Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности профессионально-этического сознания социального работника ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания, так как личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только подчиняться требованиям внешних этических императивов, в первую очередь ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы. Важнейшей ее составной частью является система гуманистических ценностей. В этой связи особую значимость приобретает гуманистическая направленность его личности, которая может быть охарактеризована наличием следующих показателей[13]: • осознанная приверженность гуманистическим ценностям; • признание человека высшей ценностью современной цивилизации; • организация активной деятельности, направленной на реализацию гуманистических ценностей; • мотивация основной деятельности необходимостью реализации гуманистических ценностей. Гуманистическая направленность личности специалиста предполагает, что он не только обладает знаниями о позитивных ценностях, их сущности, но и убежден в их объективной позитивности. Такая личность глубоко убеждена, что человек ценен независимо от своих индивидуальных качеств, достоинств и недостатков. Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и включает в себя совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей. Выделяются следующие уровни профессионально-этического сознания социального работника [14]: Этико-аксиологические знания представляют собой основы этики (греч. ethika, от ethos – обычай – философская наука о морали), аксиологии (греч. axia – ценность, logos – учение – философское учение о ценностях), в том числе и в области профессиональной деятельности[15]. Социальный работник получает их в процессе обучения, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что знание этики и аксиологии еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность, они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах этики и аксиологии, в том числе и профессиональной, но не считать для себя обязательным следовать их требованиям в повседневной жизни. Этико-аксиологические убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей[16]. Наличие этико-аксиологических убеждений свидетельствует о более высоком уровне развития личностного сознания специалиста, поскольку они основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей этических норм ценностей, проверке их социальной практикой и жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных. Однако относительно практики этико-аксиологические убеждения социального работника также обладают относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда человеку приходится действовать вопреки своим убеждениям: ситуативно могут возникнуть причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае человек находится в разладе с собой, со своими убеждениями. Этико-аксиологические потребности характеризуют наивысшую степень развития сознания социального работника[17]. Это моральная потребность в соблюдении требований профессиональной этики, организации деятельности с целью реализации этических ценностей. Когда соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится внутренней потребностью специалиста, оно способно организовать все его волевые и эмоциональные качества, направить усилия на решение проблем именно с точки зрения профессиональной этики и аксиологии. Таким образом, процесс формирования морального и ценностного сознания должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение специалистом знаний в области этики и аксиологии, сколько на формирование его ценностных и моральных убеждений и потребностей, достаточно жестко детерминирующих его деятельность.
[1] См.: Холостова Е.И. профессионализм в социальной работе: учебное пособие.- М.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 236 с.
[2] См.: Дополнение и Квалификационный справочник должностей Руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. — М., 1991. [3] См.: Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие.- М.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 236 с. [4] См.: Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пос. / Отв. Ред. А.А. Козлов.- М.: Логос, 2004.- С.212. [5] См.: Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие.- М.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 236 с. [6] См.: Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- И.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 220 с [7] См.: Этика социальной работы: принципы и стандарты (Принято на общем собрании МФСР – IFSW) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. [8] См.: Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. Павленок П,Д.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 560 с. [9] См: Дашук И.Н. Теория социальной работы.- Орел, 2007. [10] См.: Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. Павленок П,Д.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 560 с.; Профессионализм в социальной работе: Учеб. пос. / Холостова Е.И. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 236 с. [11] См.: Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие/ отв. Ред. Проф. Козлов А.А.- М.: Логос, 2004.- 368 с. [12] Там же. С.-9 8-100. [13] См.: Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. уч. завед. / Медведева Г.П. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272. с.
[14] См.: Справочник социального работника / В.А. Альперович и др.; под. общ. ред. Агапова Е.П., Шапинского В.А.,- Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.- 336 с. [15] См.: Словарь-справочник по социальной работе / Под общ. ред. Е.И. Холостовой.- Юрист, 2002. [16] См.: Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- И.: ИТК «Дашков и К», 2006.- 220 с. [17] См.: Словарь-справочник по социальной работе / Под общ. ред. Е.И. Холостовой.- Юрист, 2002
|