Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение усилий по линиям влияния ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Рассмотрим использование линии влияния усилий для отыскания их полных значений при действии на конструкцию системы вертикальных сил или распределенной вертикальной нагрузки. При этом изучаем линии влияния, построенные от вертикального груза Р = 1. Пусть требуется определить по линии влияния полное значение изгибающего момента в сечении к при действии на балку системы сосредоточенных сил Р1, Р2,...,Рп, занимающих определенное положение. В данном случае изучаем изгибающий момент Мк в сечении (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 Определение изгибающего момента по линиям влияния
Каждая ордината линии влияния Sк, обозначенная yi, численно равна значению усилия Sк, когда груз Р=1 находится на балке над этой ординатой. При действии на конструкцию одного груза Рi, усилие Sкi = Рi yi При нагружении балки системой сил Р1, Р2,...,Рп полное усилие получим по принципу сложения действия, суммируя усилия, Sк = Р1 y1 + Р2 y2 + … + Рn yn. Пусть на сооружение действует сплошная неравномерно распределенная нагрузка интенсивностью qx = f(x) (рис. 2.5). Для определения полного значения усилия заменим сплошную неравномерную
Рисунок 2.5. – Действие на конструкцию неравномерно распределенной нагрузки
нагрузку системой бесчисленного количества бесконечно малых сосредоточенных сил. Выделим на расстоянии х от левого конца элемент балки длиной dх, в центре которого приложена нагрузка dР = qхdх. Элементарное усилие получим по формуле: dSк = (qхdх) уx. Полное усилие найдем интегрированием: .
Очень часто на сооружение действует равномерно распределенная нагрузка постоянной интенсивности: qx = q = const. Вынося постоянную q в правой части формулы за знак интеграла, получаем
.
Но произведение yxdx равно площади одной из элементарных полосок, на которые расчленяется вся площадь участка линии влияния. Следовательно, . где ω12 — площадь, ограниченная линией влияния и осью абсцисс на участке действия нагрузки (площадь участка линии влияния). Итак, полное усилие определяется формулой
Sк = q ω12.
т. е. чтобы получить полное усилие от сплошной равномерно распределенной нагрузки по линии влияния, необходимо интенсивность нагрузки умножить на площадь данного участка линии влияния. Размерность ординаты линии влияния может быть найдена по выражению: Размерности данного усилия Размерность ординаты линии влияния = --------------------------------------------- Размерность груза
Для опорных реакций и поперечных сил размерность ординаты линии влияния — безразмерная величина. Для изгибающих моментов ординаты линии влияния выражены в единицах длины.
2.5 Невыгодное нагружение линий влияния
Аналитическое условие максимума усилия. Полное усилие Sп в данном месте сооружения при движении подвижной нагрузки в виде системы сосредоточенных сил Р меняется по достаточно сложному закону, график которого имеет ряд изломов. На рис. 2.6 на оси абсцисс откладываем абсциссу х системы сосредоточенных сил, на оси ординат —значение полного усилия Sп. При х = х0 усилие Sп имеет местный максимум, условие для которого при Δх > 0 Δ Sп < 0, при Δх <0 Δ Sп < 0.
Рисунок 2.6. – К аналитическому определению условия максимума усилия
Как при положительном, так и при отрицательном приращении абсциссы подвижной системы сил Δх приращение полного усилия Δ Sп должно быть отрицательным. При определении невыгоднейшего нагружения линии влияния, т. е. когда искомая величина S имеет наибольшее значение, ограничимся рассмотрением наиболее распространенного случая, когда линия влияния имеет треугольное очертание. Пусть имеются система связанных сосредоточенных грузов P1— Р7, действующих на балку (рис. 2.7, а), и соответствующая линия влияния исследуемой величины S (рис. 2.7, б).
Рисунок 2.7.- Определение невыгодного нагружения линии влияния
Равнодействующие грузов, расположенных в пределах левой и правой ветвей линии влияния, обозначим соответственно Рл и Рп, а ординаты линии влияния под этими грузами — ул и уп (рис. 2.7, а, б). Искомое значение S будет равно S = Рлул + Рпуп. Чтобы найти максимальное его значение, составим производную от S по абсциссе х dS/dх = Рлdул/dх + Рпdуп/dх. Поскольку для левого участка dул/dх = tg α, а для правого - dуп/dх = - tg β,
dS/dх = Рл tg α - Рп tg β.
Для нахождения максимального значения S приравнивать производную, т. е. угол наклона касательной, к нулю нельзя, так как функция в сечении к не непрерывна, а имеет излом. Для того, чтобы значение функции в сечении к имело максимум, значение производной функции при движении грузов должно менять знак. Знак изменится лишь в том случае, когда один из грузов, оказавшийся над вершиной линии влияния, перейдет из одной части балки на другую. Такой груз, расположенный над вершиной линии влияния, называется критическим грузом Ркр. Пусть кроме груза Ркр равнодействующие грузов слева и справа от сечения к обозначены Рл и Рп (рис. 2.7, в). Если система грузов получит бесконечно малое перемещение влево, то производная dS/dх > 0, так как критический груз причисляется к силам Рл, поэтому dS/dх = (Рл + Ркр) tg α - Рп tg β > 0. При бесконечно малом смещении системы грузов вправо производная dS/dх < 0, так как критический груз причисляется к силам Рп. Поэтому dS/dх = Рл tg α - (Рп + Ркр) tg β <0. Подставив в эти уравнения tg α = укр/а и tgβ = укр/b, где укр — координата линии влияния над ее вершиной (рис. 2.7, г), получим два неравенства:
(Рл + Ркр) / a > Рп / b; Рл / a < (Рп+ Ркр) / b. (2.2) Конечно, эти неравенства применимы при условии, что ни один из грузов не сходит с балки. В случае сплошной распределенной нагрузки опасным положением будет то, при котором средние нагрузки на левом и правом участках балки равны, т. е. Pл/а = Pп/b. Критический груз может быть найден путем простейшего графического построения. Пусть дана балка, загруженная системой сосредоточенных грузов Р1 — Р5(рис. 2.8, а). Линия влияния S в сечении к показана на рис. 2.8, б. Отложим на перпендикуляре к оси балки в точке d в определенном масштабе величины грузов в последовательности их расположения на балке. Соединим конец линии влияния в точке b с концом последнего груза Р5 (точка с). Затем проведем линию из точки к, параллельную линии bc до пересечения с отложенными силами (точка е).
Рисунок 2.8. – Графическое определение критического груза.
Критическим окажется тот груз, который будет пересечен этой линией (на рис. 2.8 сила Р3), так как при этом удовлетворяются условия (2.2), поскольку треугольники dbс и dке подобны. Если точка е совпадает с границей каких-нибудь двух сил, то обе эти силы являются критическими и при движении грузов от одной критической силы до другой значение S шах не изменится.
2.6 Определение наибольшего изгибающего момента в двухопорной балке от действия ходовых колес тележки
При расчете крановых балок, подверженных воздействию подвижных связанных грузов (ходовых колес тележки), необходимо найти то сечение балки, которому соответствует максимальный изгибающий момент. Известно, что это сечение будет под одним из сосредоточенных грузов. Определим, например, как следует расположить четырехколесную крановую тележку, чтобы получить наибольший изгибающий момент (рис. 2.9, а). Пусть на балку действуют силы Р1, Р2, результирующая которых R = Р1 + Р2. При этом Р1 > Р2. Для определения максимального изгибающего момента под колесом 1 тележки возьмем ее положение, при котором колесо 1 располагается на расстоянии х от левой опоры А. Левая опорная реакция А будет равна А = R (l – x – a1) / l, а изгибающий момент под силой Р1:
М1х = Ах = R (l – x – a1)х / l. (2.3)
Для определения координаты х, соответствующей максимальному значению изгибающего момента, производную от этого выражения по х приравняем нулю. Тогда dМ1х/dх = R (l – 2x1 – a1) / l, откуда х1 = (l — а1) / 2, а
М1mах = R (l – a1)2 / 4l. (2.4)
Рисунок 2.9. – Значения максимальных изгибающих моментов при нагружении балки подвижной нагрузкой
Выражение (2.3) представляет собой уравнение параболы, которая действительна до точки с, что соответствует положению тележки, когда колесо 2 находится над опорой (рис. 2.9, б). Нулевые точки параболы определяются из уравнения М1х = R (l – xo – a1)хo / l = 0, откуда х0 = 0 и х0 = l – a1. Для определения максимального изгибающего момента под колесом 2 тележки возьмем ее положение, при котором колесо 2 располагается на расстоянии х от правой опоры В. В этом случае опорная реакция В будет равна B = R (l – x – a2) / l, а изгибающий момент под вторым колесом М1х = R (l – x – a2)х / l. Для определения М2mах возьмем производную по х и приравняем ее нулю. Тогда dМ2х/dх = R (l – 2x2 – a2) / l, откуда х2 = (l — а2) / 2, а
М2mах = R (l – a2)2 / 4l. (2.5)
Нулевые точки параболы хо = 0, хо = l - а2. На рис. 2.9, б сплошной линией показаны расчетные значения максимальных изгибающих моментов для балки, что соответствует значениям огибающей Мmax при движении тележки по балке для различных ее сечений. При Р1 = Р2 и а1 = а2 = b / 2.
|