Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение и классификация)





Математические представления и умения я/ся своеобразным "инструментарием" средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т.п.). Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста: 1) Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников я/ся свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию. 2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геом-кие фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. 3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте) 4) Пространственно- временные представления –5) Познание чисел и освоение действий с числами. Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности. Возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки и т.д. Сериации можно организовать по размеру, по цвету: по степени интенсивности окраски.

Анализ - выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку. Н/р, задан признак: красный. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «карасный».

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития р/ка. Н/р: Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4 года): возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный.

Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия м/у признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это». Методически рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому р/ку легче сначала найти признаки различия объектов, затем - признаки их сходства. Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку требуют сравнения.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать). Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: по наименованию предметов (чашки); по размеру; по цвету; по форме; по др-м признакам (съедобное и несъедобное, домашние звери и т.д.). У детей с раннего детства начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве. Так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных логических представлений и понятий.

 

 

37.Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартного решения задачи

В соответствии с ФГОС математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Математика в детском саду должна быть веселой и занимательной.

По интеллектуальному развитию детей используется комплексно-игровая методика. В основе ее лежат развивающие занимательные игры. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. С детьми нужно «играть» в математику. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, логических упражнений. Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или др. предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.Они настойчиво ищут ход решения, к/ый ведет к результату. В такой деятельности формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с счётными палочками Н/р: воспит. предлагает детям сложить из 5 счётных полочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата

Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, из специальных наборов геом-ких фигур. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Н/р: это кубики Никитина, Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Воспит. использует их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения

38.Связная речь: значение, виды. Методика обучения описательным рассказам в разных возрастных группах.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая. По форме рассказы могут быть описательные и сюжетные.

Методика обучения рассказыванию по игрушкам, по картинам, предметам (описательная речь). Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на к/ые дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом этапе обучения (в ср. гр.) желательно предъявлять детям образные игрушки, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя или демонстрировать их в движении. Целесообразно внести игрушку за 5 мин до занятия – дать детям её рассмотреть, потрогать, В ст. гр. Такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные, дети с более высоким уровнем развития могут не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3-х предметов, указывая на их расположение на столе, составить описание пары игрушек, сравнивая их по элементам. На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа. Реб, выйдя к столу педагога, берет игрушку в руки, рассматривает её, ощупывает и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.

По картине Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. На всех воз этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины. Ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа или пояснения воспит во время предварительного рассматривания. Занятие по сюжетной картине бывает комплексное: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события.

В ср гр детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого воз немного персонажей, мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспит в первой части занятия организует совместные действия – начинает описание одного объекта, а реб заканчивает его 2-3 предложениями.

В ст гр при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Назначение сюжетной, многопредметной картины – помочь реб составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев, опираясь на свои восприятия. Детям могут быть предложены несколько картин на одну и ту же тему («Таня не боится мороза» О.И. Соловьевой и «Зимой на прогулке» Е.И. Радиной). В подг гр педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины.

Описание предметов. Большое восп-образоват значение имеют занятия, но к/х предлагаются предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, и др. эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспит должен накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Н/р, для старшей группы – умывательные, почтовые принадлежности, для подг.гр. – школьно-письменные принадлежности и т.д. Рассказывая, реб тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов (небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства). Умения описывать предметы закрепляются и в другой деятельности – на занятиях по конструированию р/ок рассказывает о своей постройке и т.д.


39.Значение худ-ой лит-ры в развитии и воспитании детей. Методика чтения и рассказывания художественных произведений в разных возрастных группах.

Худ/ная литература сопровождает ч/ка с первых лет его жизни. И в дош-ом детстве закладывается фундамент, на к/ый будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает р/ку прекрасные образцы литературного языка.

На занятиях по развитию речи, используется разнообразные методы и приемы, но более эффективным я/ся практический метод, а именно театрализованная деятельность. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Методика проведения занятий пересказу может состоять из следующих частей:1)вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; 2)чтения литературного произведения. не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа - это может отвлечь от целостного восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст; 3)беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Эта часть занятия не д. быть длительной. Достаточно задать детям 4-5 вопросов; 4)повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка па внимательное прослушивание содержания и запоминание его. так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ или сказку; 5)пересказа произведения детьми. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного.

Основными методами являются следующие: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений. 4. Заучивание наизусть.

Методика ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах. В мл-м дош- возрасте У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их не достаточно выразительна. В ср-м дош-ом возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к худ/ному слову, образным выражениям.

В ст-м дош-ом возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

Используются словесные методические приёмы в сочетании с наглядными:

• беседы после ознакомления с произведением; • зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); • беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; • знакомство с писателем: демонстрация портрета;• просмотр диафильмов, по литературным произведениям На занятиях можно использовать инсценировки: игра- драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры,т. игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.

 

40.Методика развития речевого творчества: обучение сочинению загадок, метафор, стихосложению. Технология обучения детей составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности. 1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в таблицу "Свойства и качества" (графически или текстом): Какой? Что такое же?.2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице "Действия": Что делает? Кто или что делает так же? 3. Выбирается объект и заполняется таблица "Части": Какая часть? У какого объекта есть такая часть? 4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: "Части и их количество": Часть Сколько? У кого или чего столько же этих частей?.Технология обучения детей составлению метафор. Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.или составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: "Про кого или про что на картине я говорю?" После отгадывания детьми объекта воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта. 1.Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.2.У него выявляется специфическое свойство (разноцве тная).3.Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна). 4.Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя). 5.Для метафорической фразы необхо димо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя). 6.Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя). Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека. Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.

41.Разработайте программу психологической коррекции педагогически запущенных детей. Современная ситуация развития ребенка неблагоприятно складывается на различных уровнях окружающей его среды – экологические катастрофы, стихийные бедствия, социальные катаклизмы, национальные и региональные потрясения, проблемы реформирования образования, нестабильность семьи и др.

Усложнение социально-педагогической ситуации развития ребенка в первую очередь связано с дестабилизацией семьи, снижение воспитательного потенциала которой во многом обусловлено экономической озабоченностью материально-бытовой и социальной неустроенностью родителей, либо дезорганизацией семьи вследствие погони за сверхвысоким благосостоянием.

Социально-педагогическая запущенность – состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».

Социальная запущенность - в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следстви­ем которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень его субъектности в учебно-познавательном процессе. У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформированности игровой рефлексии.

Выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.

Возможны следующие формы коррекционной работы:

· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,

· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,

· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,

· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,

· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,

· формирование правильной самооценки,

· осуществление мер нравственно-полового воспитания,

· физическое воспитание,

· привлечение к участию в добрых делах.

Индивидуальный подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности конкретного ребенка.

Одним из важных условий проведения психокоррекции является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой р/у обстановке.

42.Сформулируйте правила и опишите формы работы воспитателя дошкольной образовательной организации с семьей В настоящее время активно развивается семейно-ориентированный подход в работе педагога-психолога при обучении и воспитании детей в образовательных организациях. Одним из существенных принципов реализации данного подхода является учет индивидуальных особенностей как ребенка, так и его семьи. Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского (в частности, материнского) поведения.

Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка. Если семья не справляется, возникает риск ее дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной и нуждается в помощи педагога, но не всегда осознает это и обращается за помощью. Благодаря системному подходу педагоги-психологи работают в следующей парадигме:

· семья - некая целостность, изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы;

· проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений;

· циркулярность процессов в семье: если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности;

проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию.

Правилами общения педагога-психолога с семьей являются: сотрудничество, взаимодействие, доверие и взаимоуважение, вза

 

43 .Разработайте план родительского собрания для родителей воспитанников детского сада на тему «Психологические особенности адаптации детей к школе». Трудности адаптации первоклассников к школе.Задачи собрания:

- познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

- предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Основные вопросы для обсуждения:

- физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

- психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

- система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Вы купили ребенку школьную форму, ранец, огромный букет и пустили слезу умиления на торжественной линейке? Не спешите расслабляться, все только начинается…

Игра «Корзина чувств».Уважаемые мамы и папы!
У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в
вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование.

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни. Мало того, что ребенок в 7 лет идет в школу и испытывает огромный стресс, связанный с адаптацией к новым условиям, в этом же возрасте отмечается очередной возрастной кризис. Как известно, пока ребенок растет, он проходит через три наиболее важных кризисных изменения: первый отмечается в возрасте 3-4 лет, второй 7-8 лет и третий в подростковый период 13-16 лет. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста».

В это время отмечаются существенные изменения в организме ребенка: быстрый рост, изменения в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. В период возрастного кризиса у ребенка могут отмечаться перепады настроения, раздражительность, ранимость, повышенная утомляемость, происходят изменения в характере. Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

Продолжительность адаптации 5-6 недель, психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели. Родителям нужно более внимательно относиться к детям в этот переломный для них момент. Важно замечать все изменения в детском поведении, пытаться понять, чем они обусловлены, помочь направить ребенка в нужное русло.

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

Обратите внимание Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

Организация правильного питания ребенка.

Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья. «Психологические условия адаптации ребенка к школе».

Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. - Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны. -Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми

Английский писатель Уайльд Оскар

Главная цель школы научить ребенка учиться.

Желание учиться приходит только с успехом в учении. Нежелание учиться – следствие неумения работать. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание –лень.

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха, Нежелание учиться – следствие неумения работать.

СухомлинскийШкола – это союз учителя, родителей, ученика. Он должен быть основан на взаимном доверии и уважении.

Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете работа. Она требует сверхтерпения, сомообуздания, пересиливания усталости, одоление неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.

Дети – это строгая оценка, выставляемая родителям самой Жизнью.

Date: 2016-05-23; view: 3697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию