Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страх как психическое состояние





Каждый человек так или иначе испытывает ощущение страха начиная с раннего возраста и на протяжении всей жизни. Этой проблеме посвящено достаточно большое количество современных исследований. Рассмотрим некоторые из них. Так, С.Ю. Головин считает, что «страх» – это «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая – от требования влечения. В отличие от боли и прочих видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определен или не осознан, возникающее состояние называется тревогой» [9, с. 335]. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (страх панический, ужас), он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенение, агрессию защитную [38].

В.А. Жмуров отмечает, что субъективно страх переживается как чувство внутреннего напряжения, незащищённости и беспомощности с явлениями вегетативного возбуждения и побуждениями к бегству либо нападению. Интенсивность страха варьирует от пугливости и боязливого настроения до ужаса и паники. Страхом часто называют тревогу, которая болезненным, случайным образом связана с определённым стимулом, который сам по себе не представляет реальной угрозы; это, например, навязчивый страх или фобия, параноидный страх [11, с. 33].

По мнению психоаналитика В. Лейбина, страх – это психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение. Для классического психоанализа проблема страха – это сосредоточение многообразных вопросов, ответы на которые должны пролить свет на душевную жизнь человека [24, с. 597].

«Страх перед каким-либо конкретным объектом называется З. Фрейдом боязнью (Furcht), в патологических случаях – фобией. З. Фрейдом различаются также так называемый свободный страх и испуг [45].

Он выделяет две группы фобий:

1) «житейские страхи» (страх смерти, инфекции и т. п.);

2) специальные фобии (боязнь открытых пространств, определенных животных и т. п.). Причиной фобии, как и любого другого симптома, является бессознательный конфликт душевных стремлений» [40, с.46].

По мнению К.Э. Изарда, «страх – это совершенно определенная, специфическая эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как специфической эмоции позволяет отделить его от феномена тревоги. Тревога – это комбинация, или паттерн эмоций, и эмоция страха – лишь один из них» [16, с. 293].

М.И. Витковская «страх – это реакция на угрозу как биологическому существованию, так и ценностям, которые индивид и группа считают необходимыми для жизни, т.е. реакцией на те процессы и явления, которые происходят в социальной системе и проецируются на каждого человека [7].

А.И. Захаров считает, что страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. В этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта, психологическом заражении страхом от окружающих ребенка лиц и непроизвольном обучении с их стороны соответствующему типу эмоциональных реакций. Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной мотивации страха, поскольку в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Исходя из сказанного, страх можно определить как аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека [12].

Таким образом, нет единого мнения о том, что такое страх. Одни исследователи понимают под ним эмоцию (С.Ю. Головин, К.Э. Изард, А.И. Захаров), другие – психическое состояние (В.Лейбин), третьи – реакцию на угрозу (М.И. Витковская). При этом, неизменным остается то, что страх вызывает психическое напряжение, переживание за сохранность своей жизни.

В современной науке нет единой классификации страхов, поэтому, целесообразно рассмотреть наиболее популярные.

Известный представитель психоанализа З. Фрейд выделяет два вида страхов: реальный и невротический. Реальный страх вполне понятный, он реакция на появление внешней опасности. Невротический уже проявление болезни (сюда же можно включить фобии) [40].

А.И. Захаров страх классифицируется как природный (основан на инстинкте самосохранения) и социальный (страх одиночества, людей, наказания и т.д.). В структуре страхов А.И. Захаров выделяет семь подгрупп:

- медицинские

- причинение физического ущерба;

- страх смерти;

- страх животных и сказочных персонажей;

- страх перед сном, страхи кошмарных снов, темноты;

- социально опосредованные страхи: страх людей, родителей, наказания, опоздания, одиночества;

- пространственные страхи: страх высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства [13].

А.И. Захаров так же выделяет возрастные и клинические проявления страха дают основание для соответствующего разделения. Клинически страх может быть навязчивым и сверхценным; невротическим и психотическим [13, с. 33].

А. Кемпински разделяет страх на четыре вида: биологический (угроза жизни), социальный (страх отвержения близкими, страх наказания и т.д.), моральный, дезинтеграционный [18].

Ю.В. Щербатых проводил целое исследование понятия страха, функции, классификации, симптомы и способы регуляции данного психического состояния. Он выделил следующую классификацию страхов и разделил все боязни на 3 группы:

- социальные (возникают из-за опасения за изменения своего социального статуса и собственную самооценку. В отличие от биологического, социальный страх на данном этапе эволюции присущ только человеку. Это может быть страх публичных выступлений, страх перед мнением друзей, близких и просто знакомых, страх перед общественным мнением, страх неудачи или же «замаскированный» страх удачи, страх быть отвергнутым, провала, боязнь критики)

- биологический (обеспечивает выживание биологического организма, сохранению его жизни, здоровья и целостности. Это может быть боязнь огня, хищных или ядовитых животных… Этот страх может быть заложен генетически и носит в себе коллективную память человечества о всех опасных ситуациях, которые ранее испытали люди, или может носить рефлекторный характер. В первом случае человек уже родился с этим страхом, записанном на генетическом уровне, во втором приобрел его в течение жизни, основываясь на собственном опыте и записывается на уровне нервных клеток)

- экзистенциальные (это страх перед самой сущностью человека. Это может быть страх высоты, закрытых помещений, страх смерти. Непосредственно связан с человеческим интеллектом и порождается рассуждениями о жизни, смерти и смысле самого существования человека. Это страх перед смертью, временем, перед бессмысленностью существования человека. Этот страх связан с глубинной внутренней сущностью человека и присущ абсолютно всем людям, кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, скрыт глубоко в подсознании и поэтому обычно не осознается человеком.) [44].

Различают пять видов экзистенциального страха:

- времени – страх старения и смерти, неизвестности будущего;

- пространства – страх замкнутого (клаустрофобия) или открытого (агорафобия) пространства, темноты, высоты (акрофобия), глубины;

- жизни – выражается в непостижимости и непонимании самой жизни: страх перед таинственным, непонятным, загадочным, перед бессмысленностью существования человека и всего вокруг;

- перед самим собой – непонимание себя, своих собственных мыслей, страх сойти с ума, различных проявлений своей личности, своих собственных поступков, мыслей, страх потери контроля над собой;

- перед порядком или хаосом [42].

Психотерапевт Б.Карвасарский выделяет семь групп страхов:

- cтрах окружающего пространства – агорафобия, акрофобия, клаустрофобия и т.д. Обычно такие страхи носят подсознательный характер и возникают вследствие испуга;

- социальные страхи – социофобия, демофобия и т.д. Их специфика заключается в отношении человека к окружающему миру;

- yозофобия (страх за здоровье) – канцерофобия, кардиофобия и т.д. Изначально такие страхи носят продуктивный характер и призваны оберегать здоровье человека. Но иногда, нозофобия выходит из под контроля, и приобретает разрушительный характер;

- cтрах смерти является основой всех страхов и фобий. Наряду с нозофобией имеет свойство перерождаться в патологический;

- cексуальные страхи – согласно теории З.Фрейда формируются в детстве при неправильном сексуальном воспитании. Существуют в подсознании, поэтому трудно осознаются человеком. Очень часто имеют разрушительную основу;

- cтрах навредить окружающим – естественная реакция, защищающая человека от необдуманных действий и преступлений (убийств);

- контрастные или индивидуальные страхи – очень часто не поддаются объяснениям и носят абсурдный характер. Сопровождаются такими фобиями, как пеладофобия – боязнь потери мобильного телефона, циклофобия – боязнь велосипедов, магейрокофобия – боязнь приготовления еды и т.д.;

- cтрах самого страха – очень сложный вид страха, обычно носит разрушительный характер и имеет глубинные корни [18].

С.Ю. Мамонтов разделяет страхи на следующие группы:

- экзистенциональные;

- опасения по поводу собственной бездарности, неспособности;

- фобии и связанные с ними приступы паники;

- социальные страхи (страх отвержения, боязнь потери, страх принять самостоятельное решение, страх публично проявлять свои чувства, страх перед авторитарными личностями) [27].

Л.С. Акопян разделят страхи на три группы:

- обусловленные (которые вызваны внешними по отношению к субъекту условиями возникновения соответствующих эмоциональных состояний. Сюда так же относятся социально-обусловленные и техногенно- обусловленные страхи);

- индуцированные страхи (возникают в следствие прямого или косвенного воздействия на эмоциональное состояние субъекта, вызывающее переживание страха (внушение, заражение и др.). Сюда входят: социально-биологические индуцированные, социально-социально индуцированные, социально-техногенно индуцированные);

- внутренне-генерированные страхи, существующие в информационных формах, зависящих от индивидуально-личностных особенностей субъекта и реализуемые в природно-биологическом, техногенном, социальном материале) [2].

Как и любая другая эмоци страх выполняет определенные функции в жизни человека:

Ю.В. Щербатых выделил 4 основные функции страха:

- сигнальная (внешнее выражение эмоций передаваемых другому человеку о состоянии, намерениях, проявлении симпатии или наоборот);

- защитная (совокупность бессознательных процессов психических, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов);

- адаптационная (приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества);

- поисковая (рассмотрение и распознание поступающей информации в ключе решения определенной задачи управления или контроля).

Эти функции служат для предупреждения субъекта о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на ее источнике и выход из предстоящей ситуации. В случае достижения силы аффекта (панический страх, ужас) он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная, агрессия) [43].

А.Ф. Чернавкий пишет о том, что страх можно рассматривать не только как эмоциональное состояние, но и как последовательный трех уровневый процесс.

Первый уровень – это уровень пред действия страха, раскрывающийся через параметры: фантазии, прогноза, физиологических реакций, самооценки, боли физической и моральной;

Второй уровень – уровень непосредственного переживания страха, раскрывающийся через природный, бытовой, экстремальный, моральный страх, страх деятельности и жизнедеятельности;

Третий уровень – уровень последействия, страха, раскрывающийся через параметры длительности, экстернальности, личностно- и социально-астенических и -стенических состояний.

Каждый уровень страха имеет свои, типологические, психологические и социально-психологические особенности, обусловленные, с одной стороны, минимальной эмоциональной- и максимальной сознательной дифференцированностью, а с другой стороны – максимальной эмоциональной дифференцированностью.

Состояния страха, на каждом уровне его протекания детерминировано и полом индивида. Специфические различия наблюдаются на каждом уровне [41].

К.Э. Изард перечисляет следующие причины страха: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта, необычность и высоту [16].

О.Ю. Морокова описывает следующие симптомы проявления страха: стесненное дыхание, «рваное»; учащенное дыхание; прилив жара; головокружение; потеря равновесия; ухудшение зрения; навязчивые хаотичные движения; «оглушенность» сознания, тошнота; неприятные ощущения в сердце; ощущения нереальности; боязнь сойти с ума; сухость во рту; влажные ладони; бледное лицо; ватные ноги; тяжесть, холод внутри; речь невнятная, невпопад, голос – дрожащий» [31, с. 3].

Ю.В., Щербатых перечисляет следующие симптомы. Это – дрожь мышц тела, прежде всего губ. Голос становится сиплым, глухим, а иногда и совершенно пропадает. Когда страх возрастает до состояния ужаса, мы испытываем беспорядочно частое сердцебиение, наблюдается аритмия, наступает обморок; дыхание затруднено, ноздри широко раздвинуты, губы имеют непроизвольное движение, появляется удушье в горле, выпученные глаза устремлены на объект, вызвавший это состояние, зрачки при этом бывают расширены. Часто появляется неудержимое стремление немедленно скрыться от сложившейся ситуации [43].

Таким образом, страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для сохранения, как человеческого вида, так и жизни отдельного организма. Существуют разнообразные виды классификаций страхов. Некоторые исследователи разделяют страхи на 2 вида: реальный и невротический (З.Фрейд:); природный и социальные (А.И. Захаров). Другие – на три: социальные, биологические и экзистенциональные (Ю.В. Щербатых). Близка к этой классификация С.Ю. Мамонтов: социальные, экзистенциональные, опасения по поводу собственной бездарности, неспособности и фобии и связанные с ними приступы паники. Есть ученые, по мнению которых, существует 4 группы страхов: биологический, социальный, моральный, дезинтеграционный (А. Кемпински). Функции страхов: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая (Ю.В. Щербатых).

Date: 2016-05-23; view: 2196; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию