Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Около 2/3 ее находится в самом работоспособном возрасте (25-49 лет), 60 % - с высшим и средним специальным образованием. Немногим более половины - мужчины





Спрос на рабочую силу формируют, прежде всего, крупные и средние предприятия - «фундамент» казахстанской экономики. На них приходится только 3 млн рабочих мест. Казалось бы: ос­тальные 6 млн - лишние рабочие руки. Но рыночная экономика - это свобода экономической деятельности (разрешено все, что не за­прещено законом). Она побуждает человека проявлять инициати­ву, предприимчивость. С предприимчивостью связаны новые фор­мы занятости. Прежде всего малое и среднее предпринимательство. В нем трудится еще около 3 млн человек (индивидуальные пред­приниматели, фермеры, работники малых предприятий). Государ­ство поддерживает малый и средний бизнес, способствующий рос­ту обеспеченных слоев общества. Оставшиеся 2,5 млн человек — это особая группа занятого населения: самостоятельные работники, т.е. «работающие сами на себя». Например, сельчанин, занятый только на личном подворье и живущий на доходы от него, считается само­стоятельным работником. Получаемый доход, как правило, неве­лик и нестабилен. Кроме того, он не позволяет делать пенсионные накопления. Поэтому в международной практике самостоятель­ная занятость относится к «уязвимой занятости».

Несмотря на расширение форм занятости, предложение рабо­чей силы превышает спрос. Около 5 % экономически активного на­селения (0,5 млн чел.) - безработные.

Конкуренцию на казахстанском рынке труда усиливает иностранная рабочая сила. Численность гастарбайтеров особенно быстро росла в пери­од подъема экономики под влиянием глобализации - превращения мира в единое целое.

Большое влияние на рынок труда оказывает государство — крупный работодатель (1/4 всех рабочих мест). Государство поощ­ряет создание новых производств, оказывает помощь безработным, проводит их профессиональную переподготовку. Но многое зависит от конкурентоспособности самого работника. Решающую роль в ней играет квалификация (образование) и умение осваивать но­вые профессии (самообразование). Чем больше профессий освоил человек, тем увереннее он чувствует себя на рынке труда.

3. Профессиональная структура показывает распределение занятого населения по видам деятельности - отраслям и их груп­пам - секторам экономики (рис. 42). Первичный сектор включает сельское хозяйство, вторичный - промышленность и строительство, третичный - сферу услуг. Сфера услуг - это торговля, транспорт, образование и прочие отрасли.

Сложившаяся профессиональная структура не отвечает зада­чам модернизации Казахстана. Модернизация - это мощное разви­тие передовой промышленности, многих форм обслуживания хо­зяйства и населения. Поэтому главным сдвигом в профессиональ­ной структуре населения будет «переток» рабочей силы из первич­ного сектора экономики во вторичный и третичный.

Социальная структура: разноцветные «воротнички». В со­циальной структуре выделяют классы — группы людей, различаю­щиеся по своему положению в обществе. Ее можно представить в форме пирамиды (рис. 43). В основании пирамиды - самый много­численный класс - наемные работники (рабочие и служащие). Они не владеют фабриками, заводами (средствами производства). Их доход - это заработная плата, получаемая от предпринимателя государства. Среднюю часть пирамиды составляют мелкие собственники (коопе­раторы, самостоятельные работники).

Венчают пирамиду предприниматели (ра­ботодатели), владеющие средствами про­изводства, которые приносят доход. Для получения дохода предприниматели ис­пользуют наемный труд.

При другом подходе - по уровню доходов - тоже выделяют три класса: богатый, бедный и средний. К среднему классу относят тех, кто добился высо­кого уровня жизни. Источник их бла­госостояния - личный труд и профес­сиональные качества.

В экономически развитых странах к среднему классу принад­лежит до 70% общества. Это «синие воротнички» (квалифициро­ванные рабочие), «белые воротнички» (работники интеллектуаль­ного труда), фермеры, мелкие предприниматели и др. Добившись положения в обществе, они становятся оплотом его стабильности и развития. Поэтому создание многочисленного среднего класса - одна из главных задач страны. Пока, по разным оценкам, он составляет от 5 до 20 % населения Казахстана.

  1. Транспорт. Состав, базы, центры и факторы размещения.

 

Транспорт - «кровеносная система» экономики. Главная за­дача транспорта - перевозка грузов и пассажиров внутри страны и за ее пределами. Его роль в такой большой стране, как Казахстан, особенно велика. Транспорт - основа нормальной работы всей эко­номики. Он обеспечивает производственный процесс, связывает предприятия, отрасли и регионы, перевозит внешнеторговые гру­зы, обслуживает население. Транспорт называют «кровеносной си­стемой хозяйственного организма», без которой тот просто не мо­жет существовать. Поэтому создание высокоразвитого, слаженно работающего транспорта — одно из условий прогресса страны.

Транспорт включает в себя 4 составные части. Это транспорт­ные средства (автомобили, поезда, суда, самолеты), пути (железные и автомобильные дороги, воздушные и морские пути, трубопроводы), организации (авиационные, морские, железнодорожные и ав­томобильные компании) и погру­зочно-разгрузочные пункты (мор­ские и «воздушные» порты, же­лезнодорожные и автомобильные станции).

Работу самого транспорта измеряют двумя показа­телями. Первый показатель - количество перевезенных грузов и пассажиров. Он выражается соответственно в тоннах и количестве че­ловек. Данный показатель не полностью отражает проделанную работу. Чтобы понять это, решите задачу.

Очевидно, второй автомобиль совершил больший пробег с гру­зом, потратил больше топлива, его работа больше и в денежном выражении, и по обороту (пробегу) с грузом. Поэтому второй пока­затель работы транспорта - грузооборот, а в пассажирских пере­возках - пассажиров борот.

Грузооборот - это количество перевезенного груза на опреде­ленное расстояние за единицу времени (за день, месяц, год). В на­шем примере первый автомобиль совершил грузооборот 50 тонно- километров (ткм), а второй - 500 ткм.

Казахстан имеет крупный транспортный комплекс. Но у него есть нерешенные проблемы. Недостаточно имеющихся путей сооб­щения. Они пока невысокого качества (особенно автомобильные дороги). С этим связана небольшая скорость движения, а значит, и пропускная способность* транспортных «артерий».

Используется много устаревших транспортных средств. Поэто­му возникла диспропорция между динамично развивающейся эко­номикой и «не успевающим» за ней транспортным комплексом. Отставание транспорта сдерживает рост многих производств.

Наземный транспорт. В нашей «сухопутной» стране он яв­ляется ключевым. Большое значение в нем имеет железнодорож­ный транспорт. Железные дороги — это «каркас» всей транспорт­ной системы Казахстана. Они связывают регионы страны в единое целое, работают регулярно, постоянно, независимо от климата и сезона года. Скорость движения на них значительна, а стоимость перевозок невелика. Железные дороги — транспорт дальних рас­стояний и самый универсальный. Он способен перевозить почти все грузы, а «стальные артерии» можно строить в любых направ­лениях.

Железные дороги появились в Казахстане в конце XIX в. В начале XX столетия (1904-1905 гг.) по его территории прошла первая крупная дорога - Оренбург-Ташкент. Но в главных чер­тах дорожная сеть была сформирована в советское время. Основа ее - крупные магистрали*, соединяющие несколько частей страны. «Рисунок» казахстанских дорог определяют 3 меридиональные магистрали: Оренбург-Ташкент, Туркестано-Сибирская (Семей-Ал- маты-Луговая), Трансказахстанская (Петропавловск-Караганды- Шу) и 2 широтные: Среднесибирская (Челябинск-Костанай-Кок- шетау-Карасу) и Южно-Сибирская (Карталы-Астана-Кулунда- Барнаул). Соединяясь, они образуют «большое железнодорожное кольцо» Казахстана. В него «вливаются» другие «стальные арте­рии», в том числе Трансазиатская магистраль, протянувшаяся от Китая до Турции.

Большая часть (3/4) перевозок железнодорожного транспорта приходится на уголь, руды, нефть и строительные материалы. Это отражается на географии грузопотоков. Напряженнее всего рабо­тают Южно-Сибирская и Трансказахстанская магистрали - более половины грузовых перевозок.

Развитие железнодорожного транспорта предполагает: 1) стро­ительство новых дорог; 2) их электрификацию, позволяющую вдвое увеличить пропускную способность; 3) создание скоростных маги­стралей; 4) контейнеризацию перевозок.

Если железнодорожный транспорт - «каркас» транспортной си­стемы, то автомобильный - ее главное связующее звено. Он соединяет магистральные виды транспорта, перевозит грузы отдельных пред­приятий к ним и обратно. Это транспорт коротких расстояний, ско­ростной, самый маневренный. Автомобили доставляют товары «от двери до двери», без промежуточной перевалки. Их роль особенно велика в городах, пригородах и горных районах. Дальние магистраль­ные перевозки обеспечивают мощные быстроходные грузовики. Но автотранспорт - дорогой и экологически «грязный».

Эффективность работы автомобильного транспорта во мно­гом зависит от густоты и качества дорог. Общая протяженность автомагистралей около 100 тыс. км. А для нормального хозяй­ствования Казахстану надо иметь в 2 раза больше. Дорожная сеть страны очень неравномерна. В главном она повторяет географию железных дорог. Самый насыщенный автотрассами регион - Се­вер. Число их на Западе и в Центре вдвое меньше. До сих пор нет сквозной широтной дороги, пересекающей Казахстан с запада на восток.

В нашей стране автомобиль давно стал самым массовым тран­спортным средством (в 2012 г. — свыше 4 млн единиц), а автотранс­орт - бесспорным лидером в грузовых (3/4) и пассажирских (99%) перевозках.

По массе транспортируемых грузов выделяются горно-добы­вающие и металлургические области (Карагандинская, Восточно- Казахстанская и Костанайская), где велика роль производственно­го транспорта. География пассажирских перевозок больше соот­ветствует размещению населения.

Автомобильный транспорт Казахстана развивается в несколь­ких направлениях. Реконструируются действующие и проклады­ваются новые магистрали. Строятся дороги в сельской местности.

В крупных городах пассажиров перевозит экологически чис­тый электрический транспорт - троллейбусы (Алматы, Петропав­ловск, Астана, Тараз и др.) и трамваи (Павлодар, Алматы, Усть- Каменогорск, Караганды). В Алматы приступил к работе единствен­ный в стране метрополитен.

3. Водный транспорт в основном работает на естественных пу­тях, не требующих больших затрат на их оборудование. Он потреб­ляет немного топлива (в пересчете на 1 т груза) и имеет низкую себестоимость перевозок объемных (массовых) товаров. Но у него небольшая скорость движения, работа часто сезонная, а судоход­ные трассы не всегда идут в нужном направлении.

Водный транспорт делится на морской и речной. Периферийное ЭГП Каспийского моря, единственного района морского судоход­ства, определило главное назначение морского транспорта - осу­ществлять внешнеторговые связи. Поэтому основные перевозки - заграничные. Объем каботажных перевозок (между портами нашей страны) меньше.

Морской транспорт — самый молодой и динамично развиваю­щийся. У него сложное хозяйство: флот, порты, ремонтные заводы.

В составе флота есть современные танкеры («Астана», «Алматы», «Абай», «Алатау»), самоходные баржи, ледокольные буксиры. Главные мор­ские «ворота» страны - незамерзающий торговый порт Актау. По грузо­обороту (10 млн т в год) он - один из крупнейших на Каспии. Главные грузы - нефть (85%), прокат и зерно. Паромные переправы связывают Актау с портами России и Азербайджана.

Нефтяной порт строится в бухте Курык. Он будет принимать более крупнотоннажные (30—60 тыс. т) танкеры, которые скоро появятся на море. Третий порт, Баутино, развивается как опорная база освоения морских нефтяных богатств.

Речной транспорт — самый зависимый от природных условий. (Объясните, почему.) По рекам выгодно перевозить массовые гру­зы, не требующие быстрой доставки, - уголь, нефтепродукты, лес, зерно, строительные материалы. Объем их быстро растет. Геогра­фию работы этого транспорта определяют 2 речных бассейна - Ер- тисский и Жайыкский.

Воздушный транспорт - самый быстрый, но и самый доро­гой. Главная его специализация - перевозка пассажиров на даль­ние расстояния. Самолеты доставляют также срочные и дорогие грузы (почту, скоропортящиеся продукты, цветы).

Воздушные перевозки в Казахстане осуществляют свыше 20 авиакомпаний («Атырау ауе жолы», «Кокшетау», «Семейавиа» и др.). Самая большая из них — «Эйр Астана», национальный авиа­перевозчик.

Она обслуживает десятки международных и внутренних маршрутов. Ее воздушные лайнеры летают в Россию, Китай, Германию, Индию и дру­гие страны. «Эйр Астана» перевозит 3/5 всех авиапассажиров республики.

Главная «воздушная гавань» страны — Астана (более 3/4 всех пассажиров). Современный международный аэропорт работает в Алматы.

Авиацию применяют и в сельском хозяйстве. С ее помощью тушат лесные пожары, наблюдают за трубопроводами, доставля­ют экстренных больных, осваивают нефтяные и газовые ресурсы.

Трубопроводный и электронный транспорт. Узкоспециали­зированные виды сухопутного транспорта - трубопроводный и электронный. Трубопроводы перекачивают нефть, газ и работают в едином «конвейере» с нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленностью. Их тоже можно строить в любых направлени­ях, они короче железных дорог, а строительство обходится дешев­ле. Грузы «идут» в одну сторону, непрерывно, в большом количе­стве. Поэтому трубопроводный транспорт - один из самых деше­вых. С географией трубопроводов вы уже знакомы.

Самый «трубопроводный» район в Казахстане - Запад, где «рож­даются» мощные нефтяные и газовые потоки. Главный узел их - Атырау, от которого веерообразно расходятся нефтепроводы. Че­рез этот край проложены мощные транзитные газопроводы Сред­няя Азия-Центр и Бухара-Урал. Срединные области с севера на юг пересекает нефтепровод Омск-Павлодар-Шымкент-Чарджоу. С запада в него вливается кумкольская ветка, а от него «труба» идет на восток, в Китай.

На очереди - строительство газопровода Запад-Юг-Китай.

Электронный транспорт передает электроэнергию по проводам ЛЭП. Они связывают крупнейшие промышленные центры страны и обеспечивают электричеством сельские поселения.

Территориальная организация транспорта. В Казахстане формируется Единая транспортная система. Важнейшая ее часть - всевозможные пути сообщения. Их соединяют транспортные узлы, т.е. пункты, где сходятся разные «дороги» (железные, авто­мобильные, речные) и производится перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. В Казахстане несколько десятков тран­спортных узлов различных типов. Особенно выделяются Екибас- туз, Темиртау, Караганды, Алматы, Актау.

Связь. Это звено коммуникационной системы включает поч­товую связь и телекоммуникации. Его основная задача - передавать разнообразную информацию, объемы и значение которой быстро растут.

Старейшая отрасль звена - почтовая связь. Ее все больше тес­нят современные телекоммуникационные виды связи. Они стреми­тельно развиваются в нескольких направлениях. Создание опти­коволоконных линий включает нашу страну в гигантскую миро­вую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Отставание почтовой связи компенсирует беспроводная связь, прежде всего сотовая. Сотовых телефонов в стране намного больше, чем обычных. Создание оптико-волоконных линий включа­ет нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Большое значение имеют спутниковое телевидение и использование «всемирной пау­тины» - Интернета.

 

 

  1. Показать и назвать рекреационные ресурсы.

БИЛЕТ №15

  1. Миграция населения. Виды и причины миграции.

Миграция - сложный социальный процесс, своего рода «прыжок в неизвестность». Это не только собственно переселение, но и приспособле­ние (адаптация) к другой жизненной обстановке. В ней проявляются та­кие качества человека, как мобильность, предприимчивость, умение ори­ентироваться в новых условиях. Поэтому миграционная подвижность на­селения - показатель уровня развития страны.

Воздействие миграции на жизнь общества велико и многопла­ново. Миграция сыграла важную роль в формировании казахско­го народа, его культуры. Большое место ей отводится в планах со­временного Казахстана. Они предусматривают: 1) возвращение на родину зарубежных соотечественников (оралманов); 2) увеличение численности населения и восполнение дефицита работников; 3) рациональное размещение переселенцев в пределах государства. Решение этих задач будет способствовать модернизации страны, более полному использованию ее экономического потенциала.

Миграция влияет на естественное движение и структуру насе­ления. Мигранты — это, в основном, молодые люди и большей час­тью женщины. Поэтому районы притока населения отличаются повышенной рождаемостью, а оттока - пониженной. При притоке возрастает доля женского населения, а при оттоке — мужского. Отток из районов с низкой рождаемостью увеличивает долю по­жилых людей. Население стареет, растет смертность, естественный прирост снижается и может перейти в депопуляцию.

Экономическое значение миграции заключается в том, что она способствует территориальному перераспределению рабочей силы, освоению новых территорий. Для нашей большой страны это осо­бенно важно.

Рассмотрим основные виды миграции.

Различают внутреннюю и внешнюю миграцию. Миграцию в пре­делах страны называют внутренней. Она происходит внутри обла­стей (внутриобластная, или ближняя миграция) и между областя­ми (межобластная, дальняя миграция). Внутренняя миграция включает въезд - вселение и выезд - переселение. Миграцию из од­ной страны в другую называют внешней. К ней относят: 1) въезд в страну - иммиграцию и 2) выезд из страны - эмиграцию. Возвраще­ние в страну эмигрантов - это реэмиграция или, если эмигрант воз­вращается на родину, репатриация (лат. patria - родина).

Разность чисел въехавших (прибывших) и выехавших (выбыв­ших) дает механический прирост населения. Иначе его называют сальдо миграции (ит. saldo - остаток). Положительное сальдо озна­чает приток населения, отрицательное - отток.

Социально-экономические причины - это поиск работы, лучших условий жизни, учеба, семейные - воссоединение семей. К поли­тическим причинам относят войны, конфликты, изменение поли­тических условий. С ними часто связана репатриация. Экологичес­кая миграция - это «бегство» населения от неблагоприятных ус­ловий проживания.

В условиях рыночной экономики особую значимость приобре­тает такая разновидность социально-экономической миграции, как трудовая миграция. Она обусловлена неравномерностью развития регионов страны и, следовательно, распределения рабочих мест. Быстро развивающиеся области испытывают недостаток работни­ков, в то время как отстающие, напротив, их избыток. Поэтому не только «работа должна идти» к работнику, но и сам работник дол­жен быть психологически готов «следовать за работой». Для расширения трудовых миграций в пределах государства создаются экономические предпосылки, например, рынок арендного жилья. Но многое зависит от мобильности самого человеческого капитала.

Миграция может быть постоянной (навсегда) и временной (на какое-то время). Временной является вахтовая (посменная) ми­грация, распространенная в местах освоения природных ресур­сов. Другой пример - сезонная миграция на сельскохозяйствен­ные или строительные работы. Временную миграцию совершают туристы и гастарбайтеры (гости-рабочие) - иностранцы, работа­ющие в стране.

Временные мигранты, как правило, не учитываются в статистике ми­грации. И совсем не относится к миграции населения созвучное понятие «маятниковая миграция», когда люди, живя в одном населенном пункте, ежедневно ездят на работу в другой.

По форме выделяют добровольную миграцию и принудитель­ную.

Добровольное переселение люди осуществляют самостоятельно (не­организованная миграция) или с помощью государства (организованная миграция). Примеры массовой организованной миграции - репатриация оралманов и переселение в годы освоения целины.

Принудительная миграция - это насильственное переселение людей в период сталинских репрессий и изгнание (депортация) из родных мест целых народов. Так, в 1937-1944 гг. в Казахстан были выселены корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и ряд других народов. Всего около 1 млн человек.

Миграция населения в Казахстане: масштабы и география. Территория нашей страны не раз становилась ареной масштабной миграции. Она затрагивала огромные массы людей. Так было во время «великого переселения народов» начала нашей эры, в пери­од арабских завоеваний, в годы нашествия монголов и джунгар. А массовая временная миграция являлась составной частью кочево­го образа жизни. Крупные перемещения населения сопровождало присоединение Казахстана к России. В советское время они были связаны с индустриализацией, Великой Отечественной войной, ста­линскими репрессиями и освоением целины.

Усилилась миграция в годы независимости. Это было обуслов­лено распадом Советского Союза, большими изменениями в разме­щении производства и возвращением на историческую родину орал­манов.

За два десятилетия независимости в миграционные процессы было вовлечено почти 11 миллионов казахстанцев (рис. 33). В пер­вое десятилетие численно преобладала внешняя миграция с боль­шим отрицательным сальдо. Отток населения превышал естествен­ный прирост, поэтому численность населения Казахстана не росла, а уменьшалась. Во второе десятиле­тие независимости картина мигра­ции изменилась. Ведущая роль пе­решла к внутренней, прежде всего ближней (внутриобластной) ми­грации. Волна внешней миграции пошла на спад. В ней сложилось небольшое положительное сальдо.

Внешний миграционный приток и увеличение темпов естественного прироста улучшили демографи­ческую ситуацию: начался стабильный рост численности населе­ния страны.

Современный географический рисунок внешней миграции соз­дают три основных потока. Первый поток — репатриация оралма- нов. Он зарождается в соседних странах, где живет более 3 млн казахов. Свыше 80 % репатриантов прибывает из Узбекистана, России, Китая и Монголии. Они расселяются во всех регионах, но главным образом - на Юге и Западе. Второй поток - эмиграция русских и украинцев в Россию и немцев в Германию. Его составляют преимущественно эмигранты Севера, Востока и Центра. 9/10 их выезжают в Россию. Третий поток - трудовая иммиграция гаст­арбайтеров большей частью в южные и нефтедобывающие запад­ные области.

Масштабы внутренней миграции намного больше внешней. За годы независимости почти 2/5 жителей страны поменяли свои ад­реса. Население Казахстана стало одним из самых мобильных в мире.

В ближней (внутриобластной) миграции выделяются 2 пото­ка: 1) из трудоизбыточной сельской местности в города и 2) из ма­лых городов в большие.

Географию дальней (межобластной) миграции определяют го­рода-лидеры — Астана и Алматы. Они принимают половину всех переселенцев. Третьим по величине центром притяжения внутрен­них переселенцев является Алматинская область.

Миграционная политика государства направлена на решение двух задач. Первая задача - увеличить масштабы миграции за счет

1. репатриантов-соотечественников; 2) реэмигрантов - бывших граждан Казахстана; 3) переселенцев из экономически и экологи­чески неблагополучных районов страны. Вторая задача - органи­зовать рациональное их расселение в интересах модернизации и повышения качества жизни людей. Это нашло отражение в про­грамме «Нурлы кош» («Светлое кочевье»).

  1. Социальная инфраструктура.

Главная задача социальной инфраструктуры - оказывать ус­луги населению. Это сложный комплекс, включающий около 30 отраслей. Они обеспечивают нормальный быт населения, готовят квалифицированные кадры, заботятся о здоровье людей, органи­зуют их полноценный отдых. В конечном счете, комплекс работает на производительность труда и прогресс страны.

Набор услуг очень велик. Одни из них нужны постоянно (каж­дый день мы ходим в магазин), другие - иногда (например, когда заболеем), а третьи (ремонт дома, автомобиля) - изредка. Ряд ус­луг требуется всему населению (торговля, здравоохранение, отдых). Но есть и такие, которые оказываются только отдельным его груп­пам. Для вас, молодых, важнейшая услуга - образование, а для пожилых людей - социальное обеспечение старости. Это значит, что услуги предоставляются адресно. Но в любом случае, они ока­зываются там, где живут люди. Поэтому главный фактор разме­щения социальной инфраструктуры - потребительский (размеще­ние населения). Отдых «на природе» связан с водоемами, лесами, горами. Для него важен природно-ресурсный фактор. Высшее (уни­верситетское, институтское) образование тяготеет к научным ценрам (фактор «наукоемкости»). При размещении всегда учитывают транспортную доступность для населения объектов инфраструк­туры (транспортный фактор).

Отрасли, которые оказывают повседневные услуги всему насе­лению, размещаются равномерно по всей населенной зоне. Сеть остальных учреждений инфраструктуры разрежена.

Сфера обслуживания. Предприятия торговли продают на­селению потребительские товары. Они реализуются большими партиями (оптовая торговля) или штучно (розничная торговля). Главные показатели работы торговли - ее объем (товарооборот) и структура.

В структуре торговли с ростом уровня жизни населения уве­личивается доля непродовольственных товаров (в 2012 г. - 2/3). Из продуктов питания люди больше всего тратят денег на покуп­ку мяса, муки и изделий из нее, овощей, масла, сахара и конфет, а из непродовольственных товаров - одежды, обуви и электробыто­вых приборов. Основная часть торговли (3/5) приходится на рын­ки. В стране около 50 тыс. магазинов. Большое распространение получили крупные магазины - супермаркеты, фирменные, но са­мыми массовыми остаются маленькие магазинчики с самым необ­ходимым набором товаров. Они максимально приближены к поку­пателю. Большая часть всех товаров (2/5 продается и покупается в Алматы. Это главный торговый центр страны.

Предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, пра­чечные, химчистки, бани, мастерские по ремонту автомобилей, бы­товой техники, пошиву одежды, обуви и др.) концентрируются в основном в городах.

Ключевую роль в заботе о здоровье людей играет здравоохра­нени е. В Стратегии «Казахстан-2050» один из главных приорите­тов - здоровье населения, важнейший показатель благополучия общества, залог его успешного развития. Только здоровые люди способны хорошо учиться, трудиться, обеспечить себе материаль­ный достаток, защищать Родину.

Уровень здоровья в стране не очень высок. Ежегодно каждый второй казахстанец обращается к врачу. Медицинскую помощь ока­зывают свыше 4,5 тыс. больниц и около 170 тыс. медиков (врачей, стоматологов, медицинских сестер). После социального обеспечения и образования эта отрасль - третья по величине получаемых из бюд­жета средств (10% всех расходов). Но их пока недостаточно.

Сеть учреждений здравоохранения сильнее развита в больших городах. Здесь сосредоточена основная часть врачей, работают круп­нейшие медицинские центры, специализированные клиники. Сель­ских жителей обслуживают районные поликлиники, а в неболь­ших поселениях - фельдшерские пункты. Главные центры здраво­охранения в стране — Алматы (1/5 всех врачей), Астана, Караган­ды, Семей.

В Казахстане создана крупная система образования. Эта отрасль социальной сферы - самая большая по числу вовлеченных в нее лю­дей. В детских садах, общеобразовательных и профессиональных шко­лах, колледжах и вузах обучаются более 4 млн человек. За партами сидит 1/4 всех жителей страны. Но самая большая «армия» этого «тру­дящегося» населения — школьники: вас более 2,5 млн.

География школьного образования совпадает с размещением всего населения Казахстана. Большая часть школ и учащихся сосредоточена в пределах главного пояса расселения. Сельских школ в 3 раза больше, чем городских (свыше 6000), но по числу учащих­ся (52%) маленький перевес - за городами. Высшее образование - «чисто городская» отрасль. В нем бесспорным лидером остается Алматы - самый студенческий город страны (45 вузов из 139). По числу студентов выделяются также Шымкент, Караганды, Аста­на, Тараз. В стране созданы условия для получения самых разных специальностей. Крупнейшими «кузницами кадров» являются На­циональный университет им. аль-Фараби (Алматы), Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (Астана), Нацио­нальный технический университет (Алматы).

Организация отдыха населения. Отдых - такое же условие нормальной жизни людей, как пища и вода. Он подразумевает де­ятельность самих людей (туризм, экскурсии, санаторно-курортное лечение) и деятельность учреждений, которые помогают в этом (пре­доставляют жилье, организуют питание, досуг). Все это объединя­ется общим понятием - рекреация*. Ее главная задача - восстано­вить силы (физические, эмоциональные), потраченные в процессе труда (и учебы). Рекреация обогащает духовный мир и расширяет кругозор человека.

Для рекреации необходимы 3 главных условия: 1) достаточ­ные доходы людей, так как «цивилизованный» отдых - удоволь­ствие дорогое; 2) рекреационные ресурсы и 3) рекреационное хо­зяйство. Уровень доходов населения растет. Это уже вызвало на­стоящий туристский «бум» в стране.

Рекреационное хозяйство включает в себя гостиницы, дома и базы отдыха, санатории, турбазы, туристский транспорт и др. Эта сфера рекреации также разви­вается очень быстро. Построе­ны отели мирового уровня горно-лыжные базы и ту­ристские комплексы.

Ресурсы, используемые для отдыха, лечения и туриз­ма, называют рекреационны­ми. Они бывают двух видов - природно-рекреационные и куль­турно-исторические. К природ­но-рекреационным ресурсам относят: водоемы, леса, горы, минеральные источники, ле­чебные грязи; уникальные объекты природы (водопады, пещеры, каньоны и др.). Культурно-исторические ресурсы - это объекты, созданные человеком: древние городища, мавзолеи, кре­пости, храмы, наскальные рисунки, архитектурные сооружения, музеи. Они составляют культурное наследие Родины и привлекают множество туристов.

В зависимости от состава рекреационных ресурсов каждая тер­ритория приобретает свою специализацию. На минеральных источниках создаются лечебные курорты (Сарыагаш, Алмаарасан, Щучинский и др.). Водоемы (Капшагайское и Буктырминское во­дохранилища, Балкаш, Алаколь, Боровое) превращаются в зоны купально-пляжного отдыха. В горных районах распространены по­ходы и альпинизм. Это Северный и Западный Тянь-Шань, Жетысу Алатау, Алтай. Города становятся центрами познавательного ту­ризма. Так формируются рекреационные районы - территории, от­личающиеся своей рекреационной специализацией. Казахстанские ученые (С.Р. Ердавлетов и др.) выделяют в Казахстане несколько десятков рекреационных районов. Самые крупные из них - Север­ный Тянь-Шань, Кокшетау, Алтай (рис. 145).

Рекреационные ресурсы нашей большой страны с разнообраз­ной природой и многовековой историей велики и пока еще слабо освоены. Если мысленно окинуть взором нашу прекрасную Роди­ну, то в каждом ее уголке найдутся шедевры природы и культуры, используемые для рекреации.

На Востоке страны - это гора Белуха, Кокколь (50-метровый во­допад, самый высокий в Казахстане) и Маркаколь («озерное око Ал­тая»). Предгорья Шынгыстау в «сердце» Евразии - родина Абая, ТТТя - карима и М. Ауэзова. Культурный центр края - Семей. Среди его туристских объектов два выделяются особо: музей Невзоровых («ка­захстанский Эрмитаж») и уникальный подвесной мост - первый в СНГ и один из 17 в мире.

На границе с Алматинской областью раскинулся Алаколь. Здесь формируется рекреационная зона купально-пляжного отды­ха и лечения. Лечебными свойствами обладает вода морского типа и особенно - грязь.

едоточие рекреационных богатств - Юг страны. Его турист­ские символы - легендарный пик Хан Танири, удивительный по красоте Шарынский каньон, «Поющие Пески». Людей очаровыва­ют белоснежные пики Северного Тянь-Шаня и леса из стройной тянь-шаньской ели. В ущелье горной речки Улькен Алматы нахо­дятся рукотворные центры туризма - высокогорный каток «Ме- деу» и горно-лыжный курорт мирового класса «Шынбулак». Имен­но на Юге была обнаружена удивительная находка - «Золотой че­ловек» и наскальные рисунки в урочище Тамгалы - второй казах­станский шедевр, внесенный в Список ЮНЕСКО. В предгорьях

Илейского Алатау раскинулся красавец-город Алматы - крупней­ший центр туризма в стране. Много туристов посещают историко- культурные центры - музеи-заповедники «Памятники древнего Та- раза», Отырар, Туркистан. Один из объектов Туркистана был пер­вым в Казахстане признан ЮНЕСКО достоянием мировой культу­ры. (Вспомните, какой.)

В Центре Казахстана расположен сказочно красивый край - горно-лесной массив Каркаралы. Он объявлен национальным пар­ком. К северу от него лежит озеро Карасор, с самыми большими в стране запасами лечебной грязи. А к югу, на границе с Алматин­ской областью, раскинулся Балкаш - популярный у любителей рыбалки, купания и «хождения под парусами» (Балкашская ре­гата).

Север страны - родина первого национального парка (какого?), первого курорта. Он и теперь - один из главных районов лечебно­го туризма. Только в Щучинско-Боровской курортной зоне десят­ки здравниц, в том числе детских. Здесь лечат вода (минеральная и озерная), грязи и здоровый воздух соснового леса. А курорт Мой- ылды (рядом с Павлодаром) специализируется на грязелечении. Все более значимым центром туризма становится столица. Несмотря на молодость, у нее появились свои, узнаваемые туристские симво­лы — «Астана-Байтерек», «Атамекен - Карта Казахстана» («Ка­захстан в миниатюре») и самый «сухопутный» (наиболее удален­ный от моря) в мире океанариум.

На Западе тоже немало интересных природных объектов (ме­теоритный кратер в Актюбинской области, впадина Каракия, чин­ки Устирта) и хороших мест отдыха - Жайык, соленое озеро Шал- кар, Каспийское море. Пока Каспий не очень приспособлен для ту­ризма. Но в будущем станет таким же популярным, как у сосе­дей - в России и Азербайджане. Зона отдыха уже есть на берегу Казахского залива. Рядом, на «земле 320-ти святых» (так иногда называют полуостров Мангыстау), сохранились подземные мечети (Бекет-ата и др.) и остатки средневековой столицы края.

Это лишь маленькая часть рекреационных богатств, которыми располагает наша страна. Они - предмет восхищения не только казахстанцев, но и иностранных туристов, число которых в 2012 г. превысило 6,2 млн человек.

  1. Показать на карте областные центры РК.

БИЛЕТ №16

  1. Национальный состав РК.

Население Казахстана - сообщество многих народов. Слово «народ» имеет несколько значений (пришло много народу; в наро­де говорят; казахский народ; «Мы, народ Казахстана...»). Поэтому ученые используют понятие этнос, т.е. отдельный народ. Все, что с ним связано, они обозначают термином этнический, например эт­ническая территория.

Важнейшие признаки этноса - язык, культура, самосознание (сознание своего единства и отличия от других народов). У каждо­го этноса своя история, исконная территория. Часть этноса может проживать за пределами своей страны. Это — диаспора (греч. diaspora - рассеяние). Например, корейцы, живущие в нашей стра­не, представляют корейскую диаспору, немцы - немецкую. А са­мой многочисленной диаспорой Казахстана являются русские.

Происхождение, расселение, культуру и быт народов изучает наука этнография.

Этносы Казахстана: численность и классификация. В Ка­захстане проживают представители 140 этносов. Они отличаютсядруг от друга по происхождению, языку, культуре, но связаны общей исторической судьбой. В это число входят:

2. казахи - коренной народ Ка­захстана;

3. этнические группы, представ­ляющие народы бывших республик СССР (например, русские, украинцы, белорусы, узбеки, азербайджанцы);

4. этнические группы, представ­ляющие народы дальнего зарубежья (например, немцы, корейцы, поляки, греки).

Коренной, государствообразую­щий этнос страны - казахи. Предста­вители других народов переселились в Казахстан в разное время. Следовательно, многонациональный (полиэтнический)состав населения республики-результат ми­грации.

Этносы Казахстана различаются по численности и языковой принадлежности. Крупнейший, 11-миллионный этнос страны - ка­захи. Второе место по численности занимают русские. Еще 7 этно­сов насчитывают по 100 тыс. человек и более. На эти 9 народов приходится 98 % населения республики.

Вы уже знаете, что главный признак народа - его язык. По­этому классификации народов строятся чаще всего на языковом принципе. Этнографы считают, что сходство языков указывает на общее их происхождение. Следовательно, языковая (лингвистичес­кая) классификация является одновременно классификацией эт­нической.

В этой классификации 3 ступени. Первую ступень образуют отдельные народы. Народы, близкие по языку, объединяются в язы­ковые группы. Это вторая ступень классификации. В свою очередь близкородственные языковые группы объединяются в языковые семьи. Языковая семья - третья ступень этнолингвистической клас­сификации.

Основная часть народов Казахстана относится к пяти языко­вым семьям - алтайской (73 % населения), индоевропейской (26 %), северокавказской (0,4%), сино-тибетской (0,2 %) и уральско-юка­гирской (0,2 %). В алтайской семье самая крупная группа тюрк­ская, а казахи - самый многочисленный тюркский народ страны. В индоевропейской семье первая по численности группа - славян­ская, а самый крупный славянский народ - русские.

География казахстанских этносов. Общая численность казахского этноса в мире приближается к 15 млн человек. Свыше 11 млн из них проживают в Казахстане, составляя этнокультур­ное ядро государства. Еще 3,5 млн (1/4 этноса) по разным причи­нам оказались за пределами нашей страны. Это - казахская диа­спора. Казахская диаспора, проживающая в 44 зарубежных стра­нах, - одна из крупных в мире (рис. 46).

Казахстан с первых лет независимости осуществляет програм­му возвращения зарубежных соотечественников на историческую родину. За последние десятилетия такую масштабную репатриацию провели только 3 государства: Израиль, Германия и Казах­стан. Репатриация восполняет миграционный отток из Казахста­на, способствует увеличению доли казахов в населении страны (рис. 47). В наши дни казахи составляют 2/3 жителей республики.

Казахи населяют всю территорию Казахстана, причем более половины из них проживают в Южно-Казахстанской, Алматин­ской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской областях и городе Ал­маты.

Среди других этносов равномернее всего расселены татары. Во всех регионах живут русские, украинцы, немцы и белорусы. Но наибольшая их концентрация — на Севере, в Центре и на Востоке. Узбеки и уйгуры, напротив, расселены компактно: 96% уйгуров - в Алматинской области и Алматы, а 9/10 узбеков - в Южно-Ка­захстанской области.

В Казахстане созданы условия для развития культуры, тради­ций, языка, национального достоинства всех народов. Конститу­ция страны провозглашает их равноправие и запрещает какую- либо дискриминацию*. Развитие дружественных отношений между представителями разных национальностей - составная часть госу­дарственной политики. Важную роль в этом играет Ассамблея на­рода Казахстана*, которую возглавляет Президент, и националь­но- культурные центры.

Свободная ассоциация (объединение) этносов, проживающих в нашей стране, составляет народ Казахстана. В нем все этносы со­храняют свою самобытность. Но их связывает культурно-полити­ческое и социально-экономическое единство. Важнейшие качества нашего народа — казахстанский патриотизм и толерантность (терпимость к различиям).

Ключевая роль в сплочении народа Казахстана отводится ка­захскому языку - государственному языку Республики Казахстан. Для этого реализуется долгосрочная государственная программа, направленная на развитие языков в нашей стране. Программа при­звана обеспечить: 1) полномасштабное функционирование казах­ского языка как языка государственного; 2) достаточное и равно­мерное владение им представителями всех этнических групп населеиий; 3) условия для развития языков диаспор, проживающих в Казахстане и 4) осуществление национального культурного про­екта «Триединство языков». Все это будет способствовать повыше­нию Языковой конкурентоспособности казахстанцев, прежде всего молодых, в условиях глобализации и региональной интеграции.

  1. Экономическое районирование. Особенности.

 

  1. Назвать и показать области РК.

БИЛЕТ №17

  1. Религиозный состав населения РК.

 

В век нанотехнологий и поиска внеземных цивилизаций роль религии в жизни современного общества по-прежнему остается высокой. 84% населения мира религиозно. Это значит, что восемь из каждых десяти жителей Земли связывают себя с той или иной религией. На основе религии сложились все существующие ныне цивилизации - Западная христианская, Исламская, Православная и др. Религии оказывают заметное влияние на политическую и экономическую жизнь, культуру и быт людей, на демографичес­кие и этнические процессы. Межрелигиозные различия нередко вызывают острые конфликты. Поэтому религиозный состав насе­ления, географию религий изучают многие науки, включая эконо­мическую и социальную географию.

Религии и конфессии. Религиозные верования тесно связа­ны с национальным составом населения. Как правило, основная часть этноса придерживается определенной религии.

Ученые-религиоведы делят все религии на три большие груп­пы - родоплеменные (языческие), национальные и мировые (рис. 50). Самые древние религии - родоплеменные, возникшие еще на ста­дии первобытности человечества. В наши дни они сохранились у народов изолированных и труднодоступных районов Планетарной зоны Севера, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Нацио­нальные религии распространены преимущественно в одной стра­не или среди одного народа. Например, индуизм - в Индии, синто­изм - среди японцев, иудаизм - среди евреев. Широко распространенйых на Земле, т.е. мировых религий, которых придерживаются сотни миллионов людей из разных стран, только три. Это - ислам, христианство и буддизм.

Одну и ту же религию люди могут исповедовать по-разному. Поэтому во многих религиях сложились отдельные течения, на­правления, которые называют конфессиями. Например, среди му­сульман есть сунниты и шииты, а среди христиан - католики, пра­вославные и протестанты. Суннизм, шиизм - это конфессии исла­ма, а католицизм, православие, протестантизм - конфессии хрис­тианства.

Среди жителей древнего Казахстана преобладало тенгрианст- во - поклонение Вечному Небу - Тенгри. В VII в. в южные районы страны проник ислам. В 960 г. он стал государственной религией Караханидского ханства.

В исламизации кочевого населения особая роль принадлежит Ходже Ахмету Яссауи. Тюркские мусульмане считают его вторым, после Пророка Мухаммеда, святым. Город Туркистан, в котором он проповедовал, они на­зывают малой Меккой. В XIV в. по приказу эмира Тимура над могилой Яс­сауи воздвигли величественный мавзолей. Он стал первым объектом Казах­стана. внесенным в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В период пребывания Казахстана в составе Российской импе­рии Н Советского Союза в нашу страну переселились представите­ли многих этносов - приверженцы разных религий. Пестрота кон­фессионального состава населения еще более возросла в начале 1990-х гг. после отмены контроля за деятельностью церкви со сто­рон^ государства. В это время в стране появилось множество мис­сионеров самых разных конфессий, в том числе не характерных для Казахстана. Так сложилась многоконфессиональная структура на­селения нашей страны.

республика Казахстан - светское государство. Это означает, что церковь отделена от государства, она не вмешивается в государ­ственные дела, а государство в свою очередь не вмешивается в дела церкви. Конституция нашей страны провозглашает свободу совес­ти: граждане могут исповедовать любую религию или не придер­живаться никакого верования, т.е. быть атеистами.

Казахстан прилагает большие усилия для расширения взаи­мопонимания между конфессиями во всем мире. Этой задаче слу­жат Съезды лидеров мировых и национальных религий, которые регулярно проводятся в Астане.

Конфессиональные общины Казахстана. В наши дни на территории Казахстана проповедуют свои учения 17 конфессий, входящих в состав шести религий.

В конфессиональной структуре населения Казахстана преоб­ладает ислам (70 % верующих). Ислам суннитского направления исповедуют казахи и другие тюркские народы - узбеки, татары, уйгуры, турки, кыргызы, башкиры. Он распространен также сре­ди курдов, таджиков, чеченцев, ингушей, дунган. Азербайджанцы придерживаются другого направления в исламе - шиитского. Мусульмане на­селяют все регионы Казахстана. Особен­но велика их доля среди верующего на­селения Юга и Запада (рис. 51).

Вторая религия по числу привер­женцев в Казахстане - христианство (26 % верующих). Христианство право­славного направления распространено среди славянских народов - русских, украинцев, белорусов, болгар. Его ис­поведуют также молдаване, греки, чу­ваши, мордва, удмурты, марийцы.

Среди немцев-христиан есть проте­станты и католики. Корейцы, испове­дующие христианство, преимуществен­но протестанты, а поляки - католики.

Армяне - приверженцы особой, древней конфессии христианства (монофизит- ства). Христиане живут во всех обла­стях страны, но большей частью — на Севере, Востоке и в Центре.

Число верующих, сторонников других конфессий - буддизма, бахай, индуизма, иудаизма - в Казахстане незначительно.

География религий в основных чер­тах совпадает с расселением этносов.

 

  1. Центральный Казахстан. Природные условия и ресурсы.

 

Центральный Казахстан — самый безводный район страны: он уда­лен от морей, и даже крупные реки «обходят» его стороной. Это один из самых богатых минеральными ресурсами районов. Мелкосопочник Сарыарка таит в себе множество полезных ископаемых — уголь, медь, железную руду, марганец, золото, нефть и др.

Date: 2016-05-23; view: 1494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию