Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы предпосылки и основания Ноосферизма XXI века, исходя из его генезиса в ХХ веке?Стр 1 из 2Следующая ⇒ Ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система и стратегия Синтеза научных знаний в XXI веке (научный доклад Президента Ноосферной общественной академии наук, Заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора на заседании С.-Петербург 29.11.2011 г.
Уважаемый Махатма Шанти! Уважаемые члены Ученого Совета! Уважаемые гости! - 1 - Вашему вниманию представляется научный Доклад на тему «Ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система и стратегия синтеза научных знаний в XXI веке», в котором излагаются основные положения метатеоретической системы Ноосферизма и обобщаются теоретико-методологические и научно-практические результаты почти 40-летнего цикла научных исследований автора, представленные более чем в 1300 научных работах, в том числе в 250-и научных монографий, книг и брошюр. Назову ряд основных работ, в совокупности которых представлена научно-мировоззренческая система Ноосферизма. Это – издаваемое, начиная с 2006 года 13-томное собрание Сочинений автора «Ноосферизм» (издано 9 томов в виде 14 книг), а также изданные монографии: «Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм» (2001; 2003; 537с.); «Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии)» (1992, 204с.); «Гуманизация российского общества» (1992; 156с.); «От квалиметрии человека – к квалиметрии образования» (1993; 248с.); «Бессознательное. Архаика. Вера» (1997; 138с.); «Введение в Неклассическое человековедение» (2000; 457с.); «Россия и человечество на перевале Истории в преддверии третьего тысячелетия» (1999; 827с.); «Квалитология образования» (2000; 226с.); «Качество жизни: грани проблемы» (2004; 178с.); «Разум и Анти-разум» (2003; 138с.); «Критика «экономического разума» (2008; 508с.); «Свобода. Книга первая. Критика «либерального разума» (2008; 232с.); «Наука и общество в начале XXI века. Ноосферные основания единства» (2009; 210с.); «Системогенетика и теория циклов» (в 2-х книгах) (1994; 243с., 250с.); «Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие» (1994; 168с.); «Метаклассификация» как наука о механизмах и закономерностях классифицирования» (в 2-х книгах) (1994; 248с.; 88с.); «Основы Неклассической социологии» (соавтор – С.И.Григорьев, 2000; 208с.); «Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке» (соавтор – Г.М.Иманов, 2008; 310с.); «Эпоха Русского Возрождения в персоналиях. Том I. Титаны Эпохи Русского Возрождения, 2008; 498с.); «Капиталократия и глобальный империализм (2009; 572с.); «Битва за Россию: 1991 – 2008) (2009; 403с.); «Основания и императивы стратегии России в XXI веке» (2005; 336с.); «Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции. Ноосферная парадигма универсализма» (2010; 556с.); «Владимир Ильич Ленин: гений Русского Прорыва человечества к социализму» (2010; 492с.); «Ноосферный социализм как форма бытия ноосферного человека (основания теории ноосферного социализма)» (2004; 58с.); «Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система?» (2006; 80с.); «Эпоха Великого Эволюционного Перелома» (2007; 88с.); «Теоретическая экономия в начале XXI века – к новым основаниям экономической науки в системе Ноосферизма» (2009; 98с.); «Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования» (2008; 98с.); «Квалиметрия» (2003; 368с.); «В.И.Вернадский: от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале века и к становлению Ноосферизма» (2007; 106с.); «Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке» (2010; 544с.); «Манифест ноосферного социализма» (2011; 108с.); «Исповедь последнего человека (предупреждение из Будущего) (2011, 354с.). Кроме того, разрабатываемая теоретическая система Ноосферизма стала методологической основой организованных автором научных форумов и изданных по их материалам коллективных научных монографий: · «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (2003; 598с.); · «Ленинская теория империализма и современная глобализация» (в 2- книгах) (2004; 778с.); · «Социогенетические основания трансформации общества» (2005; 550с.); · «Ноосферизм: практический взгляд на устойчивое развитие человечества и России» в 3-х томах (6 книгах) (2007, 2009, 2011; 1020с., 1094с., 990с.); · «Ноосферное образование в евразийском пространстве» в 3-х томах (5 книгах) (2009, 2010, 2011; 688с., 744с., 816с.). Можно констатировать, что на базе Ноосферизма сформировалось научно-образовательное движение, организационно оформленное в виде Ноосферной общественной академии наук в 2009 году. - 2 - Если поставить вопрос: «Каков генезис Ноосферизма в авторской логике научного творчества автора?», –то ответ на него таков. Можно выделить 4-е десятилетних цикла. Первый цикл – 70-е годы. В этом цикле была создана теория и философия качества, основы синтетической парадигмы квалиметрии, теоретико-методологические основы решения проблемы качества сложных комплексов. Второй цикл – 80-е годы. В этом цикле получает завершение формирование архитектоники синтетической квалиметрии, созданы основы новых направлений синтеза системных научных знаний – теории циклов, системогенетики, метаклассификации или метатаксономии, синтетической теории творчества, теории общественного интеллекта, начата работа по разработке теоретических основ синтеза человековедения. Именно в конце 80-х годов была создана на базе Дома ученых в Лесном («Политеха») первая Секция Человековедения, которую возглавил автор, и в которой регулярно обсуждались научные проблемы синтеза Человековедения. В 80-х годах автор выполнил цикл исследований по «Русскому Космизму» и начал разрабатывать основания развития учения о ноосфере В.И.Вернадского, была выдвинуто положение о синтезе ноосферного и социалистического императивов. В конце этого цикла была защищена докторская диссертации по теоретико-методологическим основам решения проблемы сложных систем, выдвинут принцип триединства квалитологии – науки о качестве – как единства теории качества, квалиметрии и теории управления качеством, которые были представлены в развернутом виде и апробированы на практике в СССР в 70-х – 80-х годах во многих отраслях (народного хозяйства). Третий цикл – 90-е годы. В этом цикле: получили дальнейшее развитие теория циклов и системогенетика, метаклассификация, выполнена разработка основ квалиметрии жизни, человека и образования (проблема квалиметрии жизни была поставлена автором в 1991 году в форме семинара и выпущенного сборника материалов по квалиметрии жизни), создано учение об общественном интеллекте и образовательном обществе, впервые осуществлен синтез системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии, выдвинута новая парадигма синтетического эволюционизма, объединяющая в себе дарвиновскую, кропоткинскую и берговскую парадигму, раскрыты механизмы творчества и гармонии Природы и Человека. В 1995 году защищена докторская диссертация по философским наукам «Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания». В 1994 году опубликован «Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии». За цикл работ по теории циклов, системогенетике, социогенетике и теории общественного интеллекта автор был награжден премией и серебряной медалью Н.Д.Кондратьева №1 в 1995 году от имени Международного Фонда Н.Д.Кондратьева и Российской академией естественных наук (РАЕН). В тот же период автором разработаны: концепция первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, концепция Тотальной Неклассичности будущего бытия человечества, Концепция управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества, как единственной модели устойчивого развития человечества, которая стали импульсом для перехода автора к новому этапу научного творчества – разработке основ Ноосферизма как метатеоретической системы, проблемно-ориентированного научного комплекса и новой научно-мировоззренческой системы. Одновременно автор завершил разработку подходов к формированию Неклассического Человековедения и Неклассической социологии, а также к новому пониманию диалектики архаики веры и «бессознательного» в человеке на основе системогенетических законов, открытых автором, – закона спиральной фрактальности системного времени и закона дуальности управления и организации систем, как механизма цикличности развития. С 1991 по 2006 гг. по инициативе автора и Н.А.Селезневой на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов было проведено 11 международных научных Симпозиумов «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика», на базе которых были защищены несколько десятков докторских и несколько сотен кандидатских диссертаций. Четвертый цикл – 2000-е годы. В этот цикл происходит завершение «в основном» синтеза теоретического каркаса Ноосферизма. Термин «ноосферизм» был введен автором еще в 1995 году, определенное развитие он получил в работе «Россия и человечество на «перевале» Истории…» (1999), но концептуальную развертку получил в монографии «Ноосферизм» в 2001 году. В этом же цикле автором были разработаны такие концептуальные блоки ноосферизма, как теория капиталократии и глобального империализма, философия памяти и разума, философия качества жизни, теория ноосферного социализма и другие.
- 3 - В 2001 году автор в монографии «Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм так определил «ноосферизм»: 1. «Ноосферизм есть соединение учения о социализме и коммунизме и учения о ноосфере, он есть развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского, связанное с более глубоким исследованием оснований становления будущей ноосферы со стороны человека, т.е. антропогенных, социальных, экономических, политических оснований, дополняющих естествоведческую позицию В.И.Вернадского и его последователей» (с.8). 2. «Ноосферизм есть теоретическая система философско-научных, социологических, научно-экономических взглядов, раскрывающих законы и закономерности, принципы и императивы становления социоприродной гармонии на базе общественного интеллекта и образовательного общества» (с. 8). Причем автор подчеркивал тогда, что «принцип управляемости входит в систему принципов Неклассичности, принципов дополнения, антропных принципов». Ноосферизм «противостоит стихийной Истории, которой в конце ХХ века подписала «приговор» Природа, Биосфера в форме наступивших Пределов в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. В этом «пункте» ноосферизм есть отказ человечества от рыночно-капиталистической формы своего бытия» (с.8). 3. «Ноосферизм – это не только теоретическая система, комплекс наук и теорий, но и особый тип бытия человечества, новая парадигма Истории – Неклассической, Управляемой Истории, но в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Ноосферизм и есть «эпоха Кооперации» или по Ефремову – «Эпоха встретившихся рук» (с. 10). Теоретическая база Ноосферизм опирается на категорию ноосферы. Исследованиями автора показана, что эта категория имеет 8-мь смысловых «измерений», через которые выражена логика становления ноосферы на Земле вместе со становлением человечества, человеческого разума, по крайней мере, с момента появления в Биосфере протогоминид 5-10 млн. лет назад. Одновременно современный этап ноосферогенеза определяет, как движение к новому состоянию Биосферы, в котором коллективный человеческий разум, как «разум управляющий», обеспечивает прогрессивную эволюцию Биосферы в единстве с прогрессивным развитием человечества, т.е. становится разумом Биосферы и в определенном смысле – Планеты Земля, – или частью их «разума». Такое понимание отрицает вульгарное прочтение «ноосферы» только, как сферы разума, или как «коэволюцию», на которой настаивают Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, В.А.Кутырев и другие. «Коэволюция» – это только «момент» гетероэволюции Биосферы и планеты Земля. И, наконец, ноосфера – есть «Ноосфера Будущего», которую еще нужно создать, поскольку первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы только свидетельствует об антиноосферности капитализма, которая если не будет отвергнута, может закончиться экологической гибелью человечества. В 1993 году европейские ученые Макс Полунин (Англия) и Жак Грюневальд (Швейцария), к 130-летнему юбилею В.И.Вернадского, выдвинули понятие «вернадскианская революция». Автором в течение 1993 – 2003 гг. совместно с научными соратниками была создана целая концепция вернадскианской революции («Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке», 2003), итогом которой, по автору, и является появление Ноосферизма.
- 4 - Каковы предпосылки и основания Ноосферизма XXI века, исходя из его генезиса в ХХ веке? Первое. Это учения о Биосфере и ноосфере В.И.Вернадского, в целом все творческое наследие этого великого ученого-энциклопедиста мирового масштаба, 150-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в 2013 году. Причем отметим, что в отличие от воззрений французских ученых Леруа и Тейяра-де-Шардена, введших в научный оборот понятие ноосферы в 20-х годах ХХ века, на ноосферу – только как на сферу разума, именно В.И.Вернадский создал научное учение о ноосфере, поставив его на естественнонаучный фундамент своих разработок в области учения о биосфере, живом веществе, геохимии и биогеохимии, учения о геохимических циклах, науковедения. В дальнейшем учение о ноосфере В.И.Вернадского получило развитие в работах В.А.Ковды, А.Л.Яншина, Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, В.П.Казначеева и других, а также в работах американского политолога Л.Ларуша. Второе. Это Эпоха Русского Возрождения, которая началась, на «почве» Русского Космизма, в XVIII веке, с Петра Великого и М.В.Ломоносова. Эпоха Русского Возрождения с самого своего зарождения имела космоноосферный мировоззренческий вектор, делала ставку на «космическую телесность» человека, альтруизм, доминирование процессов кооперации, сотрудничества, гармонии над процессами конкуренции, эгоистического индивидуализма. Эпоха Русского Возрождения прошла 3-и цикла: «петровско-ломоносовский», «пушкинский», «вернадскианский», который продолжается. Социалистический прорыв России в ХХ веке находится в логике Эпохи Русского Возрождения. Третье. Это системогенетика, квалитология, учения об общественном интеллекте и образовательном обществе, новая парадигма синтетического эволюционизма, философия истории человечества и философия истории России, исходящая из представления о диалектике Внутренней Логики Социального Развития и Большой Логики Социоприродной Эволюции. Главное состоит в том, что Ноосферизм рождается в Эпоху Великого Эволюционного Перелома на рубеже ХХ и XXI веков, когда уже Природой, Космосом поставлен «вопрос о том», что человечество больше не может жить «по-старому» на планете Земля. Наступил Конец Стихийной, рыночно-капиталистической истории и начинается Эра Ноосферизма или Ноосферного, Духовного, Экологического Социализма. Наступили «Роды» истинного человеческого Разума – Разума-для-Биосферы, Земли, Космоса, т.е. Ноосферного Человека и Ноосферного Разума. Или это произойдет в ближайшее будущее, или нас, т.е. человечества, на Земле не будет. Космос нас уберет как неудачное «пробное» существо, претендовавшего на разумность.
- 5 - Ноосферизм, таким образом, имеет следующие разработанные теоретические блоки: 1. Систему Синтетического эволюционизма, показывающую, что любой «конус прогрессивной эволюции» подчинен закону сдвига от доминанты закона конкуренции и механизма отбора к доминанте закона кооперации и механизма интеллекта. Вводится новая категория интеллекта, как механизма прогрессивной эволюции, которая собой выражает управление будущим со стороны системы. В соответствии с новой парадигмой синтетического эволюционизма ноосферный этап в эволюции на Земле является закономерным, и человеческий разум на Земле появился не случайно. Этот же теоретический блок служит основанием теории общественного интеллекта. 2. Концепция вернадскианской революции в системе научного мировоззрения. 3. Концепция Тотальной Неклассичности будущего бытия человечества, расширяющая систему представлений о принципах дополнительности (дополнения), антропных принципов, теории наблюдателя и сверхнаблюдателя, теории управления суперсложными системами с учетом их системогенетических и цикло-ритмических особенностей. 4. Теорию общественного интеллекта и образовательного общества. 5. Начала теории ноосферного (экологического, духовного) социализма. 6. Концепцию Синтетической Цивилизационной Революции (во второй половине ХХ века и в начале XXI века), в недрах которой вызревают предпосылки становления «цивилизации общественного интеллекта и образовательного общества». 7. Концепцию глобальной гармонии мира, экологического и духовного здоровья человечества. 8. Концепцию популяционной и глобальной валеологии через призму ноосферизма. 9. Концепцию Самотворящей Природы – Креативной Онтологии. 10. Концепцию Ноосферного Качества жизни. 11. Синтетический квалитативизм XXI века как квалитативно-философское основание Ноосферизма. 12. Синтетическую квалиметрию как квалиметрическое основание Ноосферизма. 13. Учение о Законе Кооперации как космогоническом законе, – и из него вытекающее теоретическое представление о будущей ноосферной кооперации человечества и Природы, при сохранении цивилизационного, этнического, культурно-языкового разнообразия человечества, как его богатства и основы его устойчивого развития. 14. Основания (начала) философии (онтологии, гносеологии, аксиологии, праксиологии) ноосферизма, включая разработанную систему представлений о системной, классификационной, циклической, квалитативной и креативной онтологиях мира. 15. Концепцию ноосферного универсализма и духовно-нравственной системы человека и образования. 16. Основания ноосферной экономики. 17. Основания ноосферной социологии. 18. Основания ноосферной психологии. 19. Философию свободы в системе ноосферизма. 20. Философию ноосферной безопасности. 21. Начала социогенетики и ноогенетики на базе теории системогенетики. 22. Философию истории России, разработку оснований и императивов стратегии развития России в XXI веке; 23. Концепцию Ноосферного Прорыва в XXI веке; 24. Концепцию Эпохи Русского Возрождения; 25. Концепцию Живой Этики Русского Космизма; 26. Сферное учение Русского Космизма; и другие.
- 6 - Ноосферизм задает программу и стратегию синтеза научных знаний в XXI веке, «фокусом» которого становится «Ноосфера Будущего». Человечество оказалось в состоянии Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры, его наука, образование, культура, ценности, мышление оказались неадекватными реалиям Мира, мыслить в терминах войн, конкуренции, игр, наслаждений, гонки за богатством – это значит не мыслить, находиться в состоянии безумия («без-умия» – отсутствия ума). Рыночно-капиталистический интеллект антигуманен, он есть самоуничтожающийся Анти-Разум. Что делать? Нужна ноосферная человеческая революция, которая должна начаться с ноосферной революции в науке и образовании. И этот процесс уже начался в России и распространяется на весь мир.
|