Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






при помощи математического маятника

Элементарная физика

Лабораторная работа № 2

 

Определение ускорения свободного падения

при помощи математического маятника

 

Ульяновск, 2012

Цели работы: 1. определить ускорение свободного падения;

2. закрепить умения рассчитывать погрешности прямых и косвенных измерений.

Приборы и принадлежности: 1. математический маятник

2. секундомер

3. треугольник

Краткая теория

Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой нерастяжимой нити. Практически маятник представляет собой тяжелый шарик, линейные размеры которого малы по сравнению с длиной подвеса (нити).

Период колебаний маятника при малых отклонениях определяется формулой:

, где ℓ - длина маятника.

Из этой формулы выразим ускорение свободного падения

Методика проведения эксперимента

Непосредственное измерение длины математического маятника неудобно и связано со значительными погрешностями, т.к. приходится определять положение центра тяжести маятника и точки подвеса. Поэтому поступают так:

если определить период колебаний математического маятника Т1 при длине 1, а затем удлинить нить и снова определить период колебаний Т2 при длине ℓ2, то можно найти ускорение свободного падения следующим образом:

(1), , возведем уравнения в квадрат и вычтем из уравнения (2) уравнение (1):

 

Выразим из предыдущего равенства g:

 

Из рисунка следует, что расстояние между центрами тяжести шарика ℓ2 - ℓ1 в первом и втором случаях можно заменить расстоянием Z2 - Z1 от нижней части шарика в первом опыте до нижней части шарика во втором опыте.

Тогда расчетная формула для определения ускорения свободного падения с помощью математического маятника будет иметь вид:

 

Описание экспериментальной установки

Маятник, применяемый в данной работе, представляет собой металлический шарик, подвешенный на бифилярном подвесе, длина которого изменяется с помощью маховичка, укрепленного на кронштейне. Треугольник служит для определения положения нижней точки маятника относительно вертикальной шкалы.

Порядок выполнения работы

1. Установить длину маятника ℓ1.

2. Приложить один катет треугольника к шкале так, чтобы он другим катетом касался шарика. Отсчитать по шкале с точностью до 1 мм положение нижней части шарика (Z1).

3. Отклонить маятник на небольшой угол (не более 50). Измерить секундомером время t1, в течение которого совершается полных 50 колебаний.

4. Найти период колебаний маятника по формуле .

5. При данной длине измерение повторить 5 раз.

6. Найти среднее значение Т1ср.

7. Вычислить погрешности. Заполнить таблицу 1.

Таблица 1

  t1i, с ∆t1i, с , с ∆t1 при a = εt, % Т1, с ∆Т1, с εТ, %
                 
                 
                 
                 
                 
СЗ                

 

8. Установить другую длину маятника ℓ2. Разность длин должна быть значительной (не менее 50 см), т.к. при малой разности длин мала и разность квадратов периодов, что приводит к большой погрешности определения ускорения свободного падения.

9. Повторить пункты 2-7 для длины ℓ2. Заполнить таблицу 2.

Таблица 2

  t2i, с ∆t2i, с , с ∆t2 при a = εt, % Т2, с ∆Т2, с εТ, %
                 
                 
                 
                 
                 
СЗ                

10. Заполнить таблицу 3.

Таблица 3

2 - ℓ1, см Т12, с2 Т22, с2 g, м/с2 εg, % ∆g, м/с2 g + ∆g, м/с2
             

 

11. Сделайте вывод.

 

Контрольные вопросы

1. Что называется математическим маятником?

2. Вывести формулу периода колебаний математического маятника.

3. При каких условиях колебания математического маятника будут гармоническими?

4. К каким измерениям относится измерение ускорения свободного падения?

5. Как определить относительную погрешность измерения ускорения свободного падения?

6. Что такое относительная погрешность измерения? Способы ее определения.

7. Физический смысл коэффициента Стьюдента.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Особенности профессионально-этического сознания социального работника | Методика обучения как наука. Объект и предмет методики. Связь методики с другими науками

Date: 2016-05-24; view: 659; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию