Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доходы и расходы организацииСтр 1 из 6Следующая ⇒ Сущность и принципы планирования и бюджетирования как одной из ключевых функций менеджмента Виды планов и методы планирования 1.3. Бюджет ОАО «РЖД» 1.4. Бюджет эксплуатационного вагонного депо дирекции инфраструктуры (ВЧДэ) 1.1. Сущность и принципы планирования и бюджетирования как одной из ключевых функций менеджмента Планирование – проектирование будущего и желаемых путей его достижения. Как инструмент контроля и управления деятельностью бизнес-структуры план позволяет управлять согласно предварительно разработанному сценарию, а не просто реагировать на события. Посредством плана находят отражение: -понимание общего состояния дел в организации на текущий момент -представление руководством того уровня, которого нужно и возможно достичь -процесс перехода из сложившегося (нынешнего) состояния в желаемое. План организует внутреннюю сторону процесса производства и увязывает ее с рыночными требованиями. Составление и осуществление плана – непрерывный процесс, а не единовременный акт. Принципы планирования – непрерывность, участие центров ответственности (филиалов, ДЗО в холдинге) во встречном планировании, координация и интеграция показателей, научность, учет «узкого места», экономичность, гибкость. Бюджетирование – помощник планирования, один из методов управления корпорацией, каковой является, в частности, ОАО «РЖД». Одна из целей бюджетирования – обеспечение финансовой самостоятельности отдельных видов деятельности при большом количестве филиалов и их территориальной разбросанности. Бюджет – финансовая смета. Бюджетирование позволяет регулировать расходы в пределах притока денежных средств и жестко контролировать в зависимости от цели для которой они производятся. Бюджетирование – инструмент приведения издержек и доходов корпорации в соответствие с оптимальными нормативами использования ресурсов для максимизации результата и повышения ее конкурентоспособности. Принципы бюджетирования: -соответствие планово-бюджетных показателей филиалов, ДЗО целям корпорации при их приоритете -разделение бюджетов и ответственности по филиалам, ДЗО и уровням управления в них -участие центров ответственности (филиалов, ДЗО, уровней управления в них) во встречном бюджетном планировании -сбалансированность (согласованность) доходов и расходов -единство информационной и нормативной базы -стандартизация процедур контроля исполнения и корректировки бюджетов центров ответственности -оценка деятельности центров ответственности по отклонениям фактических показателей от контрольных. Цель бюджета – определить основные показатели корпорации – прибыль, затраты, оборотные средства и др. на основе планируемого коммерческой службой бюджета продаж. Формирование бюджета начинается с самых нижних уровней финансовой структуры корпорации
Виды планов и методы планирования Планы различают перспективные (среднесрочные - на срок > года до 5лет и долгосрочные - на срок 5 и > лет), текущие и оперативные. В перспективных планах большее внимание уделяется целям, задачам, ресурсам: направлениям научно-технического прогресса, развитию производственных мощностей (техническое перевооружение), динамике объемов производства (структурные сдвиги), доле на рынке, показателям финансовой устойчивости. Задача планирования в ОАО «РЖД» - обеспечить платежеспособный спрос клиентуры на перевозки при доходах от перевозок, гарантирующих устойчивое финансовое состояние Компании. Для этого надо обеспечить пропорциональность (на конкретных полигонах): между наличной и потребной пропускной и провозной способностью участков и перерабатывающей способностью станций и железнодорожных узлов; между осевыми нагрузками обращающегося подвижного состава и мощностью элементов верхнего строения пути; между массой грузовых поездов и мощностью локомотивов и др. В рамках перспективных планов разрабатываются новые продукты, внедряются новшества: скоростное и высокоскоростное движение поездов, например. Разработке перспективных планов предшествует составление прогнозов (о динамике грузовой базы, грузонапряженности на наиболее востребованных направлениях перевозок) – методами гипотез, экспертных оценок, аналогий, моделирования. Задачи и цели перспективных планов конкретизируются в текущих (годовых) планах по более широкому кругу показателей. Текущее планирование ориентировано на выбор средств для достижения уже известных целей. Показатели перспективных планов в годовых планах уточняются с учетом конкретных темпов развития экономики, изменения в потребностях и ресурсах. Для железнодорожного транспорта чрезвычайно важна роль оперативного планирования – в связи с совпадением во времени процессов производства и потребления готовой продукции – процесса перемещения грузов и пассажиров, невозможностью работы «на склад». В оперативном управлении задействован диспетчерский аппарат РЖД и все руководители отраслевых линейных предприятий – депо, станций, дистанций. Основной метод планирования – балансовый. Сущность его состоит в том, что сопоставляются ресурсы и потребности. Балансы разрабатываются натуральные, в т.ч. балансы производственных мощностей и материальные балансы(сырье, материалы, топливо, подвижной состав, оборудование); стоимостные или денежные балансы (бухгалтерский, баланс движения денежных средств) и трудовые балансы (рабочего времени, трудовых ресурсов по основным профессиям). Балансы по отдельным видам ресурсов позволяют выявить их недостаток или избыток и своевременно предпринять меры для их предотвращения. На рис.1 и 2 показаны виды балансов. Нормативный метод основан на удельных затратах ресурсов на единицу продукции и ее требуемом количестве; предполагает анализ резервов, внедрение передового опыта. Математические методы основаны на использовании математических моделей различной степени сложности. Для них характерны многовариантные расчеты по нахождению лучших решений, отвечающих принятому критерию оптимальности. Рис.1. Виды балансов
Рис.2. Пример разновидностей балансов производственных мощностей
1.3. Бюджет ОАО «РЖД» Содержание бюджета ОАО «РЖД» конкретизируется системой планово-бюджетных показателей – контрольных цифр, экономических нормативов, лимитов, величина которых утверждается на плановый период Советом директоров холдинга. Сводный бюджет Компании состоит и следующих бюджетов: - продаж - производства - расходов - доходов и расходов - запасов и закупок - инвестиций - движения денежных средств (платежный баланс) - прогнозного баланса (бухгалтерского). Содержание бюджета продаж показано на рис.3. Величина регулируемых тарифов утверждается федеральными органами исполнительной власти РФ или региональными органами самоуправления.
Рис.3. Содержание бюджета продаж
Содержание бюджета производства показано на рис.4 Рис.4. Содержание бюджета производства
Примечание:*)В данном бюджете стоимостные показатели оцениваются по себестоимости производства продукции, а не по ценам на ее реализацию, как это имеет место в бюджете продаж. В бюджете производства также рассчитана потребность в ресурсах на осуществление запланированных объемов перевозок и продукции по другим видам деятельности: в парках подвижного состава, среднесписочной численности работников, топливно-энергетических ресурсах. Утверждены уровни качественных показателей по видам ресурсов, при соблюдении которых возможно уложиться в жесткие лимиты соответствующих ресурсов. Так, для эксплуатируемого парка локомотивов в грузовом движении такими показателями интенсивности использования тяговой техники являются участковая скорость движения грузовых поездов, масса поезда брутто, производительность локомотива. Для топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов утверждены их удельные расходы на единицу перевозок – 10000ткм брутто. Для трудовых ресурсов задана производительность труда в условно-натуральном и стоимостном выражении. Содержание бюджета затрат показано на рис.5. Рис.5. Содержание бюджета затрат
В бюджете затрат сумма расходов на выполнение объемов производства продукции приведена с распределением на выполнение перевозок и на другие виды деятельности – прочие продажи, а также утверждена структура расходов по элементам затрат согласно установленному законодательством перечню. Здесь же рассчитана себестоимость единицы перевозок – в коп. на 10 приведенных т*км. Так, в 2009г. она по плану составила 380,47 коп. на 10 приведенных т*км и по отчету 376,84 коп. на 10 приведенных т*км. Содержание бюджета доходов и расходов показано в табл.1. Таблица 1. Содержание бюджета доходов и расходов, млрд.руб.
Примечание:*) Стоимостные показатели в скобках минусуются. Содержание бюджета запасов и закупок показано в табл.2. Таблица 2. Содержание бюджета запасов и закупок, млн.руб.
Бюджет инвестиций на осуществление целевых программ и проектов включает затраты на капитальное строительство, приобретение подвижного состава и техники, приобретение оборудования, не требующего монтажа, модернизацию подвижного состава и технических средств, выполнение проектно-изыскательских работ, а также инвестиции в собственные программы развития филиалов (примерно 7% общей суммы). Бюджет инвестиций может достигать 465млрд. руб. в год. Содержание платежного баланса (бюджета движения денежных средств) представлено схематично на рис.6.
Рис.6. Содержание платежного баланса
Содержание прогнозного баланса показано в табл. 3 Таблица 3. Содержание прогнозного баланса на 31 декабря 2015г., млн.руб.
Далее контрольные цифры, экономические нормативы, лимиты бюджета Компании разверстываются между филиалами и ДЗО таким образом, чтобы выполнение планово-бюджетных показателей центрами ответственности обеспечивало выполнение планово-бюджетных показателей по ОАО «РЖД» в целом. При этом объемные и качественные показатели бюджета производства Компании видоизменяются так, чтобы учесть специфику деятельности и технологического процесса конкретного филиала – дирекции тяги, управления движением, центра фирменного транспортного обслуживания, дирекции инфраструктуры, вагоноремонтной компании, пригородной, ФПК и т.д. Каждая отраслевая дирекция, дочернее предприятие распределяют утвержденное им на плановый период задание между своими региональными дирекциями с учетом их производственных мощностей, а те – между своими отраслевыми линейными предприятиями. Рассмотрим содержание годового с разбивкой по кварталам бюджета эксплуатационного вагонного депо дирекции инфраструктуры. 1.4. Бюджет эксплуатационного вагонного депо дирекции инфраструктуры (ВЧДэ) Бюджет ВЧДэ включает: -план-задание на выполнение объемных и качественных показателей по текущему содержанию и техническому обслуживанию грузовых вагонов -план-задание по труду, снижению дебиторской и кредиторской задолженностей, наличию товарно-материальных ценностей -бюджет расходов, в т. ч.: -бюджет прямых производственных расходов -бюджет общепроизводственных расходов -бюджет общехозяйственных расходов -бюджет доходов и расходов по предоставлению услуг инфраструктуры, ремонту подвижного состава (текущему ремонту грузовых вагонов) и прочей деятельности. Содержание плана-задания на выполнение объемных и качественных показателей по текущему содержанию и техническому обслуживанию грузовых вагонов показано в табл. 4. Таблица 4. План-задание на выполнение объемных и качественных показателей по текущему содержанию и техническому обслуживанию грузовых вагонов
Содержание плана-задания по труду, снижению дебиторской и кредиторской задолженностей, наличию товарно-материальных ценностей показано в табл. 5. Таблица 5. План-задание по труду, снижению дебиторской и кредиторской задолженностей, наличию товарно-материальных ценностей.
Содержание бюджета прямых производственных расходов показано в табл. 6. на отдельном файле.
Таблица 6. Бюджет прямых производственных расходов по видам деятельности депо
Доходы и расходы организации.
|