Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Из истории круизного туризма. Характеристика наиболее популярных российских маршрутов





Введение

Водные глади рек, морей и океанов издревле были естественными путями передвижения людей и грузов: на кораблях совершались Великие географические открытия, именно круизы были одним из первых организованных человечеством туров (в 1843 году Томасом Куком предлагались лодочные экскурсий по Темзе, им же был предложен первый развлекательный круиз из Европы в Новый Свет). С началом промышленной революции передвижения по воде потеснили поездки на железной дороге и автомобилях; в дальнейшем развитие гражданской авиации сделало во многом нерациональными длительные морские переходы через океаны. Однако вот уже на протяжении сорока лет рынок круизного отдыха переживает второе рождение, говорят даже о некоем «круизном буме» на туристических рынках всех стран мира, в том числе и России.

Пятнадцать крупнейших круизных компаний мира (среди них Carnival Group, Royal Caribbean Line, Princess) ежегодно обслуживают более 6 миллионов туристов на бортах более 150 комфортабельных круизных лайнеров. Темпы прироста этого сектора туристического рынка поразительны – более 8% в год. Основными регионами круизного бизнеса традиционно считаются Средиземноморье, Карибский бассейн, Балтийское море (паромные переправы). Однако география морских и речных круизов ширится год от года, охватывая в настоящий момент практически все регионы земного шара (даже Антарктиду и Арктику).

Россия – не исключение. Несмотря на резкий спад доли водного транспорта в общих пассажироперевозках после 1990 г. (вызванный прежде всего распадом СССР, снижением благосостояния населения, повышенным интересом россиян к зарубежным турам и невысоким уровнем въездного туризма), сегодня круизы из российских морских портов (Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Новороссийск, Владивосток); а также по российским рекам и озерам стали дефицитным и престижным товаром.

Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы.

Целью работы является определение особенностей и перспектив развития круизного туризма. Для реализации этой цели нами были поставлены следующие задачи:

- ознакомиться с историей развития круизного туризма и с его основными маршрутами;

- определить особенности организации круизов;

- выявить проблемы и перспективы развития круизного бизнеса в России.


Глава 1. Из истории круизного туризма. Характеристика наиболее популярных российских маршрутов

 

Морской круизный туризм начал развиваться в 50-х гг., а в 90-х гг.приобрел характер настоящего бума. Если в 1980 г. в таких круизах участвовало 1,5 млн. пассажиров, то в 1996 г. – уже 6,5млн. Среди причин быстрого роста численности «морских» туристов называют общее динамичное развитие туристской отрасли, перенасыщенность приезжими большинства излюбленных туристами территорий, совмещение на судне свойств транспортного средства, плавающей гостиницы и культурно-развлекательного центра, большие познавательные и рекреационные возможности морских круизов. Продолжительность их отличается очень широким диапазоном от одного дня до нескольких месяцев.

Ныне в мире сформировались четыре главных района морского круизного туризма. Первое место среди них занимает Карибский бассейн, наиболее приспособленный для приема туристов из США. За ним следует Средиземное море (с Черным морем и Канарскими островами), а также Северное и Балтийское моря, привлекающие туристов из Европы. Но особенно быстро рас-тет круизный туризм в странах-архипелагах Азиатско-Тихоокеанского бассейна. К этому перечню можно добавить и более «экзотические» круизные маршруты к берегам Шпицбергена, Гренландии, путешествия вокруг Африки, Австралии и даже Антарктиды. В мире построено более двухсот комфортабельных круизных морских судов, на сооружении которых особо специализируются Норвегия и Финляндия [4].

Точкой отсчета морского круизного туризма в СССР можно считать 1957 г., когда ВАО «Интурист» арендовало у торгового флота два теплохода – «Грузию» и «Победу» (оба судна изначально были трофейными, немецкими), организовав туры из Одессы в Ленинград вокруг Европы. Кстати, именно на «Победе» шли съемки знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» – в ней судно выступало как «Михаил Светлов». Еще один корабль – «Петр Великий» – возил по Черному морю иностранных (преимущественно из стран соц. лагеря) туристов.

Популярность таких маршрутов была неимоверной. Поездки по Волге с серьезной экскурсионной и культурной программой расписывались на много месяцев вперед, достать путевки на них было весьма непросто. А морские международные круизы с посещением иностранных портов и вовсе были пределом мечтаний (вновь вспомним незабываемого Семена Горбункова из «Бриллиантовой руки»). Осознав это, тогдашний монополист туррынка «Интурист» расширил маршрутную сеть. В 1962 г. на Дальнем Востоке теплоход «Григорий Орджоникидзе» стал ходить с туристами по маршруту Находка – бухта Ольги – Совгавань – Холмск – Корсаков. Этот двадцатидневный вояж пользовался огромной популярностью, несмотря на то, что погода в этих краях неустойчива и далека от «нормальной» курортной. Успех такого «крутого маршрута» подстегнул развитие круизов на Севере и Балтике.

Надо сказать, что в этом отношении советский турбизнес вплотную приблизился к зарубежному, но с одним кардинальным отличием: наши круизы были «перегружены» культурой. Причем делалось это не по остаточному принципу, а являлось одной из основных частей путешествия. Сплав комфорта, активного отдыха и интеллектуальной составляющей во многом определял и контингент таких лайнеров: как правило, это была интеллигенция – как техническая, так и управленческая.

Интересно, что даже кризис 1998 года на популярность морских путешествий повлиял незначительно. Уже с 1999 года рост продаж круизных путевок стабильно составлял 10-12% в год. Некоторое затишье наступило только в кризисные времена 2008-2009 гг., причем связано оно было не столько с финансовыми потерями, сколько с острой нехваткой кораблей

[1, с.4].

На сегодняшний момент центром притяжения любителей морских круизов по праву можно считать Санкт-Петербург. Из Петербурга в морской круиз можно отправиться по разным маршрутам – как по северным морям, так и в морской круиз вокруг Европы (рис. 1). Во время такого морского круиза из Санкт-Петербурга, можно посетить множество стран, проплыть несколько морей, включая Средиземное и Черное.

 

 

Рис. 1. Морской лайнер на Балтике

 

Теперь подробнее о речных круизах. В России речные круизы были чрезвычайно модны в 60-80-е гг. XX в., и если человек из интеллигентных или аппаратных кругов не совершил путешествия по Волге в летний период, то он чувствовал себя в обществе ущербным. В начале 70-х теплоходы ходили на Ростов, Москву, Пермь, Нижний Новгород, Санкт- Петербург. Наибольшей популярностью в СССР пользовался круиз по Волге: Москва-Астрахань-Москва или Ленинград-Астрахань-Ленинград, длительностью от 20 до 24 дней. Несмотря на большое количество судов, задействованных на этих маршрутах, спрос на такие туры превышал предложение во много раз и путевки на туры по Волге в 1960-80 гг. можно было получить только элитной части общества, а бронирование осуществлялось практически за год. Вплоть до конца 80-х гг. прошлого столетия речные круизы были самым качественным видом отдыха в России, даже с учетом всех сервисных проблем того времени. Всего к 1988 г. в СССР было организовано 8,3 тыс. рейсов на теплоходах для туристов. Около 40 местных советов по туризму и экскурсиям арендовали суда и организовывали путешествия для граждан в своих регионах по главному водному пути в России. Волгоград, Саратов, Самара, Ульяновск, Казань, Нижний Новгород, Москва являлись основными экскурсионными центрами для путешествующих туристов по Волге. Что касается Саратовской губернии, то в Саратове в 1985 г. на теплоходных маршрутах побывало 24,6 тысяч туристов, а в 1986 г. – 28,6 тысяч. Самый длительный по протяженности маршрут речного путешествия – Саратов-Санкт-Петербург-Саратов продолжался 21 день.

В настоящее время, на Волге сосредоточен самый крупный по своему составу речной флот России. Примерно 5000 судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе около 30 акционерных судоходных компаний (речных пароходств). В пределах Саратовской области, по Волге проходят около двадцати маршрутов речных круизных линий. На этих маршрутах работает круизный флот пяти крупных пароходств, на судах которых за навигацию обслуживаются несколько десятков тысяч туристов. Речные экскурсионные путешествия популярны в Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Москве и др.

Основу волжского флота составляют суда трех- и четырехпалубные суда (рис. 2), построенные на верфях ГДР и ЧССР. Характеристика наиболее популярных маршрутов речных круизов представлена в Приложении.

 

Рис. 2.Четырехпалубное судно «Нижний Новгород»

 

Уровень обслуживания в настоящее время практически соответствует международным стандартам. Не стоит забывать о лечебном значении речных путешествий.

В 1997 г. в России был достигнут «пик» речных круизов, когда большинство зафрахтованных судов было полностью загружено, а в ряде случаев спрос превышал предложение. В связи с появлением новых видов и направлений туризма, значительная часть состоятельных туристов, приняли зарубежные туристские регионы. В течение нескольких лет, проводился опрос круизных туристов на различных маршрутах, преимущественно северо-западного направления. По своему социальному составу в круиз туристы направляются 50-55% семьей, со знакомыми 27%, остальные в одиночку. Возрастной состав до 25 лет – 30%, от 25-40 лет – 22%, старше 40 лет – 48%. Следует отметить большой процентный состав замужних женщин – до 35%. Для круизных маршрутов велик процент повторных туристов. Некоторые туристы избирают такой вид отдыха и совершают одно и тоже путешествие ежегодно в сезон отпусков по 15 лет подряд. При выборе круиза, в качестве вида отдыха, туристы пользуются следующими мотивациями: а) желание отдохнуть именно на воде (до 32%); б) желание провести отдых в размеренной и комфортной обстановке (до 52%); в) не иметь забот об организации развлечения (до 45%); г) желание увидеть новые местности, старинные города, посетить музеи, монастыри и др. (до 26%); д) рекомендация друзей и знакомых (до 17%). Однако стоит заметить, что речные круизы рассчитаны на туриста с высокой платежеспособностью[8].


Date: 2016-05-24; view: 1004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию