Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие стратегического менеджмента как непрерывного процесса





2)Преимущества стратегического подхода к управлению экономикой

3)Определение стратегического видения

4) Механизм осуществления стратегического планирования

5) Основные подходы к определению целевых установок предстоящего периода.

 

Список рекомендуемой литературы: /1, 2, 5, 10, 12/

 

ТЕМА 2.«Научно-теоретические основы стратегического планирования»

 

Цель лекции: рассмотрение научно-теоретических основ стратегического планирования

Ключевые слова: экономические методы, административные методы государственного регулирования экономики, инструменты государственного регулирования экономики, факторы производства, система экономических законов

План лекций (4 часа):

1.Понятие «стратегия» применительно к социально-экономическим процессам

2.Определение стратегического планирования и его объективная необходимость.

3.Стратегическое планирование как основополагающий механизм государственного регулирования экономики

4.Научно-теоретические основы стратегического планирования.

5.Система экономических законов как теоретическая и методологическая база планирования.

 

1) Социальные отношения развиваются между а) нациями, б) клас­сами, в) социальными группами, г) внутри социальных групп, классов и наций, д) между семьями и внутри них.

Стратегические цели социальной политики:

— достижение ощутимого улучшения материального положе­ния и условий жизни людей;

—обеспечение эффективной Занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

— гарантия конституционных прав граждан в области труда, об­разования, социальной защиты, охраны здоровья, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспече­ние социальных гарантий женщинам, детям;

— улучшение демографической ситуации. Необходимыми условиями достижения этих целей являются:

1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и стимулов разви­тия производства и повышения трудовой активности;

2. Обеспечение распределения доходов на основе новой систе­мы налогового законодательства; введение контроля за реальными доходами;

3. Стимулирование использования доходов от трудовой деятель­ности, от собственности для инвестирования и кредитования социаль­но значимых программ;

4 Проведение политики занятости (недопущение массовой без­работицы, высвобождение излишков рабочей силы в связи со струк­турной перестройкой экономики);

5. Усиление адресности социальной политики;

6. Создание полноценных условий жизнедеятельности;

7. Повышение роли социального страхования;

8. Стабильное финансирование отраслей социальной инфра­структуры и социальных программ.

Основой для реализации стратегических целей является ежегод­ный рост ВВП и инвестиций в основной капитал, увеличение объемов производства в важнейших отраслях экономики, снижение уровня инф­ляции и дефицита государственного бюджета, увеличения доли расхо­дов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.

Стратегия социальной политики имеет свою тактику, т. е. вы­явление стратегических установок на отдельные этапы, определение путей решения задач этапов.

 

2) Предметом науки стратегического планирования является изу­чение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов программ и планов, объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и мето­дики решения многообразных проблем стратегического планиро­вания, а также организации его осуществления.

Объект стратегического планирования — деятельность хозяйст­вующих субъектов, структурных элементов национальной эконо­мики, вся национальная экономика страны, с позиций их будуще­го состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

В теории стратегического планирования выделяют три чрезвы­чайно важных аспекта. Первый из них — социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяю­щих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественных зависимостей, является основой, базой для научного обоснования стратегических прогнозов, проектов программ и планов всех уровней и времен­ных горизонтов.

Второй — методология стратегического планирования. Она пред­ставляет собой инструмент знания социально-экономических про­цессов и использования полученных знаний в процессе их госу­дарственного регулирования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возмож­ным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое пред­ставление о сущности и закономерностях развития как самого объ­екта стратегического планирования — национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, так и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенст­вовать логику, методологические подходы, систему методов реше­ния проблем стратегического планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки.

Третий аспект науки стратегического планирования — органи­зационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с поста­новкой круга задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций выполняемых ими, организации их работы, а также при­дания определенной организационной формы конечным резуль­татам стратегического планирования.

Содержанием стратегического планирования является плано­мерная организация регулирования развития национальной эко­номики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности ком­мерческих структур. Речь идет прежде всего о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования ди­намики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решение других социальных проблем (уров­ня и качества жизни, развитие отраслей социальной инфраструк­туры), осуществление мероприятий в сфере экологии, поддержка науки, направление финансовых потоков в стране и т.д. На мик­роуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, дру­гих рыночных организаций) — разработка стратегических программ и планов их деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перс­пективах, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.

Наука стратегического планирования тесно связана с наукой управления и прежде всего с менеджментом, экономической тео­рией, философией, социологией, финансовыми науками, полит­ологией. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются выводы, фактически дан­ные и методы исследования, применяемые функциональными на­уками и отраслевыми экономиками, прежде всего таких, как ста­тистика, анализ хозяйственной деятельности и аудит, бухгалтер­ский учет и т.д. Наука стратегического планирования опирается на математику, технические и естественные науки.

 

3) Стратегическое планирование играет огромную роль в развитии экономики городов Республики на ближайшую перспективу. Каждый город, разработав свой план стратегического развития, может способствовать созданию условий для дальнейшего экономического, социального и культурного развития, благоприятным условиям для проживания населения и развитию предпринимательства.

Цели и задачи стратегического плана города не должны противоречить стратегическим целям государства, но в то же время ни один город, ни одно местное сообщество не может успешно развиваться только в результате реализации государственной экономической стратегии, программ развития малых городов. Применение стратегического планирования на местном уровне дает возможность руководителям города видеть перспективу и управлять ею в интересах сообщества, активно планировать свое будущее, а не только реагировать на события, которые уже наступили. Ведь стратегический план - это договор общественного согласия, в соответствии с которым местная исполнительная власть принимает на себя определенные обязательства по реализации наиболее важных стратегических проектов и мероприятий по развитию города.

Необходимо понимать, что стратегическое планирование - это наиболее перспективный, востребованный временем метод управления городом. Сам факт разработки стратегических планов и вынесения их на широкое обсуждение сообщества свидетельствует о переходе наших городов на более высокий качественный уровень развития, о росте самосознания насе

 

4) Особое место в системе программ, разрабатываемых в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные (стратегические) программы. Стратегические программы — это ад­ресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям со­циально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других ме­роприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, за­дач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки

 

5) Современная концепция стратегического планирования пред­полагает использовать в практике планирования модификации сис­темного подхода:

1) системно-комплексный подход;

2) системно-программный подход;

3) системно-мультипликационный подход;

4) системно-нормативный подход;

5) системный режима экономии подход;

6) системно-динамический подход.

1. Системно-комплексный подход — это конкретизация и при­ложение системного подхода к различным социальным системам (ком­плексам). Каждый комплекс рассматривается как сложная динамичес­кая система и как компонент более высокой по уровню системы. При этом используются в единстве элементный, структурный, функцио­нальный, целевой, ресурсный, интегративный, коммуникативный и исторический аспекты.

2. Системно-программный (программно-целевой) подход — конкретизация и приложение системного подхода к решению локаль­ных научных, технических, экономических, экологических и других проблем объектов стратегического планирования. Характерные чер­ты системно-программного подхода: единство целевой ориентации, комплексности мероприятий, определенности сроков осуществления, адресности и указания источников ресурсов. В процессе практичес­кой реализации подхода необходимо обеспечить:

1) научное определение цели или системы целей планируемой системы;

2) разработку альтернативных вариантов достижения целей;

3) определение объемов и структуры ресурсов;

4)разработку модели функционирования планируемой системы;

5) отыскание критериев выбора из альтернатив базисного ре­шения.

3. Системно-мультипликационный подход (мультипликация — умножение) — конкретизация и приложение системного подхода к ис­следованию процессов, связанных с возникновением и мультиплика­цией эффектов.

4. Системно-нормативный подход — конкретизация и прило­жение системного подхода к стратегическому планированию требо­ваний субъектов планирования к его объектам по оптимальному ис­пользованию ресурсов (трудовых, производственных, финансовых). Подход реализуется в трех направлениях:

1) установление социальных ориентиров (формирование в стра­тегических планах и программах целевых установок на достижение определенного уровня состояния общественной системы);

2) использование системы норм в управлении производством и в других сферах. Норма — научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции (выполнение работы) заданного качества в условиях базисного или планируемого периода.

3) Разработка и использование системы нормативов. Норма­тив — поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измере­ния (продукции, объема и т. п.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса на конечный результат или регламентируют отношения по поводу распределения результа­тов деятельности (амортизационные отчисления, налоговые ставки, нормативы управления).

5. Системный — режима экономии подход — конкретизация и приложение системного подхода к исследованию, разработке и обо­снованию мероприятий, обеспечивающих реализацию требований за­кона экономии во всех сферах деятельности. В стратегическом плани­ровании подход используется для разработки мероприятий и опреде­ления заданий по экономии, по эффективной замене одних ресурсов другими, устаревших технологий новыми. Режиму экономии соответ­ствует такое сокращение затрат, при котором они уменьшаются на единицу полезного эффекта (удельные затраты). Основные направле­ния использования подхода -снижение затрат основного и оборот­ного капитала, экономия живого труда, естественных ресурсов, эко­номия в процессе обращения и потребления товаров и непроизвод­ственных фондов, экономии внерабочего времени.

6. Системно-динамический подход — представляет конкретиза­цию и приложение системного подхода к исследованию, разработке и обоснованию мероприятий, направленных на придание динамизма в развитии объектов стратегического планирования, повышение каче­ственных характеристик

 

Вопросы для самоконтроля

1)Охарактеризуйте развитие государственного сектора экономики в Республике Казахстан

2) Дайте характеристику стратегическому прогнозированию

3) Дайте характеристику стратегическому программированию

4)Охарактеризуйте проектирование, как заключительный этап всех процедур стратегического планирования

5)Охарактеризуйте негосударственные объекты стратегического планирования

 

Список рекомендуемой литературы: /2,6,9,11,13,14/

 

ТЕМА 3. «Методология стратегического планирования»

 

Цель лекции: рассмотрение особенностей методологии стратегического планирования

Ключевые слова: методология, принципы, закономерности, методы планирования, экспертные методы, методы социально-экономического анализа, методы прямых инженерно-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-математические методы и модели, метод системного анализа и синтеза.

План лекций (4 часа):

1.Сущность методологии стратегического планирования

2.Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования

3.Методы стратегического планирования: экспертные, методы социально-экономического анализа, методы прямых инженерно-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-математические методы и модели, метод системного анализа и синтеза.

 

1) Научной основой стратегического планирования является ме­тодология планирования. Методология стратегического планирования — это инструмент по изучению возможностей использования в практической деятель­ности законов, определяющих развитие экономики; разработке мето­дов решения проблем стратегического планирования и приемов их практической реализации.

В системе методологии стратегического планирования необхо­димо рассматривать методологические подходы, методику и методы стратегического планирования,

Методологический подход - это целостное направление ис­пользования логики, принципов, и методов стратегического плани­рования при разработке Прогнозов, стратегических программ и пла­нов всех уровней и временных горизонтов.

Стратегическое планирование не отвергает использования об­щих методических подходов к планированию (реактивизм, инакти­визм, преактивизм, интерактивизм), но при этом вносит в них коррек­тивы, обусловленные специфической (стратегической) функцией пла­нирования (системный подход, саморазвивающаяся интерактивная схема планирования, концепция самообучающейся адаптивной сис­темы планирования).

Реактивизм—ориентация на прошлое. При использовании ре­активного планирования формирование плана осуществляется на ос­нове достигнутых в прошлом результатов. Процедура планирования реализуется по схеме «снизу-вверх», а руководство и управление этим процессом осуществляется «сверху-вниз».

Достоинством реактивного подхода к планированию является учет прошлого опыта, преемственность плановых решений.

К недостаткам реактивного планирования можно отнести сле­дующие:

— отсутствие взаимодействия между структурными элемента­ми систем планирования;

— снижение общей эффективности хозяйственной деятельное­ти организаций;

— бюрократизация систем управления;

Инактивизм — ориентация на настоящее. При инактивном пла­нировании наблюдается стремление сохранить существующее поло­жение хозяйственных структур.

Основным недостатком инактивного подхода к планированию является отсутствие инноваций, неспособность приспосабливаться к изменениям среды, ограничение самостоятельности и творческого по­тенциала персонала.

Преактивизм — ориентация на будущее. Планирование заклю­чается в прогнозировании будущих изменений внешней среды и внут­ренней деятельности субъектов планирования. При этом процедура планирования осуществляется «сверху-вниз».

Недостатки преактивного подхода к планированию — слабое использование накопленного опыта, чрезмерное увлечение методами исследования будущего.

Интерактивизм — ориентация на взаимодействие. Методоло­гия планирования основана на «проектировании» желаемого будущего и изыскания путей его построения. При этом интерактивное планирование ближе к идеальной, чем к практической модели управления и планирования, поскольку более вероятностным способом планирования будущего является не проек­тирование его, а адаптация, эффективное приспособление хозяйствен­ных субъектов к условиям будущего.

В связи с этим получил распространение «адаптационный» или «ситуационный» подход к планированию.

Данный методический подход позволяет принимать стабиль­ные решения, адекватно реагирующие на изменений внутренних и вне­шних условий и не допускающие снижения достигнутого уровня эф­фективности. Для создания оптимального плана развития, учитывающего и использующего все изменения окружающей среды, применяется «оп­тимизационный» подход. Методология оптимизационного подхода к планированию, ориентирующегося не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений, имеет совпадающие направления с преактивным подходом.

 

2) Цели — в стратегическом планировании понимаются как же­лаемое состояние или результаты функционирования объекта плани­рования в определенный момент времени. Цели могут быть недости­жимы в планируемом периоде.

Задачи — это цели, достижение которых желательно к опреде­ленному моменту времени в пределах периода стратегического пла­нирования. Задачи должны быть осуществимы в течение планируе­мого периода.

Идеал — цель, которую невозможно достичь, но к которой мож­но неограниченно приблизиться.

В стратегическом планировании на макроуровне цели и задачи содержатся в концепции социально-экономического развития страны.

Для субъектов микроэкономического уровня единство целей и миссии составляют концепцию развития субъектов, выбор определен­ной стратегии.

Тактическое планирование — предполагает выбор тактических задач и средств их достижения в рамках известной стратегии и идеала.

Операционное планирование—предполагает выбор средств до­стижения целей, которые заданы.

Нормативное планирование — характеризуется наибольшей свободой при планировании деятельности.

Стратегическое планирование — имеет выбор стратегических и тактических целей и средств их достижения в стремлении прибли­зиться к идеальным целям.

 

Таблица 1. Классификация систем планирования

 

Классификацион­ный признак Тип системы планирования Примечание
Общая ориентация планирования Интерактивное планирование Преактивное планирование Инактивное планирование Реактивное планирование  
Временной горизонт планирования   Долгосрочное планирование (перспективное или страте­гическое) Среднесрочное планирование (тактическое) Краткосрочное планирование Оперативное планирование 10—15 лет до 5 лет 1 год, 0,5 года, 3 месяца, неделя, день, час
Централизация плановых функций Централизованное плани­рование Децентрализованное плани­рование Характеризуется иерар­хией функций Самостоятельность в принятии решений
Целевая направленность планов Нормативное планирование Стратегическое планирование Тактическое планирование Операционное планирование  
Технология формирования планов Дискретное планирование Скользящее (непрерывное) планирование Планы на определенный период времени Формируются переход­ные планы
Характер функциональных связей Интегрированное планиро­вание Локальное планирование Вертикальная или гори­зонтальная координация планов, автономизация планов
Методология разработки планов Функциональное планиро­вание Ситуационное планирова­ние Предполагает традицион­ное формирование планов в разрезе функций управ­ления Предусматривает разра­ботку возможных сцена­риев развития и системы альтернативных планов
Характер планируемых показателей Директивное планирование Индикативное планирование Планы носят обязатель­ный характер, выполне­ние контролируется Планы содержат важ­нейшие позиции и пока­затели, которые носят в основном рекоменда­тельный характер
Объект планирования Общефирменное планиро­вание Планирование на уровне хозяйственных подразделе­ний План охватывает дея­тельность предприятия в целом Сфера плана ограничена структурным подразде­лением

 

3) Методы стратегического планирования: экспертные, методы социально-экономического анализа, методы прямых инженерно-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-математические методы и модели, метод системного анализа и синтеза. Многие крупные компании в современных условиях стали уделять все большее внимание развитию стратегического планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее от 10 до 20 лет, предусматривает разработку общих принципов ориетации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последователность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, то есть истользование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей расспространение несколько завышенных показателей на будущий период. Здесь делятся расчет на то, что будущее будет лучше прошлого. В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, тактические планы и бюджеты, планы прибылей,разрабатываемые для каждого из главных подразделений фирмы. Затем программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.

 

Вопросы для самоконтроля

1)охарактеризуйте системно-комплексный подход,

2) охарактеризуйте системно-программный подход,

3)охарактеризуйте системно-мультипликационный подход,

4)охарактеризуйте системно-нормативный подход,

5)охарактеризуйте системный – режим экономии подход,

6)охарактеризуйте системно-динамический подход

 

Список рекомендуемой литературы: /2,6,9,11,23,25/

 

 

ТЕМА 4. «Организация стратегического планирования и функции государственных органов по планированию»

 

Цель лекции: определение организационных основ стратегического планирования

Ключевые слова: государственные органы, представительная власть, законодательная власть, исполнительная власть, правовые основы.

 

План лекций (2 часа):

1.Правовые основы и субъекты организации стратегического планирования.

2.Процесс и сроки разработки текущих, средне- и долгосрочных стратегических планов отраслей (регионов) и контроль за их осуществлением

 

1) Роли правительства в макроэкономическом развитии.

1.Улучшение макроэкономических, политических, правовых и социальных условий

– Создание стабильного и предсказуемого макроэкономического, правового и политического контекста

– Улучшение социального положения граждан

2.Усовершенствование общей деловой среды

– Повышение доступности, качества и эффективности многопрофильных или общего назначения факторов производства, инфраструктуры и институтов

– Установление общих правил или стимулов, регулирующих конкуренцию и поощряющих рост производительности

3.Обеспечение условий, при которых компании непрерывно модернизируются

– Создание стимулов для того, чтобы компании использовали более сложные формы конкуренции

– Поддержка институтов, обеспечивающих передачу передовой практики

4.Содействие формированию и модернизации кластеров

– Выявление существующих и возникающих кластеров

– Организация форумов и обеспечение участия сторон при определении препятствий к развитию кластеров и при выработке планов действий для устранения таких препятствий

5.Ведение совместного процесса экономической трансформации

–Создание таких институтов и процессов повышения конкурентоспособности, которые будут информировать граждан и мобилизуют частный сектор, все уровни государственного управления, образовательные и другие учреждения, а также гражданское общество к принятию мер

Индустриальная политика в сравнении с кластерной политикой: нацелена на сферы, где предполагается рыночный спрос или привлекательные технологии, вмешивается в конкуренцию (субсидии, протекционизм и пр.), поддерживает местные компании, требует длительных финансовых обязательств со стороны государства, централизует решения на государственном уровне, имеет высокий показатель неудач (краткосрочный эффект с низкой степенью устойчивости, рыночный спрос, привлекательные технологии).

Кластерная политика: усиливает существующие активы, историю и географическое расположение, все кластеры успешны, обеспечивает усложнение форм конкуренции, нейтральность в плане принадлежности, требует постоянного участия всех действующих сторон, поощряет инициативу на всех географических уровнях, воздействие усиливается со временем; возможно получение определенных быстрых результатов

 

2) Позитивные аспекты деятельности Координационного Совета:

1. Координационный Совет выступает в роли координатора деятельности по разработке стратегического плана

2. Координационный Совет обеспечивает легитимность стратегического плана среди жителей города

3. Координационный Совет обеспечивает концентрацию усилий городского сообщества на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города

4. Координационный Совет создает пространство свободы разработки инновационных проектов и инициатив по их реализации у широкого круга общественности города, вовлекая в эту работу всех субъектов, заинтересованных в развитии города

5. Координационный Совет позволяет объединить устремления и действия политической и административной ветвей власти и всех целевых групп - населения, предпринимателей, общественности - для достижения поставленных целей, провозглашая идейное кредо: “Мы все разные, но нас объединяет будущее”.

6. Координационный Совет способствует установлению доверительных отношений между властью и населением

7. Координационный Совет выступает в роли связующего звена между администрацией города и руководителями рабочих групп (стратегических направлений)

8. Координационный Совет обеспечивает отсутствие бюрократических барьеров в работе по стратегическому планированию

9. Координационный Совет способствует совершенствованию местного управления и расширению гражданского участия

10. Координационный Совет обеспечивает прозрачность процесса стратегического планирования

11. Координационный Совет осуществляет мониторинг процесса реализации стратегического плана

Риски деятельности Координационного Совета:

1. Координационный Совет избегает публичности в своей деятельности

2. Координационный Совет ошибается в выборе приоритетов развития города, что негативно отражается на разработке стратегии развития города

3. Члены Координационного Совета инертны, не заинтересованы в разработке стратегического плана

4. Члены Координационного Совета считают, что стратегический план должны разрабатывать группы приглашенных ученых. Но многие стратегические планы, написанные в короткий срок группами приглашенных ученых, остаются только красивыми документами, созданными лишь для презентации. Написанные научным языком и аргументированные большой информационной базой, они не затрагивают интересы населения города, которому отводится роль исполнителя, в выполнении этих планов.

5. Члены Координационного Совета не обращают внимания на то, что даже самая удачная стратегия не может быть одинаково выгодна, полезна для всех членов сообщества. Зарубежный опыт показывает, что улучшение ситуации для города в целом и выдвижение его на мировой арене не всегда улучшают, а порой и ухудшают положение малообеспеченных групп населения

6. Координационный Совет в процессе разработки стратегического плана не принимает во внимание механизмы саморазвития местных органов управления и не учитывает особенностей развития внешней среды.

7. Координационный Совет считает, что процесс стратегического планирования завершен на стадии разработки и особенно утверждения плана.

8. Координационный Совет делает ставку на наиболее "внешне привлекательные", модные (в том числе у городов-конкурентов) направления, такие как, например, туризм, высокие технологии, в то время как в действительности для развития данных направлений отсутствуют условия, управленческие возможности и т.п..

9. Координационный Совет производит подмену стратегии отдельными конкретными процедурами, инструментами, способами ее реализации.

10. В работе Координационного Совета наблюдается организационная неустойчивость

 

Вопросы для самоконтроля

1)Основные функциональные обязанности Министерства экономики и бюджетного планирования

2)Основные задачи Министерства экономики и бюджетного планирования

3)Министерство экономики и бюджетного планирования: организация работы по планированию

4)Взаимоотношения Министерства экономики и бюджетного планирования с Министерством финансов

5)Роль Департамента экономики и бюджетного планирования в разработке стратегических планов

 

Список рекомендуемой литературы: /2,6,9,13,14/

 

ТЕМА 5. «Структура, этапы разработки и показатели планов»

 

Цель лекции: рассмотрение методики SWOT –анализа возможностей достижения поставленных целей

Ключевые слова: SWOT –матриц, опасности, возможности, приоритеты, сильные стороны, слабые стороны

План лекций (4 часа)

1 Структура стратегического плана и этапы его разработки

2. Разработка SWOT –матриц

3. Классификация стратегии

 

1) Методологические подходы, логика и принципы стратегичес­кого планирования позволяют выделить основные виды систем стра­тегического планирования

— системы жесткого формализованного планирования;

— системы гибкого стратегического планирования.

Системы жесткого формализованного планирования

Системы формализованного стратегического планирования реализуют «рационалистическое» планирование

— определение желаемого результата должно предшествовать выбору путей к нему, т е. цели деятельности должны быть известны до решения вопроса о средствах недостижения;

— выбор стратегии должен предшествовать мобилизации ре­сурсов, что обеспечивает большую эффективность их использования за счет целевого применения.

Процесс планирование осуществляется по схеме «цели-страте­гии-ресурсы». При этом контролируется постоянство целей и задач предприятия на протяжении всего периода их достижения.

Системы гибкого стратегического планирования

Гибкие системы стратегического планирования формируются в условиях возрастающей нестабильности внешней среды, что приво­дит к новым требованиям:

1) ориентация механизмов планирования на инновативность стратегий развития предприятия, как необходимого условия жизне­способности в конкурентной среде;

2) система планирования должна эффективно аккумулировать и 'стимулировать нестандартное мышление, что позволяет в условиях не­предсказуемости внешних условий выработать качественное решение;

3) система стратегического планирования должна способство-вать появлению предпринимательского (инициативного) стиля пове­дения персонала;

4) система стратегического планирования должна создавать нормативно-правовую и финансово-экономическую базу для экспе­риментирования с новыми, в т. ч. с рисковыми изделиями;

5) система стратегического планирования должна содержать организационные и экономические механизмы, реализующие гибкость планов с точки зрения его формирования и корректировки в процессе осуществления. Значительную роль при этом играет переход к систе-ме «скользящего» планирования;

6) гибкое стратегическое планирования требует нового подхода к организационным механизмам управления на основе развития систем межфункционального и межфирменного взаимодействия;

7) новая концепция стратегического планирования рассматри­вает процесс планирования как инструмент интеграции всех управ­ленческих функций с целью ликвидации ведомственности управлен­ческих подсистем и придания их деятельности общего стратегическо­го характера. При этом — максимальная самостоятельность и поисковая активность хозяйственных подразделений.

Реализация механизмов гибкого стратегического планирования требует пересмотра традиционной логики планирования и примене­ния альтернативного подхода (логики) «ресурсы-стратегии-цели».

Схемы стратегического планирования

На основе общей системы классификации рассматри­ваются три основных схемы внутрифирменного планирования: цент­рализованная, децентрализованная и смешанная (интерактивная).

Централизованная схема стратегического планирования харак­терна для организаций, действующих в нескольких близких или тесно связанных областях, для узкоспециализированных фирм и производств с быстропрогрессирующей технологией.

Децентрализованные схемы стратегического планирования при­менимы для диверсифицированных фирм, развивающих стратегичес­ки устойчивые и прибыльные виды деятельности.

Интерактивная схема планирования включает три фазы плани­рования: инициативно-нормативную фазу планирования, фазу разви­тия и пересмотра стратегических планов и фазу утверждения и реали­зации планов.

При определении схемы стратегического планирования необ­ходимо установить взаимосвязь и последовательность реализации стратегических, тактических и оперативных планов. Наиболее целе­сообразным является применение следующей логики планирования: «стратегический план - тактический план - оперативный план».

После разработки схемы планирования составляются схемы вос­производства процесса планирования в календарной последователь­ности (в виде диаграмм, таблиц, графиков).

Такие схемы предназначены для:

— представления структуры системы планирования;

— классификации этапов, стадий процесса по временным периодам;

— организации контроля за выполнением этапов планирования. Однако недостатками таких последовательных схем планиро­вания является сложность установления взаимосвязей между структурными элементами процесса планирования, что не позволяет пол­ностью учитывать изменения, происходящие в деятельности фирмы.

Организационные структуры внутрифирменного стратегичес­кого планирования формируются под влиянием следующих факторов

— принципы структуризации областей хозяйственной дея­тельности;

— масштабы, специализация и степень диверсификации пред­приятия;

— существующая структура управления предприятием;

— логика планирования.

Организация стратегического планирования осуществляется посредством формирования «стратегических сегментов» или «стра­тегических зон хозяйствования». В качестве организационной еди-ницы используются стратегические хозяйственные центры (СХЦ) трех типов: централизованные СХЦ (применяются в узкоспециализированных компаниях); децентрализованные (характеристики для фирм конгламеративного типа и научно-технических компаний — лидеров на рынках сбыта); смешанные (используются в широко диверсифицированных компаниях).

Для крупных корпораций создается корпоративная служба стра­тегического планирования (ССП).

Основными функциями ССП являются:

обеспечение функционирования системы стратегического планирования в корпорации;

контроль и согласование планов стратегических хозяйствен­ных единиц;

формирование целей и стратегий корпорации.

Высшим звеном корпоративной стратегической структуры яв­ляется центральное звено руководства корпорации, осуществляющее методологическую и координационную деятельность.

На уровне производственных подразделений создаются страте­гические хозяйственные центры, решающие следующие задачи: разработка стратегических альтернатив; оценка ресурсных возможностей СХЦ; составление оперативных планов, детализирующих первый год стратегических планов.

Для получения целостной организационной модели стратегичес­кого планирования необходимо использовать методологию функцио­нально-структурной организации систем планирования и управления.

Концепция самообучающейся, саморегулирующейся, адаптив­ной организации применима для интегрированных, широко диверси­фицированных фирм.

 

2) Ситуационный, или «SWOT (СВОТ) - анализ» (первые буквы английских слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру.

Кроме того, внутренняя среда как бы полностью пронизывается культурой организации, которая так же, как и отдельные ее составляющие, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Так как культура организации не имеет четкого проявления, то ее анализ на формальной основе весьма затруднен. Хотя, конечно, можно попытаться экспертно оценить такие факторы, как наличие миссии, объединяющей деятельность сотрудников; наличие неких общих ценностей; гордость за свою организацию; система мотивации, четко увязанная с результатами работы сотрудников; психологический климат в коллективе и т.п.

Культура организации может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа культуры организации для стратегического планирования состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, имея объектом изучения внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.

После выявления сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей устанавливается цепочка связей между ними, которая в дальнейшем может быть использована для формулирования стратегий организации.

Для установления связей составляется матрица SWOT (рис. 2), которая имеет следующий вид. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

Рис. 2. Матрица SWOT

 

На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшие над ней угрозы.

Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

3) Основные направления возможностей роста фирмы

Типы экономического роста
Интенсивный Интеграционный Диверсификационный
1. Более глубокое проникновение со старым товаром на старый рынок 1. Регрессивная интеграция путем ужесточения политики по отношению к поставщикам 1. Концентрическая диверсификация путем пополнения рынка аналогичными товарами
2. Расширение границ рынка со старым товаром 2. Прогрессивная интеграция путем ужесточения политики распределения товаров 2. Горизонтальная диверсификация путем пополнения своего ассортимента новыми товарами
3. Совершенствование товара для старых рынков 3. Горизонтальная интеграция путем ужесточения политики по отношению к конкурентам 3. Конгломератная диверсификация путем освоения совершенно новых товаров

 

 

Вопросы для самоконтроля

1) Сформулируйте определение миссии и девиза

2) Назовите конкретные цели, отражающие миссию (технологические, организационные, кадровые, во взаимодействии с другими организациями).

3) Проведите SWOT –анализа возможностей достижения поставленных целей

 

Список рекомендуемой литературы: /2,6,9,11,23,25/

 

ТЕМА 6. «Стратегическое планирование Макроэкономики и его методология»

 

Цель лекции: определение основных подходов к стратегическому планированию макроэкономики в Республике Казахстан

Ключевые слова: экономический рост, интенсивный рост, экстенсивный рост, экономическая политика государства, модели экономического роста, межотраслевой баланс

План лекций (4 часа):

1.Сущность и состав макроэкономических и структурных показателей народного хозяйства.

2.Проблема оптимизации макроструктуры экономики и стратегический подход к ее общегосударственному планированию.

3.Основные методы научного обоснования уровня макропоказетелей

 

1) Имеются обстоятельства, обусловливаю­щие потребность макроэкономического планирования в рыноч­ном хозяйстве. К ним следует отнести:

Неспособность механизма свободного рынка обеспечить мак­-
роэкономическую устойчивость национальной экономики, преодо­-
леть циклические колебания производства, валового дохода, заня-­
тости и т.д.

Систематический рост в общем объеме потребления доли кол­
лективного или общественного потребления. Так как коллектив­
ное потребление товаров и услуг в значительной мере регулирует­
ся не обычным рыночным механизмом, а государством, то увели­
чивается и доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов.

Рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных «внешних эффектов» экономической деятель­ности.

Появление более сложных и чрезвычайно важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых сек­торов экономики в результате расширения и интеграционных про­цессов.

Обострение глобальных проблем современности (продоволь­
ственной, истощение невоспроизводимых природных ресурсов,
ухудшение состояния окружающей среды и др.) обуславливает все
усиливающийся интерес общества, государства к проблемам дол­
госрочного развития.

Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономиче­
ские кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации
их последствий), стимулирующих деятельность в области плани­
рования.

Формы планирования многообразны. Они определяются мно-гоуровностью и многоаспектностью управления. В частности, раз­личают: а) отраслевой, региональный, социальный, научно-техни­ческий, экологический, финансовый и другие аспекты планирова­ния; б) в зависимости от уровней планирования, такие его уровни как: межстрановый, общегосударственный, региональный (субъек­тов федерации), уровень хозяйствующих субъектов (коммерческих и других рыночных организаций), их ассоциаций; в) в зависимо­сти от горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное, те­кущее; г) в зависимости от круга решаемых проблем: стратегиче­ское и тактическое.

Многоаспектность планирования отражает многообразие про­блем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием общества. Являясь ведущим элементом си­стемы управления, планирование выполняет роль инструмента ре­ализации политики государства, его отдельных субъектов, а также собственников коммерческих организаций.

В связи с нарастанием динамизма экономических и социаль­ных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимо­стью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе все больше возрастает на макро и микроуровне со­циально-экономической системы роль стратегического планиро­вания. Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, со­стоящей в разработке стратегических решений (в форме про­гнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответству­ющих объектов управления, реализация которых обеспечи­вает их эффективное функционирование в долгосрочной пер­спективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическому планированию присущи следующие характер­ные черты:

устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспек­-
тивы (на период более одного года);

ориентация на решение ключевых, определяющих для пла-­
нируемой системы целей, от достижения которых зависит ее вы-­
живание, социально-экономический прогресс;

органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой
ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных,
так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;

учет воздействия на планируемый объект многочисленных
внешних факторов, оказывающих на него позитивное или нега-­
тивное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени
ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их дей-­
ствие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для
успешного решения стратегических задач планируемой системы;

адаптивный характер, то есть способность предвидеть изме-­
нения внешней и внутренней среды планируемого объекта и при­
способить к ним процесс его функционирования.

Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управле­ния, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, прояв­ление сущности и процедуры разработки стратегических прогно­зов, проектов стратегических программ и планов.

Содержание стратегического планирования раскрывают его про­цедуры. Основными процедурами стратегического планирования в макроэкономике являются: стратегическое прогнозирование (стра­тегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов раз­личных уровней национальной экономики).

 

2) Индустриально-инновационная стратегия государства на 2003-2015 гг. Система мер по осуществлению индустриально-инновационной стратегии государства. Значение механизма ускоренной амортизации основного капитала.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Стратегия формирует государственную экономическую политику Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития. Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике

Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается помимо активизации функционирования Банка Развития создание таких специальных институтов развития, как Казахстанский инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд. При этом данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов. Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления.

Успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества

Для обоснования отдельных предложений по совершенствованию методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей и экспортоориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного преимущества на мировых рынках. В целом в результате реализации Стратегии к 2015 году экономика страны должна быть подготовлена к переходу к сервисно-технологическому развитию.

 

3) Номинальные доходы — та часть ВВП, ВНП, или НД, на кото­рую население имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающихся ему доходов в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов (вып­латы из фондов социального страхования), трансфертов между орга­низациями (дивиденды), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления).

В состав номинальных доходов включаются:

— денежные доходы, получаемые населением от различных организаций и хозяйств. Сумма номинальных денежных доходов за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследова­ний, проводимых Госкомстатом, отчетных балансов денежных дохо­дов и расходов населения, а на перспективу — на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населе­ния и оценок экспертов;

— натуральные доходы — определяются на основе данных СНС отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого балан­са производства и распределения продукции и услуг (отчетного и про­гнозного);

— косвенные доходы населения, получаемые в процессе ис­пользования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями соци­альной сферы.

Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и про­гнозного федерального бюджетов.

Реальные доходы населения определяются:

 

Реальные доходы населения = Номинальная сумма доходов - Налоги, платежи, оплата услуг

Реально используемые (конечные) доходы — та часть реальных доходов населения, которая используется на приобретение материаль­ных благ и получения услуг. В объем реально используемых доходов не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации.

Схема формирования доходов Номинальные доходы:

— денежные;

— натуральные;

— материальные затраты учреждений, бесплатно обслужи­вающих население.

Вычесть:

— оплату услуг;

— обязательные платежи и налоги Равно: II. Реальные доходы Вычесть:

— добровольные платежи и взносы; - прирост сбережений;

— сокращение задолженности населения за товары, имуще­ство, купленное в кредит.

Равно: III. Конечные доходы: Индекс цен и тарифов.

IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопостави­мых ценах и тарифах, всего в т. ч. — на душу населения индекс роста (падения) доходов

 

Вопросы для самоконтроля

1)Основные цели макропланирования

2)основные принципы макропланирования

3)Структура и разделы Стратегии «Казахстан – 20030»

4)Структура и разделы Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года

5) Структура и разделы Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года

 

Список рекомендуемой литературы: /1,5,6,9,10,13,14/

 

ТЕМА 7. «Разработка и осуществление стратегических планов развития отраслей»

 

Цель лекции: определение особенностей разработки и осуществления стратегических планов развития отраслей

Ключевые слова: прогноз, планирование, программирование, проектирования, стратегия, индикаторы.

План лекций (2 часа):

1.Методология разработки стратегических планов развития.

2.Планирование ресурсного обеспечения выполнения стратегических задач в порядке их приоритетности

3.Особенности отраслей социальной сферы и их учет в стратегическом планировании

 

1) Научно-методологические основы экономического прогнозирования. Сущность, принципы и методы прогнозирования.

В современном развитом государстве при управлении экономикой большое значение имеет применение прогнозирования как метода, способного регулировать развитие общества на ближайшие несколько лет или даже десятилетий. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможностях состояния объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Прогнозирование социально-экономического развития представляет собой систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей, и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития

В зависимости от поставленных целей существуют различные классификации прогнозов. Развернутая классификация прогнозов подразделяет их по горизонту (периоду) прогнозирования. Прогнозы по срокам делятся на оперативные (сроком до одного месяца), краткосрочные (от одного месяца до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (от пяти до пятнадцати – двадцати лет) и так называемые дальнесрочные (свыше двадцати лет). По способам представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные. По методам разработки различают пассивные прогнозы, основывающиеся на изучении экономических процессов, обладающих большой инерционностью, и активные (целевые), опирающиеся на

систему моделей экономической динамики, учитывающих возможность некоторого воздействия на общий ход экономических процессов. В зависимости от масштабов они могут быть народно-хозяйственными, межрегиональными, межотраслевыми (последние охватывают различные комплексы – агропромышленный, оборонно-промышленный, топливно-энергетический и др.). Прогнозы также составляются для отдельных секторов, отраслей экономики – промышленности, строительства, социальной сферы, банковского сектора и т.п. Они могут разрабатываться для регионов, предприятий и даже для отдельных видов продукции.

В зависимости от характера объекта прогнозы бывают экономические, научно-технические, социально-демографические, экологические и др. Экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системность, научная обоснованность, целенаправленность, адекватность, альтернативность.

В рыночной экономике прогнозирование выполняет три основных функции: предвидение тенденций изменения объекта хозяйствования и окружающей среды в будущем; оценку возможных последствий принимаемых хозяйственных решений; корректировку результатов выполнения принятого решения.

В настоящее время существуют более 100 различных методов исследования и прогнозирования развития экономики, хотя практически применяются примерно 20. Среди наиболее заметных – методы тренда (экстраполяции), исходящие из продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом, а также экономико-математического моделирования.

Для получения достоверной информации о текущем состоянии объекта, регулирования и управления на основании личных познаний специалистов о предмете исследования широко используются методы экспертных оценок.

 

2) Первый аспект. Политика в сфере доходов и личного потреб­ления семей. Это оплата труда лиц, работающих по найму. Цель — стимулирование трудовой деятельности, сокращение дифференци­ации в оплате труда, поддержание роли минимальной оплаты тру­да в качестве законодательной гарантии защиты работников наем­ного труда.

Второй аспект. Политика в сфере общественного благосостоя­ния предусматривает:

— разработку и использование минимального потребительско­го бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной за­щиты населения (индексация доходов);

— поддержку государством нерыночного сектора националь­ной экономики, т. е. отраслей, не ориентированных на коммерческую деятельность (культура, образование, охрана природы и т. д.)

Третий аспект. Политика в сфере воспроизводства населения, рабочей силы и занятости:

— создание рабочих мест;

— создание служб занятости;

— организация оплаты общественных работ;

— разработка программ создания рабочих мест.

Политика в сфере занятости определяет: объем и структуру до­ходов семьи, количество и состав незащищенных групп, объем и струк­туру потребления социальных благ и услуг.

Четвертый аспект. Политика поддержания социально незащи­щенных групп предусматривает:

— совершенствование пенсионной системы;

— развитие системы социальной защиты населения;

— обеспечение системы социальной защиты семьи.

Пятый аспект. Политика в отношении отраслей социальной ин­фраструктуры: создание возможностей для государственной поддержки гу-манитарной сферы, выделение бюджетных ассигнований на реализа­цию целевых программ образования, здравоохранения и т. д.; расширение жилищного строительства, совершенствование коммунального хозяйства.

Стратегическое планирование уровня жизни народа

Уровень жизни (условия жизни) — это обеспеченность населе­ния необходимыми для жизнедеятельности материальными и духов­ными благами. Главная задача в стратегическом планировании уров­ня жизни — не допускать падения жизненного уровня населения по сравнению с существующим уровнем жизни и создавать условия для роста народного благосостояния, повышения качества жизни.

Локальные задачи — отражают особенности деятельности го­сударства по регулированию отдельных аспектов народного благо­состояния.

Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Фе­дерации осуществляется в настоящее время в форме прогнозов соци­ально-экономического развития, комплексных программ правитель­ства РФ по развитию национальной экономики, федеральных целе­вых комплексных программ.

При этом используется система показателей, состоящая из трех групп.

Первая группа — синтетические показатели уровня жизни:

— показатели, характеризующие уровень удовлетворения по­требностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рож­даемости, прироста населения, отдельных групп);

— показатели уровня удовлетворения потребностей по сохра­нению и защите здоровья (продолжительность

Date: 2016-05-23; view: 891; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию