Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности профессионально-этического сознания социального работника





Формирование личности специалиста прежде всего должно быть на­правлено на формирование его этико-аксиологического сознания, так как личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только подчиняться требованиям внешних этических императивов, в первую очередь ценностей, но и само­стоятельно осваивать смысл и содержание этических им­перативов, присваивать ценности и идеалы и выраба­тывать для себя программу действий, полностью соот­ветствующую нормам и принципам профессионально-этической системы. Важнейшей ее составной частью является система гуманистических ценностей. В этой связи осо­бую значимость приобретает гуманистическая направлен­ность его личности, которая может быть охарактеризо­вана наличием следующих показателей[13]:

• осознанная приверженность гуманистическим цен­ностям;

• признание человека высшей ценностью современ­ной цивилизации;

• организация активной деятельности, направлен­ной на реализацию гуманистических ценностей;

• мотивация основной деятельности необходимос­тью реализации гуманистических ценностей.

Гуманистическая направленность личности специа­листа предполагает, что он не только обладает знания­ми о позитивных ценностях, их сущности, но и убеж­ден в их объективной позитивности. Такая личность глу­боко убеждена, что человек ценен независимо от своих ин­дивидуальных качеств, достоинств и недостатков.

Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и включает в себя совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей. Выделяются следующие уровни профессионально-этического сознания социального работника [14]:

Этико-аксиологические знания представляют собой основы этики (греч. ethika, от ethos – обычай – фило­софская наука о морали), аксиологии (греч. axia – цен­ность, logos – учение – философское учение о ценнос­тях), в том числе и в области профессиональной деятель­ности[15]. Социальный работник получает их в процессе обучения, а также в процессе жизнедеятельности и про­фессиональной деятельности. Вместе с тем следует отме­тить, что знание этики и аксиологии еще не означает мо­ральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятель­ности знания сохраняют значительную самостоятель­ность, они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом слу­чае мы можем даже иметь дело с личностью так называ­емой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах этики и аксиоло­гии, в том числе и профессиональной, но не считать для себя обязательным следовать их требованиям в повсед­невной жизни.

Этико-аксиологические убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей[16]. Наличие этико-аксиологических убеждений свидетельствует о бо­лее высоком уровне развития личностного сознания спе­циалиста, поскольку они основаны на глубокой и всесто­ронней оценке личностью известных ей этических норм ценностей, проверке их социальной практикой и жизнен­ным и профессиональным опытом, их внутреннем одоб­рении и органичном принятии как единственно правиль­ных и возможных. Однако относительно практики этико-аксиологические убеждения социального работника также обладают относительной самостоятельностью, по­скольку в практической повседневной деятельности мо­жет возникнуть ситуация, когда человеку приходится действовать вопреки своим убеждениям: ситуативно мо­гут возникнуть причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае человек находится в разладе с собой, со своими убеждениями.

Этико-аксиологические потребности характеризуют наивысшую степень развития сознания социального ра­ботника[17]. Это моральная потребность в соблюдении тре­бований профессиональной этики, организации деятель­ности с целью реализации этических ценностей. Когда соблюдение требований профессиональной этики и ак­сиологии становится внутренней потребностью специа­листа, оно способно организовать все его волевые и эмо­циональные качества, направить усилия на решение про­блем именно с точки зрения профессиональной этики и аксиологии.

Таким образом, процесс формирования морального и ценностного сознания должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение специалистом знаний в облас­ти этики и аксиологии, сколько на формирование его ценностных и моральных убеждений и потребностей, достаточно жестко детерминирующих его деятельность.

 


[1] См.: Холостова Е.И. профессионализм в социальной работе: учебное пособие.- М.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 236 с.

 

[2] См.: Дополнение и Квалификационный справочник должностей Руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановле­нием Государственного комитета СССР по труду и социальным вопро­сам. — М., 1991.

[3] См.: Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие.- М.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 236 с.

[4] См.: Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пос. / Отв. Ред. А.А. Козлов.- М.: Логос, 2004.- С.212.

[5] См.: Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие.- М.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 236 с.

[6] См.: Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- И.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 220 с

[7] См.: Этика социальной работы: принципы и стандарты (Принято на общем собрании МФСР – IFSW) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2.

[8] См.: Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. Павленок П,Д.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 560 с.

[9] См: Дашук И.Н. Теория социальной работы.- Орел, 2007.

[10] См.: Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. Павленок П,Д.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 560 с.; Профессионализм в социальной работе: Учеб. пос. / Холостова Е.И. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 236 с.

[11] См.: Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие/ отв. Ред. Проф. Козлов А.А.- М.: Логос, 2004.- 368 с.

[12] Там же. С.-9 8-100.

[13] См.: Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. уч. завед. / Медведева Г.П. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272. с.

 

[14] См.: Справочник социального работника / В.А. Альперович и др.; под. общ. ред. Агапова Е.П., Шапинского В.А.,- Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.- 336 с.

[15] См.: Словарь-справочник по социальной работе / Под общ. ред. Е.И. Холостовой.- Юрист, 2002.

[16] См.: Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- И.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 220 с.

[17] См.: Словарь-справочник по социальной работе / Под общ. ред. Е.И. Холостовой.- Юрист, 2002

Date: 2016-05-24; view: 2044; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию