Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 7. Международные валютные и кредитные организации





Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк, который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Ресурсы Банка состоят в основном из добровольных взносов государств-членов, доходов, получаемых за счет инвестиций и займов, а также из средств, получаемых странами-членами ОПЕК по двусторонним и многосторонним каналам.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними, т.е. БМР служит банком для центральных банков стран-членов.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Как и большинство создававших его центральных банков в 1930 г., БМР получил статус акционерного общества, эмитировавшего свои акции. Однако на основе Гаагских соглашений БМР был придан статус международной организации, подчиняющейся международному праву и обладающей всеми привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций банка. Все акции, находящиеся в частных руках, подлежат выкупу.

Под эгидой БМР возникло несколько влиятельных международных органов.

1. Наиболее известный — Базельский комитет по банковскому надзору. Он представляет собой форум для дискуссий по насущным проблемам регулирования и надзора за деятельностью финансово-кредитных учреждений. Он координирует международные усилия в этой области, вырабатывает общепринятые нормы пруденциального надзора.

2. Комитет по платежным и расчетным системам занимается разработкой мер по повышению надежности внутренних и международных платежных и расчетных систем.

3. Комитет по глобальной финансовой системе занимается кратко срочным мониторингом и долгосрочным анализом ситуации на мировых финансовых рынках, на основе которых он формулирует рекомендации, направленные на улучшение функционирования рынков.

Кризисные явления в мировой валютной системе в конце 20 в. продемонстрировали, что международные организации, прежде всего МВФ, плохо справляются с поставленными перед ними задачами.

В 1998 г. совместными усилиями БМР и Базельского комитета по банковскому надзору был создан Институт финансовой стабильности. Он призван оказывать помощь по улучшению и укреплению финансовых систем и финансовых институтов по всему миру, прежде всего, содействуя внедрению рациональных норм пруденциального надзора. Институт занимается продвижением общепринятых норм надзора, выработкой кодексов добросовестного поведения на финансовых рынках, предоставлением, регулирующим органам информации о последних изменениях в этой области, обучением и консультированием персонала.

В 1998 г. также был создан Форум финансовой стабильности. Особенностью его деятельности является объединение усилий международных финансовых институтов, национальных регулирующих органов наиболее влиятельных стран, а также объединений, представляющих интересы участников финансовых рынков, и экспертов центральных банков.

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (МВФ) — специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю гоcударствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года. В 1947 года фонд начал свою деятельность. Штаб-квартира МВФ раксполагается в г. Вашингтоне, США Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

МВФ является международной организацией, которая объединяет 184 государства. Фонд был создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов; поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира; и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции — которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам — значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств - членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.

Цели Международного валютного фонда:

· обеспечивать международное сотрудничество в денежной сфере через сеть постоянных институтов, которые консультируют и принимают участие в решении многих финансовых проблем;

· содействовать развитию и сбалансированному росту международной торговли, и вносить вклад в продвижение и сохранение высокого уровня занятости и реальных доходов и развивать продуктивные силы во всех странах - членах фонда, как первичные объекты экономической политики;

· обеспечивать стабильность валютных курсов, сохранять правильные обменные соглашения между участниками и избегать различных дискриминаций в данной сфере;

· помогать построению многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами - членами фонда и для снятия ограничений на обмен валют, которые препятствуют росту международной торговли;

· обеспечивать поддержку государств - членов фонда, предоставляя средства фонда для решения временных проблем в экономике;

В соответствии с перечисленным выше, сокращать продолжительность и уменьшать степень неуравновешенности международных балансов счетов своих членов.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

1) в 1969 г. - с введением системы СДР;

2) в 1976 г. - с созданием Ямайской валютной системы;

3) в ноябре 1993 г. - с включением санкции приостановки права участвовать в голосовании по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. В 2001 г. - 183 страны, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США - 1/5), 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.

Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% - развивающимся.

Кредитные механизмы можно разделить на следующие четыре категории:

1) обычный механизм;

2) специальные компенсационные механизмы;

3) чрезвычайная помощь;

4) механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.

Обычные механизмы включают:

1. Кредиты, пре доставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в фонде - ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, пре доставленных ранее фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет в разрез с национальными интересами страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

В соответствии с Уставом МВФ государства-члены фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации - Международной ассоциации развития.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее представляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.

МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля 1992 г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных ресурсов.

Однако, обязательства стран-членов по регулированию валютных ресурсов в ныне действующем Уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи ХIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

С момента создания МВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся, а также восточноевропейских стран все еще не имеет возможности установить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют. Тем не менее в июне 1978 г. 46 стран (1/3 членов МВФ), а в апреле 1994 г. 88 стран (49%) приняли на себя обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.

Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0, 75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Членство открыто для всех стран — членов МБРР.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран с целью стимулирования экономического роста в них. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. В 2001 г. корпорация вела бизнес в 78 странах, причем 40% ее инвестиций приходилось на финансовый сектор. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) помогает привлекать иностранных инвесторов за счет предоставления гарантий защиты иностранных инвестиций от потерь, связанных с некоммерческими рисками в развивающихся странах (экспроприации, войны, гражданские волнения и срыв контрактов). Кроме того, Агентство предоставляет консультационную помощь при подготовке проектов и распространяет по своим каналам информацию о существующих потенциальных объектах инвестиций. МАГИ создана в 1988 г. Членство открыто для всех членов МБРР и для Швейцарии. Важнейшим источником финансирования является основной капитал. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. До 25% взносов развивающихся стран может вноситься в их собственной валюте.

Международный центр урегулирования инвестиционных споров, основан в 1966 г., предоставляет возможности урегулирования и арбитражного разбирательства инвестиционных споров, возникших между иностранными инвесторами и принимающими странами. Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г. Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

В 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. - Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. - Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. - Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования - отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

Различия между региональными банками обусловлены в основном уровнем экономического развития стран, относящихся к разным континентам: Азии, Африки и Латинской Америки. Объединяют эти банки единые цели, а также состав членов. Примерно одна треть членов банков развития — промышленно развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Так, любое решение Межамериканского банка развития (МАБР) может быть блокировано США; Африканского банка развития (АфБР) — Японией и США имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР был вынужден создать филиал — Африканский фонд развития (АФР в 1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены банка стали принимать промышленно развитые страны. Поскольку распределение голосов в советах директоров банков соответствует внесенному участником вкладу, промышленно развитые страны имеют большое влияние на региональные банки развития.

Для региональных банков общим явлением стало образование специальных фондов, с помощью которых они стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют те же функции, что и Международное агентство развития (МАР) в группе Всемирного банка. Преобладающая часть указанных фондов формируется за счет государственных взносов промышленно развитых стран, которые через них стимулируют свой товарный экспорт на рынки развивающихся стран. Это осуществляется путем увязывания льготных кредитов к закупкам инвестиционных товаров у соответствующих стран-доноров: в Латинской Америке это, прежде всего США, которые внесли свыше половины средств в Фонд специальных операций МАБР; в Азии — Япония, вложившая около половины средств в Азиатский фонд развития. Наименьший источник льготного кредитования — у Африки, хотя в этом регионе находится самая многочисленная группа наименее развитых стран.

Региональные банки осуществляют в основном льготное кредитование, которые в общем годовом объеме ассигнований составляют примерно одну треть. Льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет с процентной ставкой от 1 до 4% годовых. Объем и условия кредитования развивающихся стран региональными банками зависят от размера и структуры их ресурсов. По размерам кредитной деятельности лидирует МАБР, за ним следует АзБР.

Кредиты, предоставляемые региональными банками, предназначаются в основном для развития инфраструктуры — строительства и модернизации автострад, гаваней, причалов, аэропортов и др.

Важное место по объему пре доставляемого кредитования (25 — 30%) занимает сельское хозяйство, включая агропромышленные объекты. На долю промышленности, преимущественно добывающей и обрабатывающей, приходится примерно 15% общей суммы кредитования.

Региональные банки развития проводят дифференцированную кредитную политику в отношении развивающихся стран в зависимости от уровня их экономического развития и направленности политики. Предпочтение отдается наиболее надежным с коммерческой точки зрения заемщикам, имеющим открытый доступ к обычным фондам банков. Преимущественно за их счет осуществляется кредитование промышленности развивающихся стран, причем особую роль здесь играют местные банки и финансовые корпорации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кредитов в пользу рентабельных частных промышленных предприятий.

Региональные банки финансируют в основном наиболее развитые страны своих регионов. Так, МАБР предоставил значительный объем кредитов трем странам: Аргентине, Бразилии, Мексике; АзБР — пяти странам: Индонезии, Республике Корея, Филиппинам, Пакистану, Таиланду; АфБР — четырем странам: Марокко, Заиру, Кении, Тунису. С созданием Африканского фонда развития (АФР) стало развиваться кредитование наименее развитых стран Центральной и Западной Африки.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФЭС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. - Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации - Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация. ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12% - странам ЕС; 11,3% - другим европейским странам; 24% - неевропейским государствам, в том числе: США - 10% капитала, Японии - 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы - 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации - 6%.

Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточно-европейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

Специфической формой кредитного обслуживания внешнеэкономических связей являются операции по лизингу, факторингу и форфейтированию.

Лизинг - соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком от трех до пятнадцати лет.

Срок лизинга короче срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости.

Факторинг - покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70—90% суммы контракта до наступления срока их оплаты.

Форфейтирование - покупка банком или форфейтором на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых обязательств.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определения: БМР, МВФ, МБРР.

2. Укажите цели создания БМР.

3. Укажите цели создания МВФ.

4. Укажите цели создания МБРР.

5. Укажите цели создания региональных банков.

 

Date: 2016-05-23; view: 698; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию