Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бизнес-процессы и функции управления предприятием

Бизнес-процессы и функции управления предприятием

Современное предприятие является обычно комплексом разных видов деятельности (бизнесов), и в зависимости от набора видов бизнеса строится структура компании (управленческий аппарат, персонал). При этом важнейшее значение имеет отлаженное взаимодействие друг с другом административной, производственной, финансовой, информационной и коммуникационной сфер деятельности компании.

Предприятие — это прежде всего бизнес-система, ориентированная на достижение определенных результатов (производственных, финансовых). Причем таковой можно считать как предприятие в целом, так и его отдельные подразделения или группы под

разделений, занимающиеся однотипной деятельностью (например, цех, выпускающий основную продукцию, ремонтная мастерская, цех побочной продукции и т.д.).

Бизнес-система является производной от миссии, целей и стратегии предприятия, т.е. указанные элементы определяют бизнес-процессы (производственную структуру компании), последние, в свою очередь,— организационную структуру управления компании (иерархию подразделений, распределение полномочий и ответственности), и наконец, названная структура определяет систему кадрового обеспечения бизнес-процессов. Современное предприятие можно представить как бизнес-систему, включающую:

направления деятельности — различные виды бизнеса, продукции или услуг, осуществляемые или производимые предприятием;

функции управления — устоявшиеся и, как правило, стандартные для компаний различных типов виды деятельности, направленные на организацию работ и управление компанией;

Бизнес-процессы и функции управления предприятием

организационную структуру управления — состав и иерархию управленческих подразделений предприятия (департаментов, отделов, служб, блоков, дивизионов);

бизнес-функции — обособленные виды работ, направленные непосредственно на выполнение основных видов деятельности компании (производство продукции и услуг).

Набор бизнес-функций менеджмента формируется под влиянием следующих факторов:

количества и характера этапов жизненного цикла товара или услуг (например, добыча руды, доставка ее на металлургический комбинат, выплавка чугуна и стали, производство готового проката, сбыт);

элементов производственного обеспечения (например, электроэнергией, транспортом, теплом, связью);

направлений деятельности компании (например, инновации, инвестиции, проекты, экология, безопасность, ценные бумаги, внешнеэкономическая деятельность и т.п.). Обеспечение надежной и устойчивой деятельности компании, стабильности и прибыльности ее бизнеса — непростая задача, и ее успешное решение возможно при выполнении ряда условий:

1. Создана организация как согласованная и непротиворечивая бизнес-система, т.е. сформулирована миссия компании и она известна всем работникам; определены цели и разработаны планы их реализации; бизнес-процессы структурированы и взаимосвязаны в пространстве и во времени.

2.Сформирована организационная структура управления, которая обеспечивает для всех работников компании единую систему ценностей, соответствующую целям компании, осуществляет планирование и организацию работы, распределение прав и обязанностей, обеспечивает стимулирование персонала.

3.Обеспечена информационная поддержка бизнес-процессов, что предполагает наличие точной, полной, своевременной и удобной в использовании информации.

Основой бизнес-системы предприятия являются бизнес-процессы. Бизнес-процесс — это комплекс взаимосвязанных видов деятельности, в ходе которых потребляются различные ресурсы; в результате их переработки производится определенная продукция или оказываются определенные услуги, необходимые потребителям. Набор бизнес-процессов естественно должен соответствовать миссии, целям и стратегии предприятия.

Каждый бизнес-процесс направлен на то, чтобы предоставить покупателю продукт или услугу, которые удовлетворяли бы его по своему качеству и цене.

В современной экономике существует множество бизнес-процессов, наиболее характерные из которых можно объединить в группы, представленные в табл. 3.3.

 

Естественно, что каждая компания стремится к тому, чтобы все ее бизнес-процессы были успешными. Эффективность названных процессов характеризуется множеством показателей, главными из которых являются производительность производственных процессов и труда, а также себестоимость продукции и услуг.

Управление бизнес-процессами должно предусматривать:

включение подсистемы управления бизнес-процессами в стратегический план развития компании и ознакомление с этим ее сотрудников; последнее должно повысить ответственность персонала, и в первую очередь по обеспечению заданного уровня производительности и себестоимости;

обучение персонала корпорации основам управления бизнес-процессами, ознакомление его с замыслами руководства; итогом этой работы должно стать формирование единого у всего персонала стратегического видения процедуры управления бизнес-процессами.

Функции управления предприятием

Функции управления формируются в соответствии с этапами управленческого цикла и находятся в тесной связи с бизнес-функциями компании, создавая целостную систему менеджмента и позволяя специализировать отдельные органы управления и труд отдельных менеджеров (рис. 3.4).

Если перечень основных функций менеджмента для различных компаний относительно постоянный (в некоторых случаях добавляют учет и анализ или исключают мотивацию), то содержание этих функций определяется формированием целей предприятия, которое начинается с формулирования его миссии и философии и заканчивается определением бизнеса, перечнем и иерархией целей и конкретных задач компании.

Планирование — это определение путей достижения целей компании, последовательность действий и количественное выражение основных показателей работ. Планирование пронизывает все сферы деятельности компании (инновации, инвестиции, персонал, финансы, снабжение, сбыт, маркетинг, экологию, собственность, ценные бумаги, безопасность, внешнеэкономическую деятельность и др.).

По срокам реализации планирование делится на долгосрочное (прогнозирование) с горизонтом 5—15 лет, среднесрочное — 1—5 лет и краткосрочное (оперативное) — до 1 года.

 

Основными принципами планирования являются:

непрерывность (планирование должно охватывать все периоды функционирования компании без интервалов; план на следующий период должен быть продолжением плана на предыдущий период);

экономичность (планирование должно предусматривать самые экономные способы достижения намеченных результатов);

технико-экономическая, социальноэкономическая и экологоэкономическая обоснованность плановых показателей (плановые расчеты должны быть обоснованы с технической, экономической, социальной и экологической точек зрения);

простота и ясность (все плановые ориентиры должны быть понятны персоналу компании, так как только в этом случае выполнение плановых заданий станет для работников осознанным и целенаправленным действием).

Процесс планирования включает в себя следующие этапы:

1.Целеполагание (формулирование целей), определение того, какие результаты хочет получить компания.

2.Выработка комплекса способов достижения поставленных целей.

3.Составление плана работ по реализации выбранных в п. 2 способов.

4.Определение количества и качества ресурсов (материальных, людских, финансовых, информационных), потребных для выполнения плана.

5.Определение ответственных за выполнение отдельных разделов плана (производственного, финансового, по труду и т.п.).

6.Контроль за выполнением плана.

7.Корректировка показателей плана в процессе его выполнения в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Итоги плановой деятельности обычно оформляют в виде бизнес-плана, включающего следующие основные разделы:

НИОКР;

маркетинговые исследования;

подготовка производства;

организация и техническое развитие производства;

нормы и нормативы;

капитальное строительство;

материально-техническое обеспечение;

труд и кадры;

себестоимость, прибыль, рентабельность;

финансовый план;

план социального развития коллектива;

охрана природы и здоровья;

фонды экономического стимулирования;

инвестиции.

Сердцевиной бизнес-плана является производственная программа (рис. 3.5), так как именно для изготовления той или иной продукции или оказания тех или иных услуг создана компания.

Производственная программа включает показатели объема выпускаемой продукции, ее номенклатуры, качества, объема продаж. Составление производственных программ осуществляется обычно с помощью специализированного программного обеспечения в рамках управления компанией.

Если формирование целей предприятия определяет параметры планирования, то само планирование определяет содержание всех остальных управленческих функций, и в первую очередь функции организации.

Организация. Понятие "организация" имеет в русском языке два смысла: организация как структура (фирма, компания, институт и т.п.) и организация как деятельность. Именно второй смысл имеется в виду, когда речь идет о функциях менеджмента.

Функция организации (организовывания) хронологически вступает в действие после завершения функции планирования и включает в себя:

 

формирование технологической основы производства (набор технических средств и технологии);

формирование производственной структуры компании (состав цехов, производств, служб);

организацию слаженной работы всех подразделений компании;

создание офиса (офисов) компании;

формирование корпоративной культуры;

обеспечение выполнения плановых заданий.

Основная задача функции организации — создание благоприятных условий для достижения запланированных показателей.

Мотивация. После того как в ходе реализации функции организации все структуры и бизнес-процессы компании были взаимосвязаны в пространстве и во времени, необходимо обеспечить высокопроизводительную работу всего персонала по реализации планов компании. Эта цель достигается благодаря функции мотивации, которая стимулирует процессы материального и морального поощрения работников, воспитания духа корпоративного патриотизма, ответственности за порученное дело.

Контроль — это процесс получения информации об отклонениях фактических значений тех или иных показателей от их плановых величин. Контролю подвергаются следующие параметры: соблюдение технологии производства, норм и нормативов; уровень важнейших технико-экономических показателей; общие тенденции развития бизнес-процессов компании; работа отдельных исполнителей,

в том числе менеджеров. Контрольная информация используется в ходе координирования (регулирования), в силу чего эти функции порой объединяют в единую систему управления — так называемый контроллинг.

Цель контроля — отслеживать выполнение плановых заданий. Эту задачу решают как специализированные подразделения компании (производственные и диспетчерские службы, отделы и лаборатории технического контроля, экономические, финансовые службы), так и сами работники. В случае какихлибо отклонений от намеченных целей вносятся необходимые корректировки в плановые показатели и начинается движение "по второму кругу".

Необходимо подчеркнуть, что все рассмотренные четыре функции тесно взаимосвязаны, постоянно переходя одна в другую. Сбой в какойлибо одной их них может привести к перебоям в работе всей бизнес-системы компании. Избежать этого помогает пятая управленческая функция — координирование.

Координирование. Назначение данной функции — согласование между собой всех четырех предыдущих функций, внесение в случае необходимости оперативных корректировок в каждую из них.


<== предыдущая | следующая ==>
Здания общественного питания | Режим работы прививочного кабинета

Date: 2016-05-24; view: 11241; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию