Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык и стиль изложения





 

В процессе написания выпускной квалификационной работы необходимо обращать внимание на язык изложения материала, особенно на лексику и фразеологию, стилистику, орфографию, пунктуацию.

Лексика и фразеология определяются темой исследования. При изложении требований в тексте должны употребляться слова и словосочетания: «должен», «следует», «необходимо», «требуется чтобы», «разрешается только», «не допускается», запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять «могут быть», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.п.

Существуют некоторые особенности использования в работах существительных, глаголов, местоимений. Так, в одном словосочетании не следует употреблять несколько существительных в родительном падеже и ставить рядом более двух существительных (например, «проверка правильности формулирования определений понятий...»).

При описании действий в основном следует использовать изъявительное наклонение глаголов (например, «рассмотрим»), реже сослагательное (например, «рассмотрели бы») и совсем не употреблять повелительное наклонение (например, «рассмотрите»).

При выражении логических связей между частями высказывания следует использовать указательные местоимения «этот», «тот», «такой» (например, «эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что - то», «кое - что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работ не используются.

При написании работы может возникнуть необходимость высказывания автором своего личного мнения по какой-то проблеме. В современных научных работах стало неписанным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива с руководителем придает большую объективность изложению. Однако частого употребления «мы» быть не должно. Имеет смысл пользоваться конструкциями, исключающими употребление этого местоимения:

- неопределенно-личные предложения (например, вначале производят отбор фактов для анализа, затем устанавливают их влияние на показатель);

- формы изложения от третьего лица (например, «автор полагает...»);

- предложения со страдательным залогом (например, «разработан комплексный подход к исследованию...»);

А при наличии желания можно многое сделать по улучшению условий труда и быта рабочих (При желании можно значительно улучшить условия...)».

К канцеляризмам относятся существительные «выявление», «нахождение», «оказание».

Синтаксис выпускных квалификационных работ также имеет свои особенности. Необходимо строить краткие предложения, выражать свои мысли в доступной форме, не допускающей разночтений, использовать грамматические конструкции, предполагающие точное следование нормам связи слов в предложении.

Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные синтаксические средства, указывающие:

- последовательность развития мысли («вначале», «прежде всего», «затем», «во - первых», «во - вторых», «значит», «итак» и др.);

- противоречивые отношения («однако», «между тем», «в то время, как», «тем не менее» и др.);

- причинно - следственные отношения («следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же» и др.);

- переход от одной мысли к другой («прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «необходимо рассмотреть» и др.);

- вывод («итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод...», «подводя итог, следует сказать...» и др.).

Для усиления аргументации имеет смысл использовать составные подчинительные союзы и производные отыменные предлоги: «благодаря тому, что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того, что», «оттого, что», «вследствие того, что», «после того как», «в то время как» и др., «в течение», «в соответствии с», «в результате», «в отличие от», «наряду с», «в связи с» и др.

Объективность изложения – основная черта работы, которая вытекает из стремления установить научную истину. Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это следует реализовать посредством специальных вводных слов и словосочетаний («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). Кроме того, используя вводные слова и словосочетания, целесообразно указывать степень достоверности сообщения. Благодаря этим словам тот или иной факт можно представить:

- как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»);

- как предполагаемый («видимо», «надо полагать»);

- как возможный («возможно», «вероятно»).

 

Выпускной квалификационной работе присущи определенные стилистические особенности. При написании работы имеет смысл представить, что вы желаете поделиться информацией и знаниями с людьми, которые этой информацией не владеют. Поэтому качествами, определяющими стиль работы, являются:

- точность – умение передать информацию при помощи слов;

- ясность – умение писать доходчиво;

- краткость – умение избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

 

В выпускной работе широко используются научные категории, понятия (термины), а иногда — профессионализмы.

Термин — это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное понятие, употребляемое в науке или какой-либо сфере специальной деятельности. Употребление терминологии в строго фиксированном значении обеспечивает однозначность понимания текста, что очень важно при подготовке работы.

При этом, употребляя терминологию в тексте выпускной квалификационной работы, необходимо помнить, что термины должны быть понятны не только автору, но и читателю работы. Поэтому в ряде случаев требуется раскрывать содержание термина, что на практике осуществляется следующими основными способами:

- приведение официального определения термина по нормативным правовым актам, словарям или справочникам (например: «информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» — Федеральный закон от 20.02.1995. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Российская газета, № 39, 1995, 22 февраля);

- расшифровка термина словами нейтральной лексики (например: «Криминалистическая характеристика преступления представляет собой систему описания криминалистически значимых признаков вида, группы и отдельного преступления, проявляющихся в особенностях способа, механизма и обстановки его совершения, дающую представление о преступлении, личности его субъекта и иных его обстоятельствах, об определенной преступной деятельности и имеющую своим назначением обеспечение успешного решения задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений»);

- замена термина общепонятным словом или выражением лексики (например, вместо термина «заключение под стражу» используется понятие «арест»).

В практике составления документов встречаются случаи, когда одно и то же понятие может обозначаться несколькими терминами. В таких случаях говорят о синонимии терминов. Термины-синонимы имеют разное звучание, но совпадают по значению (например, термины «исключительная мера наказания» и «смертная казнь») и могут быть полными (абсолютными) или частичными (относительными). При употреблении терминов-синонимов важно обращать внимание на то, какую сторону или свойства понятия необходимо обозначить, выделить в контексте.

Наряду с синонимией терминов существует и такое явление, как омонимия, при которой два или более термина совпадают по звучанию, но обозначают разные понятия (например, «право» как наука и «право» как предоставляемая возможность, привилегия, льгота, преимущество, прерогатива). Вместе с тем следует отметить, что в юриспруденции омонимия терминов встречается крайне редко.

Профессионализмы, как специфические слова и обороты конкретной профессиональной среды,возникают в двух случаях: либо когда специальная область деятельности не имеет своей терминологии (охота, рыболовство и др.), либо когда слово становится неофициальным заменителем термина (например, «преступления в сфере компьютерной информации» — «компьютерные преступления» и др.).

Область употребления профессионализмов — это, как правило, устная речь, использование профессионализмов в текстах права крайне нежелательно.

В ряде случаев при написании выпускных работ для обозначения понятий допускается использование сокращений. В русском языке различают два основных вида сокращенных слов:

- лексические сокращения (аббревиатуры) сложносокращенные слова, образованные путем удаления части составляющих их букв или путем сочетания частей слов: СНГ, РФ, США и др.;

- графические сокращения — применяемые в письменной речи сокращенные обозначения слов: обл. — область, экз. — экземпляр, др. — другие, т.п. — тому подобные, см. — смотри, т.д. — так далее, б/н — без номера, гр-н — гражданин, ж.-д. — железнодорожный и др.

Графические сокращения словами не являются, применяются только на письме и при чтении расшифровываются, читаются полностью.

Аббревиатуры употребляются в текстах как самостоятельные слова. На практике используются следующие типы аббревиатур:

инициальные сокращения — сокращения, образованные из начальных букв слов, обозначающих понятие (СО РАН, СССР, ОМОН и т.п.);

слоговые сокращения — сокращения, образованные из отдельных частей или слогов сокращаемых слов (Минюст, Госнаркоконтроль, Новосибжилстрой и т.д.);

частично сокращенные слова — сокращения, образованные из части одного и полного другого слова (например: кримлаборатория, оперуполномоченный, райотдел и т.п.);

усечения: нач., зам., зав., спец., пред.;

смешанного типа: ЗапСибЖД, СибВО, ВНИИторгмаш и т.д.

Инициальные аббревиатуры всегда пишутся заглавными буквами независимо от того, являются ли они обозначением собственного имени или нарицательного. Слоговые сокращения и частично сокращенные слова пишутся с большой буквы, если обозначают индивидуальные названия ведомств, учреждений и организаций (например, Минюст, Севмашзавод, Дальрыбфлот и др.) и со строчной буквы — если родовые наименования: спецконтингент, вуз и др.

Формируя текст выпускной работы, следует помнить, что сочетаемость слов научного и официально-делового стилей русского языка закрепляется в общепринятых формулах их употребления. Так, в част­ности:

- арест, обыск, допрос, оплата, платеж — производится;

- вопрос — поднимается (решается);

- договоренность — достигается;

- задолженность — погашается;

- контроль — возлагается;

- кредит — выделяется;

- обвинение, рекламация, претензия — предъявляется;

-предварительное дознание, следствие, экспертиза — производится или осуществляется;

- режим, норма — устанавливается, вводится;

- сделка — заключается,

- скидки, отсрочки, возможности — предоставляются;

- судимость — снимается;

- счет — выставляется (оплачивается) и т.п.

Сотрудничество чаше всего бывает плодотворным, взаимовыгодным, деятельность — успешной, вклад — значительным, позиции — конструктив­ными (прочными), доводы — вескими, необходимость — настоятельной, спектр (услуг) — широким, скидки — значительными/незначительными, предложение — конструктивным, разногласия — существен­ными/несущественными, рентабельность — высокой/низкой, расчеты — предварительными/окончательными и т.п.

Ограниченная сочетаемость слов приводит к тому, что в научных и официально-деловых текстах трансформируются и допустимые в устной речи обороты, так, например:

Неправильно Правильно
Давать предложения Вносить предложения
Выдать кредит Предоставить кредит
Владеть правом Обладать правом
Входить в силу Вступать в силу

 

Отглагольные существительные также трансформируются в тексте в устойчивые словосочетания:

Неправильно Правильно
Посодействовать Оказать содействие
Поддержать Оказать поддержку
Отремонтировать Произвести ремонт

Date: 2016-05-23; view: 1819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию