Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование предприятий общественного питания

Лекция 10

Здания и комплексы предприятий торговли и общественного питания

План лекции.

1. Здания предприятий розничной торговли.

1.1.Основные виды торговых предприятий

1.2.Проектирование участка

1.3.Объемно-планировочное решение

1.4.Основные торговые помещения.Помещения для приемки, хранения и подготовки к продаже товаров.Необходимые подсобные помещения

1.5. Многофункциональные торговые центры

1.6. Архитектурно-художественное решение

2. Предприятия общественного питания

2.1.Проектирование участка

2.2.Функциональные схемы предприятий питания

2.3. Схемы объемно-планировочных решений.

2.4.Архитектурно-художественные решения

 

Литература

1.Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных зда­ний и сооружений:

Учеб. пособие. — М.: Архитектура-С, 2006, с. 172-196.

2. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений под ред.И.Е.Рожина, А.И.Урбаха.- СИ, 1984 г., 347-407 с.

3.Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование предприятий розничной торговли

Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование предприятий общественного питания

5.Канаян К., Канаян Р., Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров. М.: Издательский дом компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», 2008.

Розничные магазины по типам делятся на:

1) универмаги – магазины с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров. Каждая товарная группа представлена в отдельной секции;

2) универсамы – магазины самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров с отделом непродовольственных товаров повседневного спроса;

3) специализированные магазины – магазины, торгующие какой-либо одной группой товаров.

Предприятия оптовой торговли.

Функции оптовой торговли:

1) организация завоза товаров из мест производства в районы потребления;

2) комплектование ассортимента товаров, необходимого для снабжения розничной торговой сети;

3) активное воздействие на производство товаров народного потребления.

 

 

Размещение предприятий в системе застройки города, поселка, сельского населенного пункта, их величину и специализацию следует определять предварительно разрабатываемыми перспективными планами (схемами) развития и размещения предприятий розничной торговли (желательно в комплексе с предприятиями культурно бытового назначения) с учетом как нового строительства, так и реконструкции действующих предприятий и возможностью (при необходимости) их переспециализации.

Перспективные планы должны отвечать требованиям внедрения рациональной системы торгового обслуживания населения, в составе которой взаимодействуют предприятия местного и городского (межселенного) обслуживания.

Предприятия местного значения размещаются относительно равномерно в жилой зоне города(населенного пункта) в пределах пешеходной доступности (до 500 м).

Предприятия городского (межселенного) значения (универсальные и специализированные магазины) характеризуются широким ассортиментом продовольственных и особенно непродовольственных товаров. Их размещение определяется, прежде всего транспортными связями. При этом возможно увеличить затраты времени на их посещение по сравнению с предприятиями местного значения.

Сеть городского обслуживания должна формироваться с учетом размещения предприятий на магистралях и площадях, вблизи остановок городского транспорта, станций метрополитена, железнодорожных и автобусных вокзалов, заводских территорий и т.д.

 

В связи с совершенствованием форм розничной и оптовой торговли, раз­витием строительных технологий, деловой и финансовой активности, ростом населения крупных городов и целым рядом социальных и экономических фак­торов учреждения торговли в настоящее время переживают период перемен и развития новых типов зданий и сооружений. Следует выявить основные на­правления этого процесса.

супер- и гипермаркетов — огромных перекрытых торговых пространств универсального назначения. Их архитекту­ра зачастую сводится к форме простейших параллелепипедов, преследуя пре­имущественно утилитарные цели.

Вторым компонентом сетевого рынка стали моллы, или магазины-склады. они повлияли на формирование типологии универ­сального торгового здания.

Сформировались новые типы времен­ных торговых сооружений в виде рынков мелкооптовой и розничной торгов­ли и мини-маркетов, носящих характер временных павильонов.

И, наиболее актуальное направление — формирование крупных многофункциональных торговых центров — сооружений, включающих в свой состав, наряду с доминирующей торговой, целый ряд сопутствующих функ­ций: деловую, зрелищную, развлекательную, общественного питания, кредит­но-финансовую и т.д.

1 .2.Проектирование участка

Участок магазина или торгового центра включает две функциональные зоны; зону покупателей с площадками для отдыха, отдельно стоящих витрини других средств рекламы и хозяйственную для подъезда и разгрузки автомобилей.

Вблизи пешеходной зоны территория магазина и с учетом остановок городского транспорта и характера окружающей застройки следует предусматривать стоянки для легковых машин, обслуживающих покупателей, удаленные от предприятий торговли не более, чем на 150 м

Хозяйственную зону можно изолировать от остальной территории в случае, если это предусмотрено заданием на проектирование, и использовать ее для организации процессов разгрузки и отправки товаров и грузов, размещения объектов инженерных служб (при необходимости) и для отстоя грузовых машин.

На территории магазина можно предусматривать сезонную торговлю (по заданиям на проектирование).

Рис. 1. Планировка территории магазина

1 - здание универсама; 2 - пешеходная зона; 3 – зона сезонной торговли; 4 - кафетерий (летняя посадка); 5 - хозяйственный двор; 6 -автостоянка

 

Рис. 2. Планировка территории торгового центра

1 - здание торгового центра; 2 - пешеходная зона; 3 - хозяйственная зона; 4 - автостоянка; 5 - зона сезонной торговли

 

Организация территории при магазине, встроенном и встроенно-пристроенном к жилому дому, требует прежде всего изоляции потоков проживающих в жилом доме от движения покупателей и транспортных потоков грузовых машин, доставляющих товары.

 

1.3.Объемно-планировочное решение

Магазины делятся на следующие группы помещений:

торговые помещения;

помещения для приемки и хранения товаров, для подготовки их к про­даже;

подсобные помещения;

административные и бытовые помещения;

технические помещения.

Объемно-планировочные схемы для 2-этажных магазинов предполагают следующие основные типы относительного расположения торговых и нетор­говых помещений:

фронтальное;

глубинное;

угловое;

смешанное.

Для крупных многоэтажных универмагов наиболее часто используется вер­тикальное и горизонтально-вертикальное зонирование, подразумевающее оп­ределенную взаимосвязь торговых и неторговых помещений. Склады в этом случае, как правило, располагаются в подвале, помещения для подготовки то­варов к продаже — при торговых залах на этажах или имеют с ними кратчай­шие связи.

Торговые помещения — торговые залы

 

перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей. Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла бы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

· разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

· помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;

· помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;

· помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;

· служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;

· взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);

· помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединить (например, мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно или в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовке к продаже).

Анализируя вторую часть можно сделать вывод, что все помещения магазина должны быть взаимосвязаны между собой. Это необходимо для того, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями. Также это позволяет обеспечить покупателям максимальное удобство при отборе товаров и расчете за них.

 

Устройство и планировка торгового зала магазина.

Торговый зал – это часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставленные для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:

· создания наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам выкладки и размещения;

· эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

· обеспечения свободного движения потоков покупателей;

· рациональной организации расчетных операций.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Такая конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1, 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояние между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6х6, 6х9, 6х12м, но она может быть увеличена до 18х 24 м и более.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и размещения расчетного узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на следующие площади: установочную, проходов для покупателей и перемещения товаров, рабочих мест продавцов и расчетного узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:

 

Ку = Sy/Sт.з.,

где Ку – коэффициент установочной площади;

Sу – установочная площадь магазина, м2;

Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров:

Кэксп = Sэксп/ Sт.з,

 

где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп – экспозиционная площадь магазина, м2;

Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами и т. д.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

Минимальное расстояние для прохода одного покупателя с ручной кладью (корзиной) составляет 0,875 м;

· для того чтобы один человек имел возможность нагнуться к нижней полке, необходимо пространство – 1м;

· для того чтобы два человека с корзинами в одной руке успешно разошлись в проходе, требуется 2,05м.

Однако не рекомендуется делать проходы шире 2,4м, так как в этом случае человек, совершая покупку, будет придерживаться какой-то одной стороны. Это может привести к тому, что покупатель осмотрит половину товаров, либо ему потребуется дополнительное время, чтобы еще раз пройти по тому же ряду в обратную сторону, чего он, скорее всего, делать не станет. Многие проектировщики считают, что оптимальная ширина прохода для крупных супермаркетов составляет от 1,8 до 2,1м. Это дает возможность покупателю брать товары сразу по обеим сторонам прохода. Однако в городских магазинах, где площадь ограничена и слишком дорога, ее можно сузить до 1,4 м.

Проход перед кассами также должен быть достаточно широким, чтобы покупатели имели возможность свободно осмотреть торцевые полки и повернуть в следующий проход. Минимальная ширина такого прохода – 2,4м, однако некоторые проектировщики делают его до 4,8м. Пространство около контрольно-кассовых пунктов зависит от их производительности: при эффективной работе без длинных очередей в часы пик требуется меньше места.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира должно приходиться до 100 м2 площади торгового зала, а в непродовольственных – до 160 м2.

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров одновременно всеми находящимися в зале покупателями, позволяет им совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки:

· продольную, при которой линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;

· поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;

· комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечную планировки.

Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине торгового зала целесообразно использовать поперечную или комбинированную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах, или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.д.).

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах. Расположенных на специально отведенной площади для показа товаров.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.

Требования, предъявляемые к планировке магазина.

1. Торговые зоны должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.

2. Кладовые и помещения для подготовки товара к продаже не должны быть проходными.

3. Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.

4. Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.

5. Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок.

6. Планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость продаваемых товаров и обеспечить обозримость ассортимента, минимизировать время поиска нужных товаров.

 

 

Торговые залы магазинов должны иметь, как правило, естественное осве­щение, однако допускается размещение в подвалах торговых залов для прода­жи продовольственных товаров, посуды и других несгораемых материалов.

Высота этажа торговых залов 3,3 м при площади до 1000 м2, 4,2 м — при площади более 1000 м2. При подвесных потолках допускается понижение вы­соты торгового зала до 2,7 м до низа выступающих конструкций.

Из торгового зала должны быть предусмотрены эвакуационные выходы не­посредственно наружу или в лестничную клетку по расчету, но не менее двух. Для расчета путей эвакуации количество покупателей, одновременно находя­щихся в торговом зале, следует определять, исходя из 1,35 м2 площади торго­вого зала на одного человека.

Площадь, ширину и длину основных эвакуационных проходов считать постоянными величинами и расстановку оборудования подчинять этому требованию, допуская различные варианты размещения оборудования в пределах между основными эвакуационными проходами, не допускать уменьшения ширины основных эвакуационных проходо вот наиболее удаленных участков этих проходов до эвакуационных выходов.

Расстояние между рассредоточенными эвакуационными проходами определяется в зависимости от площади торгового зала. При площади торгового зала до 150 м2 это расстояние должно быть не менее 10,5 м, а при площади 1500 и более м2- не менее 20 м..

 

Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале — не менее 2,5 м; ширина маршей открытых лестниц — не менее 1,5 м.

Рис.4. Примерная схема основных эвакуационных проходов и выходов из торгового зала

1 – основные эвакуационные проходы; 2 - направления движения покупателей; 3 – наиболее удаленная точка торгового зала до ближайшего выхода из торгового зала

 

Проход в кладовые, помещения для подготовки товаров к продаже, слу­жебные, бытовые, подсобные, технические помещения через торговые залы не допускается.

Помещения для приемки и хранения товаров / для подготовки их к продаже

Разгрузочные платформы должны быть, как правило, на 1,1-1,2 м выше уровня площадки для автомобилей. Ширина платформы должна быть 4 м, в отдельных случаях допускается уменьшение ее ширины до 3 м и увеличение до 6 м. Платформы должны проектироваться из условия разгрузки автомоби­лей с заднего или с заднего и правого бортов. При этом разгрузочные плат­формы размещаются либо в помещениях, либо под навесами.

.

Загрузку помещений общественного назначе­ния, встроенных в жилые здания, следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных туннелей; со стороны улиц при наличии спе­циальных загрузочных помещений. Допускается отсутствие указанных загрузоч­ных помещений при площади встроенных общественных помещений до 150 м2.

Допускается расположение кладовых и охлаждаемых камер в подвальных и цокольных этажах. Охлаждаемые камеры нельзя размещать рядом с котель­ными, бойлерными, душевыми и другими помещениями с повышенной темпе­ратурой и влажностью. Кладовые, как правило, следует располагать у наруж­ных стен.

Подсобные помещения:

помещения для хранения тары и упаковочных материалов;

моечные и бельевая;

кладовая уборочного инвентаря;

мастерские мелкого ремонта;

камера пищевых отходов (для продовольственных магазинов);

камера для мусора.

Высота неторговых помещений магазинов — 3,3 м.

 

 

Архитектурно-планировочные решения основных современных типов магазинов.

Универсамы - магазины самообслуживания

Первые супермаркеты появились в США в 1932 г.. Благодаря быстроте и комфортному обслуживанию покупателей, большому экономическому эффекту они получили широкое распространение во всех странах, особенно в период после второй мировой войны.

Зарубежные магазины самообслуживания, как правило, одноэтажные без подвалов. В них устраивают антресоли для размещения административных помещений за счет понижения высоты подсобно-складских помещений первого этажа.

СССР с конца 60-х годов строились крупные магазины самообслуживания-«универсамы», одноэтажные здания с торговым залом площадью 1200 м2 Архитектурно- планировочные решения торговых залов универсамов основаны на размещении оборудования с большой выкладкой товаров, на быстром прохождении потока покупателей, с наименьшей затратой времени и сил на доставку товаров в торговый зал. Планировка подсобных помещений здесь подчинена грузопотокам и решается прямолинейно от загрузочной к кладовым и далее в торговый зал при едином уровне пола. В торговом зале весь ассортимент товаров выложен на линиях стационарного полочного оборудования («горки»), собранного из стандартных элементов, и в свободно размещаемых контейнерах выставочного типа, получивших название «тара- оборудование» и выполняющих двойную роль-транспортной тары и торгового оборудования.

 

Рис.3. Примерная схема одноэтажного универсама торговой площадью 400 - 1000 м2

1 -торговый зал; 2 - отделы заказов и кулинарии, кафетерий; 3 - кладовые,используемые для расширения торгового зала; 4 -кладовые (в том числе дляночного завоза); 5 - охлаждаемые камеры; 6 - приемочная; 7 - прием стеклотары;8 - служебные и бытовые помещения; 9 - подсобные помещения; 10 - техническиепомещения; 11 - разгрузочная платформа; 12 - площадка автомобилей, разгружающих товары (может быть защищена тентовым покрытием)

Примерная схема двухэтажного универсама торговой площадью 1500 м2и более

а - 1 этаж; б - 2 этаж; 1 - торговый зал; 2 -кафетерий, отдел кулинарии, отдел заказов; 3 - кладовые, используемые для расширения торгового зала; 4 - кладовые (в том числе для ночного завоза); 5 -охлаждаемые камеры; 6 - прием стеклотары; 7 - приемочная; 8 – разгрузочная платформа; 9 - площадка для автомобилей, разгружающих товары (может быть защищена тентовым покрытием); 10 - служебные и бытовые помещения; 11 -подсобные помещения; 12 - технические помещения; 13 - киоски; 14 - камера пищевых отходов; 15 - помещение для приема продуктов в ночное время

 

Принцип «гибкой» планировки, обеспечивающий трансформацию и универсальное использование помещений, должен стать основным в проектировании новых типов магазинов. Этот принцип в равной мере относится ко всем типам торговых предприятий, осуществляющих торговлю товарами краткосрочного (стандартного) и длительного (специального) пользования.

В новых архитектурно-планировочных и конструктивных решениях должны учитываться, с одной стороны, изменения в технологии, а с другой, ожидаемые сроки старения отдельных элементов конструктивно-планировочных зданий магазинов. Так, группу долговременных элементов составляют конструкции покрытий, каркасы, вентиляционные и отопительные системы, компрессорные, электрощитовые и т.п. Поэтому при компоновке плана их целесообразно объединять в единые блоки и размещать так, чтобы при возможных трансформациях не потребовалась их реконструкция.

Напротив, торговые залы, кладовые, помещения приемки, подготовки товаров, бытовые и административные служат ограниченный срок (в •среднем 5 лет), а потому их планировочные и конструктивные решения должны обеспечивать быструю и экономически эффективную реконструкцию при трансформации части подсобных и складских помещений в торговую площадь. Соотношение торговой площади к складской в современных универсамах 70:30. Расчетный узел определяется по норме: на одного контролера-кассира отводится 80 м2площади торгового зала. В крупных универсамах предусматривается два входа-выхода: основной и дополнительный для рассредоточения потоков покупателей и по условиям противопожарной безопасности.

С точки зрения экономии городской территории и по архитектурно- композиционным соображениям целесообразно универсамы с торговой площадью свыше 1000 м2 проектировать в два торговых яруса с загрузкой в одном или в двух уровнях, с устройством пандусов для автомашин и двух дебаркадеров, обеспечивающих раздельную на уровне каждого торгового яруса разгрузку без дополнительных перевалок грузов.

Универмаги -крупные торговые предприятия с универсальным ассортиментом непродовольственных и продовольственных товаров.

Для строительства в городах применяются универмаги с торговой площадью 3500-22000 м2 и более, в которых осуществляется как избирательное, так и стандартное обслуживание. Они предоставляют жителям города и тяготеющих к нему населенных мест большой выбор товаров, высокий комфорт обслуживания, консультации специалистов, информацию о новых товарах, способствуют формированию индивидуальных вкусов покупателей, а также оказывают дополнительные виды услуг: доставку купленных товаров на дом, раскрой тканей и подгонку одежды. С этой же целью в универмаги могут быть включены бюро услуг, рестораны или кафе, выставочно-де- монстрационный зал и др.

Универмаги строятся, как правило, многоэтажными и являются композиционными акцентами в формировании центров городов и торговых комплексов. Использование подземного пространства (1-2 и более торгово-складских этажей), многоярусная структура магазина позволяют сократить площадь застройки, что особенно важно в условиях плотно застроенных центров городов.

Площади основных помещений универмагов рассчитываются по нормам для магазинов, а площади дополнительных помещений устанавливаются" программами на проектирование. Высота торгового этажа универмага колеблется от 4 до 6 м, а в типовых - проектах принята равной 4,2 м.

В торговых залах применяются подвесные потолки (ниже плит перекрытия на 50-80 см). В пространстве между подвесным потолком й перекрытием размещаются инженерные коммуникации и осветительная арматура.

Для вертикальных связей кроме лестниц в торговых залах используются эскалаторы и лифты. Применяются установки 2-4 экскалаторов с параллельными лентами и так называемые «ножницы».

Для загрузки товаров в универмаге устраиваются специальные помещения-дебаркадеры на уровне подвала или первого этажа.


<== предыдущая | следующая ==>
Стадион Уэмбли, Фостер | Многофункциональные торговые центры

Date: 2016-05-24; view: 2050; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию