Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лубок в русских игральных картах В.М.Свешникова

Глава 1.

1.1. Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов.

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы»[4]. В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[5].

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

 

Адам и Ева. Гравёр (резных дел мастер) Василий Корень. XVII век.

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, кои печатали немцы еретики, лютеры и кальвины, по своему «проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).

Типы лубков

Бова Королевич сражается с Полканом. Сказочный лубок.

· Духовно-религиозные — в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.

· Философские.

· Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче».

· Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.

· Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.

· Праздники — изображения святых.

· Конница — лубки с изображением всадников.

· Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век

Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс.Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

Лубок в русских игральных картах В.М.Свешникова

В 1981 году Комбинат цветной печати издает колоду игральных карт под названием "Карты игральные, по мотивам русских лубочных картинок, рисованные Виктором Свешниковым". Рисунки к данной колоде изготовил один из старейших художников Ленинграда, график Виктор Михайлович Свешников (род. 1907). Ученик И.Я. Билибина и В.М.Конашевича, он вносит значительный вклад в графическое искусство игральных карт. Лубочные рисунки Свешникова сделаны на высоком мастерском уровне, в них чувствуется большая и серьезная подготовительная работа художника по изучению исторического и бытового материала.

1.2. Для успешного изучения истории необходимо хорошо знать, что такое календарь, как он появился, и какие существуют календари.

Календарём называется система исчисления времени, основанная на периодичности видимых движений Солнца и Луны.

Первый в истории календарь появился в Древнем Вавилоне. Это был лунный календарь — система изме­рения времени, связанная с изменением внешнего вида Луны (фазы Луны). Время между одинаковыми фазами получило название месяц. К сожалению, лун­ный календарь не отражает смены времен года, и со временем люди начали использовать солнечный кален­дарь, основывающийся на наблюдении за движением Фазы Луны.

Так в Вавилоне изображали фазы Луны на глиняных табличках

Солнца по небосводу. По этой системе время разделя­ется на годы и сутки (дни). Для облегчения исчисления времени дни условно объединили в недели и месяцы.

Древнейший календарь был создан примерно за 2500 лет до н. э. в Междуречье. Он состоял из двенадцати месяцев и был солнечно-лунный, но поскольку отставал от солнечного календаря, приходилось регу­лярно добавлять к нему несколько дней, чтобы кален­дарь не расходился с сезонами полевых работ.

Счёт времени в древности отличался от современного. У древних греков сутки начинались с рассвета, а у германцев — с ночи. Народы, часто воевавшие, дели­ли сутки на «стражи». У вавилонян и иудеев сутки составляли три стражи, у римлян — четыре. Сутки де­лились на ночь и день, который длился 12 часов. По­скольку длительность дня в течение года была непостоянна, то и часы имели разную продолжительность. В лунных календарях продолжительность месяцев одинаковая — 30 дней, но эти календари неточно измеряют продолжительность года.

В конце года египтяне стали добавлять 5 дней для того, чтобы он составлял 365 дней, деления на недели не было. Египтяне делили год на сезоны полевых ра­бот, названия которых были связаны с явлениями природы: сезон разлива, сезон возвращения реки в берега и сезон низкой воды. Все основные сезоны продолжались по четыре месяца.

Хронология возникновения календарей: Первоначальный древнеримский календарь (время возникновения достоверно неизвестно).

Юлианский календарь (был введён примерно в 45 г. до н. э. Юлием Цезарем; этим календарём до сих пор пользуется православная церковь).

Григорианский календарь (ввел в 1582 г. Папа Римский Григорий XIII; используется и в настоящее время).

В Украине и России григорианский календарь действует с 31 янва­ря 1918 г. После 1 февраля наступило 14 февраля. С того времени используются понятия «старый стиль» и «но­вый стиль». Разница между ними составляет 13 дней. Поэтому, кроме Нового года, мы празднуем ещё Старый Новый год, который наступает в ночь на 14 января.

На столько же дней отличаются даты празднования Рождества у католиков (в ночь па 25 декабря) и правос­лавных христиан (в ночь на 7 января).

История создания календаря

История календарей началась давно. В их разработку внесли свой вклад многие народы. Измеряя время, человечество выделило три наиболее важных понятия: эра, год, век. Из них год и эра — это основное а век — производное. В основу современного календаря положен год (точнее, тропический год), то есть промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Точно определить продолжительность тропического года было очень важно, и задача эта оказалась непростой. Ее решали многие выдающиеся ученые мира. Было определено, что продолжительность тропического года — величина не постоянная. Очень медленно, но она изменяется. В нашу эпоху, например, уменьшается за столетие на 0,54 секунды. И сейчас составляет 365 дней, 5 ч 48 мин 45,9747 сек.

Нелегко было определить, сколько времени продолжается год. Но когда все точно подсчитали то столкнулись с еще большими, можно сказать, с неразрешимыми трудностями.

Если бы в году оказалось целое число суток, все равно сколько, то составить простой и удобный календарь легко. Пусть даже были бы половинки, четвертинки, восьмушки суток. Их тоже можно сложить в целые сутки. А тут 5 ч 48 мин 46,9747 сек. Из таких “добавок” никак не составишь целые сутки. Получается, что год и сутки несоизмеримы. Остаток при делении — бесконечная дробь. Поэтому разработать простые и удобные системы счета дней в месяце и в году оказалось совсем не простым делом. И хотя от древних времен до наших дней было составлено множество различных календарей (древнеегипетский, китайский, вавилонский, вьетнамский, мусульманский, еврейский, римский, греческий), ни один из них нельзя назвать достаточно точным, удобным, надежным.

Високосного, то есть состоящего из 366 суток, года в природе не бывает. Его придумали, исходя из того, что “остаток” от 365 дней тропического года — 5 ч 48 мин и секунды — очень близок к 1/4 суток. За четыре года набираются целые сутки — добавочный день в високосном году.

Судя по многим источникам, первым до этого додумался египетский грек Созиген. В календарь високосный год впервые был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Р. Х.

Этот календарь стали называть юлианским. Он прочно вошел в жизнь в начале нашей эры и действовал на протяжении многих веков. По этому календарю жили не только Римская империя и Византия (откуда он в Х веке с принятием христианства пришел на Русь), но и все страны Европы, Америка, многие государства Африки и Азии.

В IV веке понадобилось внести ряд изменений в юлианский календарь. Укреплялось христианство, и церковь считала необходимым отрегулировать даты религиозных праздников. Было установлено твердое соответствие (для IV века) солнечного юлианского календаря лунному иудейскому. Так, чтобы христианская пасха в IV веке никогда не могла совпасть с иудейской.

В VI веке римский монах Дионисий Малый задумал ввести новую христианскую эру, начало которой идет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как в иудейской эре, или от каких-либо других событий, как в разных языческих эрах. Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.

Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. На Руси, как и в Византии, еще долго, несколько веков, продолжали считать годы от сотворения мира.

А между тем в результате неточного определения продолжительности юлианского года — 365 суток и 6 часов, тогда как в действительности год на 11 мин и 14 сек короче — к концу XVI века (после поправок, внесенных в календарь в IV веке) набежала разница в 10 суток. Поэтому весеннее равноденствие, которое в 325 году приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта. Кроме того, праздник христианской Пасхи стал приближаться к еврейской Пасхе. Они могли сойтись, что по церковным канонам совершенно недопустимо.

Католическая церковь пригласила астрономов, и те более точно измерили продолжительность тропического года, разработали изменения, которые необходимо внести в календарь. По указу папы Григория XIII с 1582 года в католических странах стали вводить календарь, который получил название — григорианский. Счет дней передвинули на 10 суток вперед. День после четверга 4 октября 1582 года предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Весеннее равноденствие снова возвратилось на 21 марта. Чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок, было решено каждые 400 лет выбрасывать из числа високосных 3 дня. Чтобы за 400 лет было не 100 високосных, а 97. Для этого надо не считать високосными те столетние годы (годы с двумя нулями на конце), в которых число сотен (две первые цифры) не делится без остатка на 4. Таким образом, годы 1700, 1800, 1900 не были високосными. Год 2000 — будет високосным, а 2100 — нет. Длина года по григорианскому календарю хоть немного, на 26 сек, но все же длиннее истинного. Это приведет к ошибке в одни сутки лишь за 3280 лет.

Новое летосчисление уже в 80-х годах XVI века было введено в Италии, Испании, Португалии, Польше, во Франции, в Люксембурге, в католических кантонах Швейцарии. Гораздо труднее его принимали протестанты и православные.

Пользование разными календарями, особенно в странах, тесно общающихся, вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Так, например, Англия приняла григорианский календарь только в 1752 году. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир, можно подумать, что два величайших писателя мира скончались в один и тот же день. На самом же деле разница была в 10 дней. Шекспир умер в протестантской Англии, которая в эти годы еще жила по юлианскому календарю (по старому стилю), а Сервантес — в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

 

Календарные реформы в России шли своим чередом, и нередко с большим опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Счет годов велся от сотворения мира, которое, по церковным понятиям, произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта. В конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября. Указом от 15 декабря 7208 года Петр I ввел в России христианское летосчисление. День, следующий после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, предписывалось считать началом нового года — 1 января 1700 года от Рождества Христова. Издавая этот указ, Петр не побоялся круглой даты — 1700, которую в то время многие в Европе ожидали со страхом. С ней в очередной раз после 1000 и 1100 годов от Р. Х., после 7000 года от сотворения мира и других “круглых” дат, с трепетом ожидали конца света и Суда Божия над всеми живыми и умершими. Но эти смертельно пугавшие людей годы приходили и уходили, а человеческий мир оставался таким же, каким был.

Петр приказал россиянам торжественно, весело встречать 1 января 1700 года, “поздравлять с новым годом и новым веком”. Вот тут он допустил ошибку и ввел народ в заблуждение, что новый век будто бы начинается с двух новых цифр и двух нулей. Эта ошибка, видно, крепко вошла в сознание многих русских.

Итак, Россия перешла на христианское летосчисление, но оставался юлианский календарь, старый стиль. А между тем большинство стран Европы уже более ста лет жили по григорианскому календарю. Разница между старым и новым стилями составляет: для XVIII века — 11 суток, для XIX — 12, для ХХ и XXI (в XXI веке — из-за того, что 2000 год считается високосным) — 13, в XXII веке она увеличится до 14 суток.

В России григорианский календарь принят в 1918 году первым советским правительством, не связанным с церковью. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. С середины ХХ века григорианским календарем пользуются практически все страны мира.

Виды календарей:

В настоящее время разнообразие печатных календарей может поразить любого человека. Сразу на ум приходят настенные календари и настольные. Но это ведь далеко не все! Есть ещё великое множество разновидностей карманных календарей, календарей в виде брошюр, а также планингов. Любому человеку, работающему в офисе знакомы настенные квартальные календари. Собственно говоря, эти календари в последнее время пользуются популярностью как никакие другие. Их широкое распространение оправдано удобством их использования (человек сразу видит перед глазами три месяца) и соответственно планирования своей работы и работы своей компании.

 

Разновидностей настенных квартальных календарей существует достаточно много. Такие календари можно подразделить по формату (А4, А3, А2 и т.п.), по виду соединения листов (самый популярный – перекидной календарь на пружине) и т.п. Обычно на «шапке» такого календаря и находится какая-либо реклама, т.е. именно здесь располагается логотип, девиз компании, предоставляемые услуги, а также основные координаты. Почти у любого служащего в офисе на столе можно увидеть настольный календарь. Настольные календари по популярности почти не уступают своим настенным собратьям. Именно на таком календаре (перекидной вариант) удобнее всего делать пометки для самого себя, записывать необходимые встречи, номера телефонов, а также все те дела, что не были сделаны за сегодня. Настольные календари в виде домика украсят абсолютно любой стол, такой календарь будет идеально смотреться как на столе менеджера, так и на столе генерального директора.

Ещё одна разновидность – карманные календари. Чаще всего они бывают двух размеров 7х10 см или 5,4х8,6 см. Все люди видели, как календари карманного формата часто раздают в качестве рекламы на выходе из метро или прикрепляют к дворникам автомобилей. Давно известно, что карманный календарь одновременно является одним из самых успешных методов рекламы любой компании. Человек почти всегда с охотой берет такой календарик, поэтому реклама компании на оборотной стороне календаря обязательно окажется прочитанной данным человеком.

Глава 2.

2.1. Идея моей работы заключается в том, что бы показать что в наше время календари интересны и востребованы, в особенности те календари которые можно сделать своими руками. Кто-то скажет, что в современных магазинах большой выбор красивых календарей. Что можно заказать календарь под семейным фото, повесить его на стену и любоваться счастливыми лицами. Кто-то вспомнит про календари на кружках и футболках. Я не спорю с тем, что выбор готовых календарей богат. Я лишь хочу рассказать, как здорово сделать календарь своими руками самим и с детьми.

В моей работе я хочу показать времена года используя для этого этюды.

Изначально этот календарь задумывался как календарь путешествий, но позже я решила упростить задачу и сделать календарь который можно использовать всем. В начале я хотела сделать календарь со вставками для фотографий и этюдами по временам года. Но в конце января осознала, что этот вариант календаря очень затратный и не окупит себя. Посоветовавшись с руководителем я приняла решение сделать более простой календарь. Идея этого календаря изменилась, это уже не календарь путешествий, это календарь времён года. Я решила взять за основу этого календаря этюды, я выбрала одно место и сделала этюды в разных временах года, приклеила их на ватмане, распечатала числа и месяца этого года и тоже прикрепила к ватману по верх этюдов.

2.2. Для начала я сделала эскизы, для этого использовала: карандаш простой, тушь, гуашь. Потом я делала этюды времён года, для этого мне понадобилось: гуашь, бумага, кисти. В интернете нашла численник, к сожалению за этот год там были не все месяца и я решила сделать календарь прошлого года.

2.3. Этой весной для меня стало открытием, что за СВАУЛом есть речка, прогуливаясь там, я нашла много красивых и живописных мест.

Выбрала одно место для этюдов на календарь. Это место буквально поразило меня, вроде бы не чего особенного, но мне понравилась динамика деревьев. Я решила а почему бы не показать это место в разных временах года, заодно показать многим людям, которые так же как и я, плохо знающим места в нашем городе, что есть такая замечательная речка которая проходит буквально через весь город.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Анкета для сотрудников | Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия

Date: 2016-05-23; view: 727; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию