Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое метод научного познания?





Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

«Метод – это искусство располагать мысли в правильной последовательности, чтобы иметь возможность или открыть истину, или доказать её другим» - так говорили древние авторы.

Ни один проект не может обойтись без этапа обработки какой-либо информации по теме. Ведь результатом вашего проекта (исследовательского или практического) всегда будет что-то чуточку новое, лично вами созданное. Если вы не примените какие-то методы преобразования найденной информации, ваша работа будет похожа на детские задания из курса начальной школы – «контрольное списывание». Все хорошо вовремя. Есть время переписывать, оттачивать правописание, есть время размышлять, преобразовывать мир! Здесь мы познакомим вас лишь с небольшой частью «интеллектуального инструментария».

Приступим. Самым популярным среди методов научного познания является

Анализ

Суть метода – разложение, расчленение целостного на составляющие части. Вариантов аналитических приёмов много. Если вы хотите изучить, что писали о проблеме утренней усталости разные авторы – это источниковедческий анализ. Если захотите рассмотреть свойства веществ, которые входят в состав лимонада – это химический анализ. Если вас интересуют сюжетные линии какого-то литературного произведения – это содержательный анализ. И так далее. В результате анализа вы узнаёте «состав» того, что изучаете. Эту информацию можно обрабатывать дальше:

 

Классификация

Иногда в процессе работы над проектом вы сталкиваетесь с большим количеством информации о каком-то объекте или явлении. Вам нужно с одной стороны держать всю информацию в поле зрения, с другой стороны иметь возможность рассматривать её по частям в соответствии с замыслом проекта. Чтобы информация не «рассыпалась» при анализе, вы можете использовать

«специальный клей» - метод классификации. Для этого вам нужно:

- точно описать полный объём информации;

- определить признаки, по которым вы будете делить эту информацию на отдельные множества;

- разделить общий объём на множества по выбранным признакам;

Например, вы можете разделить состав лимонада на вещества вредные, нейтральные и полезные для здоровья человека.

В школе вы всё время сталкиваетесь с методом классификации при изучении наук (классификация частей речи, действительных чисел, растений и т.п.). Вы можете применять этот метод и в своих творческих работах.

 

Логика даёт нам два основных способа сроить умозаключения и делать выводы: методы дедукции и индукции.

Дедукция

Учёные пользовались методом дедукции ещё со времён Аристотеля. Однако широкая публика узнала об этом методе благодаря историям о Шерлоке Холмсе – знаменитом английском сыщике с улицы Бейкер Стрит в старом Лондоне. Дедукция – такой способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая. Любое дедуктивное умозаключение со времён Аристотеля называется силлогизмом. Примеры простых силлогизмов:

Все звёзды излучают энергию. Солнце – это звезда. Значит, Солнце излучает энергию.

Все люди умеют смеяться. Иван Иванович – человек. Значит, Иван Иванович умеет смеяться.

Все металлы плавятся. Железо – металл. Значит, железо плавится.

В данных случаях рассуждения ведутся от общего высказывания (они начинаются словом Все) к частному – некому утверждению о конкретном объекте. Есть ли недостатки у дедуктивного метода? Заметили?

Дедуктивное умозаключение должно опираться на однозначно верное высказывание. Но общие высказывания далеко не всегда можно проверить, иногда их приходится принимать «на веру». Откуда, например, известно, что все металлы плавятся? Вдруг какие-то не плавятся? И тогда по-настоящему проверить наше заключение можно только одним способом – попробовать расплавить железо, т.е. провести эксперимент. А ещё вы заметили, что вывод в дедуктивном умозаключении делается так, как будто знание «сужается». Но ведь наша задача – делать открытия, расширять знания о мире, охватывая неведомое.

Именно так рассуждал Френсис Бэкон, философ, живший в 17 веке в Англии. Он предложил для эпохи Нового Времени – новый метод познания.

 

Индукция

Это метод противоположный дедукции. Здесь надо из нескольких частных случаев вывести общее правило. Считается, что достаточно двух суждений, чтобы можно было делать вывод об общем правиле. Примеры индуктивных умозаключений:

Железо при нагревании расширяется.

Медь при нагревании расширяется.

Ртуть при нагревании расширяется.

Железо, медь, ртуть – металлы.

Все металлы при нагревании расширяются.

 

Вам, конечно, понятно, что этот метод так же имеет недостатки. Например, мы рассмотрели только часть случаев, когда металлы при нагревании расширяются. А потому, наш вывод является, скорее вероятным, чем однозначным. Но главное достоинство метода индукции – способность «наращивать знание». Пусть полученное общее правило лишь предположение, но ведь его можно проверять и делать открытия дальше!

Однако призываем вас все свои суждения проверять с точки зрения «Здравого смысла». При интеллектуальном поиске это важнее всего!

 

Кстати, о вероятностных выводах. При работе над проектами, особенно исследовательскими, «завязка сюжета» вашего интеллектуального приключения может начинаться именно с выдвижения предположительного суждения, которое может решить (или объяснить) заявленную вами проблему. Такое суждение называется красивым словом «гипотеза».


.

 

Классические правила научного поиска предлагают 4 этапа работы с гипотезой:

1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.

2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий. Выбор методов проверки гипотезы, проведение проверочных процедур.

3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Гипотеза может присутствовать даже в работе над творческим проектом. Её наличие добавляет азарт, подогревает любопытство, а значит, способствует вашей увлечённости своим проектом. Впрочем, во многих типах проектов гипотеза не обязательна.

 

Если вы «заболеете» интересом к науке Логике, то узнаете, что существует очень много разновидностей дедуктивных и индуктивных умозаключений. Зачем человечество постоянно совершенствует эти методы? Конечно же, не от безделья.

Дело в том, что искусство логично рассуждать используется не только в науке. Если вы собираетесь стать юристом (адвокатом или следователем, например), если ваши мечты связаны с работой дипломата или доктора, если вы хотите заняться бизнесом, где вам придётся вести переговоры, участвовать в спорах и дискуссиях, то умение выстраивать логические умозаключения будет равняться вашему профессиональному успеху! Везде нужно уметь мыслить ясно и быть способным убеждать других людей. А сейчас? Несомненно, тренироваться нужно уже сейчас. Ведь даже в спорах со своими друзьями вы уже можете оттачивать своё искусство убеждения «силой мыслей, а не силой мышц».

 

Аналогия

Аналогия – это обнаружение подобия явлений. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов (объектов) в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.

Вы наверняка сталкивались с житейскими ситуациями, которые описываются по формуле «Я думал, что это…., а оказалось…». Чаще всего это истории про «те самые» выводы по аналогии, которые могут приводить к самым разным «открытиям». В детстве вы могли «открыть», что не всё оранжевое и круглое является мандарином (т.е. сочное и сладкое). Бывают и такие маленькие лимончики, а они ужас какие кислые. Или обнаружить, что не все котики такие же ласковые, как тот, который живёт у вас дома. Они могут и поцарапать.

Примером метода аналогии в литературе является метафора. Термин придумал всё тот же Аристотель. Он считал, что искусство – это подражание жизни и следует искать аналогии с жизнью для создания художественных образов.

В научных рассуждениях так же часто используется метод аналогии. Классический пример:

Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь.

Здесь сравниваются два объекта (планета Земля и планета Марс), которые сходны между собой в некоторых важных признаках. На основе данного сходства делается вывод о том, что, возможно, эти объекты сходны между собой и в других признаках: если на Земле есть жизнь, а Марс во многом похож на Землю, то не исключено наличие жизни и на Марсе. Хотя выводы аналогии, как и выводы индукции, вероятностны, это источник новых идей, гипотез, предположений. Причём аналогии создают для науки не только запас идей, но и материал для новых открытий. Например, наука, родившаяся в 20 веке – бионика, создана на основе аналогий. Совершенствование электронной техники сейчас происходит по аналогии с изучением работы нервной системы, нейронных сетей мозга человека и животных. Технологии высотного строительства развиваются благодаря изучению устройства стеблей злаковых растений. Даже удобные для всех застёжки «липучки» были созданы по аналогии со строением обычного репейника.

Итак, вы уже умеете раскладывать на части то, что вас интересует (анализировать), делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, составлять классификации и использовать аналогии. А какой метод позволяет собирать в целое изученные вами части?

 

Синтез

В процессе синтеза вы получите из различных частей или фрагментов нечто целое. Строго говоря, синтезу всегда будут предшествовать логические операции, которые вы уже освоили. Ведь чтобы что-то собрать, нужно то, из чего собирать. В этом смысле синтез – наиболее «продвинутый» метод познания. В настоящее время признано, что дальнейшие открытия человечество может делать только на стыках разных наук. Мышление современного человека должно быть синтетическим – способным соединять «несоединимое» и применять это в жизни. Жизненная компетентность сегодня – это способность видеть проблему в целом, быстро понимать, как стыкуются её составные части, принимать несколько решений и понимать, как они будут влиять друг на друга, подмечать нестандартные детали и использовать их. И всё это должно «крутиться в голове» одновременно. Теперь более всего в выпускниках школ и вузов ценится не набор конкретных знаний, а способность быстро «составлять пазлы» из нестыкуемых сведений. Поэтому осваивать метод синтеза – это обеспечить себе конкурентоспособность в будущей жизни. И пожалуйста, помните: лишних знаний не бывает. Бывает, что человек просто не умеет использовать знания в одной области для решения задач в другой. Для этого старайтесь развивать и логику, и творческое мышление. Настоящий синтез – всегда результат работы двух полушарий мозга (левого – логического и правого – творческого). Тренируйтесь и синтезируйте.

Для поиска и обработки нужной вам информации по теме проекта вы можете использовать и другие методы познания. Вот краткий список методов, которые могут вам пригодиться:

 

Метод Суть метода
  Наблюдение   Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
  Описание   Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
  Эксперимент   Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: · Лабораторный эксперимент. · Полевой, или естественный эксперимент. · Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.
  Опыт   Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.
  Моделирование   Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.
  Опрос   Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.
  Интервью   Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.
  Анкетирование   Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.
  Прогнозирование   Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
  Краеведческий поиск Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания.
11. Реконструкция Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

 

Date: 2016-05-23; view: 1854; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию