и их родителей).

В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное состояние человека.

Педагогический процесс как система функционирует в определенных внешних и внутренних условиях.

К внешним условиям относят природно-географические, общественные, производственные, культурные, среду школы и ее микрорайона.

К внутренним (внутришкольным) условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические условия.

Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность.

В качестве сущностных характеристик педагогического процесса выделяются: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность.

Субъектность педагогического процесса заключается в том, что как педагоги, так и обучающиеся (воспитанники) рассматриваются как субъекты, активно действующие участники этого процесса, способные к самопознанию и самосознанию, которые могут проявить инициативу, ответственность, самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, дать отчет за свои действия.

Организуемость педагогического процесса связана с тем, что этот процесс, несмотря на его субъектность, собственную активность его участников, все же управляется, направляется, организуется педагогами на достижение определенных целей.

Целостность педагогического процесса заключается во внутреннем единстве составляющих его компонентов, их взаимодействии. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в его цели и содержании опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношения к окружающему миру. Системообразующим фактором при этом является интеграция и координация усилий всех субъектов педагогического процесса в комплексе мероприятий обучения, воспитания, подготовки.

Целостность педагогического процесса предполагает компонентную и функциональную полноту его структуры, а также гармонизацию всех видов связей и отношений, что позволяет получать оптимальный педагогический результат. Процесс со значительными отклонениями от целостности (односторонность, отсутствие целенаправленности и целесообразности) не способен обеспечить достижение намеченной педагогической цели.

Полиструктурность педагогического процесса обусловлена его сложной структурой, его системностью, включающей совокупность взаимосвязанных компонентов.

Непрерывность педагогического процесса заключается как в целом в непрерывном характере передачи опыта человечества от поколения к поколению, так и непосредственно в непрерывном характере образования современного человека.

Цикличность п едагогического процесса связана с наличием в нем определенных повторяющихся этапов, представляющих последовательность решения задач этого процесса и в своей совокупности составляющих цикл.

 

Задание студентам: описать основные характеристики пед.процесса.

Например.

Педагогический процесс называется целостным потому что:

1) процессы обучения и воспитания неразделимы, ими занимаются одни и те же педагоги, даже если речь идет об учителях предметниках или классных руководителях, они всецело подчиняются целям образования;

2) предполагает взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) в процессе решения педагогических задач. Педагогическая задача – педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью и учетом условий ее осуществления;

3) он реализует комплекс функций: воспитательную (формирование у человека системы ценностных ориентаций, нравственности) образовательную (освоение человеческой культуры как суммы знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности) и развивающую (изменения психической деятельности человека, формирование у него новых качеств, умений).

4) составляющие его структурные компоненты (цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогических задач, методов и средств, деятельность учащегося или их коллектива, определяемая его личными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результат совместной деятельности) находятся во внутреннем единстве и гармоническом взаимодействии.

Структура педагогического процесса представлена следующими основными компонентами:

1. целевой включает в себя цели (стратегическую и тактические) и задачи, которые могли бы быть определены как подчиненные (локализованные) цели, реализуемые в определенных условиях;

2. содержательный определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения, знаний;

3. деятельностный характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

4. результативный достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности;

5. ресурсный отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

 

Date: 2016-05-24; view: 1373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию