Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Навуковыя даследаванні ў СКД ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Общее понятие об исследовании в СКД В силу сложности, многогранности СКД, специалисту этой сферы необходимы очень разные — и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования, где ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания. Усиливается потребность в социологических исследованиях, чтобы выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, оценки деятельности образовательного учреждения или образовательной системы. Исследования медицинского характера направлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников. Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера. Однако практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием личности носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т.д.) характер. 2. Теоретические основы и проблематика современных исследований в СКД Своеобразие, специфику решения социокультурных задач в зависимости от этапа, формы, региональных особенностей образования невозможно в полной мере выявить и использовать без знания и учета общего. Положения, составляющие ядро современных психолого-педагогических концепций. 1. Социальная обусловленность и непрерывное обновление целей, содержания и методов воспитания и развития в соответствии с требованиями общества. 2. Целостность процесса развития, формирующего личность человека как в официально структурированной, так и в неофициальной, специально не организованной, открытой среде. потенциала. 3. Единство, перспективность и преемственность целей, содержания и методов воспитания и развития. 4. Многомерность, отражение всех наиболее важных сторон процесса развития: всякие одномерные оценки в педагогической теории и практике неприемлемы и ущербны. 5. Единство социализации и индивидуализации, обязательного учета индивидуальной ориентации воспитания и его социальной сущности. 6. Деятельностный подход. 7. Единство оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации педагогического процесса. На основе указанных положений нужно в каждом конкретном случае разработать соответствующие рекомендации и требования к организации социально-педагогической (социокультурной деятельности). 3. Источники и условия исследовательского поиска. 1. Общечеловеческие гуманистические идеалы – отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях. Гармоничное и всестороннее развития личности невозможны без формирования нравственного идеала. 2. Достижение всего комплекса наук о человеке, а также рекомендации, вытекающие из современных научных подходов, особенно рекомендации медицины, валеологии (учения о здоровье), психологических и педагогических наук, в том числе социальной педагогики, социальной, педагогической и возрастной психологии. 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский. Передовой опыт является наиболее близким и понятным источником подходов, решений, методов, организационных форм. Диапазон его очень широк. 4. Потенциал коллектива специалистов СКД, социальных педагогов (работников), окружающей социальной среды, производственных предприятий, учреждений культуры и медицины, правоохранительных органов, родителей, людей самых разных профессий, жизненных судеб и увлечений. 5. Творческий потенциал профессионального работника СКД проявляется во внутренних источниках творческого поиска. 4. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции Методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. Во-первых, в современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной реальности. Во-вторых, усложнились сами науки: методы исследования стали более разнообразными, в предмете исследования открываются новые аспекты. В-третьих, в настоящее время педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках. В этом процессе совершенствования методической системы данных наук неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественному анализу. Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология — это совокупность наиболее общих принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле слова — это учение о методах научного исследования. Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи. Следовательно, в качестве основных задач методологии в любом исследовании можно выделить следующие: * определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей ученого; * изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития; * выявление и разрешение противоречий в процессе воспитания, в развитии коллектива или личности; * связь теории и практики, разработка идей и их реализация, ориентация специалистов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень — конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский, уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. 5. Методологические принципы научного исследования 1. Принцип единства теории и практики. Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, малоэффективностью. 2. Конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. 3. Принцип объективности рассмотрения психолого-педагогических явлений самих по себе. Он выражается во всестороннем учете порождающих явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. 4. Принцип всесторонности изучения психолого-педагогических процессов и явлений. Любой феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. 5. Принцип единства исторического и логического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.. 6. Принцип системности, т. е. системный подход к изучаемым объектам. Он предполагает рассмотрение объекта изучения как системы; выявление определенного множества ее элементов (выделить и учесть все их невозможно, да этого и не требуется), установление классификации и упорядочение связей между этими элементами. 7. Принцип концептуального единства исследования. Принцип концептуальности внутренне противоречив, он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. 8. Принцип сущностного анализа. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов. На базе всеобщих принципов сложились и частные принципиальные требования, которые непременно должны учитывать исследователи в области СКД. Принцип детерминизма обязывает исследователя учитывать влияние различных факторов и причин на развитие психолого-педагогических явлений. При исследовании личности необходимо учитывать три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, настоящее и будущее, объективно отражаемое ею. В соответствии с принципом единства внешних воздействий и внутренних условий познание внутреннего содержания личности происходит в результате оценки внешнего поведения, дел и поступков. Принцип активной деятельности личности акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружающий мир. Данный принцип предполагает рассмотрение всех изменений в личности через призму ее деятельности. Принцип развития диктует рассмотрение психолого-педагогических явлений в постоянном изменении, движении, под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. Принцип развития в психологии и педагогике рассматривается обычно в двух аспектах: историческое развитие личности от ее зарождения до современного состояния — филогенез, развитие личности конкретного человека — онтогенез. Принципы выступают непосредственной методологией научных психолого-педагогических исследований, предопределяя их методику, исходные теоретические концепции, гипотезы.
|