Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магия как форма донаучного освоения мира в древних культурах





 

Магия. Первобытное сознание теснейшим образом связано с об-

рядом, ритуалом и магией. Магия — важная составная часть духовной

культуры первобытного общества. Магия — это попытка воздействия

на мир (на природу, на человека, на богов-духов) с помощью опреде-

ленных ритуальных действий, обряда. Магия являлась одним из след-

ствий разложения нижнепалеолитического (первобытное стадо)

предметно-действенного сознания (см. раздел 14), на смену которому

пришло более развитое мифологическое сознание. Но в духовной

культуре первобытной родовой общины связь сознания с деятельнос-

тью не исчезла, она лишь стала не прямой, непосредственной, а

опосредованной. Формой связи мифа и действия выступила магия.

Магический обряд, ритуал — это (имеющая определенный смысл в

системе данной мифологии) одновременно и составная часть и ре-

петиция действия

Вся жизнь первобытного человека была теснейшим образом свя-

зана с магическими действиями. Первобытный человек полагал, что

успех любого действия зависит не столько от объективных условий,

его личного мастерства, сколько от того, в каком отношении он

находится с теми божественными силами, духами, которые лежат в

основе мира, породили его и управляют им.

Первобытный миф (в том числе и космогонический) не только

рассказывался, но и воспроизводился ритуальными действиями (ри-

туальными плясками, обрядами, жертвоприношениями и т.п.), маги-

ческими обрядами. Собственно говоря, миф в значительной степени

и выступал как способ объяснения этих ритуальных действий. Участ-

ники такого обряда-праздника «вытанцовывали» представления о

жизни и смерти, об отношениях между людьми, между человеком и

природой; они как бы приобщались к созиданию мира богами, живот-

ными, становились соучастниками творения Космоса из Хаоса.

Для первобытного человека происхождение Космоса из Хаоса-

это не только (и не столько) «теоретическая» проблема, но и пробле-

ма реальной, повседневной жизнедеятельности общины, рода.

Иначе говоря, это проблема их реальной социальной практики. «Тво-

рение» мира не осталось где-то в далеком прошлом. Поступая опреде-

ленным (т.е. ритуализированным) образом, человек может поддер-

живать связи с теми силами (существами), которые сотворили мир.

Эти силы не исчезли, они продолжают действовать и сейчас, излучая

свою «мощь». И человек в магическом обряде имеет возможность

приобщаться к этому могуществу и его использовать.

В магии первобытный человек видел важнейшее средство реше-

ния тех проблем, с которыми сталкивался. Причем магические про-

цедуры рассматривались не как нечто вторичное, подготавливаю-

щее, предварительное для самого действия, а как важнейшая состав-

ная (часто — начальная) часть любого действия (охоты, рыболовства,

военных действий и др.). Если первобытному человеку не удавалось

выполнить такие предварительные магические процедуры (напри-

мер, при подготовке к охоте), то он не приступал к самому действию.

Магическое сознание опиралось на две главные «идейные» пред-

посылки:

• во-первых, на представление о том, что подобное произво-

дит подобное (или следствие «похоже» на свою причину);

• во-вторых, на представление о том, что вещи, когда-либо

бывшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимо-

действовать и после того, как контакт между ними прекра-

тился.

Из первой предпосылки маг, колдун делал вывод, что он может

произвести любое желаемое действие путем простого подражания

ему. Из второй предпосылки для мага следовало, что все то, что он

проделывает с предметом, окажет воздействие на людей, которые

однажды с этим предметом были в соприкосновении.

Наиболее верным способом решения магических проблем счита-

лось тщательное соблюдение обрядности, традиционности дейст-

вия. В этом кроются, между прочим, истоки консерватизма мифоло-

гического познания мира. Глубинной же базой преодоления консер-

ватизма выступает развитие предметно-практической активности,

возрастание преобразовательных возможностей человека'.

С разложением первобытно-общинного строя магия не исчезла

полностью. Она послужила почвой для возникновения в дальнейшем

различных ритуализированных действий типа колдовства, чародей-

ства, волшебства, гадания (хиромантия, астрология, каббала и др.),

магических заговоров и проч. Значительный магический компонент

есть в любой религии. Магия послужила также одним из источников

средневековой алхимии. Определенное воздействие магии в эпоху

Возрождения испытывала на себе и наука.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 1516; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию