Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки правового государства





Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

3. Основные признаки правового государства.

1) Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.

3) Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Если смотреть несколько шире, то правовое государство - это непременно и конституционное государство, и демократическое государство (обеспечивающее участие народа в осуществлении государственной власти), и социальное государство (обеспечивающее человеку возможность достойного существования).

66. Правовой статус гражданина.

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.
Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.
Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.
В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.ст. 2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных конституционных Законах:

"О Конституционном суде Российской Федерации" (1994 г.);

"О референдуме в Российской Федерации" (1995 г.);

"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.); в законах:

"О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.);

"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (1995 г.);

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.

В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г.
Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).

Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:

социально-экономическим положением государства;

степенью развитости и демократичности политического режима;

нравственными и иными условиями жизни общества.

Закрепляя необходимый, прежде всего с точки зрения государства и общества, комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям.
Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме конституционного права) закрепляет права и обязанности индивида только в определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных и т.д.).
Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса (ст. 64 Конституции).

Без конституционных прав, свобод и обязанностей не может быть полного правового статуса гражданина и человека.

Конституционные права, свободы и обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам - членам общества, независимо от частного индивидуального положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, естественно, более узкие, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд соответствующих норм относит только к гражданину.

Конституционные права, свободы и обязанности предоставляются гражданам (так же как и иностранцам и лицам без гражданства) на равном основании, независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции РФ не подлежат изменению ни со стороны Парламента, ни со стороны Президента РФ.

Конституционные (основные) права, свободы и обязанности неотделимы от личности, многие из них принадлежат человеку от рождения и выражают всю систему взаимоотношений человека и государства.

Конституционный статус личности проникнут наиболее общими принципами (всеобщность, равноправие, неотъемлемость, гарантированность) и должен учитываться при закреплении и реализации определенных прав и свобод другими отраслями права.
Сама Конституция подчеркивает роль и значение норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина, и тем, что они входят как часть в основы конституционного строя (а большинство норм входят в гл. 2), и тем, что нормы Конституции, закрепляющие порядок формирования и принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, не могут нарушать основы правового статуса человека и гражданина.
Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей.
Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина как перед государством, так и перед другими физическими лицами. Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства (ст.ст. 55, 56)

 

Date: 2016-05-23; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию