Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Современные технологии приобщения дошкольников к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Задачи и содержание приобщения к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

1.2. Современные технологии приобщения дошкольников к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.

1.3. Использование интегративного подхода в процессе развития изобразительного творчества дошкольников ( на примере обучения лепке).

ВЫВОД

ГЛАВА 2.ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ

2.1. Диагностика уровня развития творчества старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности (на примере лепки).

ВЫВОД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи и содержание приобщения к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Важнейшая задача современного общества - обеспечение детям достойного воспитания и образования, которые включают в себя доступ не только к новым знаниям и технологиям, но и богатым культурным ценностям, накопленным человеческой цивилизацией.

Художественная культура занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Т.Рубан рассматривает изобразительное искусство как: «Содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок»[1].

«Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры», - отмечает М.С. Каган[19]. Для ребенка восприятие изобразительного искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности.

Изобразительное искусство выполняет в обществе множество важных функций. Это и способ передачи информации, и возможность самовыражения, и средство поделиться с окружающими своим видением мира. Произведения искусства представляют собой величайшую ценность, являются национальным достоянием. Каждый современный образованный человек должен хотя бы минимально ориентироваться в этой области, и приобщение к искусству начинается уже в раннем детстве.

Большинство образовательных программ для школьников и дошкольников содержит блок, посвященный изобразительному искусству. В ходе обучения дети не только овладевают основными навыками рисования, лепки, аппликации и других видов творчества, но и знакомятся с историей изобразительного искусства, с известными шедеврами различных времен и периодов, учатся видеть произведения великих мастеров.

Основная цель приобщения детей к изобразительному искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.

Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Изобразительное искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало. В дошкольном возрасте дети получают сведения об изобразительном искусстве, общаясь с разными его видами. Среди видов изобразительного искусства различают: живопись, графика, скульптура. [21].

Задачами воспитателя в этом направлении являются развитие у детей интереса к изобразительному искусству, желание внимательно рассматривать произведения искусства, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение произведения, радость и удовольствие от встречи с ним. Помогать детям осмыслить свои чувства, отношение. Подводить детей к пониманию того, что это отражение реальной жизни, выражающее индивидуальное восприятие художника, его чувства, переживания. А также накопление у детей опыта образного видения и восприятия окружающего нас мира природы, его эстетических проявлений, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного, образного мышления[21].

Курочкина писала: «Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза – зорче»[23].

Наиболее благоприятен в приобщении к изобразительному искусству период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов изобразительного искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а изобразительное искусство эмоционально по своей природе. Именно знакомство с различными видами и жанрами искусства вызывает творческое начало[1].

«Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового», - указывает Н.А. Бердяев[20]. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) —уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Дети получают огромное удовольствие от рисования, лепки, игры с конструктором, выполнения поделок и прочих игр, связанных с воплощением их творческих идей.

Кроме того, польза от творчества является просто неоценимой, ведь у детей развивается и мелкая моторика, и сенсорное восприятие, воображение и пространственное мышление, совершенствуются целые группы навыков и формируется эмоциональная оценка происходящего.

Зачастую наборы для детского творчества состоят из бумаги – обычной и цветной, карандашей и красок, цветного пластилина, а также конструкторов, которые должны быть подобраны по возрасту. Ребёнок нуждается в свободе движений, в проявлении своего воображения на полную мощность, только так он в полной мере сможет проявить всю свою фантазию и выразить своё творческое «Я».

Детское творчество усиленно способствует интеллектуальному и умственному развитию ребёнка, пониманию многих вещей, которые нельзя объяснить на словах.

Ведь создавая поделки своими руками, ребенок, прежде всего, изучает свойства материалов, из которых он их делает. Именно через детское творчество происходит познание мира ребёнком, осознание того, что он является частью этого мира, приходит понимание, что он может влиять на окружающие его вещи: рисовать природу, строить корабли и дома.

Вместе с интеллектуальным развитием, через детское творчество к малышу приходит и духовное осознание, происходит знакомство с прекрасным, предметы анализируются с художественной стороны. Ребёнок понимает, что такое «красиво» или «некрасиво», «ровно» или «неровно», учится высказывать свои мысли и мнение, формирует культурное восприятие[20].

Рассмотрим несколько примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и представленные в них задачи и содержание, направленные на развитие творчества, а так же парциальные программы «Красота. Радость. Творчество», «Гармония развития».

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»[10].

В данной программе существует отдельный раздел «Развитие продуктивной деятельности и детского творчества». В данном разделе программа представляет нам задачи и содержание направленные на развитие творчества детей, в которой нам советуют:

· поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей; совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения;

· развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности;

· формировать умения самостоятельно использовать средства выразительности, использовать цвет как средство передачи настроения, своего отношения;

· развивать умения анализировать объект, в изображение предметного мира передавать сходство с реальными объектами.

 

Так же в программе есть отдельный пункт о технических умениях. В котором описываются различного рода техники рисования, лепки, аппликации и конструирования. Дается перечисление материала, который ребенок должен использовать в своей творческой деятельности, и техники, которым воспитатель должен его научить.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»[23].

В программе «От рождения до школы» в разделе «Художественно-эстетическое развитие» существует отдельный пункт, направленный на приобщение детей к искусству, в нем описывается, каким образом воспитатель может приобщить ребенка к искусству, дается перечень художников, скульпторов, авторов литературных произведений, с работами которых мы должны познакомить детей.

В этой программе нет отдельного пункта посвященного развитию детского творчества, он неразрывно связан с «Изобразительной деятельностью» и идет отдельной задачей.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки»[24].

В разделе «Художественно-эстетическое развитие» так же как и в программе «От рождения до школы» нет отдельного пункта посвященного проблеме развития творчества, а он идет отдельной задачей.

А теперь рассмотрим парциальные программы направленные на развитие творчества детей: «Красота. Радость. Творчество», «Гармония развития».

В программе «Красота. Радость. Творчество»[25]

Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства - досуги и развлечения.

Парциальная программа «Гармония развития»[26]

Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками.

В основе программы — деятельностный подход к воспитанию, который интегрируется с природоведческой, речевой, математической, игровой, трудовой, изобразительной деятельностью и видами искусств (литература, изобразительное, народное творчество). Это позволяет по-новому организовать творческий процесс ребенка и весь педагогический процесс в целом. Ребенок дошкольного возраста на всех возрастных уровнях вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым в освоение художественного опыта, а с другой — пробует себя в качестве художника-творца.

При этом развитие навыков изобразительной деятельности не является главной целью и критерием развития. Занятия изодеятельностью используются в первую очередь для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т.е. именно для развития личности.

Рассмотрев и проанализировав большое количество общеобразовательных и парциальных программ дошкольного образования в большей степени, с нашей точки зрения, раскрывает сущность развития творчества в изобразительной деятельности детей парциальная программа Д.И. Воробьевой «Гармония развития».

Таким образом, парциальная программа «Гармония развития» в большей степени раскрывает понятие изобразительной деятельности, как фактора развития творчества. Где детское творчество является первостепенной составляющей процесса обучения ребёнка дошкольного возраста и служит отправным этапом в формировании его личности, обогащении его культуры, развитии художественного вкуса и гармоничного восприятия мира.

Современные технологии приобщения дошкольников к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности

В.В. Гузеев рассматривает сущность педагогической технологии как: «Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств»[27, с.17].

Общим педагогическим условием развития творческих способностей дошкольников является предоставление им реальных и равных возможностей для развития творческих способностей в разных областях искусства. Развитие творчества основывается на формировании нравственности, эстетического воспитания, потребности детей к творческому труду. Без труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить высокие нравственные чувства в ребенка.

Основные задачи эстетического воспитания:

· развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в окружающей природе, в искусстве.;

· воспитание эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное и создавать своими руками;

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Первая группа направлена на приобщение детей к изобразительному творчеству, развитие эстетического вкуса у дошкольника, на видение прекрасного. Ведущим методам для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях можно встретить мини-музеи, в частности музеи «Народного искусства», «Народных промыслов», а также «Картинные галереи», «Вернисажи». Занятия по приобщению детей к прекрасному могут организоваться в данной среде. Так же развиваются творческие способности детей при знакомстве с различными видами искусства[12].

При использовании данных методов важно, чтобы воспитатель показывал свои чувства детям, свое отношение.

Например, тема «Поход в зоопарк», чтобы творчески ее изобразить, нужно с детьми сходить в зоопарк, далее провести беседу о том, что они там видели и что им больше всего понравилось, зачастую, дети с удовольствием делятся своими эмоциями и впечатлениями от похода в зоопарк, а затем на занятии по изодеятельности, создавая свои работы, проявляют творчество, - лепят, рисуют и т.д.

Формирование навыков художественной деятельности – вторая группа задач. Для решения этих задач, требуются практические методы: упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые могли бы поддерживать желание у детей создавать «произведения искусства» своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), давать детям возможность участвовать в разных видах художественной деятельности. Для этого очень полезны творческие задания.

Так, например, по теме «Поход в зоопарк» детям можно предложить слепить или нарисовать животного, которого они не видели в зоопарке, и дать ему имя.

Воспитателю, когда он готовит занятие, нужно все обдумывать так, чтобы обучение изображению было творческим, не порождало клише и не лишало детей возможности творчески самостоятельно изображать что-либо.

Формы организации эстетического воспитания в творческой деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т.д. Особое внимание следует уделить интегрированным занятиям, в которых развивающие задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью интегрированных занятий является объединение различных видов деятельности в одном занятии. При этом ведущим может быть художественная деятельность. Например, интеграция таких образовательных областей как чтение художественно литературы и художественное творчество, когда ребенку предлагают нарисовать то, о чем только что прочитали, изобразить ситуацию, которая сложилась у героев книги[13].

Образовательный процесс должен строиться в зависимости от возраста детей, учитывая их ведущую деятельность в дошкольном возрасте – игровую.

Формы организации образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие».

Различают такую совместную деятельность педагога с детьми:

• непосредственно образовательную деятельность – на занятии, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

• деятельность взрослого и детей, которая осуществляется в течение дня, в ходе режимных моментов и направлена на решение образовательных задач.

Ведущей формой организации работы с детьми в ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является непосредственно образовательная деятельность (НОД).

Т.С. Комарова определяет непосредственно образовательную деятельность (НОД) как: «Деятельность, основанную на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемую совместно со взрослыми, направленную на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости от уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования, решения конкретных образовательных задач»[23, с.5].

НОД организуется и проводится педагогом в соответствии с основной общеобразовательной программой ДУ[14].

Необходимо учитывать этапы развития творческого процесса в ходе детской изобразительной деятельности:

· первый этап предполагает «вынашивание замысла» - идет разработка содержания, поиск художественной формы. Этот период может быть, как и длительным, так и очень коротким. Все мысли и чувства подчинены определенной цели, идет интенсивная работа воображения. Так, например, та же тема «Поход в зоопарк», дети, в начале, думают о том, что они будут лепить или рисовать, каким материалом будут пользоваться, какие цвета использовать в своей работе;

· второй этап – «исполнение, реализация замысла». Суть этого этапа - преобразование мысли в материальную действительность. Собственно, это сам процесс. Продолжается интенсивная работа воображения, представление уточняется. Обогащается и детализируется. Сам процесс изображения может влиять на содержание. Замысел может сильно меняться и корректироваться. Дети лепят или рисуют животное, которое им больше всего понравилось или то, которое они хотели бы изобразить.

· третий этап – оценка полученного результата и доработка, если есть необходимость. Дети сравнивают свои работы, пытаются дорисовать или долепить то, чего, по их мнению, не хватает в работе, иногда оценивают работы друг друга, чтобы получить оценку посторонних людей[16].

Особое место в развитии детского творчества отведено самостоятельной деятельности ребенка. Организации условий для самостоятельной деятельности детей по интересам. С целью развития детского изобразительного творчества, в группах организуется предметно-развивающая среда:

· «Мастерская юного художника», где представлены различные материалы для изодеятельности, книги, игры, трафареты в расширенном ассортименте и т.д.;

· Уголки творчества, где можно экспериментировать с различными материалами: смешивать цвета, рисовать цветными мелками, смываемыми маркерами на различной поверхности, создавать изделия из глины, пластилина, работать с материалом для коллажей, ножницами для правой и левой руки, клеем, плотной бумагой, картоном и материалом для освоения различных нетрадиционных техник живописи: пальчиковой, мыльными хлопьями, печатания губкой, обливной печатью, кляксографией, печатания веревкой, восковом. Эти техники могут быть традиционными и нетрадиционными[17].

Таким образом, решается основная задача педагога, которая связана с развитием интересов, творческих способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой предметно-развивающей среды позволяет ребёнку проявить свою пытливость, любознательность, познавать окружающее по собственному желанию, без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях эстетической предметно-развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности и проявление творчества.








Date: 2016-05-24; view: 762; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию