Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы профессионального обучения, используемые в технологическом образовании школьников





 

Предметная система производственного обучения является исторически первой системой практического обучения какому-либо труду в сфере материального производства. В России она стала зарождаться в процессе обучения ремесленному труду. Но в виде предмета ручной труд появился в программе школы только в конце XIX в. и был введен в 1884 г. в Санкт-Петербургском учительском институте и образцовом училище, которое существовало при нем. Занятия велись по шведской системе с использованием коллекций моделей, которые изготовлялись первым руководителем этого направления в России К. Ю. Цирулем, преподававшим на курсах Нэсской учительской семинарии [4].

Основной идеей и достоинством шведской системы обучения ручному труду было использование в качестве изготавливаемых объектов труда предметов городского и сельского обихода. Имелась в виду подготовка ученика-подмастерья, который вначале помогал мастеру, приглядываясь к его работе, а затем сам начинал изготовлять те изделия, которые делал мастер. С возникновением ремесленных училищ этот процесс был упорядочен и превращен в систему, получившую название "предметной", суть которой заключалась в том, что ученик, изготовляя установленный перечень деталей, овладевал всеми операциями, характерными для данного вида труда, знакомился с целостным процессом и овладевал навыками организации труда, проявлял заинтересованность к работе. Обучение сочеталось с производительным трудом, средствами которого служили инструменты и приспособления, необходимые для изготовления деталей.

В связи с увеличением числа мануфактур и развитием производства с разделением труда, дроблением технологического процесса на отдельные операции требовались рабочие, умевшие хорошо выполнять трудовые операции. Отвечая на эти потребности, в Московском техническом училище под руководством Д. К. Советкина в 1860-е гг. была разработана система производственного обучения, получившая название операционной, где главным элементом труда стала отдельная операция. Весь процесс изготовления технической продукции делился на отдельные операции, выделялись сходные процедуры при изготовлении различных изделий, а отрабатывались они не в процессе производства, а на специальных учебных моделях. После освоения всех основных трудовых операций, присущих определенному роду деятельности, учащиеся переходили к изготовлению изделий. Операционная система получила широкое распространение как в России, так и в других странах. Интересно, что за рубежом она получила название "русской системы".

К недостаткам такой системы можно отнести следующее: выполнение операций не зависит от объектов труда, они выполняются на заготовках, учащиеся не видят результатов своей работы, что снижает их интерес к выполнению задания. Формирование умений по организации труда, рациональному планированию последовательности и сочетания операций, характерных для полного изготовления изделий, также остается за рамками этой системы.

Операционно-комплексная система представляет собой соединение операционной и предметной составляющих, что предполагает предварительный отбор объектов труда таким образом, чтобы при их выполнении последовательно изучались и осваивались все операции, присущие данному виду труда. Такое постепенное освоение все новых и новых операций с применением уже изученных на основе изготовления соответственно подобранных изделий и составляет суть вышеназванной системы.

Моторно-тренировочнаясистема была разработана в 20 - 30-е гг. прошлого столетия Центральным институтом труда (откуда второе название - система ЦИТа), занимавшимся проблемами производственного обучения рабочих. В этой системе выделялось четыре этапа. Первый - тренировочные упражнения на учебных моделях, когда внимание учащихся сосредоточивалось на выполняемых трудовых движениях. Второй - выполнение отдельных трудовых операций, доводимых до автоматизма. Третий - сочетание трудовых операций и целостного трудового процесса при изготовлении простейших изделий. Четвертый - самостоятельное изготовление учениками изделий, характерных для изучаемого вида труда.

При использовании данной системы обнаружился разрыв между обучением и производственным процессом. С учетом дополнения моторно-тренировочной системы отдельными процедурами, характерными для операционно-предметной системы, в которой удачно сочетаются учебный и трудовой процессы, была выработана новая операционно-комплексная система, сочетающая в себе положительные элементы других.
На сегодняшний день разработан еще ряд систем обучения, в том числе проблемно-аналитическая, предметно-комплексная, конструкторско-технологическая и т.п.

? В чем достоинства и недостатки каждой из перечисленных систем?

 

Date: 2016-05-24; view: 717; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию