Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Около 2/3 ее находится в самом работоспособном возрасте (25-49 лет), 60 % - с высшим и средним специальным образованием. Немногим более половины - мужчиныСпрос на рабочую силу формируют, прежде всего, крупные и средние предприятия - «фундамент» казахстанской экономики. На них приходится только 3 млн рабочих мест. Казалось бы: остальные 6 млн - лишние рабочие руки. Но рыночная экономика - это свобода экономической деятельности (разрешено все, что не запрещено законом). Она побуждает человека проявлять инициативу, предприимчивость. С предприимчивостью связаны новые формы занятости. Прежде всего малое и среднее предпринимательство. В нем трудится еще около 3 млн человек (индивидуальные предприниматели, фермеры, работники малых предприятий). Государство поддерживает малый и средний бизнес, способствующий росту обеспеченных слоев общества. Оставшиеся 2,5 млн человек — это особая группа занятого населения: самостоятельные работники, т.е. «работающие сами на себя». Например, сельчанин, занятый только на личном подворье и живущий на доходы от него, считается самостоятельным работником. Получаемый доход, как правило, невелик и нестабилен. Кроме того, он не позволяет делать пенсионные накопления. Поэтому в международной практике самостоятельная занятость относится к «уязвимой занятости». Несмотря на расширение форм занятости, предложение рабочей силы превышает спрос. Около 5 % экономически активного населения (0,5 млн чел.) - безработные. Конкуренцию на казахстанском рынке труда усиливает иностранная рабочая сила. Численность гастарбайтеров особенно быстро росла в период подъема экономики под влиянием глобализации - превращения мира в единое целое. Большое влияние на рынок труда оказывает государство — крупный работодатель (1/4 всех рабочих мест). Государство поощряет создание новых производств, оказывает помощь безработным, проводит их профессиональную переподготовку. Но многое зависит от конкурентоспособности самого работника. Решающую роль в ней играет квалификация (образование) и умение осваивать новые профессии (самообразование). Чем больше профессий освоил человек, тем увереннее он чувствует себя на рынке труда. 3. Профессиональная структура показывает распределение занятого населения по видам деятельности - отраслям и их группам - секторам экономики (рис. 42). Первичный сектор включает сельское хозяйство, вторичный - промышленность и строительство, третичный - сферу услуг. Сфера услуг - это торговля, транспорт, образование и прочие отрасли. Сложившаяся профессиональная структура не отвечает задачам модернизации Казахстана. Модернизация - это мощное развитие передовой промышленности, многих форм обслуживания хозяйства и населения. Поэтому главным сдвигом в профессиональной структуре населения будет «переток» рабочей силы из первичного сектора экономики во вторичный и третичный. Социальная структура: разноцветные «воротнички». В социальной структуре выделяют классы — группы людей, различающиеся по своему положению в обществе. Ее можно представить в форме пирамиды (рис. 43). В основании пирамиды - самый многочисленный класс - наемные работники (рабочие и служащие). Они не владеют фабриками, заводами (средствами производства). Их доход - это заработная плата, получаемая от предпринимателя государства. Среднюю часть пирамиды составляют мелкие собственники (кооператоры, самостоятельные работники). Венчают пирамиду предприниматели (работодатели), владеющие средствами производства, которые приносят доход. Для получения дохода предприниматели используют наемный труд. При другом подходе - по уровню доходов - тоже выделяют три класса: богатый, бедный и средний. К среднему классу относят тех, кто добился высокого уровня жизни. Источник их благосостояния - личный труд и профессиональные качества. В экономически развитых странах к среднему классу принадлежит до 70% общества. Это «синие воротнички» (квалифицированные рабочие), «белые воротнички» (работники интеллектуального труда), фермеры, мелкие предприниматели и др. Добившись положения в обществе, они становятся оплотом его стабильности и развития. Поэтому создание многочисленного среднего класса - одна из главных задач страны. Пока, по разным оценкам, он составляет от 5 до 20 % населения Казахстана.
Транспорт - «кровеносная система» экономики. Главная задача транспорта - перевозка грузов и пассажиров внутри страны и за ее пределами. Его роль в такой большой стране, как Казахстан, особенно велика. Транспорт - основа нормальной работы всей экономики. Он обеспечивает производственный процесс, связывает предприятия, отрасли и регионы, перевозит внешнеторговые грузы, обслуживает население. Транспорт называют «кровеносной системой хозяйственного организма», без которой тот просто не может существовать. Поэтому создание высокоразвитого, слаженно работающего транспорта — одно из условий прогресса страны. Транспорт включает в себя 4 составные части. Это транспортные средства (автомобили, поезда, суда, самолеты), пути (железные и автомобильные дороги, воздушные и морские пути, трубопроводы), организации (авиационные, морские, железнодорожные и автомобильные компании) и погрузочно-разгрузочные пункты (морские и «воздушные» порты, железнодорожные и автомобильные станции). Работу самого транспорта измеряют двумя показателями. Первый показатель - количество перевезенных грузов и пассажиров. Он выражается соответственно в тоннах и количестве человек. Данный показатель не полностью отражает проделанную работу. Чтобы понять это, решите задачу. Очевидно, второй автомобиль совершил больший пробег с грузом, потратил больше топлива, его работа больше и в денежном выражении, и по обороту (пробегу) с грузом. Поэтому второй показатель работы транспорта - грузооборот, а в пассажирских перевозках - пассажиров борот. Грузооборот - это количество перевезенного груза на определенное расстояние за единицу времени (за день, месяц, год). В нашем примере первый автомобиль совершил грузооборот 50 тонно- километров (ткм), а второй - 500 ткм. Казахстан имеет крупный транспортный комплекс. Но у него есть нерешенные проблемы. Недостаточно имеющихся путей сообщения. Они пока невысокого качества (особенно автомобильные дороги). С этим связана небольшая скорость движения, а значит, и пропускная способность* транспортных «артерий». Используется много устаревших транспортных средств. Поэтому возникла диспропорция между динамично развивающейся экономикой и «не успевающим» за ней транспортным комплексом. Отставание транспорта сдерживает рост многих производств. Наземный транспорт. В нашей «сухопутной» стране он является ключевым. Большое значение в нем имеет железнодорожный транспорт. Железные дороги — это «каркас» всей транспортной системы Казахстана. Они связывают регионы страны в единое целое, работают регулярно, постоянно, независимо от климата и сезона года. Скорость движения на них значительна, а стоимость перевозок невелика. Железные дороги — транспорт дальних расстояний и самый универсальный. Он способен перевозить почти все грузы, а «стальные артерии» можно строить в любых направлениях. Железные дороги появились в Казахстане в конце XIX в. В начале XX столетия (1904-1905 гг.) по его территории прошла первая крупная дорога - Оренбург-Ташкент. Но в главных чертах дорожная сеть была сформирована в советское время. Основа ее - крупные магистрали*, соединяющие несколько частей страны. «Рисунок» казахстанских дорог определяют 3 меридиональные магистрали: Оренбург-Ташкент, Туркестано-Сибирская (Семей-Ал- маты-Луговая), Трансказахстанская (Петропавловск-Караганды- Шу) и 2 широтные: Среднесибирская (Челябинск-Костанай-Кок- шетау-Карасу) и Южно-Сибирская (Карталы-Астана-Кулунда- Барнаул). Соединяясь, они образуют «большое железнодорожное кольцо» Казахстана. В него «вливаются» другие «стальные артерии», в том числе Трансазиатская магистраль, протянувшаяся от Китая до Турции. Большая часть (3/4) перевозок железнодорожного транспорта приходится на уголь, руды, нефть и строительные материалы. Это отражается на географии грузопотоков. Напряженнее всего работают Южно-Сибирская и Трансказахстанская магистрали - более половины грузовых перевозок. Развитие железнодорожного транспорта предполагает: 1) строительство новых дорог; 2) их электрификацию, позволяющую вдвое увеличить пропускную способность; 3) создание скоростных магистралей; 4) контейнеризацию перевозок. Если железнодорожный транспорт - «каркас» транспортной системы, то автомобильный - ее главное связующее звено. Он соединяет магистральные виды транспорта, перевозит грузы отдельных предприятий к ним и обратно. Это транспорт коротких расстояний, скоростной, самый маневренный. Автомобили доставляют товары «от двери до двери», без промежуточной перевалки. Их роль особенно велика в городах, пригородах и горных районах. Дальние магистральные перевозки обеспечивают мощные быстроходные грузовики. Но автотранспорт - дорогой и экологически «грязный». Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества дорог. Общая протяженность автомагистралей около 100 тыс. км. А для нормального хозяйствования Казахстану надо иметь в 2 раза больше. Дорожная сеть страны очень неравномерна. В главном она повторяет географию железных дорог. Самый насыщенный автотрассами регион - Север. Число их на Западе и в Центре вдвое меньше. До сих пор нет сквозной широтной дороги, пересекающей Казахстан с запада на восток. В нашей стране автомобиль давно стал самым массовым транспортным средством (в 2012 г. — свыше 4 млн единиц), а автотрансорт - бесспорным лидером в грузовых (3/4) и пассажирских (99%) перевозках. По массе транспортируемых грузов выделяются горно-добывающие и металлургические области (Карагандинская, Восточно- Казахстанская и Костанайская), где велика роль производственного транспорта. География пассажирских перевозок больше соответствует размещению населения. Автомобильный транспорт Казахстана развивается в нескольких направлениях. Реконструируются действующие и прокладываются новые магистрали. Строятся дороги в сельской местности. В крупных городах пассажиров перевозит экологически чистый электрический транспорт - троллейбусы (Алматы, Петропавловск, Астана, Тараз и др.) и трамваи (Павлодар, Алматы, Усть- Каменогорск, Караганды). В Алматы приступил к работе единственный в стране метрополитен. 3. Водный транспорт в основном работает на естественных путях, не требующих больших затрат на их оборудование. Он потребляет немного топлива (в пересчете на 1 т груза) и имеет низкую себестоимость перевозок объемных (массовых) товаров. Но у него небольшая скорость движения, работа часто сезонная, а судоходные трассы не всегда идут в нужном направлении. Водный транспорт делится на морской и речной. Периферийное ЭГП Каспийского моря, единственного района морского судоходства, определило главное назначение морского транспорта - осуществлять внешнеторговые связи. Поэтому основные перевозки - заграничные. Объем каботажных перевозок (между портами нашей страны) меньше. Морской транспорт — самый молодой и динамично развивающийся. У него сложное хозяйство: флот, порты, ремонтные заводы. В составе флота есть современные танкеры («Астана», «Алматы», «Абай», «Алатау»), самоходные баржи, ледокольные буксиры. Главные морские «ворота» страны - незамерзающий торговый порт Актау. По грузообороту (10 млн т в год) он - один из крупнейших на Каспии. Главные грузы - нефть (85%), прокат и зерно. Паромные переправы связывают Актау с портами России и Азербайджана. Нефтяной порт строится в бухте Курык. Он будет принимать более крупнотоннажные (30—60 тыс. т) танкеры, которые скоро появятся на море. Третий порт, Баутино, развивается как опорная база освоения морских нефтяных богатств. Речной транспорт — самый зависимый от природных условий. (Объясните, почему.) По рекам выгодно перевозить массовые грузы, не требующие быстрой доставки, - уголь, нефтепродукты, лес, зерно, строительные материалы. Объем их быстро растет. Географию работы этого транспорта определяют 2 речных бассейна - Ер- тисский и Жайыкский. Воздушный транспорт - самый быстрый, но и самый дорогой. Главная его специализация - перевозка пассажиров на дальние расстояния. Самолеты доставляют также срочные и дорогие грузы (почту, скоропортящиеся продукты, цветы). Воздушные перевозки в Казахстане осуществляют свыше 20 авиакомпаний («Атырау ауе жолы», «Кокшетау», «Семейавиа» и др.). Самая большая из них — «Эйр Астана», национальный авиаперевозчик. Она обслуживает десятки международных и внутренних маршрутов. Ее воздушные лайнеры летают в Россию, Китай, Германию, Индию и другие страны. «Эйр Астана» перевозит 3/5 всех авиапассажиров республики. Главная «воздушная гавань» страны — Астана (более 3/4 всех пассажиров). Современный международный аэропорт работает в Алматы. Авиацию применяют и в сельском хозяйстве. С ее помощью тушат лесные пожары, наблюдают за трубопроводами, доставляют экстренных больных, осваивают нефтяные и газовые ресурсы. Трубопроводный и электронный транспорт. Узкоспециализированные виды сухопутного транспорта - трубопроводный и электронный. Трубопроводы перекачивают нефть, газ и работают в едином «конвейере» с нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленностью. Их тоже можно строить в любых направлениях, они короче железных дорог, а строительство обходится дешевле. Грузы «идут» в одну сторону, непрерывно, в большом количестве. Поэтому трубопроводный транспорт - один из самых дешевых. С географией трубопроводов вы уже знакомы. Самый «трубопроводный» район в Казахстане - Запад, где «рождаются» мощные нефтяные и газовые потоки. Главный узел их - Атырау, от которого веерообразно расходятся нефтепроводы. Через этот край проложены мощные транзитные газопроводы Средняя Азия-Центр и Бухара-Урал. Срединные области с севера на юг пересекает нефтепровод Омск-Павлодар-Шымкент-Чарджоу. С запада в него вливается кумкольская ветка, а от него «труба» идет на восток, в Китай. На очереди - строительство газопровода Запад-Юг-Китай. Электронный транспорт передает электроэнергию по проводам ЛЭП. Они связывают крупнейшие промышленные центры страны и обеспечивают электричеством сельские поселения. Территориальная организация транспорта. В Казахстане формируется Единая транспортная система. Важнейшая ее часть - всевозможные пути сообщения. Их соединяют транспортные узлы, т.е. пункты, где сходятся разные «дороги» (железные, автомобильные, речные) и производится перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. В Казахстане несколько десятков транспортных узлов различных типов. Особенно выделяются Екибас- туз, Темиртау, Караганды, Алматы, Актау. Связь. Это звено коммуникационной системы включает почтовую связь и телекоммуникации. Его основная задача - передавать разнообразную информацию, объемы и значение которой быстро растут. Старейшая отрасль звена - почтовая связь. Ее все больше теснят современные телекоммуникационные виды связи. Они стремительно развиваются в нескольких направлениях. Создание оптиковолоконных линий включает нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Отставание почтовой связи компенсирует беспроводная связь, прежде всего сотовая. Сотовых телефонов в стране намного больше, чем обычных. Создание оптико-волоконных линий включает нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Большое значение имеют спутниковое телевидение и использование «всемирной паутины» - Интернета.
БИЛЕТ №15
Миграция - сложный социальный процесс, своего рода «прыжок в неизвестность». Это не только собственно переселение, но и приспособление (адаптация) к другой жизненной обстановке. В ней проявляются такие качества человека, как мобильность, предприимчивость, умение ориентироваться в новых условиях. Поэтому миграционная подвижность населения - показатель уровня развития страны. Воздействие миграции на жизнь общества велико и многопланово. Миграция сыграла важную роль в формировании казахского народа, его культуры. Большое место ей отводится в планах современного Казахстана. Они предусматривают: 1) возвращение на родину зарубежных соотечественников (оралманов); 2) увеличение численности населения и восполнение дефицита работников; 3) рациональное размещение переселенцев в пределах государства. Решение этих задач будет способствовать модернизации страны, более полному использованию ее экономического потенциала. Миграция влияет на естественное движение и структуру населения. Мигранты — это, в основном, молодые люди и большей частью женщины. Поэтому районы притока населения отличаются повышенной рождаемостью, а оттока - пониженной. При притоке возрастает доля женского населения, а при оттоке — мужского. Отток из районов с низкой рождаемостью увеличивает долю пожилых людей. Население стареет, растет смертность, естественный прирост снижается и может перейти в депопуляцию. Экономическое значение миграции заключается в том, что она способствует территориальному перераспределению рабочей силы, освоению новых территорий. Для нашей большой страны это особенно важно. Рассмотрим основные виды миграции. Различают внутреннюю и внешнюю миграцию. Миграцию в пределах страны называют внутренней. Она происходит внутри областей (внутриобластная, или ближняя миграция) и между областями (межобластная, дальняя миграция). Внутренняя миграция включает въезд - вселение и выезд - переселение. Миграцию из одной страны в другую называют внешней. К ней относят: 1) въезд в страну - иммиграцию и 2) выезд из страны - эмиграцию. Возвращение в страну эмигрантов - это реэмиграция или, если эмигрант возвращается на родину, репатриация (лат. patria - родина). Разность чисел въехавших (прибывших) и выехавших (выбывших) дает механический прирост населения. Иначе его называют сальдо миграции (ит. saldo - остаток). Положительное сальдо означает приток населения, отрицательное - отток. Социально-экономические причины - это поиск работы, лучших условий жизни, учеба, семейные - воссоединение семей. К политическим причинам относят войны, конфликты, изменение политических условий. С ними часто связана репатриация. Экологическая миграция - это «бегство» населения от неблагоприятных условий проживания. В условиях рыночной экономики особую значимость приобретает такая разновидность социально-экономической миграции, как трудовая миграция. Она обусловлена неравномерностью развития регионов страны и, следовательно, распределения рабочих мест. Быстро развивающиеся области испытывают недостаток работников, в то время как отстающие, напротив, их избыток. Поэтому не только «работа должна идти» к работнику, но и сам работник должен быть психологически готов «следовать за работой». Для расширения трудовых миграций в пределах государства создаются экономические предпосылки, например, рынок арендного жилья. Но многое зависит от мобильности самого человеческого капитала. Миграция может быть постоянной (навсегда) и временной (на какое-то время). Временной является вахтовая (посменная) миграция, распространенная в местах освоения природных ресурсов. Другой пример - сезонная миграция на сельскохозяйственные или строительные работы. Временную миграцию совершают туристы и гастарбайтеры (гости-рабочие) - иностранцы, работающие в стране. Временные мигранты, как правило, не учитываются в статистике миграции. И совсем не относится к миграции населения созвучное понятие «маятниковая миграция», когда люди, живя в одном населенном пункте, ежедневно ездят на работу в другой. По форме выделяют добровольную миграцию и принудительную. Добровольное переселение люди осуществляют самостоятельно (неорганизованная миграция) или с помощью государства (организованная миграция). Примеры массовой организованной миграции - репатриация оралманов и переселение в годы освоения целины. Принудительная миграция - это насильственное переселение людей в период сталинских репрессий и изгнание (депортация) из родных мест целых народов. Так, в 1937-1944 гг. в Казахстан были выселены корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и ряд других народов. Всего около 1 млн человек. Миграция населения в Казахстане: масштабы и география. Территория нашей страны не раз становилась ареной масштабной миграции. Она затрагивала огромные массы людей. Так было во время «великого переселения народов» начала нашей эры, в период арабских завоеваний, в годы нашествия монголов и джунгар. А массовая временная миграция являлась составной частью кочевого образа жизни. Крупные перемещения населения сопровождало присоединение Казахстана к России. В советское время они были связаны с индустриализацией, Великой Отечественной войной, сталинскими репрессиями и освоением целины. Усилилась миграция в годы независимости. Это было обусловлено распадом Советского Союза, большими изменениями в размещении производства и возвращением на историческую родину оралманов. За два десятилетия независимости в миграционные процессы было вовлечено почти 11 миллионов казахстанцев (рис. 33). В первое десятилетие численно преобладала внешняя миграция с большим отрицательным сальдо. Отток населения превышал естественный прирост, поэтому численность населения Казахстана не росла, а уменьшалась. Во второе десятилетие независимости картина миграции изменилась. Ведущая роль перешла к внутренней, прежде всего ближней (внутриобластной) миграции. Волна внешней миграции пошла на спад. В ней сложилось небольшое положительное сальдо. Внешний миграционный приток и увеличение темпов естественного прироста улучшили демографическую ситуацию: начался стабильный рост численности населения страны. Современный географический рисунок внешней миграции создают три основных потока. Первый поток — репатриация оралма- нов. Он зарождается в соседних странах, где живет более 3 млн казахов. Свыше 80 % репатриантов прибывает из Узбекистана, России, Китая и Монголии. Они расселяются во всех регионах, но главным образом - на Юге и Западе. Второй поток - эмиграция русских и украинцев в Россию и немцев в Германию. Его составляют преимущественно эмигранты Севера, Востока и Центра. 9/10 их выезжают в Россию. Третий поток - трудовая иммиграция гастарбайтеров большей частью в южные и нефтедобывающие западные области. Масштабы внутренней миграции намного больше внешней. За годы независимости почти 2/5 жителей страны поменяли свои адреса. Население Казахстана стало одним из самых мобильных в мире. В ближней (внутриобластной) миграции выделяются 2 потока: 1) из трудоизбыточной сельской местности в города и 2) из малых городов в большие. Географию дальней (межобластной) миграции определяют города-лидеры — Астана и Алматы. Они принимают половину всех переселенцев. Третьим по величине центром притяжения внутренних переселенцев является Алматинская область. Миграционная политика государства направлена на решение двух задач. Первая задача - увеличить масштабы миграции за счет 1. репатриантов-соотечественников; 2) реэмигрантов - бывших граждан Казахстана; 3) переселенцев из экономически и экологически неблагополучных районов страны. Вторая задача - организовать рациональное их расселение в интересах модернизации и повышения качества жизни людей. Это нашло отражение в программе «Нурлы кош» («Светлое кочевье»).
Главная задача социальной инфраструктуры - оказывать услуги населению. Это сложный комплекс, включающий около 30 отраслей. Они обеспечивают нормальный быт населения, готовят квалифицированные кадры, заботятся о здоровье людей, организуют их полноценный отдых. В конечном счете, комплекс работает на производительность труда и прогресс страны. Набор услуг очень велик. Одни из них нужны постоянно (каждый день мы ходим в магазин), другие - иногда (например, когда заболеем), а третьи (ремонт дома, автомобиля) - изредка. Ряд услуг требуется всему населению (торговля, здравоохранение, отдых). Но есть и такие, которые оказываются только отдельным его группам. Для вас, молодых, важнейшая услуга - образование, а для пожилых людей - социальное обеспечение старости. Это значит, что услуги предоставляются адресно. Но в любом случае, они оказываются там, где живут люди. Поэтому главный фактор размещения социальной инфраструктуры - потребительский (размещение населения). Отдых «на природе» связан с водоемами, лесами, горами. Для него важен природно-ресурсный фактор. Высшее (университетское, институтское) образование тяготеет к научным ценрам (фактор «наукоемкости»). При размещении всегда учитывают транспортную доступность для населения объектов инфраструктуры (транспортный фактор). Отрасли, которые оказывают повседневные услуги всему населению, размещаются равномерно по всей населенной зоне. Сеть остальных учреждений инфраструктуры разрежена. Сфера обслуживания. Предприятия торговли продают населению потребительские товары. Они реализуются большими партиями (оптовая торговля) или штучно (розничная торговля). Главные показатели работы торговли - ее объем (товарооборот) и структура. В структуре торговли с ростом уровня жизни населения увеличивается доля непродовольственных товаров (в 2012 г. - 2/3). Из продуктов питания люди больше всего тратят денег на покупку мяса, муки и изделий из нее, овощей, масла, сахара и конфет, а из непродовольственных товаров - одежды, обуви и электробытовых приборов. Основная часть торговли (3/5) приходится на рынки. В стране около 50 тыс. магазинов. Большое распространение получили крупные магазины - супермаркеты, фирменные, но самыми массовыми остаются маленькие магазинчики с самым необходимым набором товаров. Они максимально приближены к покупателю. Большая часть всех товаров (2/5 продается и покупается в Алматы. Это главный торговый центр страны. Предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные, химчистки, бани, мастерские по ремонту автомобилей, бытовой техники, пошиву одежды, обуви и др.) концентрируются в основном в городах. Ключевую роль в заботе о здоровье людей играет здравоохранени е. В Стратегии «Казахстан-2050» один из главных приоритетов - здоровье населения, важнейший показатель благополучия общества, залог его успешного развития. Только здоровые люди способны хорошо учиться, трудиться, обеспечить себе материальный достаток, защищать Родину. Уровень здоровья в стране не очень высок. Ежегодно каждый второй казахстанец обращается к врачу. Медицинскую помощь оказывают свыше 4,5 тыс. больниц и около 170 тыс. медиков (врачей, стоматологов, медицинских сестер). После социального обеспечения и образования эта отрасль - третья по величине получаемых из бюджета средств (10% всех расходов). Но их пока недостаточно. Сеть учреждений здравоохранения сильнее развита в больших городах. Здесь сосредоточена основная часть врачей, работают крупнейшие медицинские центры, специализированные клиники. Сельских жителей обслуживают районные поликлиники, а в небольших поселениях - фельдшерские пункты. Главные центры здравоохранения в стране — Алматы (1/5 всех врачей), Астана, Караганды, Семей. В Казахстане создана крупная система образования. Эта отрасль социальной сферы - самая большая по числу вовлеченных в нее людей. В детских садах, общеобразовательных и профессиональных школах, колледжах и вузах обучаются более 4 млн человек. За партами сидит 1/4 всех жителей страны. Но самая большая «армия» этого «трудящегося» населения — школьники: вас более 2,5 млн. География школьного образования совпадает с размещением всего населения Казахстана. Большая часть школ и учащихся сосредоточена в пределах главного пояса расселения. Сельских школ в 3 раза больше, чем городских (свыше 6000), но по числу учащихся (52%) маленький перевес - за городами. Высшее образование - «чисто городская» отрасль. В нем бесспорным лидером остается Алматы - самый студенческий город страны (45 вузов из 139). По числу студентов выделяются также Шымкент, Караганды, Астана, Тараз. В стране созданы условия для получения самых разных специальностей. Крупнейшими «кузницами кадров» являются Национальный университет им. аль-Фараби (Алматы), Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (Астана), Национальный технический университет (Алматы). Организация отдыха населения. Отдых - такое же условие нормальной жизни людей, как пища и вода. Он подразумевает деятельность самих людей (туризм, экскурсии, санаторно-курортное лечение) и деятельность учреждений, которые помогают в этом (предоставляют жилье, организуют питание, досуг). Все это объединяется общим понятием - рекреация*. Ее главная задача - восстановить силы (физические, эмоциональные), потраченные в процессе труда (и учебы). Рекреация обогащает духовный мир и расширяет кругозор человека. Для рекреации необходимы 3 главных условия: 1) достаточные доходы людей, так как «цивилизованный» отдых - удовольствие дорогое; 2) рекреационные ресурсы и 3) рекреационное хозяйство. Уровень доходов населения растет. Это уже вызвало настоящий туристский «бум» в стране. Рекреационное хозяйство включает в себя гостиницы, дома и базы отдыха, санатории, турбазы, туристский транспорт и др. Эта сфера рекреации также развивается очень быстро. Построены отели мирового уровня горно-лыжные базы и туристские комплексы. Ресурсы, используемые для отдыха, лечения и туризма, называют рекреационными. Они бывают двух видов - природно-рекреационные и культурно-исторические. К природно-рекреационным ресурсам относят: водоемы, леса, горы, минеральные источники, лечебные грязи; уникальные объекты природы (водопады, пещеры, каньоны и др.). Культурно-исторические ресурсы - это объекты, созданные человеком: древние городища, мавзолеи, крепости, храмы, наскальные рисунки, архитектурные сооружения, музеи. Они составляют культурное наследие Родины и привлекают множество туристов. В зависимости от состава рекреационных ресурсов каждая территория приобретает свою специализацию. На минеральных источниках создаются лечебные курорты (Сарыагаш, Алмаарасан, Щучинский и др.). Водоемы (Капшагайское и Буктырминское водохранилища, Балкаш, Алаколь, Боровое) превращаются в зоны купально-пляжного отдыха. В горных районах распространены походы и альпинизм. Это Северный и Западный Тянь-Шань, Жетысу Алатау, Алтай. Города становятся центрами познавательного туризма. Так формируются рекреационные районы - территории, отличающиеся своей рекреационной специализацией. Казахстанские ученые (С.Р. Ердавлетов и др.) выделяют в Казахстане несколько десятков рекреационных районов. Самые крупные из них - Северный Тянь-Шань, Кокшетау, Алтай (рис. 145). Рекреационные ресурсы нашей большой страны с разнообразной природой и многовековой историей велики и пока еще слабо освоены. Если мысленно окинуть взором нашу прекрасную Родину, то в каждом ее уголке найдутся шедевры природы и культуры, используемые для рекреации. На Востоке страны - это гора Белуха, Кокколь (50-метровый водопад, самый высокий в Казахстане) и Маркаколь («озерное око Алтая»). Предгорья Шынгыстау в «сердце» Евразии - родина Абая, ТТТя - карима и М. Ауэзова. Культурный центр края - Семей. Среди его туристских объектов два выделяются особо: музей Невзоровых («казахстанский Эрмитаж») и уникальный подвесной мост - первый в СНГ и один из 17 в мире. На границе с Алматинской областью раскинулся Алаколь. Здесь формируется рекреационная зона купально-пляжного отдыха и лечения. Лечебными свойствами обладает вода морского типа и особенно - грязь. едоточие рекреационных богатств - Юг страны. Его туристские символы - легендарный пик Хан Танири, удивительный по красоте Шарынский каньон, «Поющие Пески». Людей очаровывают белоснежные пики Северного Тянь-Шаня и леса из стройной тянь-шаньской ели. В ущелье горной речки Улькен Алматы находятся рукотворные центры туризма - высокогорный каток «Ме- деу» и горно-лыжный курорт мирового класса «Шынбулак». Именно на Юге была обнаружена удивительная находка - «Золотой человек» и наскальные рисунки в урочище Тамгалы - второй казахстанский шедевр, внесенный в Список ЮНЕСКО. В предгорьях Илейского Алатау раскинулся красавец-город Алматы - крупнейший центр туризма в стране. Много туристов посещают историко- культурные центры - музеи-заповедники «Памятники древнего Та- раза», Отырар, Туркистан. Один из объектов Туркистана был первым в Казахстане признан ЮНЕСКО достоянием мировой культуры. (Вспомните, какой.) В Центре Казахстана расположен сказочно красивый край - горно-лесной массив Каркаралы. Он объявлен национальным парком. К северу от него лежит озеро Карасор, с самыми большими в стране запасами лечебной грязи. А к югу, на границе с Алматинской областью, раскинулся Балкаш - популярный у любителей рыбалки, купания и «хождения под парусами» (Балкашская регата). Север страны - родина первого национального парка (какого?), первого курорта. Он и теперь - один из главных районов лечебного туризма. Только в Щучинско-Боровской курортной зоне десятки здравниц, в том числе детских. Здесь лечат вода (минеральная и озерная), грязи и здоровый воздух соснового леса. А курорт Мой- ылды (рядом с Павлодаром) специализируется на грязелечении. Все более значимым центром туризма становится столица. Несмотря на молодость, у нее появились свои, узнаваемые туристские символы — «Астана-Байтерек», «Атамекен - Карта Казахстана» («Казахстан в миниатюре») и самый «сухопутный» (наиболее удаленный от моря) в мире океанариум. На Западе тоже немало интересных природных объектов (метеоритный кратер в Актюбинской области, впадина Каракия, чинки Устирта) и хороших мест отдыха - Жайык, соленое озеро Шал- кар, Каспийское море. Пока Каспий не очень приспособлен для туризма. Но в будущем станет таким же популярным, как у соседей - в России и Азербайджане. Зона отдыха уже есть на берегу Казахского залива. Рядом, на «земле 320-ти святых» (так иногда называют полуостров Мангыстау), сохранились подземные мечети (Бекет-ата и др.) и остатки средневековой столицы края. Это лишь маленькая часть рекреационных богатств, которыми располагает наша страна. Они - предмет восхищения не только казахстанцев, но и иностранных туристов, число которых в 2012 г. превысило 6,2 млн человек.
БИЛЕТ №16
Население Казахстана - сообщество многих народов. Слово «народ» имеет несколько значений (пришло много народу; в народе говорят; казахский народ; «Мы, народ Казахстана...»). Поэтому ученые используют понятие этнос, т.е. отдельный народ. Все, что с ним связано, они обозначают термином этнический, например этническая территория. Важнейшие признаки этноса - язык, культура, самосознание (сознание своего единства и отличия от других народов). У каждого этноса своя история, исконная территория. Часть этноса может проживать за пределами своей страны. Это — диаспора (греч. diaspora - рассеяние). Например, корейцы, живущие в нашей стране, представляют корейскую диаспору, немцы - немецкую. А самой многочисленной диаспорой Казахстана являются русские. Происхождение, расселение, культуру и быт народов изучает наука этнография. Этносы Казахстана: численность и классификация. В Казахстане проживают представители 140 этносов. Они отличаютсядруг от друга по происхождению, языку, культуре, но связаны общей исторической судьбой. В это число входят: 2. казахи - коренной народ Казахстана; 3. этнические группы, представляющие народы бывших республик СССР (например, русские, украинцы, белорусы, узбеки, азербайджанцы); 4. этнические группы, представляющие народы дальнего зарубежья (например, немцы, корейцы, поляки, греки). Коренной, государствообразующий этнос страны - казахи. Представители других народов переселились в Казахстан в разное время. Следовательно, многонациональный (полиэтнический)состав населения республики-результат миграции. Этносы Казахстана различаются по численности и языковой принадлежности. Крупнейший, 11-миллионный этнос страны - казахи. Второе место по численности занимают русские. Еще 7 этносов насчитывают по 100 тыс. человек и более. На эти 9 народов приходится 98 % населения республики. Вы уже знаете, что главный признак народа - его язык. Поэтому классификации народов строятся чаще всего на языковом принципе. Этнографы считают, что сходство языков указывает на общее их происхождение. Следовательно, языковая (лингвистическая) классификация является одновременно классификацией этнической. В этой классификации 3 ступени. Первую ступень образуют отдельные народы. Народы, близкие по языку, объединяются в языковые группы. Это вторая ступень классификации. В свою очередь близкородственные языковые группы объединяются в языковые семьи. Языковая семья - третья ступень этнолингвистической классификации. Основная часть народов Казахстана относится к пяти языковым семьям - алтайской (73 % населения), индоевропейской (26 %), северокавказской (0,4%), сино-тибетской (0,2 %) и уральско-юкагирской (0,2 %). В алтайской семье самая крупная группа тюркская, а казахи - самый многочисленный тюркский народ страны. В индоевропейской семье первая по численности группа - славянская, а самый крупный славянский народ - русские. География казахстанских этносов. Общая численность казахского этноса в мире приближается к 15 млн человек. Свыше 11 млн из них проживают в Казахстане, составляя этнокультурное ядро государства. Еще 3,5 млн (1/4 этноса) по разным причинам оказались за пределами нашей страны. Это - казахская диаспора. Казахская диаспора, проживающая в 44 зарубежных странах, - одна из крупных в мире (рис. 46). Казахстан с первых лет независимости осуществляет программу возвращения зарубежных соотечественников на историческую родину. За последние десятилетия такую масштабную репатриацию провели только 3 государства: Израиль, Германия и Казахстан. Репатриация восполняет миграционный отток из Казахстана, способствует увеличению доли казахов в населении страны (рис. 47). В наши дни казахи составляют 2/3 жителей республики. Казахи населяют всю территорию Казахстана, причем более половины из них проживают в Южно-Казахстанской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской областях и городе Алматы. Среди других этносов равномернее всего расселены татары. Во всех регионах живут русские, украинцы, немцы и белорусы. Но наибольшая их концентрация — на Севере, в Центре и на Востоке. Узбеки и уйгуры, напротив, расселены компактно: 96% уйгуров - в Алматинской области и Алматы, а 9/10 узбеков - в Южно-Казахстанской области. В Казахстане созданы условия для развития культуры, традиций, языка, национального достоинства всех народов. Конституция страны провозглашает их равноправие и запрещает какую- либо дискриминацию*. Развитие дружественных отношений между представителями разных национальностей - составная часть государственной политики. Важную роль в этом играет Ассамблея народа Казахстана*, которую возглавляет Президент, и национально- культурные центры. Свободная ассоциация (объединение) этносов, проживающих в нашей стране, составляет народ Казахстана. В нем все этносы сохраняют свою самобытность. Но их связывает культурно-политическое и социально-экономическое единство. Важнейшие качества нашего народа — казахстанский патриотизм и толерантность (терпимость к различиям). Ключевая роль в сплочении народа Казахстана отводится казахскому языку - государственному языку Республики Казахстан. Для этого реализуется долгосрочная государственная программа, направленная на развитие языков в нашей стране. Программа призвана обеспечить: 1) полномасштабное функционирование казахского языка как языка государственного; 2) достаточное и равномерное владение им представителями всех этнических групп населеиий; 3) условия для развития языков диаспор, проживающих в Казахстане и 4) осуществление национального культурного проекта «Триединство языков». Все это будет способствовать повышению Языковой конкурентоспособности казахстанцев, прежде всего молодых, в условиях глобализации и региональной интеграции.
БИЛЕТ №17
В век нанотехнологий и поиска внеземных цивилизаций роль религии в жизни современного общества по-прежнему остается высокой. 84% населения мира религиозно. Это значит, что восемь из каждых десяти жителей Земли связывают себя с той или иной религией. На основе религии сложились все существующие ныне цивилизации - Западная христианская, Исламская, Православная и др. Религии оказывают заметное влияние на политическую и экономическую жизнь, культуру и быт людей, на демографические и этнические процессы. Межрелигиозные различия нередко вызывают острые конфликты. Поэтому религиозный состав населения, географию религий изучают многие науки, включая экономическую и социальную географию. Религии и конфессии. Религиозные верования тесно связаны с национальным составом населения. Как правило, основная часть этноса придерживается определенной религии. Ученые-религиоведы делят все религии на три большие группы - родоплеменные (языческие), национальные и мировые (рис. 50). Самые древние религии - родоплеменные, возникшие еще на стадии первобытности человечества. В наши дни они сохранились у народов изолированных и труднодоступных районов Планетарной зоны Севера, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Национальные религии распространены преимущественно в одной стране или среди одного народа. Например, индуизм - в Индии, синтоизм - среди японцев, иудаизм - среди евреев. Широко распространенйых на Земле, т.е. мировых религий, которых придерживаются сотни миллионов людей из разных стран, только три. Это - ислам, христианство и буддизм. Одну и ту же религию люди могут исповедовать по-разному. Поэтому во многих религиях сложились отдельные течения, направления, которые называют конфессиями. Например, среди мусульман есть сунниты и шииты, а среди христиан - католики, православные и протестанты. Суннизм, шиизм - это конфессии ислама, а католицизм, православие, протестантизм - конфессии христианства. Среди жителей древнего Казахстана преобладало тенгрианст- во - поклонение Вечному Небу - Тенгри. В VII в. в южные районы страны проник ислам. В 960 г. он стал государственной религией Караханидского ханства. В исламизации кочевого населения особая роль принадлежит Ходже Ахмету Яссауи. Тюркские мусульмане считают его вторым, после Пророка Мухаммеда, святым. Город Туркистан, в котором он проповедовал, они называют малой Меккой. В XIV в. по приказу эмира Тимура над могилой Яссауи воздвигли величественный мавзолей. Он стал первым объектом Казахстана. внесенным в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В период пребывания Казахстана в составе Российской империи Н Советского Союза в нашу страну переселились представители многих этносов - приверженцы разных религий. Пестрота конфессионального состава населения еще более возросла в начале 1990-х гг. после отмены контроля за деятельностью церкви со сторон^ государства. В это время в стране появилось множество миссионеров самых разных конфессий, в том числе не характерных для Казахстана. Так сложилась многоконфессиональная структура населения нашей страны. республика Казахстан - светское государство. Это означает, что церковь отделена от государства, она не вмешивается в государственные дела, а государство в свою очередь не вмешивается в дела церкви. Конституция нашей страны провозглашает свободу совести: граждане могут исповедовать любую религию или не придерживаться никакого верования, т.е. быть атеистами. Казахстан прилагает большие усилия для расширения взаимопонимания между конфессиями во всем мире. Этой задаче служат Съезды лидеров мировых и национальных религий, которые регулярно проводятся в Астане. Конфессиональные общины Казахстана. В наши дни на территории Казахстана проповедуют свои учения 17 конфессий, входящих в состав шести религий. В конфессиональной структуре населения Казахстана преобладает ислам (70 % верующих). Ислам суннитского направления исповедуют казахи и другие тюркские народы - узбеки, татары, уйгуры, турки, кыргызы, башкиры. Он распространен также среди курдов, таджиков, чеченцев, ингушей, дунган. Азербайджанцы придерживаются другого направления в исламе - шиитского. Мусульмане населяют все регионы Казахстана. Особенно велика их доля среди верующего населения Юга и Запада (рис. 51). Вторая религия по числу приверженцев в Казахстане - христианство (26 % верующих). Христианство православного направления распространено среди славянских народов - русских, украинцев, белорусов, болгар. Его исповедуют также молдаване, греки, чуваши, мордва, удмурты, марийцы. Среди немцев-христиан есть протестанты и католики. Корейцы, исповедующие христианство, преимущественно протестанты, а поляки - католики. Армяне - приверженцы особой, древней конфессии христианства (монофизит- ства). Христиане живут во всех областях страны, но большей частью — на Севере, Востоке и в Центре. Число верующих, сторонников других конфессий - буддизма, бахай, индуизма, иудаизма - в Казахстане незначительно. География религий в основных чертах совпадает с расселением этносов.
Центральный Казахстан — самый безводный район страны: он удален от морей, и даже крупные реки «обходят» его стороной. Это один из самых богатых минеральными ресурсами районов. Мелкосопочник Сарыарка таит в себе множество полезных ископаемых — уголь, медь, железную руду, марганец, золото, нефть и др.
|