Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по конспектированию





Учебных текстов

Очень важно для учащихся, особенно студентов, конспектирова­ние в процессе обработки информации и умение вести записи в иных формах. Любой студент сталкивается с необходимостью создания конспективных записей информации с первых же занятий в вузе. Овладение умениями и навыками ведения конспектов заметно облегчает процесс получения и переработки знаний в целях их предъявления или дальнейшего использования.

Построение речи преподавателя, лектора во многом совпадает с письменными образцами научной или учебно-научной речи, благодаря чему можно переносить умения конспектирования лекций со слуха на процесс работы с письменными источниками информации. Свертывание текста (но не сокращение!) предшествует письму, что позволяет позднее развернуть текст необходимого объема.

Конспектирование как тип фиксирования устной информации применяется, как коммуникация с обозначенной обратной связью в случае проведения интервью, дискуссии, при записи доклада или сообщения, записи инструкций или распоряжений руководителя и т.д.

Начиная овладевать коммуникативной компетенцией в учебной сфере, студенты сталкиваются с необходимостью вести конспект по разным предметам, фиксируя устную речь преподавателей. Соответствие замысла говорящего и обратной связи, т.е. результативность конспектирования, зависит от следующих факторов:

- языковой культуры говорящего и пишущего (включая произносительную и лексико-синтаксическую культуру);

- общей культуры коммуникантов: лектор не должен недооценивать или переоценивать культуру аудитории, но обязан ее учитывать;

- знания конспектирующим предмета и, следовательно, содержания излагаемой информации.

Процесс конспектирования лекций слагается из ряда психолингвистических составляющих: аудирование, отбор, выделение принимаемой информации, фиксация выделенной информации.

При конспектировании печатного текста восприятие информации осуществляется зрительным анализатором, который охватывает текст по абзацам, дает возможность распознавать его на уровне букв, слов, фраз. Первичная обработка информации, заключенная в избранном абзаце, осуществляется при помощи речедвигательного и речеслухового анализа, после чего формируется определенное решение: читать далее или вернуться к прочитанному абзацу.

Осмысление прочитанного тесно связано с базовой (внутренней) информацией, поступающей из долговременной памяти читающего (и фиксирующего далее) текст.

Рассмотрим основные коммуникативные особенности конспекта, что необходимо для развития письменноречевых умений.

Чаще всего конспект является результатом приема, переработки и фиксации речевых сообщений, предназначенных для личного пользования. Есть разница в использовании собственного или чужого конспекта в ситуации его «развертывания». Обращение к чужому конспекту менее эффективно по ряду причин. Во-первых, индивидуальный характер конспекта обусловлен тем, что каждый человек обладает определенным базовым запасом информации и средств ее выражения (тезаурусом). Конспектирующий фиксирует информацию таким образом, чтобы она составила единое целое с той, которая имеется в его памяти. Из-за различия тезаурусов при чтении чужого конспекта можно «пострадать» от наличия излиш­ней информации или отсутствия необходимой.

Во-вторых, конспектирующий применяет прием свертывания, опущения части изложенной лектором системы знаний, которая может быть восстановлена автором конспекта на основании другой зафиксированной им части. Наиболее распространенные формы свертывания — называние (частей, глав, абзацев и т.д.); свертывание информации по ассоциации (в дневниковых записях, в еженедельниках и т.д.).

В-третьих, при конспектировании обычно используется индивидуальный подход к сокращению слов, фраз, фрагментов текста. Хотя в учебной и научной литературе встречаются общепринятые сокращения (типа и т.д., и др., т.е.), для написания собственного конспекта каждый находит и вводит в обиход собственные приемы, символы, цифры.

Грамотная организация системы собственных сокращений связана с использованием приемов по преодолению некоторых психолингвистических трудностей:

- в письменной речи наибольший объем информации приходится на первые 3-4 буквы слова, в устной информации – на ударный слог;

- при конспектировании не стоит сокращать окончания, способ­ствующие распознаванию предметных отношений (лучше студ-ом, чем студ. — студентом);

- сокращение слова должно быть таким, чтобы при расшифровке оно ясно выражало только одну конкретную словоформу (что значит физ.: физкультура, физика, физический?);

- словарный запас лектора или автора печатного текста, как пра­вило, превышает словарный запас конспектирующего, поэтому новые, незнакомые, впервые используемые слова следует писать полностью;

- сокращение терминов, профессионализмов из какой-либо сферы деятельности (знаний) зависит от частоты их употребле­ния в тексте (сначала — конспект, потом консп., затем к-т);

- в качестве сокращений или эквивалентов понятий целесообраз­но использовать математические знаки, понимаемые однознач­но даже в других языках (<, >, =, # и т.д.);

- ряд сокращений можно дополнить авторскими только в том случае, если они не забудутся и окажутся жизнеспособными (t° - температура, NB – точка зрения, / – повышение, \ – понижение и т.п.). Развитые навыки и умения конспектирования позволят преодолеть трудности, возникающие при ведении конспекта:

- разница в способах предъявления информации автором текста и конспектирующим;

- недостаточно развитые навыки сокращений слов и словоблоков у пишущего конспект;

- трудности содержательно-смыслового характера: неумение выделить главную мысль при аудировании или чтении, неумением выделить основные положения текста и т.д.;

- трудности в свертывании информации (новой или ранее известной), например, план не всегда демонстрирует все детали содержания, а тезисы бывают, наоборот, слишком избыточны;

- трудность в оперативном заимствовании словоблоков (чтобы это преодолеть, нужно знать «рабочий язык» той сферы деятельности, в которой состоялась коммуникация; положительный результат дадут продуманный отбор слов и фраз, оборотов и формулировок, знание сочетаемости слов);

- трудности в употреблении сокращенных слов, аббревиатур, условных обозначений;

- трудности скоростной записи текста.

Колебания скорости речи лектора весьма значительны — от 137 до 334 слогов в минуту, определяется целью, наличием дополнительных материалов и т.д. Процесс прочтения печатного текста тоже проходит в различных темповых режимах. Средний темп — 620 знаков в минуту. При ускорении темпа речи лектора или при сжатых сроках, отведенных на конспектирование, происходят нарушения в процессе конспектирования.

При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам необходимо конспектировать письменные источники информации. Такие типы письменноречевой деятельности, как составление тезисов, аннотаций, написание курсовых работ, требуют развитых синтетических умений в разных видах речевой деятельности, в первую очередь развития и совершенствования навыков и умений в чтении.

Например, распространенный алгоритм подготовки студента к практическому занятию включает следующие действия:

- чтение задания к занятию;

- выписывание вопросов, требующих большей подготовки;

- чтение содержания учебных пособий для выбора нужных параграфов;

- выписки из отдельных частей учебных текстов;

- обобщение прочитанного материала и данных из конспектов лекций, повторное чтение конспекта и выявление главного;

- составление плана (назывного, вопросного, тезисного) ответа и запись его.

К сожалению, так последовательно и тщательно подготовка к за­нятиям ведется не всегда, но следование приведенному алгоритму позволит намного улучшить результаты получения знаний, транс­формации их в сознании и переноса в долговременную память.

Date: 2016-05-23; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию