Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретичні засади проективного метода в психодіагностиці





Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования. Проективный метод направлен на исследование личности, на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты).

Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное". «Проективные методики» несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики). Они названы таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом принято называть «ПРОЕКЦИЯ». З.Фрейд называл ПРОЕКЦИЕЙ приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает сам себе. В дальнейшем, в ходе развития психологии личности и психодиагностики, термин «проекция» получил более расширительное толкование. Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга. 3. Фрейд и К. Юнг показали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных симптоматических ошибках психики. Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира". Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования.

Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: "контроль" и "когнитивный стиль", а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, "ответ" респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть "когнитивный стиль" и "контроль".

Проективные методики обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1. особенностями стимульного материала;

2. особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3. особенностями обработки и интерпретации результатов.

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции.

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

3. Классификация проективных методик.

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

o набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

o Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

o Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ -Тематический аппер­цептивный тест был создан еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюрреем; применяется в клини­ческой практике для диагностики неврозов и психосоматических рас­стройств; стимульный материал: стандартный набор из 30 таб­лиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк; каждому испытуемому дается 20 таблиц, ко­торые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста(диагностике подлежат лицастарше 14 лет),испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют пер­сонажи (фиксируются время, паузы, жесты,мимика, поза), этап обработки заключается в их ранжировании с це­лью выделения доминирующих потребностей: доминантность, аг­рессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др.; САТ- тест детской апперцепции, разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначен­ный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет; на карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморф­ных ситуациях, маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми,) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, созданная С. Розенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии; представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и дей­ствия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации; оценочные факторы: соотношение типов и направлений реакций, преоблада­ющие способы поведения и защиты от обвинений, уровни фрустрационной толерантности и социальной адаптации); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм илиметодика чернильных пятенГ.Роршаха;он первый, кто применил чер­нильные пятна для диагностического исследования личности в целом;10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно: «Что это такое, на что это может быть похоже?»(ассоциации); пока­затели категорий: локализация( всё пятно, деталь, белая часть карточки ), детерминанты (параметры пятна, которые вызыва­ют ответ: форма, цвет, оттенок и движение), содер­жание (человече­ские фигуры и их детали, животных и их детали, анатомическое строение), популярность (относитель­ная частота различных ответов среди людей) заключение: обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности ее межличностных взаимодействий).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Опытный психолог никогда не следует инструкциям по интерпретации подобных рисунков буквально, не дает выводов на основании отдельных элементов и признаков, а учитывает эти признаки в комплексном контексте вместе с известными ему обстоятельствами из жизни ребенка. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений.

Важнейший методический принцип — ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ: нельзя строить серьезных диагностических выводов на базе любой отдельной изолированной проективной методики, ее результаты следует всегда перепроверять другими независимыми источниками информации — как более формализованными тестами, так и данными педагогического наблюдения, беседы, биографической информацией и т. п.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ и ОШИБКИ ПСИХОДИАГНОСТА: нельзя наверняка прогнозировать, как именно воспримет проективную методику сам испытуемый,он невольно стремиться выдать наиболее типовой, так называемый «клишированный» ответ; психодиагност проявляет как бы «вторичную проекцию» — интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных представлений(нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает в данный момент исполнитель методики); психодиагност невольно ищет в проективном материале признаки, подтверждающие уже сложившееся у него представление об испытуемом.

Для исследования межличностных отношений ребенка со сверстниками, родителями и педагогами самым высоким диагностическим потенциалом обладают РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. какую роль выбирает для себя ребенок в ролевой игре, как он относится к назначенной роли, как исполняет он свою роль, какие элементы импровизации вносит он в свою роль от себя, — во всем этом ребенок «проецирует» на игру свои собственные представления о социальном мире.

35. Психодіагностика рис осбистості.

Черты личности — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (Черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов).. В разных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, актуализируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, провоцируют проявле­ние черт «внимательный - невнимательный», «аккуратный - небреж­ный»; ситуации встречи или знакомства людей друг с другом прово­цируют проявление черт «общительность - замкнутость», «отзывчи­вость — черствость» и т. п.

Выделяются три компонента черт:

конституциональные - обусловлены свойствами организма и за­дают ограничения для максимально широких классов ситуаций;

индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности в опреде­ленных относительно широких социально-нормативных ситуациях;

личностные - обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексив­но-ситуационные черты личности.

Модель черт личности: 1) черты не представля­ют собой дискретные образования, т. е. возможен непрерывный пе­реход из одной черты в другую (например, в результате плавной пе­рестройки функциональной системы на новый класс ситуаций или изменения направленности оценок); 2) выделенные выше три под­системы можно представить как сосуществующие подпространства, входящие в отношения гибкой иерархии, что обусловливает пере­ход «ведущего уровня» управления из одной подсистемы в другую.

Психодиагностика личности позволяет выявлять индивидуальные различия в поведении и опыте людей. Поведение - в каких либо ситуациях. Опыт - особенности отношений, ценностных ориентаций.
Люди могут различаться по таким психологическим характеристикам как мотивация, система ценностей, преобладающие черты личности.Психодиагностика основана на представлении о свойствах личности как относительно устойчивых характеристиках человека, которые, мало изменяясь во времени, позволяют прогнозировать поведение человека.
Измерения в психодиагностике связано с количественной оценкой свойств. В основе измерения всегда лежит операция сравнения.

Принято выделять следующие методы исследования личности:
1. Наблюдение.
2. Опрос. Основную часть методик самоотчёта составляют личностные опросники.
3. Экспертные оценки - внешние специалисты, оценивающие проявления тех или иных свойств человека. Эта оценка может произвестись на основании наблюдения, например. Оценка проводится по чётко установленным параметрам. Обязательно должно быть несколько экспертов (не один), во избежание ОШИБОК.
4. Методики самооценки свойств личности или методики самоотчёта.
5. Проективные методики.
6. Эксперимент (крайне редко).

Все личностные опросники можно разделить на многомерные и одномерные.
Многомерные опросники измеряют одновременно несколько личностных особенностей и дают достаточно полную систематизированную информацию о личности.
Одномерные измеряют только одну личностную особенность или одну личностную характеристику.

Личностные опросники также разделяют на:
- опросники черт личности (Кеттелл);
- типологические опросники - выделяют типы личности (Айзенка - экстраверт-интроверт);
- опросники мотивов;
- опросники ценностных ориентаций;
- опросники установок и пр.

Как правило, все опросники проводятся и в групповой форме, и в индивидуальной. Лучше всего заранее специально подготовить бланки ответов. Подходы (способы) к разработке личностных опросников.
1. Отбор релевантного (значимого) содержания - представляет собой составление перечня симптомов или проявлений исследуемой психологической проблемы. Испытуемого просят показать, какие свойства или симптомы у него проявляются. Например, если нужно выявить тревожность у человека, залезаем в словарь, выписываем набор симптомов тревожности и предлагаем испытуемому указать, какие симптомы он у себя наблюдает. Простейший способ.
2. Привязка к эмпирическому критерию. Эмпирический всегда связан с исследованием. Этот подход предполагает оценивание ответов испытуемых на вопросы с целью определения необходимости оставления каждого из них. Таким образом разработана методика MMPI (СМИЛ) - изначально она разрабатывалась в клинике и предлагалась к заполнению лицам с разными предустановленными диагнозами, и в зависимости от того как отвечали люди с тем или иным диагнозом, создавалась методика.
3. Факторный анализ. Например, методика Кеттелла. Заключается в том, чтобы огромное количество черт свести к группам.
4. Опора на теорию личности. Например, интернальность-экстернальность, интроверсия-экстраверсия.

Опросники самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В такого типа исследовании испытуемым предлагают отве­чать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, цен­ностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Термин “самоотчет” в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, “да”, “нет”, “всегда”, “не знаю”).

Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно. Тесты, предназначенные для оценки одной личностной черты (одномерные тесты), обычно разрабатываются и ис­пользуются для измерения какого-то определенного аспекта личности. После про­ведения теста исследователи проверяют, различаются ли испытуемые с низкими и высокими баллами по изучаемому параметру также и по поведенческим характе­ристикам и различаются ли они, кроме того, по другим личностным параметрам, определяемым также с помощью методов самооценки. Данная методология под­разумевает, что измеряемая личностная черта равно присуща всем индивидуу­мам. Другими словами, каждый человек, принимающий участие в исследовании, может получить высокую (среднюю, низкую) оценку, но при этом оценки всех испытуемых будут одинаково значимыми, поскольку они отражают особенности личности каждого из них. Некоторые одномерные тесты также дают возможность измерять отдельно две или три черты. Примерами одномерных тестов являются “Опросник личностной и ситуативной тревожности” Спилбергера, “Шкала локуса контроля” Роттера, “Шкала стрем­ления к успеху” Цукермана и “Шкала самоконтроля” Снайдера. Оценки по этим тестам предположительно отражают относительно стабильные индивидуальные различия в степени выраженности отдельных черт личности. Существует также множество опросников самоотче­та, измеряющих одновременно несколько личностных характеристик. Преиму­щество этих многомерных тестов заключается в том, что они дают более пол­ное представление о личности. Они очень широко применяются в клинических исследованиях, в практике консультирования и для обследования персонала учреждений.Например, 16-факторный личностный опросник, разработанный Рэймондом Кеттелом, представляет собой тест, состоящий из 187 вопросов и измеряющий 16 исходных черт у здорового человека. Оценки, полученные по каждому из измерений личности (например, доминантность — подчинённость, доверчивость — подозрительность и мечтательность —практич­ность), наносятся на график для построения профиля личности. Этот профиль может использоваться специалистами, работающими в сфере прикладной пси­хологии, в круг задач которых входит подбор кадров, что требует принятия обоснованных решений о кандидатах.

Проективные методики.

Проективные методики изначально разрабатывались в клинических условиях и использовались в работе с психически больными людьми. Теоретической основой проективных методик, в основном, являются психоаналитические концепции (современные либо традиционные). Целью примерения проективных методик является изучение неосознаваемых сторон личности.
Сам термин "проективный метод" предложил Франк для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределённые стимулы, содержание которых не предполагает чётких, обусловленных данной культурой ответов. Тестовый материал служит своего рода экраном, на котором проецируются личностные особенности испытуемого.
Главным преимуществом проективных методик является то, что они не могут быть фальсифицированы. Потому такие методы называют замаскированными методами. Главный недостаток - очень большая доля субъективизма.
Это чаще качественные методики (в отличие от количественных). Принято выделять 5 типов проективных методик.

1. Ассоциативные методики - в этих методиках требуется отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством. Пример - тест чернильных пятен Роршарха. Считается, что в процессе интерпретации пятен испытуемым включаются внутренние бессознательные установки. Обязательное условие - отвечать сразу. Использовать её можно в своей практике только после специальной подготовки + после медицинской подготовки.
2. Конструктивные методики - они требуют истолкования или интерпретации какого-либо события, ситуации.. Например, в “Тесте тематической апперцепции” ис­пытуемым предъявляют серии картинок с изображением простых сцен и предла­гают составить рассказы о том, что происходит в этих сценах и какие чувства испытывают персонажи. Требуется достроить образ в сознании
3. Методики завершения - испытуемому предлагают завершить мысль, началь которой содержится в стимульном материале. Например, тест незаконченных предложений и тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга. Ответ может интерпретироваться, во-первых, по оценке: положительный, нейтральный или отрицательный.
Методика Розенцвейга изучает предпочитаемые фрустрационные реакции. Есть детский и взрослый варианты.
Фрустрационные реакции делятся на 3 вида: экстрапунитивные (направлены во вне), интрапунитивные (направлены на себя) и импунитивные (ни на кого не направлены), кроме того все три бывают: препятственно-доминантные, самозащитные и необходимо-упорствующие.
E' - экстрапунитивные + препятственно-доминантные - "трагедия мирового масштаба", человек фиксируется на проблеме, "всегда всё плохо", "это был мой любимый костюм (игрушка)". Проблема есть.E - экстрапунитивные + самозащитные - обвинение других.

e - экстрапунитивные + необходимо-упорствующие - реакции, при которых от другого лица требуется разрешение ситуации.
I' - интрапунитивные + препятственно-доминантные - реакция интерпретируется как благоприятно выгодная.
I - интрапунитивные + самозащитные - "виноват я сам".
i - интрапунитивные + необходимо-упорствующие - человек сам берёт на себя ответственность за разрешение ситуации.
M' - импунитивные + препятственно-доминантные - реакции, при которых отрицается наличие проблемы.
M - импунитивные + самозащитные - никто не виноват, так получилось.
m - импунитивные + необходимо-упорствующие - возможны два варианта - либо решаем проблему путём взаимных уступок, либо пускается на самотёк: как-нибудь само собой всё решится.
С помощью этой методики можно прогнозировать, к каким видам реакции склонен человек в ситуациях фрустрации.
4. Экпрессивные методики - предлагают выразить чувства, эмоции посредством рисования или психодрамы. Например, "дом, дерево, человек", "несуществующее животное", "моя семья" и пр.
5. Методики выбора или распределения по порядку. В этих методиках от испытуемого требуется выбрать или расположить в порядке предпочтения набор стимулов. Например, методика Люшера и методика ЦТО
Методика ЦТО - первый раз человек распределяет цвета также, как и в тесте Люшера. Второй раз предлагаются эти же цвета, но спрашивается: какой цвет больше всего ПО ХАРАКТЕРУ подходит например Маше, Васе, Люсе. И в последнюю очередь: какой цвет ПО ХАРАКТЕРУ больше всего подходит Вам. После этого: как вы думаете, какой цвет считает, что вам подходит ПО ХАРАКТЕРУ, Маша, Вася, Люся. В конце проводится отбор цветов заново: какой цве вам НРАВИТСЯ больше всего... какой цвет из оставшихся. Далее всё переводится в числа обратной шкалы - первый выбранный цвет - 1 балл, второй - 2 балла и т. д. 1, 2, 3, 4 - положительные оценки, 5, 6, 7, 8. В первый раз карточки показываются просто, чтобы человек привык к ним, и только второй раз переводится в баллы

Date: 2016-05-23; view: 911; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию